Курсовая работа военные корреспонденты. “С лейкой” и блокнотом: Журналисты на войне

О своем отце, военном фотокорреспонденте Николае Финикове, рассказывает его сын, Лев Фиников.

В книге «В редакцию не вернулся…» есть очерк о военном журналисте Малибашеве Александре Михайловиче. А на свободной нижней части заключительной страницы рукою папы написано, что Саша Малибашев в 1930 году работал в нашей военной газете «Красноармеец» Приволжского военного округа, и за его подписью у меня сохранилось с тех пор удостоверение о сотрудничестве как фотокорреспондента в этой газете.

С сентября сорок первого года на протяжении целого года командующим 21-й армии был генерал Гордов В.Н. В этот период армия с тяжёлыми боями отходила из района Ахтырки через Харьков и Белгород до степного междуречья Дона и Волги под Сталинград, приступив к длительным оборонительным боям. В октябре сорок второго года командующим 21-й армии был назначен генерал Чистяков Иван Михайлович, который прошёл с этой армией почти три года, т.е. до Победы, что для военного времени было больше редкостью, чем правилом.

Гитлеровские армии продвигались к Сталинграду, разрушая на своём пути наши города и сёла, зверски уничтожая мирное население, не щадя малых детей и стариков. Из сибирских и дальневосточных районов страны наши армии получали подкрепления в живой силе и боевой технике.

Фотографии Сталинградской битвы Н. Финикова публиковались в этот период также в центральных газетах «Красная звезда» и «Правда».

В конце 1942 года он награждается медалью «За боевые заслуги» и медалью «За оборону Сталинграда».

Вот интересное стихотворное произведение на четырёх страницах, отпечатанное 15 декабря 1942 года в типографии «Боевого натиска», под названием «Застольное слово», которое посвящено пятисотому номеру газеты. Автор свой собственный - Леонид Кацнельсон. Выполнено оно в виде персональных четырёхстрочных посвящений многим лицам, связанным с выпуском родной газеты. Вот некоторые из них:

Ну, что же, вспомним, как сумеем,
Как смерть глядела нам в глаза,
И гомельскую эпопею,
И белорусские леса.

И Днепр, и степи Украины,
И тихий городок Оскол,
Весь путь, где вереницей длинной
К бойцам в окопы «Натиск» шёл.

И гул боёв, и дым пожаров…
И мы, собравшись в этот час,
Взгрустнём, что Саша наш Макаров
Не здесь на пиршестве у нас.

Тебя, кто вечно в пылком раже
Анатолетти петь готов -
Властитель дум, гроза всех фрицев
Неистощимый Горюнов!

Друзья, поднимем стопки выше
За наших славных мастеров,
За вас, Чухланцев и Тертышник,
И ты, бурлящий Мясников!

…Но кто, достойнейший вниманья,
Мной не помянут до сих пор?
Привет тебе, Астафьев Саня,
Неистребимый репортёр.

Тебе почёт, Володя Клюжев,
Швырявший в Гитлера «Запал».
Не раз жилось фашистам хуже,
Когда ты в них перо вгонял.

А ты, с блистательной сноровкой,
Творящий старой «лейкой» класс,
Солдат в боях ты прославляешь,
Громоподобный Николас!

Вас, кто трудился хорошенько
Весь год, не покладая рук, -
Тебя, Маруся Гончаренко
И прочих боевых подруг!

Но шутке час, а делу время.
Собравшись здесь накоротке,
Мы в этот миг с бойцами всеми
Стоим, оружье сжав в руке.

И нынче, бросив пятисотый
Свистящий, яростный снаряд,
С врагом свести клянёмся счёты,
В боях за гордый Сталинград.

Боец, когда под Сталинградом
За Родину идёшь ты в бой,
С тобой на штурм шагает рядом
Наш славный «Натиск Боевой».

После окончания жесточайших сталинградских боёв коллектив редакции газеты тепло прощался с любимым редактором подполковником П.П. Яхлаковым – его перевели в военный отдел центральной газеты «Правда».

Август 1943 г. 6-ая гвардейская армия.
После Курской битвы, когда приезжал бывший редактор П. Яхлаков.
На снимке (слева направо): внизу – Л. Кацнельсон, И. Давыдов, А. Астафьев, А. Полторацкий; вверху – И. Перегуда, Б. Мясников, П. Яхлаков, Н. Фиников, Г. Тертышник.
(Кто был в это время в редакции «Боевого натиска»).

К нам назначили нового редактора - майора В.А. Бобылёва.

А уже летом во время курско-прохоровских боевых действий в армию и в нашу редакцию приехал заместитель начальника военного отдела газеты «Правда» гвардии подполковник П.П. Яхлаков. На одной из фотографий запечатлена встреча двух редакторов «Боевого натиска».

В своей книге «Служим Отчизне» командующий армией генерал-полковник, Герой Советского Союза, И.М. Чистяков тепло отзывается о роли газеты и её журналистах: «Огромную помощь политработникам и командирам оказывала армейская газета „Боевой натиск“. Газетчики, как говорится, в любую щель пролезали во время боя, всё замечали. Воины армии - солдаты, сержанты, офицеры и генералы любили свою газету, всегда ждали её с нетерпением. Из газеты они узнавали о героических подвигах товарищей, о событиях на своём участке, о положении на фронтах. На страницах газеты они делились опытом борьбы с врагом. Газета на фронте была верным учителем и помощником советских воинов».

После прохоровских сражений в пути на другую боевую позицию у Богодухова - август 1943 г. редакционный автомобиль попал под обстрел фашистского аса на втором его заходе - на первом заходе мы успели выскочить и залечь в боковом кювете. Вот что осталось от моей «лайбы».
Н. Фиников.

Успешное завершение боевых действий в летний период 1943 года в районах Прохоровки, Белгорода, Харькова получило высокую оценку в многотомном труде «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945 гг.»: «В этих боях лучшим соединениям немецко-фашистской армии противостояла одна из наиболее опытных советских армий - 6-я гвардейская, бывшая 21-я армия».

Пятьдесят дней продолжалась Курская битва - одна из величайших битв Второй мировой войны.

Немецкая армия потерпела поражение, от которого уже не могла оправиться до самого конца войны. Историческая победа под Курском продемонстрировала возросшее могущество Советского государства и его Вооружённых Сил. Её ковали на фронте и в тылу все советские люди.

Дальнейший путь редакции «Боевого натиска» вместе с армией лежал в направлении Невеля, Полоцка и Даугавпилса.

22 апреля 1943 года за героические подвиги и отличные боевые действия по окружению и разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом Указом Президиума Верховного Совета СССР 21-я армия была преобразована в 6-ю гвардейскую армию.

С этого времени на лицевой стороне газеты «Боевой натиск» впереди названия появляется гвардейский знак, а на правой стороне гимнастёрок военных журналистов газеты крепко прикручивается красивый металлический знак «Гвардия».
Удостоверение гвардейца на имя гвардии капитана Н. Финикова у меня хранится до сих пор.

Но ещё в конце 1942-го и в начале 1943-го года восемь соединений нашей 21-й армии получили звание гвардейских.

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Эту часть я хочу начать с воспоминаний гвардии майора Г.Н. Ковтунова, начальника штаба 138-го гвардейского артиллерийского полка, о событиях в районе сёл Черкасское и Коровино в начале июля сорок третьего года.

«Шли тяжелейшие бои с гитлеровскими танковыми частями. В особенно трудном положении оказалась вторая батарея, которой командовал гвардии капитан Г.М. Васильев. У нас о них не было никаких сведений. Где-то около полуночи в штабную землянку привели двух красноармейцев. Окровавленные повязки, чёрные от копоти лица, изорванные в клочья гимнастёрки и брюки, какой-то предмет, отдалённо напоминающий чемодан, в руках.

Кто такие?

Мы из второй, - глухо ответил один из бойцов и, пошатнувшись, ухватился за косяк двери.
Все, кто в этот момент находились в землянке, разом повернулись к ним.

Медиков сюда! Пулей! И быстренько сообразить чего-нибудь горячего…

А я никак не мог оторвать взгляда от того чемодана, который остался стоять у двери. Я сразу узнал: не чемодан это, а футляр от баяна Васильева, с которым тот никогда не расставался… И горькое предчувствие охватило душу, вытесняя ещё теплившуюся надежду.

На дне футляра баяна была записка: «Я хорошо знаю, что на жизнь почти не остаётся шансов. Жаль, конечно, но страха нет. Клянусь, что буду биться с врагом до последней капли крови и не сделаю ни шага назад. Васильев».

Начальник политотдела 67-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии полковник Михаил Максимович Бронников сказал, чтобы баян командира батареи непременно сохранили, а после войны отдадим его в музей.

В некоторых заметках газеты «Боевой натиск» упоминались и бойцы нашей дивизии. Рассказывалось, например, о комсомольце гвардии сержанте В.С. Рублевском. Его старший брат пал смертью храбрых при защите Брестской крепости ещё в сорок первом. Владимир занял его место в боевом строю. Он участвовал в боях под Сталинградом. На Курской дуге уже возглавлял пулемётное отделение. У села Черкасское в течение одного только дня он принял участие в отражении десяти вражеских атак.

Была в газете заметка и о нашем орудийном расчёте, которым командовал гвардии старший сержант Каурбек Темирбулатович Тогузов. В течение двух первых дней боёв с гитлеровцами на Курской дуге орудие подбило два «тигра» и пять «фердинандов» и «пантер».

В заключение приведу высказывание знаменитого советского писателя и драматурга, военного журналиста Константина Симонова:

«Мы (корреспонденты) можем записать в блокнот два-три слова и потом развернуть из этого картину. Они (фотокорреспонденты) не могут снять потом. Они могут снять только в этот момент. Тот танк, который идёт на них, и ту атаку, которую они видят, и то бедствие, которому они стали свидетелями. То, что осталось на плёнке, это и есть их память о войне, и в тоже время это уже не их память. Это стало памятью человечества».

Недавно знакомые моего папы принесли мне вырезку из газеты «Волжская коммуна» за 9 мая 1992 года (страница 2), о существовании которой я не знал.

С сентября 1944 года Н. Финикова перевели военным фотокорреспондентом в главную газету страны - «Правду» - и его закрепили за 3-м Белорусским фронтом, который в этот период имел задачу ускорить наступление наших войск в район Восточной Пруссии и тем самым задержать существенные силы гитлеровской армии, чтобы их не могли привлечь для обороны Берлина.

В этот период командующим 3-м Белорусским фронтом был самый молодой из выдающихся советских командующих фронтов генерал армии Иван Данилович Черняховский. Ему было 36 лет. Несмотря на свою молодость, он прошёл войну с первых её дней, будучи на разных должностях при обороне советских западных границ и древнего Новгорода, в наступлении на Курской дуге и при форсировании Днепра.

В разгар сражений за Восточную Пруссию Советская Армия 18 февраля 1945 года потеряла командующего 3-м Белорусским фронтом. Он был сражён осколком тяжёлого снаряда, поразившим сердце.

В командование 3-м Белорусским фронтом был назначен Маршал Советского Союза А.М. Василевский.

10 апреля штурмом был взят главный город-крепость и важный порт Восточной Пруссии - Кёнигсберг.

Впереди был Берлин

Этот период боевых действий советских войск запечатлён в фотографиях гвардии капитана Н. Финикова, которые печатались в газетах «Правда», «Красная звезда», а в дальнейшем использованы в журналах, энциклопедиях, книгах («Штурм Кёнигсберга»).

Военный Совет 3-го Белорусского фронта наградил в апреле 1945 года гвардии капитана Н. Финикова орденом Отечественной войны II степени.

5 мая 1945 года в день советской печати первый комендант Берлина, гвардии генерал-полковник, Герой Советского Союза, Н.Э. Берзарин собрал на площади перед разрушенным рейхстагом большую группу военных корреспондентов, кинооператоров с разных фронтов. В этой встрече принимали участие куйбышевцы Н. Фиников и кинооператор-документалист Н. Киселёв. Фотографии с этой встречи в разных вариантах состава группы сохранились у меня до сих пор.

Вот некоторые из них:

Последние репортажи войны

Сейчас я расскажу о судьбе последних военных репортажей двух военных корреспондентов газеты «Правда», которые в ночь с 8 на 9 мая получили срочное задание редакции газеты.

Столица Чехословакии, Прага, была ещё под немецкими фашистами. Активные пражане подняли восстание против них и просили Советскую Армию помочь им в освобождении города. Известный советский писатель Борис Николаевич Полевой, будучи военным корреспондентом в звании подполковника, получает в Берлине разрешение у командующего 1-м Украинским фронтом, маршала Советского Союза Конева Ивана Степановича самолётом попасть срочно в Прагу. В 7 часов утра 9 мая 1945 года этот самолёт садится на поле одного из городских стадионов в Праге. Следующим самолётом сюда прилетает Н. Фиников.

На этом снимке видно встречу второго самолёта пражанами:

А на этом снимке население Праги приветствует советских танкистов-освободителей на Карловом мосту:

Самарский фотожурналист, получивший первые навыки и уроки пользования фотоаппаратурой в Самарской студии кинохроники в конце двадцатых годов прошлого века, за одну ночь побывал в столицах двух европейских государств: поверженной Германии и освобождённой Чехословакии. Первая и единственная фотография из освобождённой Праги, напечатанная в газете «Правда», принадлежит гвардии капитану Н. Финикову (14 мая 1945 года).

Борис Полевой свою статью о событиях в Праге озаглавил «Последний военный репортаж».

В июне 1945 года самарский фотожурналист, гвардии капитан Н. Фиников награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР медалями «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

Ещё об одном эпизоде ближнего послевоенного времени. 17 мая 1945 года маршал Советского Союза И.С. Конев в западно-германском курортном городе Бад-Вильдунген встречался с командующим американской группой войск генералом О. Брэдли. От имени советского правительства маршал вручил американскому генералу нашу высшую военную награду - орден Суворова первой степени.

Десятки советских и американских фоторепортёров и кинооператоров снимали эту сцену. От газеты «Правда» на этой встрече присутствуют военные корреспонденты Б. Полевой и Н. Фиников, материалы которых - статья и фотография - размещены на второй странице газеты за 21 мая 1945 года.

Этот визит маршала Конева к американскому генералу Брэдли был ответным. А поводом для этих встреч было то, что в конце апреля у немецкого городка Торгау свершилось одно из знаменательных событий войны. Войска 1-го Украинского фронта, с боем прорвавшись к Эльбе, впервые встретились с частями 12-й группы армий союзников. Вскоре после этого маршала Конева посетил американский генерал Брэдли и от имени правительства Соединённых Штатов Америки вручил ему высший американский военный орден. В те майские дни этот визит был яркой демонстрацией дружбы, скреплённой совместно пролитой в этой войне кровью.

Вот несколько фотографий с той памятной встречи:

Ещё двадцать пять дней войны…

Но на этом не закончилось участие Н. Финикова во Второй мировой войне.

К 1418 дням Великой Отечественной войны ещё добавились 25 боевых дней на Дальнем Востоке, с 9 августа по 2 сентября, единственного самарского фотожурналиста, участвовавшего в войне с милитаристской Японией. Здесь было участие в первых штурмовых десантных группах по освобождению столицы северной Кореи - Пхеньяна и города русской славы - Порт-Артура. Заключительный аккорд этой войны - фото «И на Тихом океане свой закончили поход!», которое опубликовано в «Красноармейской иллюстрированной газете» в сентябре 1945 года.
Это фото я помню буквально с той поры.

На скалистом берегу моря у Порт-Артура расположились на отдых бойцы из подразделения гвардии капитана Григория Антоновича Александрова. Сорок лет назад здесь же, в Порт-Артуре, геройски дрался с японцами его отец, крестьянин Тверской губернии, Антон Александров.

А это - уникальная фотография, на которой венок от бойцов Красной Армии в пути для возложения к памятнику русским воинам, погибшим в войне с Японией в 1904 году, на русском военном кладбище в Порт-Артуре.

Подготовила Вероника Севостьянова

В последней, самой жестокой и кровавой, за всю историю человечества, схватке с фашистками захватчиками, советские солдаты поразили мир выдающимся героизмом и подвигами, равных которым нет в мире. Эта страшная война повергла человечество в хаос, но наш народ прошел через все испытания и вышел победителем. Победа в Великой отечественной войне - величайший подвиг советского народа. Мы, являемся потомками того военного поколения и видим прошедшую войну глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. В этом посте хочется рассказать о людях, которые, как правило, оставались за кадром. Это герои, благодоря которым мы с вами имеем документальные кадры кино и фототехники, которые бесстрастно повествуют нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем всей Европы. Так же хочу показать вам фото отчет с выставки фотографий военных фотокорреспондентов из коллекции РОСФОТО.

Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая - Великая Отечественная война. Говорят, без огромных потерь нацистов было не остановить…

За четыре года войны кинооператоры и фоторепортеры сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли миллионы метров кинопленки. Около полутора часов из каждых суток ужасной войны остались запечатленными. Эти люди отправлялись на передовую и снимали из окопов, из смотровой щели танка, выезжающего первым на поле боя, из кабины самолета, через амбразуру дзота, из окон горящего здания... снимали отовсюду, где шел разгул войны. В период важнейшей Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые проводили съемку уличных боев. Они были преданы своему делу, своей цели и старались сделать свою работу более чем профессионально, понимая, что однажды, это может стоить им жизни. Вместо того чтобы лишний раз обезопасить себя, корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Кинооператоры рисковали собой ради крупных планов сражений, а фотокорреспонденты рисковали ради одного выразительного снимка. Благодаря им в фотолетописи войны запечатлены сотни тысяч лиц, а на пленке вечно живыми остались люди, не уцелевшие в той войне.

Главной задачей военных корреспондентов являлось запечатлеть воюющих на фронте людей - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боев. Показать их инициативу, военную смекалку и хитрость в борьбе с фашистами. Выставить на обозрение их ненависть к немецко - фашистким захватчикам, подчеркнуть их стойкость, самоотверженность и дисциплину в выполнении приказов командования.

Уже впервые дни войны корреспонденты были на фронте. Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Отпечатанные на страницах газет фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами. К сожалению, до наших дней сохранилось катастрофически мало кадров, так как в то время люди считали кощунством снимать картины всенародного горя. Трудно было объяснить родственникам погибших, что их страдания снимаются для истории. Многие военные журналисты носили офицерские погоны и в трудную минуту становились на место убитых офицеров и даже рядовых. Так сотрудник «Правды» Борзенко был направлен редакцией для освещения действий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему по званию, пришлось взять на себя руководство обороны захваченного «пятачка». Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он – единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза».

Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского народа – разгрома немецких армий под Москвой в конце 1941 – начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. Человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры приходилось отогревать под полушубками. Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года. Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было минное поле. А у операторов тогда не было длиннофокусной оптики. Поэтому для съемки им приходилось ждать, когда вражеские танки приблизятся к окопам. Известно, что две документальные ленты советских кинооператоров о разрушенных в годы войны исторических памятниках и массовых убийствах военнопленных и мирного населения стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. НА фронтах Великой Отечественной войны погибли сотни военных журналистов, таких как Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работал в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года, и Цезарь Куников, московский журналист, командир отряда десантников, погибший в бою за Новороссийск в феврале 1943 года.


Георгий Липскеров. Участвовал в боях. Был фотокорреспондентом газет 52-ой армии и 2-го Украинского фронта. С 1943 года входил в группу военных кинодокументалистов. Снимал бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге.


Фотокор Дмитрий Бальтерманц. Работал в «Известиях». Сотрудничество с газетой закончилось для него штрафным батальоном.


Наталья Боде одна из немногих женщин - военных фотокорреспондентов. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Прошла всю войну


Корреспонденты позируют друг другу для истории



Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика



Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага, 1945 год



Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год. Корреспондент «Фронтовой иллюстрации», автор знаменитого "Политрука". В сражении под Кенигсбергом вместе с шофером на редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, был награжден орденом Красного Знамени.

На днях мне посчастливилось побывать в государственном музейно - выставочном центре РОСФОТО, где представлялась выставка фотографий военных фотокорреспондентов. НА выставке были представлены работы классиков российской фотографии - Эммануила Евзирихина, Бориса Кудоярова, Ивана Шагина, Сергея Лоскутова. Так же нам удалось увидеть снимки военных корреспондентов - Жана Берланда, Александра Дитлова, Бориса Пушкина, Семена Колонина, Ефима Копыта, а так же Ю. Пясецкого и Я. Табаровского. Имена этих людей еще предстоит вернуть в историю российской фотографии. Большая часть фотографий представляет собой оригинальные отпечатки военного времени, предназначенные для публикации в прессе. Различные форматы фото указывают на авторское кадрирование. Так же в экспозиции были представлены авторские работы Ивана Шагина и Эммануила Евзерихина, отпечатанные ими в послевоенное время и современные отпечатки, которые были выполнены с оригинальных негативов из архива фотожурналиста Сергея Лоскутова.

Фото сделанные нами в выставочном центре:

Бои за освобождение ленинграда. Передвижение ваойск красной армии в районе Луги. Январь 1944 год. бромосеребрянный отпечаток. фотограф Борис Кудояров.


23 августа 1942 года. после массированного налета гитлеровской авиации. Сталинград 1942 год. бромосеребрянный отпечаток с авторского негатива. Фотограф Иммануил Невзерихин


Последние защитники Гитлера. Германия, 1945 год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.


Ленинград в блокаде, 1941 год. бромосеребряный отпечаток. Комсомольцы Кировского завода маршируют. Фотограф Борис Кудияров.


Летчик А. Молодчий со своим штурманом. 1943 год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.


Сентябрь 1941 года. Советский партизан. Цифровая печать с авторского негатива. Фотограф Сергей Лоскутов.


Сталинград, 24 августа 1942 года.бромосеребряный отпечаток НА фото военный кинооператор А. П. Софьин. Фотограф Эммануил Невзерихин.


Встреча на Эльбе. Фотограф Иван Шагин. Германия, 1945 год.бромосеребряный отпечаток


Партизанка Украины. Фотограф Иван Шагин. Украина, 1943 год. Бромосеребряный отпечаток. (Дорогие украинцы, не Савченко ваш народный герой. Вашими истинными героями являются девушки подобные той, что на фото выше)


Урал - фронту. Фотограф Иван Шагин. Урал, 1942 год. бромосеребряный отпечаток


Киевляне приступили к восстановлению города разрушенного гитлеровцами. Фотограф Иван Шагин. Киев, 1944 год, Бромосеребряный отпечаток

Выставка проходит в Государственном музейно -выставочном центре "РОСФОТО". Уникальный проект - "Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов" включал в себя более чем 500 фотоснимков, сделанных классиками отечественной фотографии, выдающимися советскими фотографами. Так же на выставке впервые был представлен виртуальный музей проект, охватывающий события ВОВ с первых дней и до взятия Берлина.

Еще фото с выставки:

Военные корреспонденты всегда были востребованы в своей специальности. Однако особенно популярной профессия стала во времена Великой Отечественной. Именно тогда многие корреспонденты, фотографы, дикторы записывались добровольцами и шли на фронт, чтобы рассказать и показать людям, каким трудом достается каждая пядь отвоеванной земли. НТВ вспоминает знаменитых военных журналистов, которые смогли не только объективно рассказать о происходящем на полях сражений, но и рисковать жизнью ради общей победы и стать Героями Советского Союза.

Читайте ниже

Кто такие военные журналисты?

Военным корреспондентом можно назвать журналиста, который сопровождает армию, авиацию и флот во время боевых действий и освещает события войны в прессе.

Юрий Левитан

Юрий Борисович Левитан (при рождении его звали Юдка Беркович Левитан) родился в 1914 году во Владимире. Интересно, что с самого детства будущий знаменитый диктор имел зычный и громкий голос. Уже тогда его называли «Трубой», а его голос, похожий по силе звучания на мегафон, мог разноситься на большие расстояния.

Несмотря на природный талант и особый тембр, Юрия Левитана неохотно брали на радио из-за сильного провинциального говора. Никто не знает, как могла бы сложиться его карьера, если бы не звонок Сталина. Именно верховный главнокомандующий в 1934 году услышал однажды ночью, как неизвестный ему диктор читает в эфире новости газеты «Правда». Сталин сразу же позвонил в Радиокомитет и сказал, что текст его доклада на ХVII съезде партии должен читать только «этот голос».

Осенью 1941 года Юрий Левитан был эвакуирован в Свердловск (сейчас Екатеринбург) по причине того, что вести вещание из столицы было нельзя: все московские радиовышки были демонтированы, так как являлись ориентирами для вражеских бомбардировщиков. Студия была размещена в подвальном помещении, а сам диктор жил в бараке в тяжелых условиях и в режиме полной секретности.

Специальные меры безопасности были предприняты еще и потому, что сам Гитлер обещал любому, кто принесет ему голову Левитана, 250 тысяч марок — настолько ему был противен голос, который на весь мир объявлял о военных победах Советского Союза.

В марте 1943 года Левитан секретно переехал в Куйбышев (ныне Самара), где и был размещен на постоянной основе Радиокомитет.

На всем протяжении Великой Отечественной войны Юрий Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы Сталина, а его голос был известен каждому жителю страны. Юрию Левитану было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе.

Знаменитый диктор скончался в 1983 году в Белгородской области во время встречи с ветеранами Курской битвы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Муса Джалиль

Муса Джалиль был не только известным в СССР поэтом и журналистом, но и участником Великой Отечественной войны, Героем Советского Союза.

Муса Мустафович Залилов родился в 1906 году в Оренбургской области. В 1919 году начал обучение на литературном факультете МГУ, работал редактором в детских журналах. Первый сборник его стихотворений «Мы идем» вышел в 1925 году, а через 10 лет свет увидели еще два сборника — «Стихи и поэмы» и «Орденоносные миллионы».


Фото: ТАСС

В 1941 году Муса Джалиль одним из первых ушел на фронт, работал там военным корреспондентом. Через год после начала войны был захвачен в плен и переправлен в концлагерь Шпандау. Даже в тех чудовищных условиях он не переставал писать стихотворения. В концлагере Джалиль организовал подполье, которое готовило массовый побег заключенных. Его казнили в 1944 году за работу в этом подполье. Звание Героя СССР он получил посмертно спустя двенадцать лет.

Константин Симонов

«Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой»


Фото: ТАСС, Мастюков Валентин

Это знаменитое стихотворение было написано Константином Симоновым в июле-августе 1941 года. Писатель окончил Литературный институт им. Горького, во время войны проходил обучение на курсах военных корреспондентов, а затем работал с передовой для газет «Красная звезда» и «Боевое знамя». Даже в тяжелые военные годы он продолжал создавать литературные произведения.

Летом 1941 года работал военным корреспондентом в захваченной Одессе. Уже в 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, а в 1943 году — звание подполковника. В качестве журналиста побывал на всех фронтах Великой Отечественной войны, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Германии, описывал происходящее в последних боях за Берлин.

В 1944 году Константин Симонов был награжден медалью «За оборону Кавказа». После войны работал военным корреспондентом в СССР, США и Японии. Был главным редактором «Литературной газеты». Умер в 1979 году, оставив почитателям своего таланта богатое литературное наследие.

Лев Озеров

Лев Адольфович Озеров (настоящая фамилия Гольдберг) был выдающимся русским поэтом, переводчиком и военным корреспондентом.

Родился в 1914 году в Киеве, в 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории.


Фото: er3ed.qrz.ru

В самом начале войны записался добровольцем и отправился на фронт работать военным корреспондентом. На полях сражений не переставал писать, а с 1943 года был преподавателем Литературного института. Позже получил степень доктора филологических наук.

Знаменитое четверостишие, представленное ниже, также принадлежит Льву Озерову.

«Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами»

Михаил Шолохов

Знаменитый на весь мир писатель во времена Великой Отечественной войны также работал военным корреспондентом.

Михаил Шолохов родился в 1905 году в Ростовской области. Учился в церковноприходской школе, а затем в гимназии. Специальное образование получить не смог из-за начавшейся революции и гражданской войны. В 1922 году приехал в Москву и твердо решил стать писателем. В то время Шолохов работал грузчиком, каменщиком, счетоводом, а в 1923 году смог опубликовать свое первое литературное произведение — фельетон.


Фото: ТАСС, Ступаков В.

В 1926 году начинает работать над романом «Тихий Дон».

Во времена Великой Отечественной войны оставил литературную деятельность и стал военным корреспондентом сразу двух газет: «Правда» и «Красная звезда». Очень часто выезжал на линию фронта, писал много очерков и рассказов. В последние годы войны публикует рассказ «Наука ненависти» и главы из романа «Они сражались за родину».

После войны писатель занимался не только литературной, но и общественной деятельностью. Михаил Шолохов опубликовал вторую книгу романа «Поднятая целина», продолжение книги «Они сражались за родину». В 1965 году за роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию. Всю свою жизнь, за исключением военных лет, прожил в своей станице, где и скончался в 1984 году.

За торжественными мероприятиями в День Победы НТВ будет следить в течение всего праздничного дня. Зрители увидят не только парад на Красной площади, но и . Кроме этого, патриотическую акцию , придуманную крымской школьницей, может поддержать любой желающий.

Советская журналистика всей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина. В его личную заслугу ставились победы в первых пятилетках, в демократических завоеваниях, провозглашенных в новой Конституции СССР, в успехах строительства социализма. Пресса стала трибуной идейно-теоретического обоснования сталинизма. Как величайшие образцы творческого развития марксизма расценивались книги Сталина «Об основах ленинизма», «Краткий курс истории ВКП(б)» и др. Настойчивая пропаганда периодикой и радиовещанием авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникла во все сферы духовной жизни общества и в том числе в журналистику, ставшую неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

Война сразу же изменила весь облик советской печати: Увеличивается количество военных газет. Уменьшается объём гражданской прессы. Более чем в 2 раза сократилось число даже центральных газет. Значительно сократилось число местных изданий. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство».

Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

Меры по перестройке печати позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте.

К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в армии было немало газет на языках народов СССР

Управление Советской Армии полуторамиллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.

Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага.


Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину», «Большевистская правда», «Витебский рабочий», «В бой за Родину!»…

Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942 г. – «Красный сокол».

Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро входила оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран.

В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание , первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!».

О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в различных городах нашей страны (в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре). В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали по радио передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20 тысяч фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны.

На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета».

Вступая в войну против СССР, Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба, идеологий и расовых различий, что она будет вестись с беспрецедентной жестокостью. Следуя этой установке, борьбу за порабощение советского народа гитлеровцы вели не только силой военного оружия, но и оружием слова. На временно оккупированной территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская Германия, а Советское государство. Эта ложь распространялась и в газетах, и в радиопередачах гитлеровцев.

Уже в 1941 г. немцы начали налаживать и свое радиовещание.

Каждодневно гитлеровские газеты и радио уверяли читателей и радиослушателей в провале советской армии, в несостоятельности большевизма, в том, что Англия и США слабее Германии, сообщали о том, что Германия победит.

Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов, А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов.

Большое значение во время войны имело слово. Пресса несла определённую идеалогию, поднимала боевой дух солдат. Также в её функции входила передача опыта, видов обороны и другой информации, необходимой для успеха советской армии.

В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений.

Их предназначение было двояким. И они с ним справлялись. Являясь одновременно военными и журналистами военные корреспонденты внесли огромный вклад в историю нашей страны, в формирование системы СМИ СССР, в победу советской армии над фашистской Германией. Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на территориях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупации, и Германии.

Публицистика периода Великой Отечественной войны не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели, публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества. Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению – средоточие величия, беспредельного мужества и преданности советского человека своей Родине.

Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио.

]
Памятник погибшим журналистам


На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей нашего цеха. Среди них Герои Советского Союза - Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работавший в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года.
Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года). Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии начальник артиллерии дивизии, погиб в апреле 1944 года на правом берегу Днестра. И многие, многие другие...

Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей. На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.

Писатели М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И.С.Конева (крайний слева).

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. Оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня. И уже через 45 минут передало первые военные “Последние известия”. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Фронтовой оператор Н.Киселёв.

Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствиями с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них – “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные пистели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры - это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” – для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления.

Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача – борьба с врагом в его тылу.

Часть советской киногруппы перед подписанием капитуляции в Берлине (8 мая 1945 г.,)

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов.

Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.

Поэт Евгений Долматовский в Берлине, 1945 г
Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея, Давидзона и многих-многих советских фотографов, которые зафиксировали следы нацистских преступлений.

Поэтому неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу!

"корреспондент, едва только показывал свою книжечку, уже был принимаем как важный начальник, как имеющий право давать установки. Он мог добыть сведения верные, а мог и неверные, мог сообщить их в газету вовремя или с опозданием, -- карьера его зависела не от этого, а от правильного мировоззрения. Имея же правильное мировоззрение, корреспондент не имел большой нужды и лезть на такой плацдарм или в такое пекло: свою корреспонденцию он мог написать и в тылу ".

А.С.Солженицин "В круге первом"

Пост посвящаю подвигу Л.И.Лагашиной! Героически

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва