Какие псалмы читают о здравии. Зачем читать Псалтирь о здравии

Каждый человек, хотя бы раз посещавший храм, слышал о том, что в православной церкви принимаются и совершаются священнослужителями различные виды треб (богослужебных обрядов), среди которых одной из наиболее известных считается Неусыпаемый Псалтирь. К молитвенному поминовению на данном богослужении часто прибегают в случаях, когда особенно необходима помощь и защита Божья в трудных жизненных ситуациях. Так же, считается, что упоминание людей во время данной службы помогает уберечься от любого злого воздействия. Особенностью такого богослужения, наделяющего ее особой Божьей благодатью, является то, что она исполняется без перерыва и днем и ночью, сменяющими друг друга чтецами.

Среди верующих есть множество упоминаний о том, что во время поминовения на богослужении, к человеку неспособны приблизиться никакие злые силы, чтобы причинить ему вред или сбить с истинного пути. Можно сказать, человек, за которого священнослужители молятся, получает заступничество и поддержку, одухотворяющие его и помогающие преодолеть любые сложности на жизненном пути. Такая молитва, как за живого, так и за усопшего человека, способна очистить его душу и дать возможность к искуплению и прощению даже самого страшного греха.

Неусыпаемый Псалтырь – значение требы

Часто верующие люди задают священникам логический вопрос – почему у требы такое наименование?

Дело в том, что монахи читают Псалтирь, «не засыпая» (т.е. не прерываясь ни в дневное, ни в ночное время), что созвучно с оригинальным названием действа. Естественно, что у многих людей, посещающих храмы, где совершается такие богослужения, возникает желание подать имена близких людей для упоминания на ней, каждый раз, когда они совершают такое паломничество. Но, в свою очередь, многие из них сомневаются в том, как часто можно это делать. Конечно, однозначного ответа на этот вопрос быть не может, но, если у вас возникает желание заказать Неусыпаемую Псалтырь и вы делаете это не потому что «так надо и так делают все», а из чувства действительной любви и заботы о своих близких, желая им лишь самого лучшего, то в таком случае никаких ограничений на молитвенную помощь не существует. Под покровительством Господним, человеку не страшны ни навязчивые мысли, мешающие его духовной и мирской жизни, ни злоба других людей.

В тех случаях, когда помощь Божья необходима в излечении от любых духовных или физических болезней, если возможность заказать Псалтирь о здравии. В тех случаях, когда мы молимся о милости и прощении грехов почивших людей, следует подавать Псалтирь о упокоении.

Духовная ценность Псалтири в наше время

У верующих людей могут возникать мысли о том, как данная треба прошла все испытания временем, и остается востребованной в наши дни? На данный вопрос есть несколько причин-ответов.

Во-первых, данную молитву читают люди с особой духовной силой. Монахи, которые живут благочестиво, стараясь аскезой, терпением и трудом приблизиться в своей жизни к образу Господа, находятся к Нему гораздо ближе, чем миряне. И, естественно, молитва таких людей способна на гораздо большее. Ведь именно молитве праведных людей Господь внемлет в первую очередь. Монашеская молитва творит чудеса и способна помочь человеку отмолить его грехи или попросить у Бога здоровья и помощи даже в самых трудных случаях жизни.

Во-вторых, в мирской суете каждый из нас в той или иной степени подвержен воздействию страстей, лукавства, агрессии или злобы. Но, именно через келейное чтение Псалтыри и поминовение на ней в доме Божьем можно получить помощь в избавлении души от данных моральных изъянов.

При заказе Неусыпаемой Псалтыри следует обратить внимание на то, что минимальный срок ее исполнения может отличаться в зависимости от того, как это установлено в той ли иной обители. Например, в некоторых монастырях принимают записки строго на 30 дней, а в других на срок от календарного месяца или больше.

Это вовсе не означает, что в одном месте молятся «лучше», а в другом «хуже», это лишь говорит о том, что в храме, где срок чтения Псалтири меньше есть возможность получить и другую молитвенную поддержку, заказав иные, часто особые, требы, которых может не быть в других храмах или монастырях.

В любом случае, все то время, пока треба совершается, душа человека будет круглосуточно защищена. Как мы отмечали ранее, чтение Псалтыри проводится днём и ночью непрерывно несколькими монахами, сменяющими друг друга каждые несколько часов. Именно это очень важно, так как в молитве сохраняется непрерывность духовной связи с Творцом.

При выборе срока, на который вы хотите заказать Неусыпаемую Псалтырь следует понимать, что, конечно же, чем чаще и дольше человека будут упоминать на богослужении, тем для него лучше. Но, не это есть главное в молитве. Подавая имена на требы, следует делать это искренне и усердно самостоятельно моля Господа о тех людях, за которых вы просите духовной поддержки.

Особое внимание следует уделить поминовению почивших. Для молитвы об умерших людях подается Неусыпаемая Псалтирь об упокоении. Дело в том, что преставившиеся уже не имеют возможности молить Господа о прощении своих грехов и только земная молитва живущих людей может помочь им получить Божью милость в прощении совершенных грехов.

Заказывая требы и совершая пожертвования за их исполнение в Православной Церкви важно понимать, что таким образом мы благодарим Господа за Его милость и благодать. Подавая на развитие и содержание храма, мы совершаем жертву не людям, а Богу.

Где заказать Неусыпаемую Псалтырь в Москве?

Есть список крупных монастырей в городе и области, где возможно провести такое богослужение:

  • - Покровский;
  • - Сретенский;
  • - Заиконоспасский;
  • - Серпуховский;
  • - Зачатьевский;
  • - Борисоглебский;
  • - Хотьков монастырь;
  • - Свято-Троицкая Лавра.

В белокаменной во многих храмах и монастырях читают дневную Псалтирь, но чаще всего люди отправляются за помощью именно в те места, которые указаны в списке. Для страждущих, которые не могут посетить обители лично, есть возможность заказать требу в монастырях почтой или воспользовавшись нашим сайтом - Чудотворная Столица.

Заказывая требы и помогая храмам, мы проявляем в себе те лучшие качества добродетели, которым завещал следовать Господь. Подавая пример благими поступками, мы вдохновляем других людей становиться лучше. Ведь, видя результат духовной работы, мы по-настоящему укрепляемся в вере, и стараемся вести благочестивый образ жизни, не изменяя православным канонам.

Чтение Библии занимает особое место в жизни Церкви. О том, что такое Псалтырь, известно практически каждому христианину. Это единственная книга Ветхого Завета , написанная задолго до прихода Иисуса Христа, которая в полном объёме вошла в богослужебный устав православной церкви. Она непрестанно читается во всех храмах, монастырях и домах верующих мирян.

Афанасий Великий, один из наиболее почитаемых греческих Отцов Православной Церкви, архиепископ Александрийский, который жил в IV веке, говорил, что все книги Священного Писания изобилуют наставлениями и поучениями, но при этом в любой из них ощущается определённая дистанция между повествующим и читателем. Книга Псалтырь написана совершенно иначе. Во-первых, псалмопевец составил тексты от первого лица, благодаря чему читающий может использовать их как молитвы, обращаясь к Господу и рассказывая обо всех своих переживаниях. Во-вторых, в этой книге содержатся различные случаи обращения к Богу, применимые во всех случаях жизни.

Псалмы для чтения в различных случаях (требник)

Все книги Священного Писания делятся на учительные, исторические и пророческие. Сборник псалмов является единственным разделом, который охватывает тексты разной направленности: хвалебные, покаянные, утешительные, благодарственные, просительные и др. Это своего рода библейский молитвослов.

Учитель афонского старца Паисия Святогорца - преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения. Он излагает перечень текстов с пояснениями, по какому случаю желательно их перечитывать.

Монастырское чтение Неусыпаемой Псалтири

В православии имеется такая форма молитвы, как «Неусыпаемая Псалтирь» (в монастырях). Заказать её может каждый прихожанин. Эта традиция сформировалась на рубеже IV-V вв. под влиянием преподобного Александра в монастыре возле реки Ефрат. Такое название она получила благодаря непрерывности круглосуточного чтения. Подобно непрестанному славословию ангелов, пребывающих на небесах, в ней принимают участие почти все монахи обители, поочерёдно сменяя друг друга. Некоторые монашествующие подвижники стремились вычитывать всю книгу за день.

Но не стоит забывать обращаться к Господу самостоятельно и прислушиваться к Его голосу, который звучит в том числе и через строки Священного Писания. Одно из важных условий, без которого невозможно прощение грехов и спасение, - это вера.

Келейное чтение

Эта часть Библии - одна из самых важных. Поэтому домашнему чтению хотя бы небольшого отрывка желательно уделять каждый день. Некоторые монахи ежедневно прочитывают эту часть Священного Писания целиком. Но также можно заучивать отдельные отрывки книги Псалтирь, читать по кафизмам или по главам.

Кафизма (кафисма) - стихословие, определённая часть Псалтири, охватывающая одну или несколько глав.

Порядок чтения

Вся книга делится на 20 кафизм, каждая из которых включает несколько псалмов. Исключение составляет 117 кафисма, включающая самую длинную песнь - 118 псалом. Всего насчитывается 150 или 151 псалом. Вся книга делится на три части, между которыми проговариваются слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Надписания перед каждым Псалмом

Надписания к псалмам не всегда вносят ясность при попытке установить исторический фон, авторство, происхождение, значимость и пояснения для исполнителей. Значительные сложности возникают при интерпретации, поскольку древнееврейский язык, с которого переведён сборник Псалмов, изобилует полисемантизмами, то есть, многозначными словами.

В некоторых случаях и вовсе не удалось установить точный перевод отдельных слов. В результате встречаются разные варианты. Например, в Септуагинте и масоретском тексте есть существенные различия. При сравнении с церковнославянскими текстами также можно заметить некоторые особенности. Именно в этом переводе появилось указание «Псалом Давида», что отразилось и в многочисленных русских интерпретациях, в том числе и в синодальном переводе.

Жанр и указания для музыкантов

Перед каждой песней добавлены специальные указания, поясняющие характер исполнения, жанр и музыкальный инструмент для сопровождения .

Авторство Псалтыри

Существует мнение, что авторство книги принадлежит одному человеку и эту книгу можно смело назвать Псалтырь Давида. Однако имена, предшествующие большинству псалмов, могут иметь несколько значений: показывать авторство, указывать, кому посвящён текст или же о ком пойдёт речь. Разграничить значения довольно сложно. В масоретских рукописях такие надписания прилагаются не ко всем песням, но присутствуют в древнегреческом варианте, то есть, в Септуагинте.

Использование в богослужениях

Псалтирь применяется не только, как домашнее чтение, дополнение к молитвенному правилу, но и широко используется во время проведения богослужений в храмах. За много веков существования и развития православной церкви сложились определённые традиции. Например, каждая вечерняя служба начинается со 103-го псалма. После завершения богослужения обязательно звучит 33 псалов. А утренняя служба открывается шестопсалмием, включающим 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Перед канонами необходимо прослушать 50 - покаянный псалом. Он же, кстати, входит и в обязательное утреннее молитвенное правило.

В современном мире людям бывает сложно найти свободное время для чтения Библии и совершения предписанных Церковью молитвенных правил. Но не стоит печалиться. Господу в первую очередь важны живая молитва, чистое открытое сердце, искреннее покаяние и стремление измениться в лучшую сторону. Видя добрые намерения человека, Бог проявляет милость и помогает. Главное - верить и полагаться на Бога!


ЧТО ТАКОЕ НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ?

Неусыпаемая Псалтирь (Неусыпающая Псалтирь) - особая церковная молитва, непрерывно совершающаяся в монастырях. Состоит эта молитва из чтения древнейшей богослужебной книги Псалтири с поминовением живых и усопших православных христиан.

Неусыпаемой (или, что равнозначно, Неусыпающей) Псалтирь называется потому, что псалмы читаются круглые сутки. Обычно в этом принимают участие почти все монахи обители, сменяя друг друга по очереди.

В рассказе «Схиигумен Мелхиседек» из популярного сборника «Несвятые святые» архимандрит (ныне епископ Егорьевский) Тихон (Шевкунов) вспоминает, как он два года «ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь». «Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о здравии и о упокоении», - поясняет владыка.

НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ - ЭТО СОВРЕМЕННАЯ МОНАСТЫРСКАЯ ПРАКТИКА ИЛИ ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ?

Чтение Неусыпаемой Псалтири - старинная монашеская традиция, истоки которой можно найти полторы тысячи лет назад. Предание Православной Церкви сохранило не только имя, но и житие родоначальника чтения Неусыпаемой Псалтири. Мужской монастырь с первым в мире Чином Неусыпающих, т.е. беспрерывно совершаемым псалмопением, был основан святым подвижником по имени Александр.

Преподобный Александр жил на рубеже 4-5 веков по Рождестве Христовом, в то время, когда гонения на христиан прекратились и многочисленные египетские, палестинские и сирийские аскеты искали новые формы молитвы. Первый монастырь святого Александра располагался на берегу реки Евфрат, а затем он создал Обитель Неусыпающих в Константинополе. Из столицы Византийской империи чин круглосуточного чтения Псалтири распространился по окрестным православным землям.

На Руси эта духовная практика появилась в середине 11 века благодаря преподобному Феодосию Печерскому, перенявшему для Киево-Печерского монастыря устав монашеского общежития Студийской обители. Господь благословил это великое духовное начинание и на наших землях. Уже тысячу лет в русских православных монастырях можно подать записки о здравии и упокоении для поминания на Неусыпаемой Псалтири.

Заказ поминовений, в том числе на Неусыпаемую Псалтирь, можно сделать, лично приехав на богослужение в Свято-Никольский мужской монастырь, а также на официальном сайте обители

Подавая поминания на Неусыпаемую Псалтирь, вы приобщаетесь к проверенной веками молитвенной практике, почти столь же древней, как само монашество.

КАК ПОМОЖЕТ МНЕ И МОИМ БЛИЗКИМ ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТИРИ?

Чтение Неусыпаемой Псалтири присоединяет нас к неумолкающему ангельскому хору, славословящему Бога вместе со святыми. Сила этой непрерывной монастырской молитвы подтверждается опытом прошлых столетий и наших современников.

Схиигумен Савва (Остапенко), отошедший ко Господу в 1980 году, как говорится в его
жизнеописании, еще в миру до монашества «никогда не прекращал чтение Псалтири, а впоследствии стал возглавлять чтение Неусыпаемой Псалтири в Псково-Печерской обители и далеко за ее пределами». В своем завещании духовным чадам чтимый старец пи-сал: «По особому откровению Господа и Божией Матери чтение Неусыпаемой Псалтири оставлять не надо. Господь вознаградит за сие благочестивое делание всех усердствующих и взыщет с ленивых и нерадивых». И еще: «Прошу и молю вас, возлюбленные, не оставляйте свой час чтения Неусыпаемой Псалтири и прилежнее молитесь друг за друга, за сродников, за всех знаемых и за весь мир, за всех усопших, жаждущих наших молитв, ибо это есть великая помощь для душ их».

Уже упоминавшийся выше владыка Тихон (Шевкунов) так вспоминает об одном из подвижников Псково-Печерского монастыря, архимандрите Антипе: «По ночам батюшка принимался за самое заветное свое дело - молитву (более всего он любил читать Псалтирь и акафисты) и нескончаемое поминовение синодиков - живых и умерших. Он говорил нам, молодым послушникам, насколько важно церковное поминовение: «Только бы умереть так, чтобы тебя поминали в Церкви! Молитва за живых и умерших и на литургии и на кафизмах, когда читают Неусыпаемую Псалтирь, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада».
Отец Антипа был начальником Неусыпаемой Псалтири. Если случалось, что кто-то по болезни или по послушанию пропустит урочный час чтения Псалтири (а молитва не прекращалась ни на час), то отец Антипа сам читал Псалтирь и поминал по синодикам вместо отсутствующего монаха. Да и у самого у него ночью было, кажется, четыре часа чтения Псалтири».

ЗАЧЕМ ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В МОНАСТЫРЬ, ЕСЛИ МОЯ СЕМЬЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО МОЖЕТ ЧИТАТЬ НЕУСЫПАЕМУЮ ПСАЛТИРЬ?

Исторический опыт Православной Церкви однозначно свидетельствует, что чтение Неусыпаемой Псалтири должно осуществляется только в монастырях. Именно монахи добровольно берут на себя тяжелый крест молитвы о всем мире. При пострижении они навсегда отрекаются от этого мира, чтобы каждый день и час предстоять за него в молитве.

Ваша духовная обязанность, молитвенный труд вашей семьи - не оставлять ежедневного утреннего и вечернего правила.

ХОЧУ ПОДАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ НА НЕУСЫПАЕМУЮ ПСАЛТИРЬ И ЕЩЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ ДОМА. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

Неусыпаемая Псалтирь в монастыре, дополняемая личной молитвой (церковной и домашней), - неустанный стук в двери Царства Небесного. Наш Господь Иисус Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят » (Лк. 11:9,10).

Многие православные христиане сами или с домочадцами молитвенно прочитывают каждый день по одной кафизме. Псалтирь состоит из 150 псалмов, разделенных в церковном употреблении на двадцать частей - кафизм (это слово переводится с греческого языка как «сидение», поскольку во время чтения псалмов дозволяется сидеть) или по-русски седальнов приблизительно одинаковой длины.

В свою очередь каждая кафизма делится на три части, обычно называемые «Славы» или «статии» (от греческого «глава, подраздел»). Слово «Слава» указывает на то, что по про-чтению этого отрывка произносится славословие «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и т.д. (см. главу «Порядок келейного чтения Псалтири» в вашем молитвослове). Можно поминать и живых, и усопших после каждой «Славы», можно читать первую «Славу» о здравии, вторую за упокой, а третью как обычно, либо по прочтении первой и второй «Славы» помолиться о живых, а после третьей помянуть покойных православных христиан.

Конечно, домашняя молитва - область личной свободы, однако лучше, если вы попроси-те благословение священника на чтение Псалтири, чтобы эта святая молитва стала невидимым щитом, ограждающим вашу семью от всякого зла.

КАК ПРОИСХОДИТ ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТИРИ В МОНАСТЫРЕ?

После благословения священноначалия в монастыре может начаться чтение Неуспыпаемой Псалтири. В зависимости от численности братии монастыря его игумен (настоятель) устанавливает очередность чтения Неуспыпаемой Псалтири. Каждый монах знает свой график, включающий как дневные, так и ночные часы.

Читают Неуспыпаемую Псалтирь либо в церкви, либо в предназначенной для этого молитвенной келье недалеко от храма. Там рядом с Псалтирью лежат особые журналы, в которых записаны имена всех здравствующих и почивших православных христиан, о которых просили молиться, заказав Неусыпаемую Псалтирь. После каждой «Славы» монах раскрывает эти журналы и перечисляет упомянутых там людей. Стоит оговорить, что по-давать на Неуспыпаемую Псалтирь, как и любую церковную требу, можно записки с именами тех, кто был крещен в Православной Церкви и, если речь идет о молитве за упокой, не покончил жизнь самоубийством.

В Свято-Никольском мужском монастыре вы можете заказать Неусыпаемую Псалтирь на сорок дней или год. Сделать это можно в интернете на странице

МОИХ СРОДНИКОВ ПОМИНАЮТ, ЧИТАЯ НЕУСЫПАЕМУЮ ПСАЛТИРЬ, МОГУ ЛИ Я НАПИСАТЬ ИХ ИМЕНА, ПОДАВАЯ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Конечно. Подробнее о поминовении на Божественной литургии вы можете узнать в статье о проскомидии.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В многотомном труде «Жития святых», составленном святителем Димитрием Ростовским, есть поучительный рассказ о первой Обители Неусыпающих преподобного Александра:

«В этой киновии впервые учрежден был новый, нигде прежде не бывший, чин неусыпающих. Преподобный Александр сначала установил, чтобы братия ходили в церковь на славословие Божие по семи раз в сутки, по слову пророка, который говорил: Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей (Пс 118:164).

Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: Блажен муж, который в за-коне господа размышляет день и ночь (Пс 1:1-2), преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия.

Если бы, говорил он себе, это не было возможно, то Святой Дух не изрек бы сего пророческими устами. И пожелал он учредить в своей киновии такой чин, чтобы в церкви и днем и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение.

Если, говорил он, не возможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам. Так он размышлял с собою, но не решался начать такое дело без извещения от Бога.

И вспомнив слово Христово: Просите, и дано будет вам, стучите, и отворят вам (Мф 7:7), начал усердно молить Господа, да явит ему Свое откровение, угодно ли Ему его намерение и будет ли Ему приятен такой чин, чтобы как всегда ангелы на небесах, так и люди на земле, пребывающие в его киновии в иноческом ангельском чине, в церкви, которая есть земное небо, днем и ночью псалмопением прославляли Бога. О сем преподобный три года, во все ночи, молился, удручая себя многократным пощением.

Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне «. И поведал преподобный о явлении Господа некоторым духовнейшим из своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба (2 Кор 12:2).

После сего преподобный и приступил к учреждению желаемого и благословенного Богом чина. Он, по числу часов дня и ночи, разделил братию на двадцать четыре череды, чтобы всякий зная час своей череды, являлся к этому времени на место пения. Для пения назначены были Давидовы псалмы; петь их положено было по стихам, на два лика, без поспешности, кроме того времени, в которое совершались обычные церковные службы. На время совершения сих служб прерываем был новоучрежденный чин псалмопения.

Таким образом, в церкви киновии и днем и ночью непрестанно славословили Бога, от чего и сама эта киновия стала именоваться обителью неусыпающих.

Установил преподобный при псалмопении и число поклонов на всякий день, по числу тех прощений, какими Господь повелевает прощать согрешившего – семьдесят крат седмерицею, что и составляло четыреста и девяносто. Кроме сего, он учредил, чтобы по окончании каждой церковной и монастырской службы и после всякого дела произносили: Слава в вышних Богу и на земли мир, человецех благоволение».

Священное Писание является источником духовной силы и веры каждого христианина. Псалтырь - употребляемая в богослужении книга, в которой прописаны молитвы и гимны, повествующие о самых разных чувствах верующего человека. Читая молитву, мы общаемся с Богом и приближаемся к нему. Она наделяет нас силой и вселяет надежду на лучшее. Молитвы читаются как за здравие живущих людей, так и за упокой усопших душ. Самыми действенными в этих случаях считаются молитвы из неусыпаемой псалтыри.

Для чего заказывают неусыпаемую псалтырь, как заказать чтение молитв, прописанных в псалтыри, а также как правильно читать псалтырь о здравии и об упокоении самому, вы можете узнать в этой статье.

Значение псалтыри

Многие священнослужители псалтырь называют «сборником гимнов», так как это основа всей богослужебной жизни православной Церкви и её молитвенные правила.

Псалтырь был создан в конце IV начале V веков . Книга представляет собой сборник псалмов, которые разделены на три группы:

  • поучительные (предназначены для учения людей Божественному Откровению и главному закону жизни);
  • хвалебные (учат благодарности человека Господу);
  • покаянные (в них собраны молитвы о человеческом раскаянии и просьбы о помощи).

Псалтырь рассказывает о прошлом, объясняет настоящее и учит человека быть счастливым и смиренным в будущем. Святые отцы называли эту книгу, наполненной благодатью Божьей.

Авторство большинства псалмов данного издания принадлежит царю Давиду и входит в канонические библейские книги. Кроме этого, его псалмы признаются всеми ортодоксальными христианскими деноминациями и входят в Тору иудеев.

Любому христианину будет полезно обращаться к этой книге , так как она помогает определить смысл Священного Писания. Считается, что слова, вложенные Давиду в уста Господом нашим, способствуют развитию души и когда человек произносит их, он наполняет свое сердце и окружающее его пространство «сокрытым от глаз людских» светом.

Но чем же так отличается неусыпаемая псалтырь от другой молитвы? Такое название объясняет особый чин, совершаемый только в монастырях. Само слово «неусыпаемая», подразумевает, что чтение молитвы проводится круглые сутки. Поэтому дома такое сделать очень трудно, а в монастырях иноки сменяют друг друга и, таким образом, обращение к Господу идет непрерывно. По словам святых старцев, во время чтения этой молитвы образуется столп от земли до самого неба.

Изначально чтение псалтыри зародилось именно благодаря монашеству в первых египетских, сирийских и палестинских общинах. За сутки иноки прочитывали всю книгу, в которую входит 150 псалмов (в православии они разделены на двадцать так называемых кафизмов).

В чем заключается помощь

Принято считать, что жизнь монахов основана на стремлении уподобиться небесным ангелам. Они постоянно читают молитвы, воспевают Создателя и живут жизнью, в которой отрекаются от всего земного ради Иисуса Христа. Поэтому «ангельское пение» монахов помогает в следующем:

  • наделяет человека мощной защитой от злых духов;
  • дарует здравие телесное, что подтверждает исправление души;
  • способствует усмирению страстей (к примеру, блуда, алкоголя, жадности, переедания и всякого вида любой невоздержанности).

Псалтырь - это, прежде всего, молитвенное правило для монастырской, келейной жизни. Эту книгу читают как в мужских, так и в женских монастырях, однако, не каждый монах способен это сделать. Ее чтение расценивается как награда, и дозволяется читать только монахам, обладающим высокой душевной организацией.

Настоятель назначает очередность, по которой насельники зачитывают кафизмы и сменяют друг друга. Для каждого насельника определено свое время суток и свой промежуток времени.

Прочтение молитвы проводится в храме или в специально отведенной для этого келье на церковнославянском языке. После каждого произнесения «Слава Господу» монах говорит имена тех людей, о ком заказана молитва.

При желании читать эту молитву самому можно воспользоваться русским Синодальным переводом Священного Писания, он более понятен. Даже если не получится перечитать все псалмы за один день, это не говорит о том, что простое чтение псалтыри бесполезно. Господь видит старания искренне верующего человека, а значит, ему тоже будут даны силы, в которых он нуждается.

Как и где можно заказать поминание

Итак, заказать чтение псалтыри можно только в обителях. При этом неважно, какого пола человек, о котором будет происходить поминание, а также неважно женский это монастырь или мужской. Всегда можно подать записку о мужчине в женском монастыре или наоборот.

Можно заказать чтение псалтыри не только о здравии, но и об упокоении. Для этого необходимо подать записку с именами людей, которые нуждаются в божьей помощи.

Также важно знать, что в момент чтения беспрерывной молитвы запрещается поминать некрещеных, самоубийц и иноверцев.

Заказывать псалтырь можно на следующий срок:

  • 40 дней;
  • 6 месяцев;
  • 1 год.

При желании чтение молитвы можно продлевать. Цена или сумма пожертвования определяется монастырем. Также в некоторых обителях существует возможность принимать прошения через интернет (порядка 400 рублей за одно имя со сроком 40 дней). Можно заказать и бессрочное поминовение, о цене такой услуги нужно узнавать на месте.

Также допускается неденежная помощь. Вполне реально помочь монастырю продуктами, вещами, строительными материалами или содействиями в решении каких-либо вопросов. Ведь важна не сама сумма, а желание содействовать светлой жизни святых отцов и монахов, которые поддерживают весь мир неусыпными молитвами.

Чтобы заказать чтение псалтыри можно обратиться в монастыри России из следующего предложенного списка:

  • Монастырь Святых царственных страстотерпцев в Екатеринбурге;
  • Монастырь Оптина пустынь в Козельске Калужской области;
  • Сретенский или Свято-Данилов монастырь, а также Покровский женский монастырь Святой Матроны в Москве.

Практикуется данный вид молитвы и в других обителях, необходимо только потрудится сходить в ближайший храм и спросить. Но не стоит забывать, что такого вида мольба о здравии не является гарантией легкой и счастливой жизни. Поэтому, кроме того, что монахи будут читать псалмы и упоминать заказанные имена, необходимо это духовное действие поддерживать и сам верующим, прочитывая каждый день из псалтыри хоть несколько строк.

По разным причинам не каждый может позволить себе обращение в обитель. Однако не стоит отчаиваться, т. к. помочь своим родственникам или близким людям можно и в домашних условиях. Для этого нужно читать молитвы самостоятельно и соблюдать церковные правила.

Всякий человек может обратиться к Богу, и он его услышит. Но для этого необходимо иметь непоколебимую веру и чистые помыслы. Мы уповаем на милость Господа, потому что понимаем, что самостоятельно нам тяжело бороться с различными болезнями и напастями. И когда в жизни случается беда, мы обращаемся к нашему Спасителю, как к последней «инстанции», надеясь, что он услышит, поймет и поможет.

Часто, чтобы усилить молитву неусыпаемую псалтырь читают группой, распределяя между собой псалтыри (кафизмы) и время чтения. Такой способ объединения верующих особенно действенен в период испытаний и скорбей. Также читают по одной кафизме, отводя на это определенное время. Одному человеку это тяжело сделать, но любое желание чтения псалтыри похвально.

При правильном прочтении псалтыри дома, каждый, кто верует, сможет обрести силы духовные и наделить ими других. Ведь вера человека сильна только тогда, когда ни кем и ни чем не сломаны воля и дух человека, когда сердце и разум - это одно целое, а душа стремится к вечному.

Как молитва снимает порчу

Иногда происходит так, что человек с виду разумен и здоров, но его все равно что-то тяготит и не даёт спокойно жить. И когда никакие обследования и всякие «земные» методы не помогают улучшить здоровье, человек ищет помощи в храме, понимая, что им управляет «нечистая сила», которая стремится захватить не только тело, но и душу.

Чтение этого писания лучше всего снимает порчу, так как главная цель данной молитвы - усмирить и изгнать демонов, которые пленили разум и сердце и дать человеку покой.

Эта молитва способна снять порчи различных видов. К сожалению, многие не верят в существование этой проблемы, но никогда не поздно задуматься. Мысли человека материальны и однажды подумав греховно, можно самому на себя навести огромную мощь демонов. Они обладают огромной силой, и справиться с ними в одиночку почти невозможно, что может привести к нехорошим последствиям. И в данном случае чтение псалтыри непросто необходимо, а является единственным способом в помощи страдающему человеку.

Псалтырь по праву занимает свою особую нишу, по крайней мере в православии. Ведь эта книга полностью представлена в богослужебном уставе. В данной статье раскрывается вопрос о домашнем чтении Псалтыри, а также ряд других немаловажных вопросов по данной теме.

Образец молитвы

Особое значение Псалтыри заключается в многообразии человеческих чувств, духовных стремлений, восхвалений Творца. Один из богословов как-то сказал, что нет в человеке такого чувства, которое не нашло бы отражения в псалмах. Чтение этой священной книги является благодатным занятием для христианина, поскольку даёт ему множество примеров истинной духовности. В текстах псалмов можно найти огромное число образцов покаянной молитвы.

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов - своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Псалтырь на русском языке

В богослужении используется только церковно-славянский вариант этого священного текста. Несмотря на это, есть переводы и на современный русский язык. На вопрос: «Можно ли читать Псалтырь на русском языке?» - священники обычно отвечают примерно так: «Во время церковной службы такое чтение неприемлемо, так как, согласно православной традиции, церковные службы должны проводиться только на церковно-славянском. Однако при келейном чтении употребление русскоязычного текста не возбраняется».

Нет определённого устава, который бы регламентировал, как правильно читать псалтырь дома. Тем не менее за многолетнюю историю существования этой традиции сложились определённые устойчивые правила, которые носят чисто рекомендательный характер. То есть их соблюдать желательно, но некоторые из них могут не исполняться в силу определённых жизненных обстоятельств.

Неписаные правила

Так, например, рекомендуется читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Но как быть, если человек находится в путешествии и у него под рукой нет этого осветительного прибора? Тогда этим правилом можно смело пренебречь. Потому что единственное правило в этом богоугодном деле, которое необходимо исполнять всегда, или, по крайней мере, стараться его придерживаться - это вдумчивое, внимательное чтение, сходное с чтением молитв.

Ещё одно правило гласит, что необходимо стараться не допускать ошибок в ударении при чтении церковнославянских слов. Оно тоже может быть трактовано двояко. Конечно же, священнослужитель, будучи профессионалом, должен читать Псалтырь с минимальными искажениями норм произношения. Но для простого человека здесь главное, опять же, не в том, как читаешь, а читаешь ли вообще. Это означает, что живая искренняя молитва - вот главная цель чтения.

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Церковное чтение священной книги

Читаемый по усопшим и живым, Псалтырь нередко звучит в монастырских и прочих храмах. Такое церковное чтение можно заказать, тем самым оказав помощь душе близкого человека. Эта забота может быть оказана как живым, так и мёртвым людям, о дальнейшей судьбе которых печётся человек, заказывающий это чтение. Кроме того, такие молитвы могут быть полезны не только тому, за кого молятся, но и тому, кто совершил эту благодетель - заказал чтение. Нужно только твёрдо помнить слова Христа «Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая».

Чтение Псалтыри за усопших родных и близких

Прежде всего нужно запомнить, что чтение можно производить не всегда: в течение Пасхальной недели чтение прекращается. Однако и этот запрет является не жёстким, так как в «Настольной книге священнослужителя» сказано, что если человек умер в эти дни, то чтение по нему можно производить.

Читая Псалтырь по усопшему, удобнее всего использовать богослужебный вариант священной книги , где обозначены кафизмы. Во время Слав при таком чтении следует произносить молитву за упокой.

Священники говорят, что им нередко задают и подобные вопросы:

  1. Как читать Псалтырь об упокоении дома?
  2. Можно ли читать Славы по очереди: за усопших и за здравствующих?

На эти вопросы чаще всего от батюшки можно услышать положительный ответ.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов. Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри. Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога. То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.

Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

В заключение

Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва