Миссионерская деятельность. Закон «о миссионерской деятельности» подписан президентом РФ

Начнем по порядку, подробно анализировать существенные поправки.
1) Ч. 2 ст. 13:
«Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.
Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом».
В России и без того представительства иностранных религиозных организаций фактически не имели никаких прав, и не удивительно, что миссионерской деятельностью им заниматься тоже запретили.
Возникает закономерный вопрос - для чего тогда вообще в России говорится о данных представительствах, если они ничего не могут делать?
2) Ч. 2 ст. 20:
« Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями».
Поясню. Религиозные объединения в России создаются в двух формах - религиозной организации, имеющей статус юридического лица, и религиозной группы, образующейся без такого статуса. Религиозная организация должна состоять из 10 и более граждан, тогда как для религиозных групп численность не установлена. Рассуждая логически - максимум - 9 граждан (потому что с 10 - уже организация), минимум - 2, потому что исходя из определения - это объединение граждан. Вопрос. Почему религиозные группы имеют не равные права с религиозными организациями? Только ли из-за количественной составляющей? Не является ли это дискриминацией?
Далее - целая новая глава о миссионерской деятельности.
3) Начнем с определения, ст. 24 1 .
« Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично , при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами».
Поясню.
Во-первых, миссионерскую деятельность могут осуществлять только российские религиозные организации и группы, зарегистрированные в установленном порядке. То есть, последователи, допустим, сатанизма (который, к слову, является философией, а не «вероучением», если говорить о классическом сатанизме Ла-Вея), миссионерской деятельностью заниматься не могут.
Во-вторых. Что есть «вероучение»? Определения не дано ни в одном нормативно - правовом акте. И какую информацию о нем необходимо распространять?
В-третьих. Цель «вовлечения». Как ее установить? Как отграничить речь, произнесенную с такой целью, от простого высказывания своего мнения?
В- четвертых . Критерии публичности? Сколько человек должно слушать миссионера, чтобы его речь была признана произнесенной публично (еще и в целях вовлечения других лиц в участие в своей религиозной организации), и, следовательно, подпадающей под определение миссионерской деятельности?
В- пятых . Как разграничить осуществление миссионерской деятельности через Интернет с простым выражением человеком своих религиозных убеждений? Получается, что, к примеру, человек, считающий себя приверженцем саентологии, не сможет у себя на странице в ВК рассказать о своих взглядах, о сущности учения? Как доказать, к тому же, что гражданин «принадлежит» той или иной организации? Многие православные не относят себя к РПЦ, просто верят самостоятельно, без посредников. Как им быть в таком случае? Или власти априорно решат: «православный => принадлежишь к РПЦ => рассказывал о вере => миссионер => бумажки от РПЦ нет =>администартивка»?
4) Ч. 2 ст. 24 1 .
Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно (то есть без специального разрешения, о чём ниже) осуществляется:
. в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
. в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
. в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
. в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
. на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
. в местах паломничества;
. на кладбищах и в крематориях (Так, а вот тут стоп! Атеисты тоже умирают, и не все кладбища имеют религиозную составляющую) ;
. в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов (Прекрасно! Теперь попы могут беспрепятственно шляться по вузам, и заниматься миссионерской деятельностью, в целях вовлечения студентов в РПЦ. «А, впрочем, ничего нового»).
5) Ч. 3 ст. 24 1 .
Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
А вот тут серьезный просчет с точки зрения юридической техники, потому что ч. 2 ст. 16 ФЗ предусматривает широкий перечень мест (фактически - аналогичных для беспрепятственного совершения миссионерской деятельности), в которых беспрепятственно совершаются богослужения, другие религиозные обряды и церемонии. Начнем с того, что нет определения данным понятиям, никто не знает, что такое «богослужение», «религиозный обряд», «церемония», и чем они отличаются друг от друга, и для чего они вообще таким образом используются в тексте закона. Получается, что в жилых помещениях допускается миссионерская деятельность в том случае, если там проводился какой - то религиозный обряд. Ну, грубо говоря, пришел поп освятить квартиру, и начал втирать при всей семье неверующему ребенку пубертатного возраста о том, что плакатики с Раммштайном со стены надо бы снять и обратиться к богу, за что и получил кадилом по кумполу (шутка).
6) Ч. 4 ст. 24 1.
Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях , зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.
Грамотное положение, наконец-то возводящее в закон правило «Не соваться со своим уставом в чужой монастырь».
7) Статья 24 2 . Порядок осуществления миссионерской деятельности
«1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации».
2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.
Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации.
Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 24 1 настоящего Федерального "" закона (то есть при случаях «беспрепятственного осуществления миссионерской деятельности»).
Поясню. Получается, что религиозные группы вновь поставлены в неравных условия с религиозными организациями. Руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа " и (или) священнослужитель вправе осуществлять миссионерскую деятельность без каких-либо документов, беспрепятственно и где им вдумается. Руководители религиозных групп или их священнослужители такими полномочиями почему - то не наделены. То есть всем, причастным к религиозной группе миссионерам, необходимо иметь при себе бумажки.
При этом, граждане и юр.лица, действующие от имени религиозной организации вне мест беспрепятственного осуществления миссионерской деятельности, обязаны иметь при себе документ от организации. Опять возникает вопрос: как быть при миссионерской деятельности в интернете? Как отграничить ее от простого выражения своих убеждений? Как доказать цель «вовлечения»? ""
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:
· от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в п. 1 настоящей статьи;
· от имени религиозной организации - только на территории субъекта или субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в п. 2 настоящей статьи.
Получается, опять иностранцы ограничены в правах. Хотя да, вдруг они от Госдепа, пришли духовные скрепы гнуть.
8) Далее идут, в общем, грамотные пункты, которые, впрочем, дублируют положения ФЗ о запрете деятельности таких объединений:
5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в п. 3 и 4 ст. 9 настоящего Федерального закона (то есть бывшими руководителями таких объединений, а также лицами, которыми запрещено быть учредителями или участниками религиозного объединения) .

Итого.""" К основным минусам данного закона относится, во-первых, неравное положение религиозных организаций и религиозных групп, при котором религиозным организациям предоставлено больше прав (догадываетесь, какая будет ими наиболее активно пользоваться?)). Во-вторых - нечеткость формулировок, при которой фактически невозможно отграничить выражение гражданами своих религиозных убеждений от миссионерской деятельности.


С. А. Каримова

Нижневартовский государственный педагогический институт

С давних времен миссионерство являлось одной из основных задач христианской церкви. В Российской империи миссионерская деятельность была исключительной прерогативой Русской православной церкви, все остальные религиозные организации не имели права привлекать неофитов.

В то же время, миссию среди нехристианского населения России нельзя рассматривать как чисто церковную инициативу. В значительной степени она направлялась государством, которое ставило перед церковью определенные задачи в рамках своей внутренней политики. Правительство желало ускоренной русификации (понятия “русский” и “православный” считались синонимами) и рассматривало церковную миссию именно с этой точки зрения.

Но, исходя из текущих политических интересов, Русское государство нередко препятствовало обращению в православие отдельных нехристианских народов, в т.ч. и мусульман.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди мусульман Российской империи не была предметом специального исследования в историографии.

Однако в работах дореволюционных, советских и современных авторов, посвященных истории конфессиональной политики, в той или иной степени затрагивались проблемы, связанные с миссионерской деятельностью церкви среди мусульманского населения.

Особенностью дореволюционной историографии было то, что большинство ее представителей являлись идеологами миссионерской деятельности и священнослужителями (миссионерами) . С одной стороны, это несомненно повышает источниковую ценность их работ, так как авторы использовали собственные наблюдения. С другой, объясняет недочеты их трудов: непосредственные участники событий не могли быть вполне объективными.

Вместе с тем, следует отметить, что дореволюционные исследователи в своем большинстве были далеки от идеализации миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи. Значительное внимание в их работах было посвящено неудачам и ошибкам этой работы. В то же время, одной из характерных черт дореволюционной историографии, можно считать гипертрофированное ожидание будущих успехов миссии.

В особую группу следует выделить работы историков Русской церкви: А.П. Доброклонского, Н. Тальберга, А.В. Карташева, И.К. Смолича .

Труды этих авторов носят, как правило, компиляционный характер, т.к. представляют собой учебные пособия по истории Православной церкви. Миссионерская деятельность, в контексте данных исследований, освещена как одна их основных задач христианской церкви.

В советской историографии проблема миссионерской деятельности разрабатывалась крайне незначительно . Характерной чертой подобных исследований становилась резко негативная оценка миссионерства, а также искажение исторических реалий в угоду конъюктурным соображениям.

В историографии современного периода по рассматриваемой проблеме четко прослеживаются три основных направления.

Представители первого (Ф. Брайен-Беннингсен, С. Фаизов, Л.А. Ямаева) придерживаются того мнения, что миссионерская деятельность среди мусульманского населения оказала пагубное воздействие на развитие мусульманского сообщества.

Их оппоненты, которые в большинстве своем являются деятелями Русской православной церкви (С. Бородин, Л.Картавенко, П.Рязанов), полагают, что православная миссия несет миру, в том числе мусульманскому, спасение, соответственно дело ее “благое” и “богоугодное” .

Представители третьего направления (Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Е. Воробьева), стараются дать объективную картину (основанную на широком круге источников) православной миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи .

Несмотря на убежденность христианских миссионеров в том, что “в странах, где мусульмане находятся под христианским владычеством, деятельность миссионеров возможна, поскольку ислам не в состоянии оказывать миссионерам полного сопротивления” , возможности православной миссии среди мусульманского населения Российской империи оказались крайне незначительными в силу факторов внешних и внутренних.

К первым можно отнести несовершенство законодательства, которое не учитывало насущных проблем миссии и конкретных условий местности; недостаточность материальной поддержки со стороны государства и общественности; непопулярность в российском обществе идеи миссионерского служения.

Многообразие факторов внутренних позволяет представить их в виде нескольких групп:

отсутствие разработанной программы действий миссии;

нехватка служителей миссионерскому делу, которые бы отвечали требованиям православного благочестия;

специфика миссионерской работы среди мусульманским населением, а именно:

А) Негативное восприятие христианства как религии завоевателей, так как распространение православия среди мусульман России находилось в связи с покорением Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств;

Б) Сложность христианской догматики для мусульманина. По мнению одного из теоретиков миссионерской деятельности Н.П. Остроумова, “…мусульманину более всего затрудняет переход в христианство – христианская догматика. Еще сам Мухаммед внушал своим приверженцам, что христианское учение о троичности лиц божества есть многобожие, и никогда еще не удавалось убедить мусульманина в противоположном” .

В) Опасение агрессивной реакции со стороны многомиллионного мусульманского населения, которое, заставляло “считаться с … далеко не спокойным настроением магометан России, чтобы не создать в ближайшем будущем нового политического вопроса татарско-магометанского”.

Систематическая миссионерская работа Русской православной церкви среди мусульман Российской империи берет начало с середины XYI в. после завоевания Казанского ханства. В 1555 г. была основана Казанская архиепископия, ставшая центром обращения в православие не только мусульман Поволжья, но и всей России. Каких либо значительных отличий в миссионерской работе среди мусульман в этот период не наблюдалось. В отношении всего неправославного населения использовался стандартный набор методов: от прямого принуждения до материального вознаграждения.

Покровительственная по отношению к исламу политика, проводимая Екатериной II, оградила мусульман от административного и государственного принуждения в духовных делах. С ликвидацией в 1764 г. Казанской новокрещенной конторы вся миссионерская работа среди мусульман была лишена государственной поддержки. Вплоть до середины XIX в. миссионерская деятельность среди мусульманского населения оставалась скорее личным почином отдельных епископов и монастырей, а не целенаправленной деятельностью церковной и гражданской власти. Более того, в отдельных регионах, например, в казахских землях, священникам было запрещено крестить казахов без специального разрешения российской колониальной администрации . Кроме этого, невзирая на уголовную ответственность за отпадение от христианства, с 60-х гг. XYIII в. наметилась тенденция к возвращению новообращенных в прежнюю веру.

Таким образом, миссионерская деятельность среди мусульман Российской империи в период с последней трети XYIII в. и до середины XIX в. практически не велась.

Расцвет активности в “деле ко утверждению вере христианской” пришелся на вторую половину XIX в. “Полнейшее отречение новокрещенных от христианства”, о котором сообщалось в отчетах епархиальных архиереев с самого начала XIX в., вызывало опасения не только православной церкви, но и правительства империи и таким образом стало одним из факторов развития подвижнической деятельности.

Огромную важность для развития методологической базы миссионерской деятельности Русской православной церкви дало осознание необходимости специфических приемов и средств при работе с мусульманами.

Вплоть до первой трети XIX в. различий между исповеданиями миссионеры не проводили . Первые миссии для отдельных мусульманских народов появились в 30-е гг. XIX в. в Вятской, Пермской, Самарской и Оренбургской епархиях.

Однако в атмосфере либерализма, установившейся после 1861 г. непосредственная миссионерская деятельность среди мусульман была малоуспешна. В качестве альтернативы миссия развернула активную работу среди крещеных из мусульман, направленную на ограждение их от влияния ислама.

Во второй половине XIX в. появился ряд организаций и институтов, которые готовили миссионеров, способных вести антиисламскую дискуссию. Так, например, Казанская духовная академия в 1854 г. открыла “Миссионерский противомусульманский отдел”. В то же время важно отметить незначительность результатов деятельности академии. Они сводились к публикациям православной литературы и разработке рекомендаций миссионерам по методике религиозной полемике с мусульманами.

Организационное оформлении антимусульманской миссии завершилось основанием Православного миссионерского общества (1865 г.). В помощь миссионерскому обществу на местах учреждались епархиальные комитеты. За первые 25 лет деятельности общества комитеты появились в 43 епархиях .

Развитию антиисламской деятельности способствовало появление большого количества антиисламской миссионерской литературы, в том числе периодической (журналы “Миссионерское обозрение”, “Православный благовест”, “Православный собеседник” и др.)

С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910 г. На съезде высказывались требования отмены льгот и привилегий местной знати, порывающей с христианством и возвращающейся в ислам. Также рассматривался вопрос о прекращении доступа турецким и иранским агентам, осуществляющим религиозную пропаганду. В секции противомусульманской прессы обсуждались меры противодействия панисламистской и пантюркистской пропаганде как в русской печати, так и в печати на местных языках. Помимо этого съезд принял решение о необходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Было признано целесообразным распространять православие через женские монастыри, где мусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Кроме того, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросу и поощрения миссионерской деятельности среди мусульман .

Миссионерство в средневековье

Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй ( -XVI вв.). Миссионерство помогало колонизаторам захватывать и «осваивать» новые земли. Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 году учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 года - Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества.

В XVII -XVIII вв . в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви.

В начале XIX в. возникли миссионерские организации в США . Миссионерство активизировалось в последней трети XIX века в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего Средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.

Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма - странствующие монахи - суфии.

Миссионерство на современном этапе

После 2-й мировой войны 1939-45 годов, в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма . К 1969 году в африканских миссиях насчитывалось около 16 тысяч членов мужских и 30 тысяч членов женских христианских орденов (большинство - не африканцы).

В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма . В 1971 году католический орден «белых отцов» отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение.

Миссионерство в России

Миссионерство в России было тесно связано с христианизацией славянских , а затем нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом , атеизмом , развратом , революционной деятельностью и укрепляло российскую государственность. В XIV веке Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). В XVI веке усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья , в XVIII - 1-й половине XIX века среди народов Сибири и Кавказа. С 1867 года распространением христианства среди татарского населения занималось братство святителя Гурия в Казани. В 1870 году в Москве было основано Православное миссионерское общество , объединившее различные сибирские миссии. Ряд русских православных миссий был создан вне России. Общее руководство миссионерством в Российской империи осуществлял Синод , который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров.

После революции 1917 года и установлением советской власти в России было прекращено государственное финансирование религиозных объединений, и миссионерство постепенно сошло на нет.

С 1988 года Русская православная церковь получила возможность распространять своё учение. Открылось множество храмов, епархий, монастырей, духовных школ, где ведётся миссионерская и социальная деятельность. Издаются православные книги, газеты, журналы, фильмы и записи музыки, функционируют церковные радиостанции, телеканалы, интернет-сайты, организуются музеи, выставки, конференции, паломничества, крестные ходы, официальное участие в различных государственных и частных мероприятиях.

Руководителем всей епархиальной миссии согласно Положению о ней, принятому I съездом миссионеров в 1997 году, является Преосвященный Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, председатель епархиального Миссионерского совета. В решениях съезда 1997 года определено, что Владивостокская епархия является "миссионерской" епархией, поэтому и каждый приход является "миссионерским" приходом. Деятельность всех отделов епархии без сомнения также является миссионерской в направлениях, поставленных перед ними епархиальным Преосвященным.

Миссионерский отдел епархии, ведущий свою деятельность с 1996 года, является рабочим органом миссионерского совета и работает по следующим направлениям:
- консультативная миссия;
- апологетическая миссия;
- информационная миссия;
- координация приходских миссий;
- миссионерское братство.

Основные направления деятельности миссионерского отдела

Епархиальный Миссионерский отдел в настоящее время основной своей целью считает Благовестие среди невоцерковленных людей, особенно молодежи, и находящихся за пределами Церкви.

В миссионерской практической деятельности приходится учитывать особенности религиозной ситуации, складывающейся в настоящее время в Приморье. О масштабе развернувшейся сейчас в Приморье неправославной религиозной миссионерской деятельности позволяют судить данные о том, сколько в наш край прибыло из-за границы миссионеров (по официальным справкам администрации края). Итак, если в 1999-2001 годах наш край посетило 418 миссионеров, то за 8 с половиной месяцев 2002 года их уже зарегистрировано 406. Особенным бурным миссионерским натиском отличаются "Свидетели Иеговы", мормоны, корейские церкви (пресвитериане, методисты и другие). В последнее время взлет активности получили пятидесятнические секты, обновленные молодыми харизматическими лидерами. В целом за 2000-2002 годы стала заметна тенденция к протестантизации в религиозной жизни населения края. Всего в Приморье на 1 июля 2002 года было зарегистрировано 266 религиозных объединения и отмечалась деятельность около 350 религиозных групп. Для сравнения: православных приходов в крае - 71.

1. Консультативная миссия

Это направление включает в себя оказание помощи тем, кто оказался жертвой сектантства или находится в сомнениях, вызванных миссионерской деятельностью представителями других религий. С этой целью сотрудники отдела постоянно дают различные консультации в ходе индивидуальных встреч, по телефону, в письменной переписке. Ведется подготовка и присоединение к Церкви отпавших от нее людей. Приемный день в миссионерском отделе - понедельник или по договоренности. Тел. 22-89-19.

2. Просветительско-апологетическая миссия

По этому направлению осуществляется методическая помощь для подготовки к крещению и воцерковлению. Миссионерский отдел выпускает специальные миссионерские листки на различные темы: с разъяснениями правил подготовки к крещению, Символа веры, заповедей, правила подготовки к причастию, молитвенного правила для начинающего, в помощь кающимся и др.

Проводится распространение синодального журнала "Миссионерское обозрение", журнала "Православная беседа" и епархиальной газеты среди приходов епархии, а также среди библиотек г. Владивостока, в трех краевых больницах.

При попечении отдела в г. Владивостоке действует часовня св. мученицы Татианы, в которой еженедельно совершаются молебны и крещение. Проводятся огласительные занятия при подготовке к крещению и беседы об основах православной жизни. Часовня стала местом проведения некоторых мероприятий совместно с Дальневосточным техническим университетом, Дальневосточной академией искусств и Пушкинским театром.

Кроме того, в рамках этого направления сотрудники отдела принимают участие в организации мероприятий просветительского характера, участвуют в конференциях.

Проводится анализ публикаций на религиозную тематику в региональной прессе и готовятся ответы-комментарии в случаях неуважения чувств православных христиан.

Осуществляется сбор информации о конкретных случаях оскорбления религиозных чувств верующих с целью последующего привлечения к этому внимания административных органов власти и общественности (в 2002 году - случай с осквернением поклонного креста на Орлиной сопке).

3. Координация приходских миссий

По этому направлению осуществляется работа по оказанию консультативной и методической помощи приходам в различных вопросах миссионерской практики. Подготовлены рекомендации по проведению огласительных занятий. Распространяется журнал "Миссионерское обозрение". Начат выпуск "Вестника миссионерского отдела".

Осуществляется координация опыта приходских миссий. В приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Уссурийска успешно ведется регулярная издательская деятельность катехизаторского и миссионерского направления. Регулярно издается "Покровский листок" для бесплатной раздачи. Приход храма г. Находки издает газету "Верую", приход храма с. Новосысоевка - газету "Дорога к храму", приход храма г. Дельнереченска - газету "Лампада", приход храма г. Большой Камень - миссионерский листок "Православный вестник".

Приход храма Преображения Господня г. Спасска имеет одну из лучших приходских библиотек.
Приходы храмов Успения Пресвятой Богородицы п. Кировский, Покрова Божией Матери п. Угловое, Успения Богоматери п. Владимиро-Александровское проводят катехизацию крещаемых и крещение через полное погружение.

Приходы храмов Свято-Никольского г. Владивостока, Успения Пресвятой Богородицы г. Владивостока, Успения Божией Матери п. Владимиро-Александровское, Преображения Господня г. Спасска, Тихвинской иконы Богоматери п. Шкотово, Андрея Первозванного г. Фокино, Марфо-Мариинская обитель милосердия бесплатно распространяют епархиальную газету "Приморский благовест".

Следует выделить деятельность приходов п. Кавалерово и г. Партизанска, которые активно проводят миссионерские поездки по селам.

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь в п. Горные Ключи активизировал свою миссионерскую работу с открытием в конце 2001 года собственного сайта в интернете.
Нужно отметить активную миссионерскую деятельность прихода храма святых Кирилла и Мефодия, учащих и учащихся Православной гимназии, которые совершили в 2001 году несколько крестных ходов в Приморью, а в 2002 году здесь началось создание братства православных следопытов.

3. Информационная миссия

С 1994 года продолжается ежемесячное издание епархиальной газеты "Приморский благовест", которая в большей степени имеет миссионерскую направленность. В ноябре 2002 года вышел 89-й номер газеты с начала ее издания в 1994 году.

С 2000 года продолжается издание миссионерских листков для бесплатной раздачи. В ноябре 2002 года вышел десятый номер. Дополнительные тиражи листков печатаются по заказам приходов епархии. Особенно в этом плане отличается деятельность прихода Покрова Пресвятой Богородицы п. Угловое.

С 1999 года действует сайт Владивостокской епархии. В настоящее время ведется работа по открытию нового сайта епархии с миссионерской направленностью, который, как планируется, появится в интернете в январе 2003 года.

В начале 2003 года планируется на Приморском телевидении (канал "Культура") открыть православную передачу.

Выпуск "Вестника миссионерского отдела" планируется осуществлять один раз в три месяца.
Сотрудники отдела проводят подготовку архиерейских посланий, писем, приветствий.
Газета "Приморский благовест" ежемесячно доставляется по адресной рассылке, в библиотеки города.

Организовывается благотворительное распространение православных книг по библиотекам.
С 1999 года пресс-служба продолжает активно сотрудничать с региональными и центральными средствами массовой информации. Ею регулярно распространяются пресс-релизы о событиях церковной и епархиальной жизни, оказывается помощь журналистам при подготовке ими материалов. За 2002 год подготовлено 85 сообщений на различные темы - от информационных сообщений о жизни епархии, до сообщений под рубрикой "Церковный календарь" об основных церковных праздниках, которые распространяются по основным региональным и центральным газетам, телевидению и радио. Организовывались встречи журналистов с правящим архиереем епархии.

4. Миссионерское братство

По этому направлению с 1998 года ведет деятельность миссионерское братство во имя преподобного Сергия Радонежского. Основной состав его участников - это выпускники и слушатели епархиальных катехизаторских курсов.

Главными задачами братства являются: практическое научение мирян миссионерской деятельности, обмен опытом, обсуждение вопросов миссионерской полемики, развитие миссионерских программ.

Введение

Вопросы, связанные с деятельностью Церкви, всегда волновали государство и общество, в особенности те, что касаются социальной сферы. Церковь, несомненно, обладала и обладает особыми способами воздействия на социум, которые позволяют ей влиять на общественные процессы и мнение, как отдельных людей, так и общества в целом. Именно поэтому изучение этой деятельности, названной миссионерством, было, есть и, вероятнее всего, будет актуальным направлением в социологии и других науках.

Таким образом мы определяем следующую цель нашей работы: провести социально-правовой анализ миссионерства. В соответствие цели работы ставим следующие задачи:

Дать определение термину "миссионерство" и сделать краткий экскурс в его историю.

Рассмотреть особенности взаимного влияния миссионерской деятельности, государства и общества.

Рассмотреть перспективы миссионерской деятельности в XXI в.

Для полного понимания данной проблемы была изучена и приведена ниже информация из учебников, справочников, научных статей и Интернет-источников, связанная с проблемами пониманием сути миссионерства и его истории и отношения церкви (в её социальной деятельности) с государством и обществом.

миссионерство правовой социальный россия

Определение понятия "миссионерство" и его история

Миссионерство (от лат. missio - посылка, поручение), одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, имеющая целью обращение инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от неё. Фактически миссионерство ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политических целей социальных групп и правительств, на службе у которых миссионеры находятся. В буддизме осуществлялось нередко странствующими монахами и получило распространение с III в. до н.э. Христианское Миссионерство возникло в IV в. н.э. К XIII-XVI вв. относится проникновение христианского миссионерства в Индию, Китай, Японию. Насаждение христианства в католической форме в Восточной Европе было идеологическим прикрытием германской феодальной колониальной экспансии ("Дранг нах Остен").

Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй (XV-XVI вв.) Лаврецкий, И.Р. Тень Ватикана над Латинской Америкой. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. . Миссионерство помогало колонизаторам захватывать и "осваивать" новые земли. Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 г. учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 г. - Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества. В XVII-XVIII вв., в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании, миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви. В начале XIX в. возникли миссионерские организации в США. Миссионерство активизировалось в последней трети XIX в. - период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1981.

Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма - странствующие монахи - суфии Берзин Э.О. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. АН СССР, - М.: Наука, 1966. .

Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом, сектантством. В XIV в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). В XVI в. усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья, в XVIII - 1-й половине XIX вв. среди народов Сибири и Кавказа. В 1870 г. в Москве было основано Православное миссионерское общество, объединившее различные сибирские миссии. С 1867 г. насаждением христианства среди татарского населения занималось братство святого Гурия в Казани. Ряд русских православных миссий были создан вне России. Общее руководство миссионерства в Российской империи осуществлял Синод, который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров.

После Второй Мировой войны 1939-45 гг., в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений, антикоммунистическая пропаганда. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 в африканских миссиях насчитывалось около 16 тыс. членов мужских и 30 тыс. членов женских христианских орденов (большинство - не африканцы). В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства : создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 г. католический орден "белых отцов" отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение http: //bse. sci-lib.com/article076971.html

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо