Какие последствия имели завоевания турок сельджуков. Сельджуки и османская империя

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.


Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.


Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.


Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

Византийская империя знала турок уже давно. Проект турецко-византийского союза существовал во второй половине VI века. Турки служили в Византии как наемники, а также - в дворцовой гвардии. См.: Constantini Porphyrogeniti De cerimoniis aulae byzantinae. Bonn. ed., p. 661; Harun-ibn-Yahya (IX век) в изд.: M. de Goeje. Bibliotheca geographum arabicorum, vol. VII, p. 121, 124. Описание Константинополя Харуна-ибн-Иахйи включено в географическое сочинение Ибн Русты (X век). См.: A. A. Vasiliev. Harun-ibn-Yahya and his Description of Constantinople. - Annales de I"lnstitut Kondakov, vol. V, 1932, pp. 156, 158; J. Marquart. Osteuropaische und ostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903, SS. 216, 219, 227.

Их было немало в рядах арабских войск на восточных рубежах империи. Турки принимали активное участие в осаде и грабеже Амория в 838 году. Но все эти сношения и столкновения с турками до XI века не имели важного значения для империи. С появлением в первой половине XI века на восточной границе турок-сельджуков обстоятельства изменились. См.: P. Wittek. Von der byzantinischen zur turkischen Toponymie. - Byzantion, t. X, 1935, pp. 12-53; P. Wittek. Deux chapitres de l"histoire des Turcs de Rourn. - Byzantion, t. XI, 1936, pp. 285-302.

Сельджуки (или сельджукиды) были потомками туркменского князя Сельджука, находившегося около 1000-го года на службе у одного из туркестанских ханов. Из киргизских степей Сельджук со всем своим племенем переселился в Бухарскую область, где он и его народ приняли ислам. Вскоре сельджуки настолько усилились, что два внука Сельджука во главе своих диких туркменских полчищ могли уже произвести нападение на Хорасан.

С середины же XI века сельджуки стали играть важную роль и в истории Византии, угрожая ее пограничным провинциям в Малой Азии и на Кавказе. Уже раньше было отмечено, что в сороковых годах XI века, при императоре Константине IX Мономахе, Армения с ее новой столицей Ани была присоединена к Византии. Но последнее обстоятельство лишило бывшее Армянское царство его значения, как государства-буфера между империей и турками, по крайней мере, на северо-востоке. Наступая после этого в Армению, сельджуки наступали уже на византийскую территорию. Одновременно с этим сельджуки стали продвигаться и в Малую Азию.

Во время энергичного, хотя и кратковременного правления Исаака Комнина восточная граница успешно оборонялась против натиска сельджуков. Но с его падением антивоенная политика Константина Дуки ослабила военные силы Малой Азии и тем облегчила вторжение сельджуков в византийские пределы. Может быть, центральное правительство, по мнению одного историка, даже не без удовольствия «взирало на несчастье этих упорных и гордых провинций». «Восток, подобно Италии, поплатился страшными потерями за ошибки столичного правительства». С. Neumann. Die Weltstellung des byzantinischen Reiches vor den Kreuzzugen. Leipzig, 1894, S. 107. Французский перевод: Revue de l"orient latin, vol. X, 1905, p. 104.

При Константине Х Дуке и после его смерти, во время семимесячного регентства его жены Евдокии Макремволитиссы, второй по счету султан сельджукидов Алп Арслан завоевал Армению со столицей Ани и опустошил часть Сирии, Киликию и Каппадокию. В главном городе последней, Кесарии, турки ограбили главную святыню города - церковь Василия Великого, где хранились мощи святого. Michaelis Attaliotae Historia, p. 94; Joannis Scylitzae Historia. Bonn. ed., p. 661.

Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071-1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто». Бнщнхмпх Ухнпшйт Оспнйкз. Опубликовано в: Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi. Paris, 1897, vol. VII, p. 169. О турецких опустошительных набегах в XI веке, до 1071 года, см. Хронику Михаила Сирийца в переводе J.-B. Chabot, t. III, pp. 158-165.

В таких обстоятельствах военная партия нашла правительнице Евдокии мужа в лице энергичного Романа Диогена. Новый император предпринял несколько походов против турок, из которых первые были довольно удачны. Но разноплеменное войско, состоявшее из македонских славян, болгар, узов, печенегов, варягов, франков, под которыми в это время в Византии разумели вообще представителей западноевропейских народностей, не являло собой хорошо организованного и обученного войска, способного с успехом противостоять быстрым движениям турецкой конницы и системе быстрых и смелых кочевых набегов (nomadic attacks). Особенно ненадежны в рядах византийского войска были составлявшие в нем легкую конницу узы и печенеги, которые при столкновении с турками тотчас же почувствовали с последними племенное родство.

Последний поход Романа Диогена закончился для него роковой битвой в августе 1071 года при Манцикерте (Маназкерт, теперь Мелазгерд) в Армении, на север от озера Ван. Незадолго до сражения отряд узов со своим вождем перешел на сторону турок. Это вызвало большое беспокойство в войске Романа Диогена. В пылу завязавшейся битвы один из византийских военачальников распустил слух о поражении императорского войска, которое, будучи охвачено паникой, обратилось в бегство. Геройски сражавшийся Роман Диоген был захвачен в плен турками и с почетом встречен Алп Арсланом.

Между победителем и побежденным был заключен «вечный» мир и дружественный договор, главные пункты которого мы узнаем из арабских источников: 1) Роман Диоген получал свободу за уплату определенной суммы; 2) Византия должна была платить Алп Арслану ежегодно крупную сумму денег; 3) Византия обязывалась возвратить ему всех пленных турок. См.: G. Weil. Geschichte der Chalifen. Mannheim, 1851, Bd. 3, SS. 115-116; J. Laurent. Byzance et les Turcs Seidjoucides en Asie Mineure, leurs traites anterieurs a Alexis Comnene. - Ви^аупс, vol. II, 1911-1912, pp. 106-126; С. Cahen. La campagne de Manzikert d"apres les sources musulmanes. - Byzantion, vol. IX, 1934, pp. 613-642.

Роман, после возвращения в Константинополь, нашел престол занятым Константином Х Дукой и, подвергшись ослеплению, вскоре умер.

Сражение при Манцикерте имело серьезные последствия для империи. Хотя, согласно соглашению. Византийская империя, вероятно, не уступала Алп Арслану никакой территории, J. Laurent. Byzance et les Turcs Seidjoucides dans l"Asie occidentale jusqu"en 1081. (Annales de l"Est publiees par la Faculte des Lettres de l"Universite de Nancy, XXVII-XXVIII). Paris, 1913-1914, p. 95, note 1. См. также: С. Cahen. La bataIIIe de Manzikert d"apres les sources musulmanes. - Byzantion, vol. IX, 1934, pp. 613-642.

ее потери были весьма велики, так как армия, защищавшая малоазийскую границу, была уничтожена и империя была не в состоянии противостоять последующему продвижению турок. Печальное положение империи было еще больше осложнено слабой «антимилитаристской» администрацией Михаила VII Дуки. Поражение при Манцикерте было смертельным ударом для византийского господства в Малой Азии, этой важнейшей частью Византийской империи. После 1071 года больше не было византийской армии, способной оказывать сопротивление туркам. Один исследователь заходит столь далеко, что утверждает - после этой битвы все византийское государство было в руках турок. A. Gforer. Byzantinische Geschichten. Graz, 1877, Bd. III, S. 791.

Другой историк называет это сражение «часом смерти великой Византийской империи» и продолжает: «хотя его последствия во всех его ужасных аспектах не проявились сразу, восток Малой Азии, Армении и Каппадокия - провинции, которые были домом для стольких знаменитых императоров и воинов и которые составляли основную силу империи - были потеряны навсегда, и турок поставил свои палатки кочевника на руинах древней римской славы. Колыбель цивилизации оказалась добычей грубой силы и исламского варварства». Н. Gelzer. Abriss der byzantinischen Kaisergeschichte. Munchen, 1897, S. 1010.

После катастрофы 1071 года и до вступления на престол Алексея Комнина в 1081 году, турки пользуются беззащитностью страны и внутренними раздорами империи, где та или другая партия не задумываясь приглашали их к себе на помощь и тем самым все глубже вводили во внутреннюю жизнь государства. Турки доходили по Малой Азии отдельными отрядами до ее западных границ. Поддерживая, например, Никифора Вотаниата в его стремлении захватить престол, турки дошли с ним до Никеи и Хрисополя (теперь Скутари, напротив Константинополя).

К тому же после смерти Романа Диогена и Алп Арслана ни турки, ни империя не считали себя связанными договором, заключенным этими правителями. Турки использовали любую возможность для грабежа византийских провинций Малой Азии и, по словам современного событиям византийского хрониста, входили в эти провинции не как бандиты-налетчики, но как постоянные хозяева. Joannis Scylitzae Historia. Bonn. ed., p. 708.

Это утверждение, конечно, является преувеличением, по крайней мере для периода до 1081 года. Как писал Ж. Лоран: «В 1080 году, через 7 лет после первого появления на берегах Босфора, турки еще нигде не утвердились. Они не основали государства и представляли собой лишь блуждающих и неорганизованных грабителей». J. Laurent. Byzance et les Turcs Seidjoucides dans l"Asie occidentale jusqu"en 1081. (Annales de l"Est publiees par la Faculte des Lettres de l"Universite de Nancy, XXVII- XXVIII). Paris, 1913-1914, pp. 13-26, 97 (note 3), 110-III.

Преемник Алп Арслана передал командование военными силами Малой Азии Сулейману-ибн-Куталмышу, который занял центральную часть Малой Азии и позже основал Румийский, или Малоазийский, султанат. Слово «Рум» является искажением слова «Ромеи». Его употребляли мусульманские авторы для обозначения византийцев и их владений. «Рум» употреблялся также для обозначения Малой Азии.

Ввиду того, что его столицей был красивейший и богатейший византийский город Малой Азии Иконий (совр. Конья), это государство сельджукидов часто называется Иконийским султанатом. Для этого раннего периода в восточных источниках Иконий указывается как столица султаната. Греческие источники называют резиденцией Сулеймана Никею. См.: J. Laurent. Byzance et les Turcs Seidjoucides… p. 8 (et n. 1). p. II (et n. 1); J. Laurent. Byzance et l"origine de soultanat de Rourn. - Melanges Charles Diehl: Etudes sur l"histoire et l"art de Byzance. Paris, 1930, pp. 177-182.

Благодаря своему центральному положению в Малой Азии, новый султанат распространил свою власть как до Черного моря на север, так и до Средиземного моря на юге и стал опасным соперником империи. Турецкие войска продолжали продвигаться на запад, тогда как византийские войска не были достаточно сильны для того, чтобы противостоять им.

Продвижение вперед сельджукидов и, возможно, угрожающие перемещения северных узов и печенегов к столице побудили Михаила VII Дуку Парапинака в начале своего царствования обратиться за западной помощью и отправить послание папе Григорию VII, с обещанием отплатить за помощь папы содействием в воссоединении церквей. Григорий VII отреагировал благосклонно и послал целую серию посланий западноевропейским властителям и «всем христианам» (ad omnes christianos), в которых утверждал, что «язычники оказывают сильное влияние на христианскую империю и с неслыханной жестокостью разоряют все, практически до стен Константинополя «. PL, t. CXLVIII, col. 329

Однако призывы Григория ни к каким реальным результатам не привели и никакая помощь с Запада послана не была. Папа тем временем оказался втянутым в длинную и жестокую борьбу за инвеституру с немецким королем Генрихом IV. К моменту восшествия [на престол] [науч.ред.82][науч.ред.82]

В английском тексте этих слов нет. Они добавлены для правильного построения русской фразы.

Алексея Комнина стало очевидно, что продвижение на запад сельджукидов является смертельной опасностью для империи.

Принадлежавшая к центральноазиатским тюркам .

Имя получили от главного вождя своей орды, Сельджука , поселившегося, по преданию, в 955 году в Дженде на Сыр-Дарье , находившегося на территории современного Казахстана ; его внуками были завоеватели Тогрул-бек и Чагры-бек . Единовластными султанами сельджуков были Тогрул-бек (1035, 1058-1063), сын Чагры-бека Алп-Арслан (1063-1072), Мелик-шах (1072-1092).

История

Около середины Х века Сельджук ушел в пределы Мавераннахра , а оттуда - в низовья Сырдарьи вместе «со своим племенем и поданными», где принял ислам. Сельджук направил в Бухару , в помощь саманидскому правителю Нуху ибн Мансуру , военный отряд под командованием своего сына, Исраила. Благодаря этому, Саманидам удалось вернуть столицу своего государства. В конце Х века Мавераннахр был покорён вождями тюрок - караханидов , вторгшихся сюда из Семиречья и Кашгара . Саманидское государство , раздираемое острыми социальными противоречиями, рухнуло под ударами завоевателей.

В первой трети XI века сельджукское племенное объединение распалось на несколько самостоятельных группировок. Первая из них под главенством Мусы, Дауда и Мухаммада, осталась в Мавераннахре. Они кочевали от Нуратинских гор до Хорезма. Вторая группировка оказалась в районе Балханских гор, в западном Прикаспии и в Северном Хорасане . Третья группировка попала в области Гургана, Рея и Исфахана, в северо-западном Иране.

В 30-х гг. XI в. сельджуки получили на вассальных условиях от Газневидов земли в Хорасане, но вскоре восстали против них и в 1040 г. одержали над ними победу при Данданакане на территории современного Туркменистана . Между 1040 и 1050 гг. сельджуки во главе с Тогрул-беком (1038-1063), захватили земли Хорезма , почти весь Иран и Курдистан . В 1055 г. был захвачен Багдад и весь Ирак . При Алп-Арслане (1063-1072) была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). Между 1071 и 1081 была завоевана Малая Азия и некоторые другие территории. Своего наибольшего политического могущества государство сельджуков достигло при султане Мелик-шахе (1072-1092). При нём были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии .

Должность везира - средневекового «премьер-министра» - была самой высокой в империи Сельджукидов. Везир играл большую роль не только в делах внутреннего управления, но и проведении внешней политики государства. Самым выдающимся сельджукским везиром был Абу Али Хасан ибн Али ат-Туси (1017-1092), носивший почётный титул Низам ал-Мульк («Устроитель державы»). Эту важнейшую государственную должность в течение двадцати лет он занимал и в царствование Маликшаха. Низам ал-Мульк многое сделал для упорядочения и стабилизации бюрократического аппарата империи. К концу его почти тридцатилетней государственной деятельности завершился в основном процесс формирования сложной и разветвленной системы управления огромной империей.

Военно-кочевая знать огузов и других тюркских племён проявляла центробежные стремления, а иранская гражданская бюрократия была заинтересована в существовании сильной центральной султанской власти. При Мелик-шахе продолжался процесс феодального дробления. Были образованы султанаты, в которых правили ветви династии Сельджукидов, лишь номинально зависимые от центральной власти («Великого Сельджука»):

Династия Сельджукидов

Сельджукиды - тюркская династия.

Ветви Сельджуков (или Сельджукидов):

  1. Главная - потомки Мелик-шаха - царствовавшая в центре и на востоке государства, но постепенно уступавшая свою территорию атабекам ; султаны: руководимые своей матерью Туркан-хатуной Махмуд (1092-1094), его брат Баркиярок (1092-1104) и его сын Мелик-шах II (1105), третий брат - Мохаммед I (1105-1118) и его дети Махмуд II (1118-1131), Тогрул II (1131-1134) и Масуд (1134-1152), оттеснённые 4-м сыном Мелик-шаха I - Санджаром Хорасанским (1097, 1119-1157); далее ряд султанов, ставимых волей атабеков: Мелик-шах III (1152-1153), Мохаммед II (1153-1160), Солейман-шах (1160), Арслан ибн-Тогрул (1160-1177), Тогрул III ибн-Арслан (1177-1194), низвергнутый Пехлеванидами ; в Хорасане племянник Санджара, Махмуд ибн-Мохаммед (1157-1162), был свергнут и ослеплён эмиром Моайядом.
  2. Керманская - потомство Алп-Арсланова брата Кавурда (убит, за восстание, в 1074 году) и его сына Туран-шаха I , пользовавшегося значительной зависимостью ещё при Мелик-шахе I. Миролюбивые государи этой ветви доставили Керману покой до 1170 года, но затем здесь начались междоусобия, и в 1198 году Керманом завладели хорезмийцы .
  3. Сирийско-месопотамская - потомки Тутуша Дамасского (убит 1095), верного брата Мелик-шаха, но врага Баркиярова. Междоусобия детей Тутуша - Рыдвана Халебского (ум. в 1114 г.) и Докака Дамасского (ум. в 1128 году) - погубили династию и позволили мелким эмирам приобрести полную самостоятельность.
  4. Малоазийская (иначе Иконийская) - потомки Кутулмыша (двоюродного брата Тогрул-бека) и его сына Сулеймана (1081-1086): Кылыдж-Арслан I (1092-1107); его сын, воевавший с Барбаруссой, Кутбеддин (1190), Гияседдин Кейхосров I (1164-1211), погибший в войне с Феодором Ласкарисом; временно его изгнавший Рукнеддин Сулейман (до 1204 г.); победитель Ласкариса и имп. Алексея Кейкаус (1211-1219); соперник Мелика-Ашрафа и Камиля Кейкобад (1219-1234); подчинившийся монголам Кейхосров II (1237-1244). Его враждующие дети - раболепный перед монголами Иззеддин (до 1262 года) и Рукнеддин (до 1265) - утверждались монголами то одновременно, то попеременно. Сын Рукнеддина Кейхосров III (1265-1284) умерщвлён при ильханиде Аргуне, а сын Иззедина, последний Сельджукид - Масуд II , погиб в нищете около 1309; по другим известиям, он смещён ханом Газаном в 1295 году, а в 1297 году Конийский султанат передан Алаэддину II Кейкобаду III , судьба которого совсем неизвестна.

Галерея

См. также

Примечания

  1. В.Бартольд. Сочинения. Т.V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов (Тюрки. Двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии) (неопр.) . М.: Наука (1968). - «Вопрос об отношении представителей власти к тому народу, из которого они вышли, был в государстве потомков Сельджука еще более сложен, чем в государстве Караханидов. …И все-таки они признавали себя не только огузами, или туркменами, но и выходцами из рода кынык (такое произношение указано у Махмуда Кашгарского), одного из 24 (по Махмуду Кашгарскому из 22) огузских родов…».
  2. Абу-л-Гази. Родословная туркмен (неопр.) . - «Имя старшего сына Тенгиз-хана - Игдир, второй [сын] - Бyкдyз, третий - Ава, четвертый - Кынык.». Проверено 5 июня 2018.
  3. С.Атаниязов «Словарь туркменских этнонимов». Огузо-туркменское племя кынык (гынык) (рус.) . г.Ашхабад, издательство «Ылым» (1988 г.). - «ГЫНЫК – средневековое огузско-туркменское племя. В источниках оно считается антропоэтнонимом, т.е. именем сына Денгиз-хана, внука Огуз-хана. Смысл его, по Рашид-ад-Дину, «во всяком месте, где бы ни был, будет почтен» (МИТТ (Материалы по истории Туркменистана и туркмен) – Т.1 – с.50), по Абулгази «славный» (Абулгази, 1906, с.25-26) и «почтенный» (Кононов, «Родословная», с.53), по Салар Баба и Языджы-оглы «где бы он ни был, будет дорог» (Салар Баба, с.53; Мухаммедова, 1973, с.19, Языджы-оглы). В.У.Махпиров объясняет значение этнонима как «усердный», «устремленный», т.е. «сильный», «чрезвычайный» (Махпиров, с.44).». Проверено 7 июня 2018.
  4. Armenia - статья из Британской энциклопедии :

    Оригинальный текст (англ.)

    The Byzantine conquest was short-lived: in 1048 Toghrïl Beg led the first Seljuq raid into Armenia, in 1064 Ani and Kars fell to Toghrïl’s nephew and heir Alp-Arslan, and after the Battle of Manzikert (1071) most of the country was in Turkish hands. In 1072 the Kurdish Shāddādids received Ani as a fief. A few native Armenian rulers survived for a time in the Kiurikian kingdom of Lori, the Siuniqian kingdom of Baghq or Kapan, and the principates of Khachen (Artzakh) and Sasun.

  5. Сельджуки // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
  6. Hottinger, Arnold, The Arabs , (University of California Press, 1963), 90; «..and for these Turko-persian Seljuks who now ruled the largest Islamic state… »
  7. Grousset, Rene, The Empire of the Steppes , (Rutgers University Press, 1991), 161,164; «..renewed the Seljuk attempt to found a great Turko-Persian empire in eastern Iran..», «It is to be noted that the Seljuks, those Turkomans who became sultans of Persia, did not Turkify Persia-no doubt because they did not wish to do so. On the contrary, it was they who voluntarily became Persians and who, in the manner of the great old Sassanid kings, strove to protect the Iranian populations from the plundering of Ghuzz bands and save Iranian culture from the Turkoman menace.»
  8. Nishapuri, Zahir al-Din Nishapuri (2001), "The History of the Seljuq Turks from the Jami’ al-Tawarikh: An Ilkhanid Adaptation of the Saljuq-nama of Zahir al-Din Nishapuri, " Partial tr. K.A. Luther, ed. C.E. Bosworth, Richmond, UK. K.A. Luther: «… the Turks were illiteratre and uncultivated when they arrived in Khurasan and had to depend on Iranian scribes, poets, jurists and theologians to man the institution of the Empire»(pg 9)
    • Jackson, P. (2002). «Review: The History of the Seljuq Turks: The History of the Seljuq Turks». Journal of Islamic Studies 2002 13(1):75-76; doi:10.1093/jis/13.1.75.Oxford Centre for Islamic Studies.
    • Bosworth, C. E. (2001). «Notes on Some Turkish Names» in Abu "l-Fadl Bayhaqi’s Tarikh-i Mas’udi. Oriens, Vol. 36, 2001 (2001), pp. 299-313.
    • Dani, A. H., Masson, V. M. (Eds), Asimova, M. S. (Eds), Litvinsky, B. A. (Eds), Boaworth, C. E. (Eds). (1999). History of Civilizations of Central Asia. Motilal Banarsidass Publishers (Pvt. Ltd).
    • Hancock, I. (2006). On Romani Origins and Identity . The Romani Archives and Documentation Center. The University of Texas at Austin.
    • Asimov, M. S., Bosworth, C. E. (eds.). (1998). History of Civilizations of Central Asia, Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting . Multiple History Series. Paris: UNESCO Publishing.
    • Josef W. Meri, Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia , Routledge, 2005, p. 399
    • Michael Mandelbaum, Central Asia and the World , Council on Foreign Relations (May 1994), p. 79
    • Jonathan Dewald, Europe 1450 to 1789: Encyclopedia of the Early Modern World , Charles Scribner’s Sons, 2004, p. 24: «Turcoman armies coming from the East had driven the Byzantines out of much of Asia Minor and established the Persianized sultanate of the Seljuks.»
    • Ram Rahul. March of Central Asia , Indus Publishing, page 124.
    • C.E. Bosworth, «Turkish expansion towards the west», in UNESCO History of Humanity , Volume IV, 2000.
    • Гусейнов Р. А. Сельджукская военная организация//Палестинский сборник. № 17(80). Л. 1967.
    • Гусейнов Р. А. Из истории отношений Византии с сельджуками//Там же. № 23(86). Л. 1971.
    • Заходер Б. Н. Хорасан и образование государства сельджуков//Вопросы истории. 1945. № 5-6.
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Сельджуки, потомки огузов, огузы потомки узов-гузов

Что известно о сельджуках и их связи с Огузами, узами-гузами?

Кто такие сельджуки?

«Сельджу́к (тур. Selçuk Bey Сельчу́к-бей ), - Сельджук ибн Дукак (Токак), или Малик ал-Гази («Султан газиев» получил это прозвище сражаясь с язычниками) - глава тюркского огузского племени кынык, эпоним династии Сельджукидов .

Отцом Сельджука был Токак , происходивший из рода Тугшермыша огузского родового племени Кынык . Токак находился на военной службе у ябгу или (йабгу) Али правителя Дженда. Имя «Токак» означает означает “Железная стрела”. Есть сведения, что его сын Сельджук начинал свою военную карьеру командиром в войсках Хазарского каганата . Позже после ослабления власти кагана в середине X века вместе с отцом перешел на службу к огузам .

Ему было не более 20 лет, когда он стал сю-баши у огузского ябгу . По легенде, жена ябгу, видя в Сельджуке опасного соперника, подговаривала мужа убить его. Узнав об этом заговоре, Сельджук собрал всех людей своего племени Кынык и с сотней всадников переселился под предлогом поиска новых пастбищ из Турана , страны огузов, в Иран . Это случилось в 985 или 986 году . Прожил, по преданию, 107 лет и умер в Дженде . Сельджук оставил после себя пятерых сыновей. Внуки Сельджука стали выдающимися полководцами Халифата : Тогрул-бек , Чагры-бек Дауд , Алп-Арслан . Впоследствии, захватив Месопотамию , Ирак , Сирию и большую часть Ирана они создали огромную империю и стали основателями династии Сельджукидов , правившей этими землями с XI по XIV века » .

Есть необходимость выделить некоторые интересные эпизоды истории сельджуков и дать пояснения. Турки гордятся своими легендарными предками, сельджуками. Давайте же ещё раз вспомним, откуда они взялись, и какое отношение имеют к современным туркам.

«По версии официальной Турции почти полтора тысячелетия назад, в VI веке, в Евразии образовался Великий Тюркский каганат, огромная территория которого тянулась от границ Китая до Северного Причерноморья. Основное его население составляли тюркские племена, известные еще со времен другой великой державы – гуннов. Но Тюркский каганат со временем тоже распался, и судьба населявших его племен сложилась по-разному. Так, северная ветвь, известная как “кыпчаки” (“кипчаки” или половцы в русской исторической традиции), оказала сильное влияние на формирование этнокультурного облика многих тюркских народов, в частности – татар, башкир, казахов, узбеков, ногайцев».

Другая ветвь тюрков , южная, получила название “огузов”, занимавших в VII-XI веках значительные территории в Центральной и Средней Азии. Возникает вопрос, там были только огузы или в числе многих племён были узы ? Не вникая в подробности исторических событий того периода, скажем лишь, что это название стало постепенно чередоваться с другим – этнонимом “туркмены”. Огузы-туркмены были в основном кочевниками, и среди их различных группировок шла постоянная борьба за лучшие земли, воду и пастбища. В других множественных источниках переданы сообщения о том, что узы всегда занимали самые лучшие места. К концу X века выделилась одна из ветвей тюрко-огузских племён, которую возглавил Сельджук ибн Тугак из племени кынык. Он объединил под своей властью часть местных племён, которые и стали называться “сельджуками”, а династия правителей, идущая от самого Сельджука, вошла в историю как Сельджукиды .

«Сельджуки приняли Ислам, что способствовало их дальнейшей консолидации. В XI веке они вышли за пределы своих пастбищ и приступили к созданию государственного объединения, ставшего известным как держава Сельджукидов. Ее основателем и первым правителем (с 1038 года) считается Мухаммад Тогрул-бек, внук Сельджука ибн Тугака, принявший затем титул султана. Решающее значение для утверждения этой державы имела ее победа над войсками Газневидской державы – сильнейшего государства того времени в регионе. Она открыла путь сельджукам на территорию Афганистана, Персии и Ирака. Впереди была Малая Азия, входившая в то время в состав Византийской империи. Как бы то ни было, завоевания сельджуков способствовали уничтожению феодальной раздробленности в захваченных ими странах.

В 1042 году Тогрул-бек направил 10-тысячную конницу в Восточную Анатолию, находившуюся тогда под властью династии Марванидов. Затем настала очередь Закавказья – Грузии, Армении, Азербайджана. Начались рейды сельджуков в пределы Византии, и под натиском их войск пали Эрзурум (Арзрум), Карс, Малатья (ныне это административные центры одноименных областей – илей Турции).

Между тем ими был взят Багдад, столица Аббасидского халифата, и Тогрул-бек перенес свою столицу из среднеазиатского Мерва в персидский Исфахан. Он объявил себя защитником халифа, а тот, в свою очередь, присвоил Тогрул-беку титул “малик (т.е. царь) Востока и Запада”. В 1062 году он сам во главе большой армии появился в Азербайджане, и тут следует уточнить, что с сельджуками (и в более широком смысле – с огузами) оказалась связанной и этническая история азербайджанского народа.

Держава Сельджукидов еще более усилилась в период 10-летнего правления султана Алп Арслана, любимого племянника Тогрул-бека. При нем в огромном регионе возрождались города, развивалось сельское хозяйство и ремесла, оживилась торговля на знаменитом Шелковом пути, связывавшем азиатские рынки с Ближним Востоком и Европой. Происходили и другие важные изменения в жизни народов, входивших в состав державы Сельджукидов. Продвижение на запад касалось не только войск, но и вызывало настоящую миграцию огузо-туркменских племен. Они отправлялись в дальний путь со своими семьями, табунами лошадей и верблюдов, стадами овец. Как писал один из историков, туркмены под именами “данышменди”, “ак-коюнлу”, “сельджук” проникали вплоть до Анатолии. И здесь они зачастую оседали, постепенно забывая о кочевом образе жизни и налаживая определенные отношения с местными жителями.

А военные действия продолжались. Султанская армия Алп Арслана предприняла новые походы в Закавказье и Малую Азию. В результате битвы под Манцикертом в 1071 году огромная византийская армия была полностью разгромлена, а в плен к сельджукам попал сам император Византии Роман IV Диоген. Эта победа открыла им путь в глубь Малой Азии. В руках Сельджукидов, помимо ранее завоеванных ими городов, оказались также Мардин, Мараш, Кайсери, а также Конья. Здесь ими был образован Конийский (Иконийский, Румский) султанат – первое государство сельджуков на территории современной Турции (1077-1307).

Однако не все шло гладко в их державе. Помимо вечных социально-экономических противоречий в обществе и внутриполитической борьбы среди членов правящего клана существовали и внешние угрозы. Особое давление Сельджукиды испытывали на восточных и северных границах своей державы. Здесь, с одной стороны, оживились Газневиды, с другой – угрожали кыпчаки, а также обделенные благами другие огузские племена и группировки. Часть из них двинулась вдоль северного побережья Каспия, а другая дала настоящий бой султанской армии. И во время одного из сражений под Бухарой в 1072 году погиб сам султан Алп Арслан.

Султанский трон перешел по наследству его сыну Маликшаху, 20-летнее правление которого было названо “весной Сельджукской династии”. Действительно, оно явилось периодом наивысшего могущества этой державы. Для того чтобы упорядочить бюрократический аппарат огромного государства, Маликшах и его знаменитый визирь Низам ал-Мулк (“Устроитель державы”) провели административную реорганизацию и ряд других важных реформ. Еще дальше расширились его границы, были завоеваны Сирия и Палестина, заняты священные города мусульман Мекка и Медина, а политическое влияние Сельджукидов распространилось вплоть до Египта.

Тем временем продолжалась активная колонизация Анатолии, куда в большом количестве продолжали переселяться огузы-туркмены. Они начали уже создавать самостоятельные княжества. А в конце 70-х годов обособился от центральной власти Конийский султанат, где правил Сулайман ибн Кутулмыш, один из родственников Маликшаха. Пользуясь ослабленностью императорской власти в Византии, он даже захватил Никею (ныне Изник) и вышел к побережью Мраморного моря.

Но сельджуков ждали новые испытания. В конце XI века начались крестовые походы, приведшие в 1204 году к падению и разграблению крестоносцами Константинополя. Но еще раньше, в 1097 году, они отобрали у сельджуков Никею и завоевали часть Конийского султаната. Еще большая угроза обозначилась на восточных границах державы Сельджукидов. Там вновь активизировались непокорные племена, нарастали внутренние противоречия в самой державе, и, в конце концов, в XII веке она распалась на независимые султанаты: Хорасанский, Иракский, Конийский, а в Средней Азии образовался Восточно-Сельджукский султанат.

Затем, уже в XIII веке, непоправимый удар по осколкам былой державы нанесли монголы. Что касается Конийского султаната, то в 1243 году он стал вассалом ильханов – монгольских правителей в Иране. А в 1307 году этот первый султанат сельджуков распался на ряд мелких княжеств – бейлики. Одно из них стало ядром будущего Османского государства ».

Но это уже другая история, которая представлена красиво и правильно. Всё изложенное достаточно четко поясняет лишь одну сторону, разворачивая её в пользу Турции и это конечно хорошо. При этом возникает вопрос, где в это время были узы, предки гузов – гагаузов? Почему их история по сравнению с другими очень скудна? Их способности в воинском искусстве были не менее значительны, чем у тех огузов, которые стали сначала сельджуками, а позже и турками. Есть над чем подумать…

Византийская империя знала турок уже давно. Проект турецковизантийского союза существовал во второй половине VI века. Турки служили в Византии как наемники, а также – в дворцовой гвардии. 886 Их было немало в рядах арабских войск на восточных рубежах империи.

Турки принимали активное участие в осаде и грабеже Амория в 838 году. Но все эти сношения и столкновения с турками до XI века не имели важного значения для империи. С появлением в первой половине XI века на восточной границе туроксельджуков обстоятельства изменились. 887

Сельджуки (или сельджукиды) были потомками туркменского князя Сельджука, находившегося около 1000го года на службе у одного из туркестанских ханов. Из киргизских степей Сельджук со всем своим племенем переселился в Бухарскую область, где он и его народ приняли ислам. Вскоре сельджуки настолько усилились, что два внука Сельджука во главе своих диких туркменских полчищ могли уже произвести нападение на Хорасан.

С середины же XI века сельджуки стали играть важную роль и в истории Византии, угрожая ее пограничным провинциям в Малой Азии и на Кавказе. Уже раньше было отмечено, что в сороковых годах XI века, при императоре Константине IX Мономахе, Армения с ее новой столицей Ани была присоединена к Византии. Но последнее обстоятельство лишило бывшее Армянское царство его значения, как государствабуфера между империей и турками, по крайней мере, на северовостоке. Наступая после этого в Армению, сельджуки наступали уже на византийскую территорию. Одновременно с этим сельджуки стали продвигаться и в Малую Азию.

Во время энергичного, хотя и кратковременного правления Исаака Комнина восточная граница успешно оборонялась против натиска сельджуков. Но с его падением антивоенная политика Константина Дуки ослабила военные силы Малой Азии и тем облегчила вторжение сельджуков в византийские пределы. Может быть, центральное правительство, по мнению одного историка, даже не без удовольствия «взирало на несчастье этих упорных и гордых провинций». «Восток, подобно Италии, поплатился страшными потерями за ошибки столичного правительства». 888 При Константине Х Дуке и после его смерти, во время семимесячного регентства его жены Евдокии Макремволитиссы, второй по счету султан сельджукидов Алп Арслан завоевал Армению со столицей Ани и опустошил часть Сирии, Киликию и Каппадокию. В главном городе последней, Кесарии, турки ограбили главную святыню города – церковь Василия Великого, где хранились мощи святого. 889 Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071–1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто». 890

В таких обстоятельствах военная партия нашла правительнице Евдокии мужа в лице энергичного Романа Диогена. Новый император предпринял несколько походов против турок, из которых первые были довольно удачны. Но разноплеменное войско, состоявшее из македонских славян, болгар, узов, печенегов, варягов, франков, под которыми в это время в Византии разумели вообще представителей западноевропейских народностей, не являло собой хорошо организованного и обученного войска, способного с успехом противостоять быстрым движениям турецкой конницы и системе быстрых и смелых кочевых набегов (nomadic attacks). Особенно ненадежны в рядах византийского войска были составлявшие в нем легкую конницу узы и печенеги, которые при столкновении с турками тотчас же почувствовали с последними племенное родство.

Последний поход Романа Диогена закончился для него роковой битвой в августе 1071 года при Манцикерте (Маназкерт, теперь Мелазгерд) в Армении, на север от озера Ван. Незадолго до сражения отряд узов со своим вождем перешел на сторону турок. Это вызвало большое беспокойство в войске Романа Диогена. В пылу завязавшейся битвы один из византийских военачальников распустил слух о поражении императорского войска, которое, будучи охвачено паникой, обратилось в бегство. Геройски сражавшийся Роман Диоген был захвачен в плен турками и с почетом встречен Алп Арсланом.

Между победителем и побежденным был заключен «вечный» мир и дружественный договор, главные пункты которого мы узнаем из арабских источников: 1) Роман Диоген получал свободу за уплату определенной суммы; 2) Византия должна была платить Алп Арслану ежегодно крупную сумму денег; 3) Византия обязывалась возвратить ему всех пленных турок.

891 Роман, после возвращения в Константинополь, нашел престол занятым Константином Х Дукой и, подвергшись ослеплению, вскоре умер.

Сражение при Манцикерте имело серьезные последствия для империи. Хотя, согласно соглашению. Византийская империя, вероятно, не уступала Алп Арслану никакой территории, 892 ее потери были весьма велики, так как армия, защищавшая малоазийскую границу, была уничтожена и империя была не в состоянии противостоять последующему продвижению турок. Печальное положение империи было еще больше осложнено слабой «антимилитаристской» администрацией Михаила VII Дуки. Поражение при Манцикерте было смертельным ударом для византийского господства в Малой Азии, этой важнейшей частью Византийской империи. После 1071 года больше не было византийской армии, способной оказывать сопротивление туркам. Один исследователь заходит столь далеко, что утверждает – после этой битвы все византийское государство было в руках турок. 893 Другой историк называет это сражение «часом смерти великой Византийской империи» и продолжает: «хотя его последствия во всех его ужасных аспектах не проявились сразу, восток Малой Азии, Армении и Каппадокия – провинции, которые были домом для стольких знаменитых императоров и воинов и которые составляли основную силу империи – были потеряны навсегда, и турок поставил свои палатки кочевника на руинах древней римской славы. Колыбель цивилизации оказалась добычей грубой силы и исламского варварства». 894

После катастрофы 1071 года и до вступления на престол Алексея Комнина в 1081 году, турки пользуются беззащитностью страны и внутренними раздорами империи, где та или другая партия не задумываясь приглашали их к себе на помощь и тем самым все глубже вводили во внутреннюю жизнь государства. Турки доходили по Малой Азии отдельными отрядами до ее западных границ. Поддерживая, например, Никифора Вотаниата в его стремлении захватить престол, турки дошли с ним до Никеи и Хрисополя (теперь Скутари, напротив Константинополя).

К тому же после смерти Романа Диогена и Алп Арслана ни турки, ни империя не считали себя связанными договором, заключенным этими правителями. Турки использовали любую возможность для грабежа византийских провинций Малой Азии и, по словам современного событиям византийского хрониста, входили в эти провинции не как бандитыналетчики, но как постоянные хозяева. 895 Это утверждение, конечно, является преувеличением, по крайней мере для периода до 1081 года. Как писал Ж. Лоран: «В 1080 году, через 7 лет после первого появления на берегах Босфора, турки еще нигде не утвердились. Они не основали государства и представляли собой лишь блуждающих и неорганизованных грабителей». 896 Преемник Алп Арслана передал командование военными силами Малой Азии СулеймануибнКуталмышу, который занял центральную часть Малой Азии и позже основал Румийский, или Малоазийский, султанат. 897 Ввиду того, что его столицей был красивейший и богатейший византийский город Малой Азии Иконий (совр. Конья), это государство сельджукидов часто называется Иконийским султанатом. 898 Благодаря своему центральному положению в Малой Азии, новый султанат распространил свою власть как до Черного моря на север, так и до Средиземного моря на юге и стал опасным соперником империи. Турецкие войска продолжали продвигаться на запад, тогда как византийские войска не были достаточно сильны для того, чтобы противостоять им. 899

Продвижение вперед сельджукидов и, возможно, угрожающие перемещения северных узов и печенегов к столице побудили Михаила VII Дуку Парапинака в начале своего царствования обратиться за западной помощью и отправить послание папе Григорию VII, с обещанием отплатить за помощь папы содействием в воссоединении церквей. Григорий VII отреагировал благосклонно и послал целую серию посланий западноевропейским властителям и «всем христианам» (ad omnes christianos), в которых утверждал, что «язычники оказывают сильное влияние на христианскую империю и с неслыханной жестокостью разоряют все, практически до стен Константинополя «. 900 Однако призывы Григория ни к каким реальным результатам не привели и никакая помощь с Запада послана не была. Папа тем временем оказался втянутым в длинную и жестокую борьбу за инвеституру с немецким королем Генрихом IV. К моменту восшествия [на престол] [науч.ред.82] Алексея Комнина стало очевидно, что продвижение на запад сельджукидов является смертельной опасностью для империи.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва