Методы эмпирического поиска. Методы эмпирического исследования (empirical research methods)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Методы эмпирического исследования

1.1 Научные факты эмпирического исследования

1.2 Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам

1.3 Характеристика методов эмпирического исследования

1.3.1 Наблюдение

1.3.2 Опросные методы

1.3.3 Эксперимент

1.4 Получение информации эмпирическим методом

1.5 Методы, предполагающие работу с полученной эмпирической информацией

Заключение

Список литературы

Введение

Любое эмпирическое исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы: определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез и методов; проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала; обработка эмпирических данных; обсуждение и интерпретация данных; формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы. Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении методов эмпирического исследования.

Задачи работы:

1. Научные факты эмпирического исследования.

2. Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам.

3. Характеристика методов эмпирического исследования.

4. Наблюдение.

5. Опросные методы.

6. Эксперимент.

7. Получение информации эмпирическим методом.

8. Методы, предполагающие работу с полученной эмпирической информацией.

1. Методы эмпирического исследования

1.1 Научные факты эмпирического исследования

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения: Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 55

1. Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины.

3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируются в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему. Данное обстоятельство всегда подчеркивали выдающиеся ученые. ««Мы должны признать - отмечал Н. Бор, - что ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий». Луи де Бройль писал о том, что «результат эксперимента никогда не имеет характера простого факта, который нужно только констатировать. В изложении этого результата всегда содержится некоторая доля истолкования, следовательно, к факту всегда примешаны теоретические представления». Гришенко И. М. Основы научных исследований. - К.: КНЕУ, 2006. С. 115

В понимании природы факта в современной методологии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительностью.

Парадокс теоретической нагруженности фактов разрешается следующим образом. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний. Последние в свою очередь (если они достоверны) могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т.д.

В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорией не означает, что последнюю надо сразу отвергнуть. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. В любой науке следует исходить из данных нам фактов, которые необходимо признавать, независимо от того, нравятся они нам или нет.

Говоря о важнейшей роли фактов в развитии науки, В. И. Вернадский писал: «Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения». Гришенко И. М. Основы научных исследований. - К.: КНЕУ, 2006. С. 121

Итак, научный факт - это удостоверенный наукой и общественной практикой фрагмент знания, отражающий свойства материального и духовного мира.

Факты - это тот основной фонд науки, который отличает науку от философии и религии. Ни философия, ни религия таких фактов и обобщений не создают.

Недопустимо «выхватывать» отдельные факты, а необходимо стремиться охватить по возможности все факты (без единого исключения). Факты должны быть взяты в целостной системе, в их взаимосвязи.

Впрочем, не следует и «гнаться» за бесконечным числом фактов, а, собрав определенное их количество, необходимо в любом случае включить собранную систему фактов в какую-то концептуальную систему, чтобы придать им смысл и значение.

Ученый не вслепую ищет факты, а всегда руководствуется при этом определенными целями, задачами, идеями и т.п. Таким образом, эмпирический опыт никогда - тем более в современной науке - не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки - это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности».

Согласно К. Попперу, абсурдом является вера в то, что мы можем начать научное исследование с «чистых наблюдений», не имея «чего-то похожего на теорию». Поэтому некоторая концептуальная точка зрения совершенно необходима. Мишин В.М. Исследование систем. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 127

Таким образом, мы «делаем» наш опыт. Именно теоретик указывает путь экспериментатору, причем теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до ее последних штрихов в лаборатории. Соответственно не может быть и «чистого языка наблюдений», так как все языки «пронизаны теориями».

Эмпирические факты образуют эмпирический базис, на который опираются научные теории.

Факты фиксируются в языке науки в высказываниях типа: «сила тока в цепи зависит от сопротивления проводника»; «в созвездии Девы вспыхнула сверхновая звезда»; «более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды» и т.п.

Внутреннюю структуру эмпирического уровня образуют, по меньшей мере, два подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.

Возможно, выделить проблему: как осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим фактам и что гарантирует объективный статус научного факта? Этот вопрос и сейчас далек от своего окончательного решения.

В попытке разъяснения этого вопроса обратимся к осмыслению метода наблюдения. Отметим, что научное наблюдение носит деятельностный характер, предполагая не просто пассивное созерцание изучаемых процессов, а их особую предварительную организацию, обеспечивающую контроль за их протеканием.

Деятельностная природа эмпирического исследования на уровне наблюдений наиболее отчетливо проявляется в ситуациях, когда наблюдение осуществляется в ходе реального эксперимента. По традиции эксперимент противопоставляется наблюдению вне эксперимента. Отметим, что сердцевиной эмпирического исследования является эксперимент - испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 2006. С. 129

Различие между экспериментированием и наблюдением в том, что условиями эксперимента управляют, а в наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. Не отрицая специфики этих двух видов познавательной деятельности, следует обратить внимание на их общие родовые признаки.

Для этого целесообразно вначале более подробно рассмотреть, в чем заключается особенность экспериментального исследования как практической деятельности. Экспериментальная деятельность представляет собой специфическую форму природного взаимодействия, и взаимодействующие в эксперименте фрагменты природы всегда предстают как объекты с функционально выделенными свойствами.

В развитых формах эксперимента такого рода объекты изготовляются искусственно. К ним относятся в первую очередь приборные установки, с помощью которых проводится экспериментальное исследование. Например, в современной ядерной физике это могут быть установки, приготовляющие пучки частиц, стабилизированные по определенным параметрам (энергия, пульс, поляризация); мишени, бомбардируемые этими пучками; приборы, регистрирующие результаты взаимодействия пучка с мишенью. Для наших целей важно уяснить, что само изготовление, выверка и использование таких установок аналогичны операциям функционального выделения свойств у объектов природы, которыми оперирует исследователь. Ломоносов Б.П., Мишин В.М. Исследование систем. - М.: ЗАО «Информ-Знание», 2008. С. 224

С таких позиций вполне правомерно рассматривать объекты природы, включенные в экспериментальную ситуацию, как «квазиприборные» устройства независимо от того, получены они искусственным путем или естественно возникли в природе независимо от деятельности человека.

В свете сказанного специфика эксперимента, отличающая его от взаимодействий в природе «самой по себе», может быть охарактеризована так, что в эксперименте взаимодействующие фрагменты природы всегда выступают в функции приборных подсистем. Деятельность по «наделению» объектов природы функциями приборов можно называть созданием приборной ситуации.

Объект исследования всегда представлен не отдельным элементом (вещью) внутри приборной ситуации, а всей ее структурой.

Соответствующий объект исследования может быть выявлен только через структуру отношений, участвующих в эксперименте природных фрагментов.

Научные наблюдения всегда целенаправленны и осуществляются как систематические наблюдения, а в систематических наблюдениях субъект обязательно конструирует приборную ситуацию. Что же касается случайных наблюдений, то для исследования их явно недостаточно. Случайные наблюдения могут стать импульсом к открытию тогда и только тогда, когда они переходят в систематические наблюдения.

Несмотря на различия между экспериментом и наблюдением, они предстают как формы практически деятельностного отношения субъекта к объекту. Теперь остается доказать, что систематические наблюдения предполагают конструирование приборной ситуации. Для этого мы специально рассмотрим такие наблюдения, где заведомо невозможно реальное экспериментирование с изучаемыми объектами. К ним относятся, например, наблюдения в астрономии.

1.2 Процедуры перехода к эмпирическим зависимостям и фактам

Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и научному факту предполагает элиминацию из наблюдений, содержащихся в них субъективных моментов (связанных с возможными ошибками наблюдателя, случайными помехами, искажающими протекание изучаемых явлений, ошибками приборов) и получение достоверного объективного знания о явлениях.

Такой переход предполагает довольно сложные познавательные процедуры. Чтобы получить эмпирический факт, необходимо осуществить по меньшей мере два типа операций. Во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющиеся признаки и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если в процессе наблюдения производится измерение, то данные наблюдения записываются в виде чисел. Тогда для получения эмпирического факта требуется определенная статистическая обработка результатов измерения, поиск среднестатистических величин в множестве этих данных.

Если в процессе наблюдения применялись приборные установки, то наряду с протоколами наблюдения всегда составляется протокол контрольных испытаний приборов, в котором фиксируются их возможные систематические ошибки. При статистической обработке данных наблюдения эти ошибки также учитываются, они элиминируются из наблюдений в процессе поиска их инвариантного содержания. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 2006. С. 105

Поиск инварианта как условия формирования эмпирического факта свойствен не только естественнонаучному, но и социально-историческому познанию. Скажем, историк, устанавливающий хронологию событий прошлого, всегда стремится выявить и сопоставить множество независимых исторических свидетельств, выступающих для него в функции данных наблюдения.

Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.

1.3 Характеристика методов эмпирического исследования

Теоретическое мышление получает информацию, опираясь на эмпирическое исследование. Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. Методами эмпирического исследования являются: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, эксперимент.

факт наблюдение эмпирический информация

1.3.1 Наблюдение

Самым распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это - непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдения следующих видов:

· открытое и скрытое в зависимости от позиции наблюдателя;

· периодическое, лонгитюдное (продолжительное) и одиночное с точки зрения хронологической организации наблюдения;

· пассивное и активное в зависимости от создания специальных условий;

· случайное и систематическое в зависимости от регулярности;

· включенное и невключенное с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе. Лудченко А. А, Основы научных исследований. - К.: Знання, 2007. С. 144

При открытом наблюдении испытуемый знает, что за ним наблюдают, скрытое означает, что наблюдатель остается незамеченным.

Наблюдение как научный метод является организованным, предполагает конкретную цель и четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. План наблюдения предполагает указание на объект, цель и задачи, время и место наблюдения, длительность и предполагаемый результат. Таким образом, исследователь отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего, когда и сколько времени, чего можно ожидать.

К достоинствам наблюдения можно отнести:

· разнообразие собираемых сведений;

· сохранение естественный условий деятельности;

· использование технических средств (видео-, аудио-);

· не обязательное получение предварительного согласия испытуемых.

К недостаткам относят:

· субъективность информации;

· невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в процесс;

· значительные затраты времени.

1.3.2 Опросные методы

Опрос - это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми. При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном - как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента (Человека, которого опрашивают в ходе беседы, анкетирования, интервью, называют респондентом).

В психолого-педагогическом исследовании опрос может быть одинаково использован в двух направлениях: для получения информации о внешней стороне деятельности учителей, преподавателей или школьников (поступках, мнениях, интересах и т.д.) и для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.

Методы этой группы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого спектра.

Беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Эффективность этого метода напрямую зависит от грамотных формулировок вопросов, комфортной психологической обстановки, обоснования и сообщения мотивов исследования, умения исследователя заинтересовать собеседника. Практикуются открытые и скрытые фонограммы беседы. Филипенко А. С. Основы научных исследований. К.: Академвидав, 2008. С. 286

Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования, как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения.

В случаях, когда направленность беседы и характер вопросов заданы жестко, когда исследователь только задает вопросы, а респондент на них отвечает, это будет другая разновидность опроса - интервью. Он заключается в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет.

В отличие от беседы интервьюера интересует только мнение и оценка испытуемого. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию.

Беседа и интервью требуют от исследователя большой гибкости и чуткости, умения слушать собеседника и одновременно вести ее по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях испытуемых, реагировать на их изменения, обращать внимание на внешние проявления эмоционального состояния, таких, как жесты, мимика, поза, интонация. Важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

Слабой стороной беседы и интервью оказывается возможность внушения респондентам позиции исследователя и трудность охвата опросом широкого круга лиц.

Анкетирование - письменный опрос, в результате которого получают информацию о типичности изучаемых явлений и процессов с помощью специально разработанных опросников. В процессе анкетирования предоставляется возможность охватить большое количество опрашиваемых и выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты. Известны три типа анкет. Открытая анкета - состоит из вопросов без сопровождающих готовых ответов. В анкете закрытого типа предлагаются готовые для выбора ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 2006. С. 221

Слабой стороной анкет являются их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера. Далеко не всегда полезно ставить «вопросы в лоб». Предпочтительнее вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах.

Тестирование - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей личности. Этот исследовательский метод использует стандартизованные вопросы и задачи - тесты, которые позволяют определить уровень развития знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее.

Различают следующие основные виды тестов: Гришенко И. М. Основы научных исследований. - К.: КНЕУ, 2006. С. 195

1) Тесты достижений служат для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. В качестве примера могут служить все случае тестовых экзаменационных испытаний.

2) Тесты способностей представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, предназначенный для измерения уровня развития определенных способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.).

3) Личностные тесты позволяют измерять различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

Существуют определенные правила проведения опроса, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны:

1. Информирование испытуемого о целях проведения опроса.

2. Ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению заданий.

3. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.

4. Сохранение нейтрального отношения к испытуемым, уход от подсказок и помощи.

5. Предупреждение распространения полученной в результате тестирования информации, обеспечение ее конфиденциальности.

7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!».

1.3.3 Эксперимент

Эксперимент - основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.

При рассмотрении этих методов следует учитывать, что в списке они расположены по степени нарастания активности исследователя. Разумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, широко представленные во всех науках.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) в научном методе - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной.

1.4 Получение информации эмпирическим методом

Приемы получения количественной информации представлены двумя видами операций - счетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. Как метод получения точной количественной информации в операции счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно существующие количественные отношения.

Следует осознавать, что числовые формы и знаки выполняют как в научном, так и обыденном знании самые различные функции, из которых не все связаны с измерением: Стеченко Д. И., Чмир О. С. Методология научных исследований. К.: ВД «Профессионал», 2009. С. 192

· являются средствами наименования, своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метками;

· являются орудием счета;

· выступают в качестве знака для обозначения определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого свойства;

· являются средством установления равенства интервалов или разностей;

· являются знаками, выражающими количественные отношения между качествами, т. е. средствами выражения величин.

Рассматривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, необходимо различать эти функции, которые попеременно выполняются то особой знаковой формой чисел, то числами, выступающими в качестве смысловых значений соответствующих числовых форм. С этой точки зрения очевидно, что шкалы наименований, примерами которых является нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоинспекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т. п., не являются ни измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые формы выполняют функцию наименования, а не счета.

Серьезной проблемой остается метод измерения в социальных и гуманитарных науках. Это, прежде всего трудности сбора количественной информации о многих социальных, социально-психологических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, инструментальные средства измерения.

Затруднительны также способы выделения дискретных элементов и сам объективный анализ не только в силу особенностей объекта, но и из-за вмешательства в ненаучных ценностных факторов - предрассудков обыденного сознания, религиозного мировоззрения, идеологических или корпоративных запретов и др.

Известно, что многие так называемые оценки, например знаний учащихся, выступлений участников соревнований и конкурсов даже самого высокого уровня, часто зависят от квалификации, честности, корпоративности и иных субъективных качеств педагогов, судей, членов жюри.

По-видимому, такого рода оценивание не может быть названо измерением в точном смысле слова, которое предполагает, как определяет наука об измерениях - метрология, сравнение путем физической (технической) процедуры данной величины с тем или иным значением принятого эталона - единицы измерения и получение точного количественного результата.

1.5 Методы, предполагающие работу с полученной эмпирической информацией

До сих пор речь шла об эмпирических методах, которые направлены на вычленение и исследование реальных объектов. Рассмотрим вторую группу методов этого уровня, предполагающих работу с полученной эмпирической информацией - научными фактами, которые необходимо обработать, систематизировать, осуществить первичное обобщение и т. д.

Эти методы необходимы, когда исследователь работает в слое имеющегося, полученного знания, уже не обращаясь непосредственно к событиям действительности, упорядочивая полученные данные, стремясь обнаружить закономерные отношения - эмпирические законы, высказать предположения об их существовании. По своей природе это во многом «чисто логические» методы, разворачивающиеся по законам, принятым, прежде всего, в логике, но вместе с тем включенные в контекст эмпирического уровня научного исследования с задачей упорядочивая актуального знания. На уровне обыденных упрощенных представлений этот этап первоначального преимущественно индуктивного обобщения знания часто интерпретируется как сам механизм получения теории, в чем просматривается влияние широко распространенной в прошлых веках «всеиндуктивистской» концепции познания.

Изучение научных фактов начинается с их анализа. Под анализом имеется в виду метод исследования, состоящий в мысленном расчленении (разложении) целого или вообще сложного явления на его составные, более простые элементарные части и выделении отдельных сторон, свойств, связей. Но анализ не является конечной целью научного исследования, которое стремится воспроизвести целое, понять его внутреннюю структуру, характер его функционирования, законы его развития. Эта цель достигается последующим теоретическим и практическим синтезом.

Синтез - это метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей проанализированных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления и постижении целого в его единстве. Анализ и синтез имеют свои объективные основы в строении и закономерностях самого материального мира. В объективной действительности существуют целое и его части, единство и различия, непрерывность и дискретность, постоянно происходящие процессы распада и соединения, разрушения и создания. Во всех науках осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, при этом в естествознании она может осуществляться не только мысленно, но и практически.

Сам переход от анализа фактов к теоретическому синтезу осуществляется с помощью методов, которые, дополняя друг друга и сочетаясь, составляют содержание этого сложного процесса. Одним из таких методов является индукция, которая в узком смысле традиционно понимается как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению и установлению общего положения, переходящего в закон или другую существенную связь. Слабость индукции - в недостаточной обоснованности такого перехода. Перечисление фактов не может быть никогда практически завершено, и мы не уверены в том, что следующий факт не будет противоречащим. Лудченко А. А, Основы научных исследований. - К.: Знання, 2007. С. 277

Поэтому знание, полученное с помощью индукции, всегда вероятностное. Кроме того, в посылках индуктивного заключения не содержится знания о том, насколько обобщаемые признаки, свойства являются существенными. С помощью индукции перечисления можно получить знание не достоверное, а только вероятное.

Существует также ряд других методов обобщения эмпирического материала, с помощью которых, как и в популярной индукции, получаемое знание носит вероятный характер. К числу таких методов относятся метод аналогий, статистические методы, метод модельной экстраполяции. Они различаются между собой степенью обоснованности перехода от фактов к обобщениям. Все эти методы объединяются часто под общим названием индуктивных, и тогда термин индукция употребляется в широком смысле.

В общем процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно переплетены. Оба метода основываются на объективной диалектике единичного и общего, явления и сущности, случайного и необходимого.

Индуктивные методы имеют большее значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, в то время как дедуктивные методы имеют первостепенное значение в теоретических науках как орудие их логического упорядочения и построения, как методы объяснения и предсказания. Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются систематизация как приведение в единую систему и классификация как разбиение на классы, группы, типы и т. п.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Слово «эмпирический » буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»).

Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др.

Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения.

Пристрастие эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения.

Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.

Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Гришенко И. М. Основы научных исследований. - К.: КНЕУ, 2006.

2. Ковальчук В. В., Моисеев А. Н. Основы научных исследований. - К.: Знання, 2005.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: ДЕКА, 2000.

4. Ломоносов Б.П., Мишин В.М. Исследование систем. - М.: ЗАО «Информ-Знание», 2008.

5. Лудченко А. А, Основы научных исследований. - К.: Знання, 2007.

6. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.

7. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 2006.

8. Мишин В.М. Исследование систем. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

9. Стеченко Д. И., Чмир О. С. Методология научных исследований. К.: ВД «Профессионал», 2009.

10. Филиппенко А. С. Основы научных исследований. К.: Академвидав, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие научного факта. Мнение ученых о природе и особенностях научных фактов. Внутренняя структура и свойства эмпирического факта. Методы установления научных фактов: наблюдение, сравнение, измерение. Учение о роли научных фактов в развитии познания.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Особенности эмпирического и теоретического уровней научного исследования. Операции, необходимые для перехода от наблюдения к эмпирическому факту. Формы мышления, функционирующие на теоретическом уровне. Общелогические методы и общенаучные подходы.

    лекция , добавлен 15.04.2014

    Философские методы эмпирического исследования как "верхний уровень" - метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический. Три уровня ("сверху вниз") в структуре общенаучных методов и приемов: общелогический, теоретический и эмпирический.

    реферат , добавлен 16.04.2009

    Интеллектуальные идеалы научной дисциплины действуют как связующее звено между её методиками объяснения, понятиями, проблемами и их эмпирическим применением. Процедуры и методы научной дисциплины составляют её коллективный и образовательный аспекты.

    реферат , добавлен 26.12.2008

    Характеристика умозаключения как логической операции. Формирование, история развития индуктивной и дедуктивной логики. Использование теории вероятности в современном умозаключении. Механизм прямых и непрямых выводов, понятие силлогизма, научной индукции.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2010

    Научное познание и его структура. Термин "знание". Субъект и объект познания. Понятие метода. Общелогические приемы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Ощущение. Восприятие. Представление. Мышление.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2007

    Методы познания как сложная система, их классификация. Роль диалектического метода познания для современной науки. Реализация и применение принципов диалектики. Общенаучные методы эмпирического познания. Потребность в единой системе единиц измерения.

    реферат , добавлен 12.12.2016

    Умозаключение как сложная форма мышления. Сущность теории умозаключений. Значение изучения индукции. Классификация умозаключений по направленности логического следования. Вывод нового суждения. Непосредственные умозаключения через отношение суждений.

    реферат , добавлен 10.02.2009

    История развития научного познания. Общая классификация методов научных исследований. Структура и содержание исследовательского процесса. Применение логических законов и правил аргументирования. Оформление результатов научно-исследовательской работы.

    курс лекций , добавлен 16.02.2011

    Сущность и особенности научного исследования. Структурные компоненты и свойства теоретического познания. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования. Последовательные этапы научного исследования. План магистерского исследования.

Эмпирические методы научного познания включают наблюдение, эксперимент и моделирование.

Описание, сравнение и измерение не могут быть признаны самостоятельными методами и являются способами структурирования информации, применяемыми в исследовательских ситуациях.

Описание – это представление эмпирических знаний в качественных терминах. Обычно для описания используют повествовательные схемы и утвердительные категорические (фактуальные) суждения.

Сравнение есть представление эмпирических данных в терминах, отражающих степень выраженности какого-либо свойства. Если операция сравнения становится смысловым ядром исследования, то формируется сравнительный подход и новые, предметные области.

Измерение – осуществляемая по определенным правилам операция приписывания количественных характеристик изучаемым объектам, свойствам, отношениям. Особое требование к измерению – точность, но поскольку она характеризует субъективную сторону процесса, в исследовании необходимо формулировать степень точности, достаточную для выполнения конкретной задачи.

Собственно методами эмпирического уровня научного познания являются наблюдение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение – это исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира.

Структура наблюдения включает в себя субъект наблюдения, объект, а также условия и обстоятельства (время, место, технические средства и теоретический контекст).

Основные характеристики научного наблюдения:

Активный характер: отбор объектов, первичная интерпретация фактов, постановка цели,

Организованность: наблюдение обусловлено теоретическими представлениями об объекте.

Наблюдение не может быть свободным от предпосылок нашего восприятия, что обусловливает проблему объективности наблюдения.

Вмешательство в изучаемые процессы при использовании данного метода ограничивается преобразованием условий для оптимального осуществления исследовательских действий. При применении данного метода следует различать первичные данные, непосредственно полученные в результате наблюдения, и тот эмпирический материал, который может быть оценен как научный фактор.

Эксперимент – это исследовательская ситуация изучения явления в специально созданных и контролируемых условиях, что позволяет управлять ходом данного процесса.

Структура эксперимента включает в себя субъект, объект, а также условия и обстоятельства (время, место, технические средства и теоретический контекст).

В отличие от наблюдения экспериментпредполагает сознательное воздействие на объект с целью достижения определенного уровня управления процессом.

Базовая логическая схема однофакторного эксперимента такова: все изменяемые явления, состояния, свойства представляются как переменные, причем они могут быть количественными величинами или качественными состояниями. Каждой переменной соответствует своя область значения. Часть переменных, которыми исследователь может управлять, называются независимыми, а те, что изменяются при варьировании независимых переменных, называют зависимыми. Соответственно, изучается поведение второго множества переменных. Учитываются и побочные факторы, не являющиеся предметом исследования, но оказывающие влияние на его ход.

В современных условиях большинство экспериментов являются многофакторными, в которых независимые переменные варьируются комплексно, а затем результаты подвергаются статистическому анализу, где каждый фактор оценивается по результатам серии опытов.

Для оценки результатов эксперимента используют понятие валидности, то есть приближенности к реального эксперимента к идеалу. Идеальный эксперимент как абстракция - это исключительно благоприятная ситуация, когда

Условия эксперимента абсолютно стабильны; действия всех побочных факторов постоянны,

Эксперимент может быть воспроизведен сколько угодно раз и может длиться сколько угодно долго без искажений,

Экспериментальная ситуация полностью отражает ту естественную ситуацию, абстракцией которой является, т.е. результаты адекватно экстраполируемы на определенный класс реальных ситуаций.

Чем больше валидность эксперимента, тем выше его научная значимость.

Этапы экспериментального исследования:

1) Разработка программы и рабочей гипотезы. Программа включает в себя цель и смысл, структуру, условия, методы достижения цели, адекватные объекту исследования.

2) Проведение эксперимента с обязательным протоколированием.

3) Анализ и обобщение полученных результатов, содержательная интерпретация. На этой стадии объект как бы восстанавливается во всей полноте связей отдельных сторон, которые были искусственно разделены в эксперименте.

Моделирование – это создание такой мысленно представляемой или материально реализованной системы (модели), которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна давать новую информацию об этом объекте.

Моделирование применяется тогда, когда взаимодействие с объектом исследования затруднено, неэффективно или невозможно. Особенностью данного метода является то, что для изучения объекта используется опосредующее звено, объект-заместитель, «представляющий» исходный объект исследования, причем для одного и того же объекта может существовать несколько моделей, отражающей разные аспекты структуры или функционирования объекта.

Структура моделирования:
- субъект,
- объект- оригинал,
- объект-посредник (модель,)
- контекст исследования (время, место, допущения, концептуальные и материально-технические средства).

Необходимым условием моделирования является существенное сходство модели и оригинала. Поскольку моделирование основывается на логической операции мышления по аналогии, вероятность выводов в зависит не только от количества уподобляемых свойств оригинала и модели, но и от того, насколько эти свойства существенны.

Процесс моделирования включает:

1) Построение модели, воспроизведение необходимых параметров. На этом этапе важно отграничить именно необходимые и достаточные для целей исследования параметры.

2) Изучение модели, учитывающие ее определенную самостоятельность.

3) Экстраполяция, перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте, интерпретация, оценка их приемлемости по отношению к оригиналу.

Роль модели специфична тем, что она представляет собой и одновременно и объект, и средство изучения.

Каждый объект исследования может быть представлен различными моделями в зависимости от цели конкретного исследования.

Значение моделирования как метода научного познания раскрывается через его функции.

Обобщающая функция состоит в том, что модель может стать удачной формой репрезентации знаний. Эвристическая функция реализуется, если моделирование способствует выдвижению новых гипотез. Трансляционная функция позволяет осуществлять перенос концептуальных схем из одной области знаний в другую. Конструктивная функция состоит в создании на основе моделей новых объектов. Интерпретирующая функция делает моделирование формой связи теоретического и эмпирического уровней познания: модель может быть средством истолкования теории или средством интерпретации фактов.

Завершающим этапом эмпирического исследования является обобщение данных, включающее структурирование, обобщение, формулировку эмпирических регулярностей и законов. Осуществляются описание , придающее информации статус эмпирического факта, визуализация материала, оценка релевантности исследования, верифицируемость результатов. Здесь же фиксируются необъяснимые моменты, аномалии, нарушения корреляции, исключения из области регулярностей, что дает возможность ставить новые вопросы и формулировать новые проблемы исследования.

Вопросы для контроля и самоподготовки:

1. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру описания объекта исследования.

2. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру сравнения объектов исследования.

3. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру измерения объекта исследования.

4. Каковы основные характеристики научного наблюдения и его отличие от эксперимента?

5. Что означает тезис о теоретической нагруженности наблюдения?

6. В чем состоит проблема объективности наблюдения?

7. Каковы особенности научного наблюдения в зависимости от специфики объекта исследования? Приведите примеры.

8. Охарактеризуйте особенности экспериментального метода.

9. Что такое идеальный эксперимент? Что означает валидность эксперимента?

10. Охарактеризуйте многофакторный эксперимент.

11. Раскройте этапы экспериментального метода на конкретном примере.

Эмпирические методы исследования – это практические действия по сбору педагогических фактов и их преобразованию (эмпирия – опыт, практика, в переводе с греческого). Они применяются чаще всего при изучении практики воспитания, реальной действительности, но могут и при изучении теории – например, написанных текстов.

В современной науке, благодаря информационному подходу к познанию, всё чаще используется термин текст в более широком значении. Текстом в исследовании называют любой источник, способный давать нужную информацию исследователю и поддающийся применяемым методам изучения. В этом смысле любое изучение объекта практиком воспитания или его исследование теоретиком есть текстовая деятельность. Текстом можно называть детскую игру и научную статью, рассказ ребёнка и его поделку, поступок и его объяснение. Так что применение эмпирических методов не зависит от характера текста, а лишь от характера действия самого познающего.Возможно, что понятия педагогический факт и текст идентичные.

К эмпирическим методам относится прежде всего метод наблюдения. Наблюдение – это преднамеренно предпринятое действие по восприятию, фиксированию реально совершённого человеком действия. При этом наблюдающий не вмешивается в ход событий, а видит его как бы «со стороны». Наблюдение может быть прямым, открытым, как, например, это делают учителя, посещая «открытый урок», и косвенным, скрытым за другим действием. Так часто делают исследователи, знакомясь с детьми или состоянием школы, детского сада. Они будто бесцельно гуляют по зданию, будто бесцельно беседует со случайно попавшими воспитанниками и воспитателями. Но при этом замечают все факты и фиксируют их в своём сознании и памяти для последующего анализа.

Наблюдение также может быть внешним и включённым. Внешнее – это когда наблюдающий не является организатором или соучастником наблюдаемой деятельности. Мама может заниматься уборкой квартиры и при этом наблюдать, чем занимаются дети в игровом уголке. Внешнее наблюдение может быть и открытым, т.е заявленным, и скрытым, невидимым. Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда вроде за тобой никто не смотрит, а видит, что и как ты делаешь. Тогда ребёнок спрашивает маму: «Мамочка, откуда ты знаешь, что я делаю, ты же моешь окно?». Включённое наблюдение – это когда наблюдающий участвует в деятельности вместе с наблюдаемым. Так ежедневно делает учитель, проводя урок. Наблюдая, он видит, кто и как из детей работает.

Наблюдение бывает сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении фиксируются все факты и затем «складываются» в некую единую картину поведения или характера. При выборочном определяется тема для сбора педагогических фактов. Например, наблюдать спортивные соревнования можно во всём объёме поведения его участников – по отношению к видам спорта, своим и чужим достижениям, по способностям, по проявлению воли и ответственности за команду, по отношению между командами и т.д. Но можно лишь по одному из этих вопросов. Сплошное наблюдение чаще проводят практики, а выборочное – специалисты-исследователи.

Наблюдение как метод исследования требует разработки программы, определяющей его цели, наблюдаемые ситуации, формы фиксирования фактов, время проведения, продолжительность и прочие условия. В принципе, это самый доступный, но обманчиво простой метод исследования. Чтобы он дал объективные и полезные данные, над ним надо много поработать, особенно над их последующей обработкой.

Другим распространённым эмпирическим методом исследования является беседа. Беседа – это диалог равноправных участников разговора, направленного на выяснение причин какого-то педагогического факта. Легко догадаться, что по целям беседы бывают воспитательными, т.е. внушающими, убеждающими в чём-то, и беседы изучающие. Первые относятся к методам воспитания, а вторые – к исследовательским методам. Нас интересуют вторые.

Исследовательские беседы возможны как индивидуальные, так и групповые (коллективные). И те, и другие предусматривают контакт изучающего и изучаемого, личное знакомство и расположенность друг к другу. Этот тот случай, когда для проведения беседы необходимо установить воспитательные отношения для того, чтобы изучить их в изучаемой ситуации. Если в процессе беседы присутствует третья сторона, то она должна вызывать у изучаемого и изучающего полное доверие и иметь добровольное согласие на своё присутствие.

Особенность технологии беседы состоит в том, что она строится на рефлексии как самонаблюдении и самоанализе своих вопросов, актуализированных вовне. действий и ответов. Собственно, исследовательская беседа есть разновидность рефлексии.

Беседа, как и наблюдение, требует разработки программы: целей, системы примерных вопросов, условий достижения доверительности, определения места и времени проведения, подбор способов фиксирования ответов. Эффективность беседы как метода получения информации во многом зависит не только от исследователя, но и от исследуемого. От его умения мыслить, честности, открытости, умения самого задавать вопросы и прояснять заданные, чувствовать вопрос и ход мысли задающего, словом, от его умственной и эмоциональной культуры и чутья. Конечно, она зависит и от возможностей возраста.

Исследовательская беседа в педагогике – это одновременно беседа воспитательная. Нельзя вести диалог провокационно, ставить безнравственные проблемы, побуждать к предательству и оговору, к сплетням и т.д. В педагогической исследовательской беседе ничего собеседнику не навязывается, не оценивается, ходом беседы он подводится к самооценке. У умелого исследователя беседа из внешнего диалога превращается в диалог внутренний для обоих участников.

Эксперимент – Это комплексный метод изучения явлений посредством изменения условий их протекания. Это практическая деятельность с объектом познания по его преобразованию путём введения в сложившиеся воспитательные отношения нового компонента. В эксперименте изучается влияние нового компонента на объект познания. Как правило, объектом познания в педагогическом эксперименте является Человек Воспитывающийся в любой роли – ребёнок в семье, воспитанник детского сада, учащийся, сам родитель или педагог. Этот объект познания называется в эксперименте зависимой переменной, поскольку именно он меняется под влиянием нового компонента. То, что вводится как новый компонент, называется независимой переменной, поскольку он предварительно разработан и заранее известен. Независимая переменная есть предмет экспериментирования.

В эксперименте всегда разрабатываются критериальные показатели изменения объекта познания под влиянием нового предмета познания. Как правило, это те качества, которые, предположительно, могут или должны сильнее всего измениться в объекте познания, т.е. в людях, участвующих в эксперименте. Для измерения этих показателей подбираются методы из числа выше рассмотренных. Эти методы называются диагностическими. Таким образом, эксперимент является методом комплексным, включающим в себя другие методы.

Предметом экспериментирования в педагогике может быть любой компонент воспитания, обеспечивающий эффективность воспитательных отношений и развитие человека. Можно вводить новые цели воспитания, принципы, методы, содержание, средства, формы как способствующие лучшему развитию тех или иных качеств объекта экспериментирования. Введение новых компонентов воспитания есть формирующая честь эксперимента, поскольку она предназначена для формирования новых личностных качеств у объекта экспериментирования.

Для проведения эксперимента разрабатывается его программа, где излагаются не только рассмотренные его компоненты, но и порядок манипулирования независимыми переменными и режим измерения зависимых, определяются этапы диагностирования.

Алгоритм проведения эксперимента примерно таков. В нём выделяются зависимые и независимые переменные. Зависимые переменные – это то, что подвергается исследованию и преобразованию. Независимая переменная – это новшество, с помощью которого добиваются изменений зависимой переменной. В самом начале методами диагностирования замеряется состояние критериальных показателей, т.е. тех качеств, на изменение которых направлен эксперимент, т.е зависимой переменной. Затем вводится новация и через определённое время вновь измеряются критериальные показатели, выявляются их изменения. Ввод нового компонента повторяется до тех пор, пока замеряемые качества не покажут значимых изменений. Если же после многократного и продолжительного применения новшества эти качества всё-таки не изменяются, эксперимент прекращается с выводом о неэффективности вносимых изменений. Продолжительность эксперимента зависит от характера выбранных критериальных показателей. Например, сформировать знания можно за более короткое время, чем умения, умения потребуют меньше времени, чем формирование личностного качества.

Поскольку в педагогической сфере существует большое разнообразие ситуаций и, естественно, целей их преобразования, то вполне понятным становится разнообразие видов эксперимента. Наиболее распространён естественный эксперимент, называемый иногда опытно-экспериментальной работой. Этот эксперимент проводится в сложившихся условиях без их изменений. Так, в практику учителя можно ввести новые методы групповой учебной работы учащихся на уроке. Всё остаётся прежним: учебная программа и соответствующие ей темы уроков, класс, расписание занятий. Вот только учитель вместо индивидуальных заданий даёт групповые и организует работу внутри групп. Критериальными показателями, при этом, могут быть знания учащихся, умения самостоятельно находить информацию в учебных пособиях, навыки применения к новым и более сложным ситуациям, повышенный интерес к учению на уроке и др.

Есть, конечно, в педагогике и лабораторный эксперимент, но применяется он крайне редко. Дело в том, что он требует особо «чистых» условий своего проведения, что в воспитании очень сложно сделать, да и нецелесообразно, поскольку в реальной жизни всё взаимосвязано и в этом, так называемом, «чистом» виде не существует.

Различают также эксперименты констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент – это изучение состояния критериальных показателей развития от факторов, которые воспитатель или экспериментатор знает, но не может на них влиять и менять их. Например, исследование динамики успешности учебной деятельности учащихся в зависимости от состояния их здоровья или природно-климатических условий обучения. В этом случае достаточно констатировать саму зависимость и её характер, не более. Формирующий же эксперимент предполагает манипулирование факторами как независимыми переменными и тем сознательное управление изменением критериальных показателей. Эти показатели как бы формируются ходом эксперимента.

В педагогике нередко применяются эксперимент – плацебо, т.е. ложный. Объекту экспериментирования внушается мысль о проведении эксперимента, но сам он не проводится. Так, учащемуся говорят, что согласно методам исследования у него прекрасная память или хорошее воображение. Ребёнок уверует в это и при двух замерах качества памяти или воображения даёт разные результаты: во втором случае, после внушения, выше. Такой эксперимент выполняет параллельно функцию стимулирующего метода, что и даёт эффект.

Каждый педагог и родитель должны уметь проводить так называемый мысленный эксперимент. Прежде чем предпринять какие-либо воздействия на ребёнка, рекомендуется мысленно представить, как это воздействие будет им воспринято и какую реакцию вызовет. Такой эксперимент проводится так же, как реальный, но только мысленно. Владение им помогает воспитателю избежать лишней работы и ошибок в воспитании.

Студенты часто задают вопрос, возможно ли применение эксперимента в домашних условиях? В более упрощённом виде, с применением оперативных методов диагностики, конечно, можно. Родители нередко используют и эксперимент-плацебо, и мысленный, и констатирующий. Сложнее им использовать формирующий, но при развитии домашнего образования он тоже становится возможным.

Перечислим некоторые другие эмпирические методы, используемые в педагогике для изучения воспитательных отношений. Это методы опроса, биографический, изучения документации, продуктов деятельности, анкетирование, интервью и др. Особым методом является эксперимент.

Достоинство эмпирических методов исследования воспитательных отношений состоит в том, что исследователь здесь имеет дело с живой реальной жизнью. Некоторые эмпирические методы одновременно являются методами воспитания. О беседе мы уже говорили. Но таким может быть и эксперимент, ибо он связан с внедрением новшеств, изменяющих человека. В этом случае мы имеем дело с экспериментальным внедрением.

Все рассматриваемые методы можно применить для самопознания. Самонаблюдение, самобеседование как внутренний диалог, ответы на тесты, анкеты и опросные листы, ведение личных дневников, даже самоэкспериментирование возможно. Например, при тренировке памяти, мышления, освоении какого-либо умения. После тренинга, многократного повторения вполне можно диагностировать состояние некоторых личностных качеств. Овладение методами самопознания помогает в самовоспитании, самообразовании, самообучении.

При получении эмпирического материала часто возникает необходимость его статистической обработки. И здесь нужны такие методы, как: кластерный анализ – метод классификации фактов на разных логических основаниях; корреляционный анализ , устанавливающий зависимость фактов и их свойств между собой; ранговой корреляции фактов по их значимости и зависимости; вычисление среднеарифметических показателей и др.

Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня ("сверху вниз"): общелогический, теоретический и эмпирический. К основным эмпирическим методам относятся:

1. Наблюдение - целœенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Понятия "методы" и "приемы" часто употребляются как синонимы, но нередко и различаются, когда методами называют более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования. Наблюдение должна быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телœескопом, фотои кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится всœе более сложным и опосредованным.

Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (к примеру, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п. Познавательным итогом наблюдения является описание - фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Наблюдение тесно связано с измерением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ есть процесс нахождения отношения данной величины к другой однородной величинœе, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражается числом. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В ходе наблюдения исследователь всœегда руководствуется определœенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всœегда осуществляется с помощью определœенных теоретических положений.

2. Эксперимент - активное и целœенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определœенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде". При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся. Всякий научный эксперимент всœегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, говорил И. П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всœегда так или иначе "теоретически нагружены" - от его постановки до интерпретации его результатов.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;

д) возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента:

планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.);

контроль;

интерпретация результатов.

Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций.

Учитывая зависимость отэтих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т. п.

По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т. п. эксперименты.

Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях. Один из простых типов научного эксперимента - качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определœенность какого-либо свойства изучаемого явления.

Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент - это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.

Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента͵ в роли которого выступает определœенная группа людей, является одним из участников эксперимента͵ с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.

3. Сравнение - познавательная операция, лежащая в базе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.

Сравнить - это сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, - это отношения тождества и различия. Следует иметь в виду, что сравнение имеет смысл только в совокупности "однородных" предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, бывают несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях, достигается познание различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений. Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, определить тенденции развития.

Научные методы эмпирического исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Научные методы эмпирического исследования" 2017, 2018.

Есть движение от незнания к знанию. Таким образом, первая ступень познавательного процесса — определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema — задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.

Второй ступенью в является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза - это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.

Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией (от греч. theoria — наблюдение, исследование). Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория и др.

При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она подтверждается объективными фактами (в том числе новонайденными) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью.

Научные факты

Следует различать объективные и научные факты. Объективный факт — это реально существующий предмет, процесс или состоявшееся событие. Например, фактом является гибель Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) на дуэли. Научным фактом является знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний.

Оценки противостоят фактам и отражают значимость предметов или явлений для человека, его одобрительное или неодобрительное отношение к ним. В научных фактах обычно фиксируется объективный мирта- кой, какой он есть, а в оценках отражаются субъективная позиция человека, его интересы, уровень его морального и эстетического сознания.

Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Существуют способы и процедуры, которые позволяют проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную.

Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте».

Методология — более широкое понятие и может быть определена как:

  • совокупность применяемых в какой-либо науке методов;
  • общее учение о методе.

Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).

Эмпирические методы познания

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение - определение отношения измеряемой величины к
  • эталону (например, метру);
  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Теоретические методы познания

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция - движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

  • метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;
  • диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва