Летчик лялин сергей васильевич. Аллея героев полярных экспедиций



Л опатин Николай Яковлевич – начальник Государственного центрального полигона "Капустин Яр", генерал-майор.

Родился 30 июля 1931 года в деревне Крыловское Яхреньчского сельсовета Подосиновского района Кировской области в семье колхозника. Русский. В 8 лет остался без отца, воспитывался отчимом. В 1947 году окончил 7 классов Крыловской школы, в 1950 году – 10 классов Подосиновской школы. Год работал в колхозе.

В Вооружённых силах СССР с декабря 1951 года. В декабре 1951 года он поступает учиться в 1-е Ленинградское артиллерийское училище имени Красного Октября, которое окончил в 1953 году.

С декабря 1952 года проходил службу в 89-й гаубичной артиллерийской бригаде 12-й артиллерийской дивизии прорыва командиром взвода разведки, а затем командиром взвода управления батареи. С октября 1955 года Н.Я. Лопатин - командир взвода курсантов Рязанского артиллерийского училища. Член КПСС с 1959 года.

С июня 1960 года Н.Я. Лопатин служил в Ракетных войсках стратегического назначения - командир группы ракетного полка в 54-й гвардейской ракетной дивизии (г.Тейково Ивановской области). В 1964 году он поступает на заочный 2-й факультет Ростовского высшего командно-инженерного училища имени главного маршала артиллерии М.И. Неделина, которое заканчивает в 1969 году. С июня 1967 года Н.Я. Лопатин - заместитель командира ракетного полка по боевому управлению, с августа 1969 года - командир ракетного полка. В 1971 году ракетный полк Лопатина выступил инициатором социалистического соревнования.

С апреля 1972 года Н.Я. Лопатин – заместитель командира Татищевской ракетной дивизии, с декабря 1974 года – командир ракетной дивизии. В 1978 году за достигнутые высокие результаты руководимая им дивизия награждается орденом Октябрьской Революции. Также дивизия награждалась почетным знаменем ЦК ВЛКСМ, переходящим вымпелом Главнокомандующего Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Н.Я. Лопатин постоянно проявлял заботу о быте военнослужащих и их семей. Большую работу проводил по благоустройству военного городка, созданию необходимых бытовых условий, поддерживал тесные связи с местными партийными органами, был депутатом областного и городского Советов народных депутатов.

В сентябре 1981 года генерал-майор Н.Я. Лопатин был назначен на должность начальника испытательного полигона Капустин Яр.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1983 года за большой вклад в создание и испытание новых образцов ракетной техники, генерал-майору Лопатину Николаю Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

В ноябре 1983 года был назначен заместителем начальника Главного управления комплектования оборудованием и автоматикой объектов ракетных войск. С июня 1989 года генерал-майор Н.Я. Лопатин - в запасе.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 13 марта 1992 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. (участок 2).

Генерал-майор (13.02.1976). Награжден орденами Ленина (1983), Октябрьской Революции (1978), Трудового Красного Знамени (1973), медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги».



Л ялин Борис Васильевич – командир звена вертолётов Ми-8 авиационного предприятия Министерства гражданской авиации.

Родился 28 февраля 1943 года в деревне Бибиково Узловского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1970 года. Окончил десять классов средней школы. В 1966 году окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации. Работал в одном из подразделений Управления Гражданского воздушного флота.

В середине февраля 1985 года научно-исследовательское судно " " прибыло в район станции "Русская", расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм. Скорость ветра достигала 50 метров в секунду. Судно блокировали тяжёлые льдины, и оно вынуждено было дрейфовать со скоростью 6–8 километров в сутки. Толщина льда в этом районе достигала 3–4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки – около 800 километров. " " оказался прочно плененным в море Росса.

По команде из Москвы часть экипажа и исследователей сняли вертолёты и переправили на другие суда. На " " оставались 53 человека во главе с капитаном .

Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота выделило ледокол "Владивосток" Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации – вертолёты палубного базирования под командованием Б.В. Лялина. Их прибытие к морю Росса требовало значительного времени.

Ударными темпами стали загружать ледокол "Владивосток" дополнительным горючим, продовольствием, комплектами теплой одежды (на случай длительной зимовки, а то и высадки людей на лёд), тройным запасом буксировочных тросов, запасными частями для буксировочных лебедок. Ни на " ", ни на "Владивостоке", ни в министерствах не могли предположить, как будет складываться ситуация. Море Росса было мало исследовано и таило массу загадок.

А в это судно " " было лишено подвижности. Руль и винт заклинены льдом. Видимость ограничена сумерками южнополярной ночи. Температура воздуха – минус 20–25 градусов. Корабль дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов.

Капитан мобилизовал всё для жизнеобеспечения "пленника". Вёл наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости. Три раза в сутки выходил на связь со станцией "Молодежная", которую в буквальном смысле, "раздирали" редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: "Как там " "?". Из-за магнитных бурь сам экипаж утратил слышимость Москвы, Ленинграда.

К концу июня " " пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы. Их высота достигла верхней палубы. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева ряда служебных помещений, балластных танков. Санитарный день (стирку, душ, баню и так далее) теперь устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до 2,5 тонн горючего. Капитан жёстко поставил задачу: продержаться до подхода "Владивостока".

Выйдя 10 июня 1985 года из владивостокского порта, ледокол "Владивосток", выжимая всю мощь из машин, устремился в южные широты. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи " " . На известного полярника возлагалась ответственность за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении " " из ледового плена.

На 36-й день не без риска и огромных трудностей "Владивосток" (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана: его стихия – все-таки лёд) преодолел "ревущие" 40-е и "неистовые" 50-е широты. Часто оба его борта полностью уходили под воду. Однако размещенный в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с " " и "Павлом Корчагиным" (последний подстраховывал "пленника" у кромки льда). Обменявшись данными обстановки, пожелали друг другу скорой встречи.

Вскоре стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту. 18 июля 1985 года встретились с "Павлом Корчагиным". Взяли у него вертолёт и пожелали счастливого возвращения в Архангельск. На всех парах "Владивосток" пошёл таранить молодые льды. До " "оставалось 600 миль.

Весть о прибытии "Владивостока" обрадовала экипаж " ". Несмотря на отчаянные штормы и беспросветную круглосуточную ночь, они с удесятеренной энергией готовились к встрече: перебрали главные двигатели, проверили гребную установку, освободили ото льда винт и руль. Дабы не дать последним вмерзнуть вновь, главные двигатели "гоняли" круглосуточно. Сэкономленные запасы топлива позволяли делать это.

26 июля 1985 года "Владивосток" уже галсами "колесил" вокруг " ", обкалывая льды. Ненастная погода не благоприятствовала действиям экипажей. Дули страшные юго-западные ветры. Температура воздуха – 34 градуса. Антарктика грозила схватить, сковать намертво, привязать к себе оба ледокола.

Лётные лики

Б.В. Лялин - советский гражданский лётчик, командир звена вертолётов Ми-8 авиационного предприятия Министерства гражданской авиации, Герой Советского Союза (1986).

Окончил 10 классов средней школы, 1966-м - Кременчугское лётное училище гражданской авиации. Работал в одном из подразделений управления гражданского воздушного флота.

В середине февраля 1985-го научно-исследовательское судно "Михаил Сомов" прибыло в район станции "Русская", расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм. Скорость ветра достигала 50 метров в секунду. Судно блокировали тяжёлые льдины, и оно вынуждено дрейфовать со скоростью 6 - 8 километров в сутки. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки - около 800 километров. "Михаил Сомов" оказался прочно пленённым в море Росса. Часть экипажа и исследователей сняли вертолёты и переправили на другие суда. На "Михаиле Сомове" оставались 53 человека во главе с капитаном В.Ф. Родченко. Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота выделило ледокол "Владивосток" Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации - вертолёты палубного базирования под командованием Бориса Васильевича Лялина.

Выйдя 10 июня 1985-го из владивостокского порта, ледокол "Владивосток", выжимая всю мощь из машин, устремился в южные широты. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи "Михаилу Сомову" Артур Чилингаров. На известного полярника возлагалась ответственность за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении "Михаила Сомова" из ледового плена.

Сэкономленные запасы топлива позволяли делать это. 26 июля "Владивосток" уже галсами "колесил" вокруг "Михаила Сомова", обкалывая льды. Ненастная погода не благоприятствовала действиям экипажей. Дули страшные юго-западные ветры. Температура воздуха - 34 градуса. Антарктика грозила схватить, сковать намертво, привязать к себе оба ледокола. Как только "Михаил Сомов" оторвался ото льдов, "Владивосток" сразу же двинулся по пробитому им же каналу в обратный путь. "Михаил Сомов" уверенно последовал за своим освободителем.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм командиру звена вертолётов Ми-8 Борису Васильевичу Лялину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва