Католические святые. Есть ли общие святые у православных и католиков? Отрицание почитания святых


Сравнение православных и католических святых

До отпадения католичества от православия, святые Вселенской Церкви были общими. Теперь различия в критериях святости между православием и католичеством не столько велики, сколько противоположны. То, что в православии считается заблуждением, духовной прелестью или проявлением гордости в католичестве принимается за святость. В православии, например, считается, что очистить от грехов, помиловать и спасти человека может только Бог. Человек должен стараться, прилагать усилия, надеяться, но не может быть уверенным в том, что он уже спасен. «Держи ум свой во аде, но не отчаявайся», - было сказано Богом прп. Силуану Афонскому. А в католичестве существует понятие «сверхдолжных заслуг». То есть, приняв целибат или постриг, или немного духовно потрудившись, человек якобы обретает перед Богом не только необходимые для спасения заслуги, но и «заслуги сверхдолжные», которые, кстати сказать, Римский папа может использовать по своему усмотрению…


Одной из отличительных черт католического мировоззрения является чувственность образов. Это выражается и в иконописи, и в отношении к понятию святости.
Лики на православных иконах - двумерные. Такое изображение горнего мира особым образом подчеркивает его духовность, возвышенность и непостижимость для земных очей. Иконы католиков трехмерные, они изображают святых натуралистично, также они широко используют создание статуй святых для украшения храмов.
Разгорячение нервов и тела, подмена духовности душевностью у католиков возводится в высшую степень приближения к Богу.
Например, почитаемая католическая святая Тереза Авильская во время службы падала в судорогах в храме, а один из самых известных католических святых Франциск Ассизский, живший в XIII веке имел стигматы на руках, ногах и в правом боку, подобные ранам от гвоздей и копья.
Личность Франциска Ассизского весьма показательна. Духовный Франциска портрет хорошо раскрывается в следующих событиях его жизни. Однажды Франциск долго молился «о двух милостях»: Первая - чтобы он мог пережить все те страдания, которые перенес Спаситель, а вторая - чтобы ему почувствовать ту неограниченную любовь, которою горел Сын Божий. Из этой молитвы видно, что католический святой претендует на некое равенство со Спасителем… В православие такое поведение немыслимо. «Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию», - считает свт. Иоанн Златоуст.
«Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище - Господь», - преподобный Исаак Сирин.
«С большим тщанием надо... смирять себя для очищения души и не допускать в нее то, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и Сын и Святой Дух. Смирение - путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего», - преподобный Ефрем Сирин.
«Если все свойства Божественного естества превышают меру человеческого естества, то проще всего для нас уподобиться Божеству в возможном и сообразном с нашей природой. Что же это такое? Смиренномудрие», - преподобный Исидор Пелусиот.
Франциска Ассизского совершенно не беспокоило чувство собственной греховности. Более того, во время такой молитвы Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса». А «шестокрылый серафим», поразил его «огненными стрелами» в руки, ноги и правый бок. Так у Франциска Ассизского образовались стигматы… С точки зрения психиатрии - стигматы имеют признаки кровоточивости неврогенного происхождения. Их разделяют на невропатическую, или истерическую, и имитационную, или синдром Мюнхгаузена. История религии сохранила ряд свидетельств о кровотечениях у людей с истероидными изменениями личности. В молитвенном экстазе они могли плакать кровавыми слезами, у них выделялась кровь из тех мест на руках и ногах, где были раны у Христа. Это как раз и происходит от неправильной молитвы, от разгорячения нервов и тела. Бывало, что во время проповеди Франциска Ассизского люди впадали в состояние истерии или лишались чувств. Последователь Франциска брат Иоанн из Верны разжег в себе «любовь к сладчайшему Иисусу в таком рвении и такой сладости, что уже не могла душа его выносить такой сладости, но громко возглашала, и, как бы опьяненный духом, он не переставал говорить про себя: "Сие есть тело мое" - потому что при этих словах ему казалось, он видит благословенного Христа с Девой Марией». Прийдя в храм «в том рвении духа, и с той тревогой, и с теми речами, не думая, что кто-нибудь слышит его... не мог он сдержаться от переполнявшей его божественной милости и возглашал громким голосом, и так долго пробыл в этом состоянии». Продолжая оставапться в этом состоянии он стал служить мессу, дойдя до того, что «едва мог вынести столько сладости и нежности», а потом «еще более вознесся в сладости созерцания» и, упал навзничь, лишившись чувств. Его «тело его похолодело, как тело мертвеца, и пальцы рук закоченели так сильно, что почти совсем не могли распрямляться или двигаться». Люди же, наблюдавшие за этим, «плакали из благоговения»...
Другой ученик Франциска Ассизского - брат Массео - пытался вымолить у Бога добродетель смирения. «В духовном рвении шел он, роняя слезы, вздохи и слова, и в пламенной жажде своей испрашивая у Бога этой божественной добродетели; а так как Бог охотно внимает молитвам смиренных и сокрушенных сердцем, то до брата Массео в таком его состоянии дошел голос с неба...». После беседы со Христом брат Массео получил желанную добродетель, и с тех пор когда Массео молился, То «производил однообразный ликующий звук, вроде глухого воркования голубя - у! у! у! - и стоял так в созерцании с весельем в лице и радостью в сердце».
Что же говорят о молитве православные подвижники? Например, преподобный Макарий, живший в конце IV — начале V столетия, учил: «Истинное основание молитвы: быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других... Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов, ни молчания, ни коленопреклонения... Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве, - это приход Бога». А какова молитва, такова и духовная жизнь. В житиях святых мы видим примеры ангелоподобной добродетели смирения:
«Грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь», - говорил преподобный Сисой Фивейский.
«Когда я был юн, - говорил преподобный Матой, - я думал сам с собою: может быть и делаю что-нибудь доброе; а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела».
Чем ближе человек к Богу, тем больше сознает себя грешником.
Пророк Исайя, увидев Бога назвал себя окаянным и нечистым (Ис. 6; 5).
Преподобный Памва в самый час смерти своей говорил: «Никогда не раскаивался я в словах, которые когда-либо говорил до сего часа; а теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему».
Перед кончиной преподобного Сисоя лицо его сияло, как солнце, и он говорил отцам: "Вот пришел Авва Антоний, вот пришел лик Пророков..." И лицо его заблистало еще светлее. "Вот вижу лик Апостолов", - сказал он, и свет лица его удвоился. Он стал с кем-то разговаривать. Тогда старцы спросили его: «С кем ты, отец, беседуешь?» - «Вот - отвечал он, - пришли Ангелы взять меня, а я прошу чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния». Старцы сказали: «Да ты, отец, не имеешь нужду в покаянии». «Нет, - отвечал им смиренный Авва: - я еще и не начинал покаяния». Вдруг лицо его заблистало подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: «Смотрите, вот Господь... Он говорит: "Несите ко Мне избранный сосуд пустыни!» И святой старец предал дух свой Богу, и просияло лицо его, как молния, а храмина исполнилась благоухания...
Преподобный Нил говорил: «Блажен из людей тот, кто почитает себя хуже всех».
Один брат спросил преподобного Пимена: «Как могу я думать о себе, что я хуже убийцы?» Старец отвечал: «Скажи себе: он однажды сделал сей грех, а я убиваю каждый день (словом осуждения)».
Преподобный Ксанфий говорил: «Разбойник был на кресте и одним словом оправдался; Иуда был в числе Апостолов и в одну ночь погубил весь труд свой, и с небес сошел в ад. Посему никто не хвались успехом в добрых делах, потому что все, кто на себя надеялся, пали».
Преподобный Антоний говорил: «Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию потому, что понадеялись на свои дела».
Преподобный Ор говорил: «Если придет к тебе помысел высокоумия и гордости, то испытывай свою совесть: все ли исполнил ты заповеди? Любишь ли врагов своих? Болезнуешь ли об их несчастиях и почитаешь ли себя рабом непотребным, грешнейшим из всех? Тогда не будешь гордо думать о себе, будто все исполнил. Притом знай, что помысел гордости все добро обращает в ничто».
И эти примеры можно продолжать бесконечно…
Даже сама процедура причисления к лику святых в католичестве серьезно отличается от православной традиции. В католичестве существует понятие беатификации, то есть причислении к лику блаженных, что служит предварительным необходимым этапом для последующей канонизации. Этот предварительный этап канонизации ввел Папа Римский Урбан VIII в 1642 году.
В настоящее время у католиков акт канонизации осуществляет Римский Папа. Сам процесс канонизации включает в себя два этапа: беатификацию, то есть причисление к лику блаженных; и, собственно, причисление к лику святых.
Торжественный акт канонизации происходит через объявление Римским папой, новопровозглашенного святого. После чего становится ясно, что новопрославленный святой «ныне царствует с Иисусом Христом в небесной славе».
Только с этого момента начинается официальное почитание святого всей Католической церковью. Его имя вносят в литургические календари, тексты миссала и бревиария. Отныне в честь этого святого можно называть храмы, почитать его мощи и сакральные изображения.
В католических литаниях принято обращаться ко Христу, с возгласом: «Спаси нас!» или «Помилуй нас!», а в литаниях, обращённых к Богородице и святым: «Молись о нас!».
Догмат о папской непогрешимости давно уже является и «камнем преткновения», и «притчей во языцех» современного католичества… Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что благодаря этому догмату римская церковь впала «в гибельную тьму ереси». Ему вторит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительным главою церкви, да еще - непогрешимою... Отсюда - ложные догматы, отсюда - двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции, отсюда искажение догматов; отсюда фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом... и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией». Он считал, что «католики заблуждаются и гордостью обложены как ожерельем», что они «о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа»…
Таким образом, становится понятным, что отношение к святости в Православной Церкви не имеет ничего общего с понятием святости у католиков. Эти понятия также противоположны как добродетель смирения и грех гордости. Святитель Марк Ефесский взывает: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики... Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа».

Использованы материалы: сайта священника Вячеслава Романова; «СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ», Курс лекций, Москва, 1998; Диакон Алексий Бекорюков «Франциск Ассизский и католическая святость» и др.

Святыня не может «испортиться» или умалиться от того, что находится не в православном храме, уверен Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

– Андрей, какие святые одинаково почитаются Православной и Католической Церквами? Почему так? Приведите пример.

– Те святые, которые были прославлены Церковью еще до ее разделения в середине XІ века (окончательно раскол между Востоком и Западом произошел фактически намного позже, однако официально практически во всех учебниках по истории Церкви раскол датируется именно 1054 годом), являются общепризнанными как в Восточной Церкви, так и в Западной. К ним можно отнести, во-первых, святых апостолов, мучеников и тех святителей и преподобных, которые подвизались в указанный период. Поэтому имена таких святых, как, например, Николай Мирликийский, Василий Великий или Амвросий Медиоланский, преподобные Антоний и Пахомий Великие, имеются в святцах как одной, так и другой Церкви.

– Почему Католической Церковью почитаются прп. Сергий Радонежский, прп. Андрей Рублев и прп. Серафим Саровский?

– Подобная практика почитания православных святых в Западной Церкви была введена сначала в 1940 году Римским Папой Пием XII, а в 1969-м – Папой Павлом VI в прозелитических целях, то есть для того, чтобы более успешно проповедовать католицизм в православной среде. Однако при этом многие представители Римско-Католической Церкви утверждают, что образы некоторых святых, исконно почитаемых Православной Церковью, весьма импонируют им и являются для католиков неким идеалом духовности и любви к ближним.

– Принимает ли Православная Церковь каких-то католических святых? Приведите пример, пожалуйста.

– Многие святые, канонизированные Западной Церковью, не отвечают тем критериям святости, которые приняты в Церкви Православной. Если сравнить, например, православных святых и святых, прославленных в Римско-Католической Церкви, особенно в последнее время, мы можем увидеть, что принципы духовной жизни и отношение к спасению у первых кардинально отличаются от данных критериев у вторых. Так, из житий православных святых мы знаем, что никто из них не считал себя при жизни достигшим спасения. Более того, многие святые называли себя самыми грешными и последними из людей. В Западной же Церкви, наоборот, согласно житию таких «подвижников», как Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, они считали себя угодившими Богу и в связи с этим имеющими полное право говорить от Его имени. Святитель Игнатий Кавказский по этому поводу замечает: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им... Иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение». Таким образом, мы видим, что в первом случае людьми руководили кротость и смирение, а во втором – гордость и прелесть, которые никогда не смогут привести человека к Богу.

– Находятся ли мощи православных святых в католических храмах? Можно ли к ним прикладываться?

– Исторически сложилось так, что большинство христианских святынь, за исключением, конечно, тех, которые находятся в Святой Земле – в том месте, где совершил Свой Крестный подвиг Господь наш Иисус Христос, хранятся в католических храмах. Данное обстоятельство объясняется тем, что первые императоры – христиане, такие как, например, святой равноапостольный Константин Великий, большую часть своей жизни провели именно в западной части Римской (позднее – Византийской) империи. В связи с этим многие святыни христианского мира, естественно, свозились туда, где жил император. Именно потому так много христианских святынь находится в католических храмах Рима (первая столица империи) или Милана (фактическое место пребывания св. Константина, к которому, собственно, и восходит практика «собирания» святынь). Однако это вовсе не является препятствием для почитания их православными. Святыня не может «испортиться» или умалиться от того, что находится не в православном храме. Так, мощи одного из самых чтимых святых – Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских – также пребывают на территории католического храма в итальянском городе Бари, но при этом православные имеют свободную возможность приложиться к ним и даже совершать на них Божественную литургию.

Беседовала Наталья Горошкова

В 1054 году, когда папские легаты прибыли в Kонстантинополь с намерением сместить патриарха и возложили на престол Cвятой Cофии буллу об отлучении Mихаила Kирулария и его сторонников от церкви, патриарх и созванный им собор отлучили от церкви легатов, в чем были поддержаны всеми восточными патриархами. Так произошёл Великий раскол.

После раскола каждая из сторон не раз предпринимала попытки воссоединения, но они ни к чему не привели. Протоиерей Aндрей Филлипс (Bеликобритания) отмечает, что большая часть католических святых жили между 1054 и 1200 годами, и только 5% из них жили после XI века, что указывает на истощение Духа Cвятого вне православной церкви .

Aпостол Пётр

Oднако в период общности церквей в Eвропе жило немало святых, которые хотя и считаются католическими, но почитаются и в православии. Cамым ярким примером может стать сам апостол Пётр, которого католики считают основателем Западной церкви и первым Папой. Oн проповедовал в Cамарии и в Иудее, в Галилее и Kесарии, в Cирии , в Bавилоне и в Pиме , в Британии и в Греции . Eго считают основателем римской христианской общины: апостол разоблачил волхва Cимона, выдававшего себя за Cпасителя, и обратил в веру двух жён императора Hерона, после чего тот распял Петра на кресте головой вниз. После кончины апостола христиане Pима возвели над предполагаемым местом захоронения Петра базилику, а позднее построили Cобор Cвятого Петра. B православии апостол Пётр почитается наравне с апостолом Павлом как первоверховный святой апостол - это в его честь был назван Cанкт-Петербург ; праздник апостола Петра Pусская православная церковь отмечает 12 июля по новому стилю.

Святитель Николай

Hаверное, нет другого такого почитаемого на Pуси католического святого, как Hиколай Mирликийский или Hиколай Чудотворец , который жил в III веке в ликийском городе Mиры, где прославился чудесами, беззаветно служил людям, проповедовал Xриста, сокрушал идолов и боролся с еретиками. Oднажды он спас Mиры от голода: явившись во сне итальянскому купцу, он дал ему три золотые монеты и велел привезти в Mиры хлеба. Kогда купец проснулся, монеты не исчезли, и он был вынужден исполнить обет. Известно и другое чудо святого Hиколая: он среди бури явился на терпящий бедствие корабль, плывший из Eгипта в Ликию и, встав у руля, вывел судно из бури. B Pоссии святитель Hиколай почитается как покровитель обездоленных и путешествующиx, праздник его отмечают трижды: 22 мая (День перенесения мощей), 11 августа и 19 декабря по новому стилю.

Bасилий Bеликий

Богослов и христианский философ, друг Григория Богослова кессариец Bасилий Bеликий жил в VI веке и прославился учёностью и аскетичным образом жизни. Oдин из составителей сборника «Добротолюбие», он боролся с ересью Aрия, написал много книг, в числе которых «Беседы на Шестоднев» и составил чин Литургии. Oн рано умер и почти сразу стал почитаться святым; дни памяти его в PПЦ отмечаются 14 января и 12 февраля.

Aмвросий Mедиоланский

Уроженец северной Италии, Aмвросий стал епископом чудесным образом: он пришёл в храм, где шли выборы, чтобы навести порядок между спорщиками и вдруг голос сверху произнес: «Aмвросий - епископ», хотя он даже не был крещён. Под давлением общества он был вынужден согласиться, принял крещение, стал епископом, раздал имущество бедным и посвятил себя Богу: боролся с ересями, идолопоклонничеством и составлял гимны. Прославился тем, что не допустил в храм императора Феодосия, пролившего много крови, и призвал его к покаянию. День памяти это святого PПЦ празднует 20 декабря по новому стилю.

Пахомий Bеликий стал основателем монашеского общежития в Eгипте. Oн жил в III веке в Фиваиде, крестился юношей и посвятил жизнь монашеской аскезе. Oднажды ему во сне явился aнгел в образе схимника и вручил устав монашеской жизни, по которому Пахомий установил среди монахов единообразие в пище и в одежде и раздал послушания, собрав возле себя почти 7 000 иноков, всячески поддерживая больных и воздерживая от отчаяния унывающих. Aнтоний Bеликий тоже жил в Eгипте, юношей раздал наследство нищим и ушёл в скит, жил в гробнице, молился, постился и сражался с нашествиями бесов. B 35 лет он удалился в пустыню и пребывал там 20 лет, пока не обрёл спокойствие духа и мир в помыслах, после чего к нему стали собираться монахи. Bо времена гонений на христиан императора Mаксимиана Aнтоний ходил в Aлександрию - служить арестованным христианам, но всегда возвращался на свою гору, окружённую множеством обителей. Oн почил в 85 лет, и ныне его мощи хранятся в городе Aрис (Франция). PПЦ почитает память святого Aнтония 30 января, а память святого Пахомия - 28 мая.

Блаженный Aвгустин и многие другие

Блаженный Aвгустин подвизался в Cеверной Aфрике, в 395 году стал епископом, боролся в ересями манихейства, донатистов и пелагиан, написал более тысячи богословских трудов, признанных обеими церквями, самыми известными из них стали «O граде Божием», «Исповедь» и «Xристианская наука». Bесьма заботился о том, чтобы богословие стало понятно простому народу; его память православные отмечают 28 июня. B 2017 году Pусская православная церковь признала и некоторых других католических святых, которые прославились до раскола - среди них святитель Патрикий (святой Патрик), святой Bиктор Mарсельский, святая Женевьева (Геновефа) Парижская, лионский епископ Пофин, мученица Бландина, мученики Понтик, Eпиподий Лионские, Cатурнин Tулузский, Aлбан Британский и преподобный святой из Чехии Прокопий Cазавский. Cложилось так, что многие христианские святыни хранятся в католических храмах, однако это не умаляет их святости и не является препятствием для почитания.

Почитание и призывание святых

Православные и католики считают, что Священное Писание решительно запрещает оказывать кому-либо божеское поклонение и служение , кроме единого истинного Бога (Втор. ; Ис. ; Мф. ;  ; 1Тим. ), но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение (doulexa) верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Единому Богу (Мф. ), как «дивному во святых своих» (Пс. ).

Происхождения почитания святых

Возникнув в христианской церкви на первых же порах её существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана ; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским . Вместе с тем развивается и определяется самое вероучение о почитании святых (Ефрем Сирин , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст). Способствовало этому появление разных еретических учений. Были, например, еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ей почитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божеские почести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это подвигло святого Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинного церковного учения о почитании святых. В начале V века появились еретики которые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускается божеское чествование святых с таким же поклонением им и служением, и этим восстанавливается древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается вера в истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главе этого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан и манихеев, стал испанец Вигилянций . Против него выступили блаженные Иероним и Августин . Вера в обязательность и спасительность достодолжного чествования святых неизменно сохранялась в церкви и в последующие века; подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (Сальвиан , Кирилл Александрийский , Григорий Великий , Иоанн Дамаскин), так и целых соборов - поместного Карфагенского (419 год) и в особенности Второго Никейского . Противниками этого учения в Средние века являются альбигойцы , павликиане , богомилы , вальденсы и сторонники учения Виклифа , в Новейшие время - вообще протестанты .

Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах , не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. ) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который «един (есть)» в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1Тим. )

Начало молитвенного призывания святых видно ещё в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (1Пар. ). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. ). Апостол Пётр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2Петр. ). Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. ;  , . На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всех древнейших литургиях, например апостола Иакова и иерусалимской церкви, появившиеся в IV в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание святых в это время было явлением всеобщим. Почитание святых не прекратилось и в период иконоборчества . Иконоборческий собор (754 год): «кто не исповедует, что все святые…. досточтимы пред очами Божиими…. и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о Мире, - анафема » . Несмотря на то, что, вскоре его постановления были отвергнуты на Седьмом Вселенском соборе , сама практика почитания святых осуждению не подвергалась.

Учение о почитании и призывании святых сохраняется и в учении древневосточных церквей (Ассирийской церкви Востока , эфиопской , коптской , армянской и других). Противниками этого учения были различные протестантские течения. Лютер отверг почитание и призывание святых главным образом на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера - это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

Античное многобожие и почитание святых

Сохранение античных традиций у последователей христианской религии находит своё выражение в сочетании предыдущих представлений с христианскими символами в искусстве, в литературе, в философии, в бытовой сфере и в самой религии. Внешняя схожесть античного политеизма и культа христианских святых вызывает критику со стороны атеизма . Ф. Энгельс заметил, что христианство «могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых…» «Греческие жития мучеников-философов и политических деятелей, пострадавших за свои убеждения послужили образцом для мифических житий вымышленных святых.»:

Впрочем подобные взгляды имеют ответ Церкви, так Сергей Булгаков объясняет :

Святые в православии

  • «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. )
  • «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» (Пс. )
  • «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. )
  • «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. )
  • «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. )
  • «наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. )

Святость - это состояние переживаемое верующим по слову Апостола Иакова «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. ). Но также сказано «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. ). Таким образом с одной стороны единственным сердцеведцем знающим угодников своих является сам Господь. Но Он Сам прославляет святых своих чудесами : даром языков (в первые века), пророчествований , исцелений, чудотворений при жизни, нетленными мощами , исцелений по молитвам святому. Чудеса не являются обязательным условием почитания, по слову Апостола Павла о высшем даре: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. ) -, но являются как бы указанием самого Господа на почитание его верного служителя. Например, как описано сразу после прославлении Святителя Московского Ионы об исцелении одной женщины :

Приведённая во храм, она усердно молилась пред чудотворными иконами, Владимирской и Великогорецкой, но не получила желаемого; припадала потом ко гробу чудотворца Петра и много скорбела, что труд её был напрасен; тогда послышался ей таинственный голос: «Иди ко гробу Ионы, чудотворца». «Не знаю, Господи, где он» - смиренно отвечала слепая, и, когда привели её к честной раке, стала осязать её руками с тёплою молитвой о прозрении, но как только приникла к мощам, чтобы приложиться, почувствовала как бы тёплое дуновение из уст святительских, прямо в очи свои, и в ту же минуту прозрела.

Православные церкви признают святыми, как правило, только православных или христиан-кафоликов, не еретиков, живших до разделения церквей. Впрочем, существуют исключения, например, арианка Святая Алла , Исаак Сирин , а в 1981 году собор РПЦЗ причислил к лику святых всех слуг царской семьи, погибших вместе с ними в Ипатьевском доме, в том числе католиков и протестантов. [ ]

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви:

См. также: Лик святости

Святые в католичестве

Святые, то есть спасённые для вечной жизни с Богом христиане, являются для живущих христиан примером христианской жизни, а также молитвенниками и заступниками перед Всевышним. Древний Апостольский Символ веры говорит об «общении святых», которое понимается в Католической церкви как общение духовных благ, а также как общение земной и небесной Церкви.

Иногда выделяют также святых-непорочных, святых-состоявших в браке и раскаявшихся грешников.

Отрицание почитания святых

Другие религии

Индуизм

В индуизме существует давняя и богатая традиция почитания святых. Это могут быть учителя-гуру , аскеты, преуспевшие на пути духовного самосовершенствования, основатели направлений индуизма, такие как Шри Шанкара-чарья, Рамануджа и т. д. Духовные люди (садху) знают признаки, по которым того или иного человека можно назвать святым. Они выражают ему почтение, а обычные люди следуют их примеру, а потом молва о святом человеке разносится из уст в уста.

Буддизм

Афроамериканские народные культы

Популярные в странах Латинской Америки синкретические религии , распространённые прежде всего среди чернокожего населения - такие как

В католичестве процесс канонизации начинается спустя пять лет после смерти человека. В исключительных случаях этот срок может быть сокращен. Затем епископ изучает жизнь человека и, если признает ее достаточно благочестивой, объявляет его «слугой Господа». Всю информацию о человеке передают папе римскому. На этом этапе понтифик может признать человека «досточтимым». Следующая ступень — признание человека «блаженным». Для этого необходимы свидетельства о чуде, которые были совершены при участии этого человека.

Последний этап — непосредственно канонизация, то есть причисление к лику святых. Здесь главным условием снова становится свидетельство о чуде — только оно должно произойти уже после признания человека «блаженным». Если человек принял мученическую смерть, достаточно одного свидетельства о чуде.

Занимается причислением к лику святых специальная конгрегация.

Павел VI

Павел VI занимал престол с 1963 по 1978 год и известен реформами, которые провел в Ватикане.

Он учредил синод епископов, довел до конца Ватиканский собор, внес изменения в процесс богослужений: разрешил священнику совершать богослужение лицом к пастве и проводить его на национальном языке.

Оскар Ромеро

Оскар Ромеро — самый известный из новых католических святых. Во время Гражданской войны в Сальвадоре в 1980-м году он был убит прямо во время мессы.

К канонизации епископа Ромеро призывали католики Латинской Америки, однако более консервативные христиане выступали против канонизации, обвиняя Ромеро в марксистских взглядах.

Тем не менее в 2015-м году папа Франциск причислил Ромеро к лику блаженных.

Франческо Спинелли

Франческо Спинелли был римско-католическим священником. Он родился в Милане в 1853 году.

Решение причислить его к лику святых было принято после свидетельства о чуде, которое свершилось в 2007 году в Демократической Республике Конго. У новорожденного ребенка случилось кровоизлияние в мозг. Врачи не могли ему помочь, однако после того, как местные монахини помолились Спинелли и положили изображение блаженного на кровать младенца, врачам чудесным образом удалось найти подходящую вену и провести операцию.

Винченцо Романо

Пастор Винченцо Романо жил в XVIII веке. Он служил в городке Торре-дель-Романо неподалеку от Неаполя. Добрый пастор прославился заботой о сиротах и бедняках.

Сестра Мария Катарина Каспер

Мария Катарина Каспер жила в Германии в XIX веке. Желание посвятить себя Богу она ощутила еще в детстве. Семья будущей монахини жила в бедности. Сначала умер отец, затем - брат, и Катарине с матерью пришлось работать за гроши, чтобы прокормить себя. Когда не стало матери, Катарина приняла монашеский постриг под именем Мария и уехала в город Дернбах в земле Рейнланд-Пфальц. Там позднее была основана женская община. Монахини открывали школы и больницы, помогали сиротам и нуждающимся.

Сестра Назария Игнасия (известная как Назария святой Терезы Иисуса)

Назария Игнасия родилась в Испании в конце XIX века. Как писали ее современники, еще в детстве она услышала голос Иисуса, который указал ей духовный путь.

Назария переехала с семьей в Латинскую Америку. Став монахиней, она ухаживала за больными и стариками по всему континенту и занималась миссионерской деятельность.

Спустя годы монахиня вернулась в Европу, совершив паломничество в Рим, однако впоследствии вернулась в Латинскую Америку.

Нунцио Сулприцио

19-летний Нунцио умер в XIX веке от рака костей, однако успел прославиться своей набожностью и добрыми делами. До шести лет он был сиротой, но потом переехал в дом своего дяди, который жестоко обращался с мальчиком. При этом Нунцио никогда не терял веру в бога и людей.

«Иисус так много пережил за нас и благодаря ему нас ожидает вечная жизнь. Если мы будем страдать, мы испытаем радость рая », — говорил юноша. Также он подчеркивал, что молодость — это не время страстей и ошибок, а божий дар.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва