IV. Основные направления внешней политики РФ

Движение декабристов. «В начале своего правления Александр I попытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономическое и политическое положение в стране»1 1 История России. С начала XVIII до конца XIX в., отв. ред. А. Н. Сахаров, М.: Изд. АСТ, 2004. С. 295.. В своей реформаторской деятельности он опирался на т.н. Негласный комитет, в который входили государственные деятели умеренно-либеральных настроений (Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев).

Наиболее серьезными были реформы в сфере политического строя. В 1802 г. появились новые центральные органы управления -- министерства, которые в совокупности с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, строго централизованную бюрократическую систему управления Россией. В том же году было определено место Сената в этой системе как органа надзора -- опять-таки сугубо бюрократического -- за соблюдением законности. Подобные преобразования облегчали самодержавной власти управление страной, однако не вносили в государственный строй ничего принципиально нового. В сфере социально-экономической Александр I предпринял несколько робких попыток смягчить крепостное право. Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещику предоставлялась возможность освободить своих крестьян с землей за выкуп. Предполагалось, что благодаря этому указу возникнет новое сословие лично свободных крестьян; помещики же получат средства для переустройства своего хозяйства на новый, буржуазный лад. Однако помещиков такая возможность не заинтересовала -- указ, носивший необязательный характер, практически не имел последствий.

После Тильзитского мира (1807) царь снова поставил вопрос о реформах. В 1808 -- 1809 гг. М. М. Сперанский, ближайший сотрудник Александра I, разработал "План государственного преобразования", по которому параллельно с административно-бюрократической системой управления, проводящей политику центра, предполагалось создать систему выборных органов местного самоуправления -- своеобразную пирамиду из волостных, окружных (уездных) и губернских дум. Венчать эту пирамиду должна была Государственная дума -- высший законодательный орган страны. План Сперанского, предусматривавший введение в России конституционного строя, вызвал резкую критику со стороны высших сановников и столичного дворянства. Из-за противодействия консервативных сановников удалось учредить лишь Государственный совет -- прообраз верхней палаты Думы (1810). Несмотря на то что проект создавался в соответствии с указаниями самого царя, он так и не был осуществлен. Сперанский в 1812 г. был отправлен в ссылку.

«Отечественная война и заграничные походы надолго отвлекли Александра I от внутриполитических проблем. В эти годы царь переживает серьезный духовный кризис, становится мистиком и, по сути, отказывается от решения насущных проблем. Последнее десятилетие его царствования вошло в историю как аракчеевщина -- по имени главного доверенного лица царя А. А. Аракчеева, волевого, энергичного и беспощадного человека. Для этого времени характерно стремление к наведению бюрократического порядка во всех сферах русской жизни»1 1 Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.М.,2006. С. 322.. Наиболее яркими его приметами стали погромы молодых русских университетов -- Казанского, Харьковского, Петербургского, из которых изгонялась неугодная правительству профессура, и военные поселения -- попытка сделать часть армии самоокупаемой, посадив ее на землю, соединив в одном лице солдата и земледельца. Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.

В первой четверти XIX в. внешняя политика России определялась противостоянием ее наполеоновской Франции, стремившейся к мировому господству. В 1805 г. Россия в союзе с Австрией и Англией вступила в войну с Наполеоном, которая закончилась поражением русской и австрийской армий под Аустерлицем. В 1806 г. сложилась новая антинаполеоновская коалиция. В ней, помимо России и Англии, активное участие приняла Пруссия, армия которой, впрочем, была разбита в самом начале военных действий. Русской армии пришлось вести борьбу в одиночку, т.к. участие Англии в борьбе с Наполеоном выражалось в основном в финансовой поддержке союзников. В 1807 г. в сражении под Фридландом русская армия снова потерпела поражение. В том же 1807 г. в Тильзите был подписан мир с Францией, по которому Россия не понесла территориальных потерь, однако была вынуждена присоединиться к т.н. континентальной блокаде, с помощью которой Наполеон намеревался развалить экономику своего главного противника -- Англии.

Условия мира были невыгодны для России, у которой наладились прочные экономические связи с Англией. Континентальная блокада постоянно нарушалась, что с рядом других, более мелких конфликтов привело к обострению русско-французских отношений. В июне 1812 г. Наполеон во главе 600-тысячной "Великой армии" начал поход в Россию. Русская армия, поначалу значительно уступавшая противнику в силе, отступала на протяжении двух с половиной месяцев, ограничиваясь арьергардными боями (самое крупное -- под Смоленском). 26 августа под Москвой, у деревни Бородино, русская армия под командованием М. И. Кутузова приняла генеральное сражение. Хотя после этой кровопролитной битвы русской армии снова пришлось отступить, оставив французам Москву, ей удалось нанести противнику невосполнимые потери. К тому же Кутузов сумел, оторвавшись от неприятеля и обойдя Москву с юга (Тарутинский маневр), занять выгодную позицию -- он прикрыл плодородные южные губернии. После того как все попытки Наполеона завязать мирные переговоры с Александром кончились неудачей, он вынужден был оставить Москву и после боя под Малоярославцем начать отступление по разоренной старой Смоленской дороге. Во время этого отступления все более широкий размах принимало партизанское движение; ударили сильные морозы. После переправы через р. Березину отступление превратилось в бегство. В результате французская армия почти полностью погибла в России.

Изгнав французов, русская армия в 1813 -- 1814 гг. приняла активное участие в военных действиях против Наполеона в Европе в союзе с Пруссией, Австрией и Англией. После целого ряда кровопролитных сражений союзники вторглись во Францию и захватили Париж. Наполеон отрекся от престола и был сослан. После этих событий международный авторитет России значительно возрос. Ее влияние на ход европейских дел становится все более сильным. Однако оно носило реакционный характер, что и проявилось на Венском конгрессе (1814 -- 1815), на котором державы-победительницы решали судьбу Европы. Решения конгресса во многом определялись стремлением его участников восстановить в Европе довоенные границы и вернуть к власти представителей старых династий, что не помешало России присоединить под названием Царства Польского значительную часть польских земель. В 1815 г. по инициативе Александра I был создан т.н. Священный Союз, в который помимо России вошли также Австрия и Пруссия. В 1818 г. в Союз была принята Франция. Союз должен был гарантировать долговечность венских соглашений: его создатели брали на себя обязанность сохранять существующее положение вещей, бороться с революционным движением. В начале 1820-х гг. именно Союз подавил революционные выступления в Италии и Испании.

Реакция последних лет правления Александра I показала, что правительство не имеет ни сил, ни желания решать вопросы, поставленные всем ходом исторического развития страны. С этого времени начинается противостояние реакционной власти и общества, стремящегося к переменам: ограничению самодержавия, отмене крепостного права и пр. Непосредственным толчком к нему явились войны с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г. вызвала взрыв патриотизма в русском обществе; во время заграничных походов 1813 -- 1815 гг. их участники познакомились со строем жизни европейских государств и увидели, до какой степени отсталой страной была самодержавно-крепостническая Россия. Именно гвардейские офицеры, охваченные жаждой решительных перемен, -- А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин -- явились инициаторами создания в 1816 г. "Союза спасения". "Союз" объединил около 30 человек и носил строго конспиративный, заговорщический характер: предполагалось захватить власть путем вооруженного переворота и цареубийства, а затем сверху провести необходимые преобразования -- отменить крепостное право и ввести конституцию.

Но по мере того как организация расширялась, в ней появлялось все больше сторонников перемен, не желавших прибегать к революционным средствам. С их точки зрения, власть нужно было не свергать, а подталкивать к необходимым преобразованиям. Под влиянием подобных настроений "Союз спасения" в 1818 г. был преобразован в "Союз Благоденствия", который включал около 200 членов и ставил перед собой те же цели, что и его предшественник. Но добиться их члены "Союза благоденствия" пытались путем пропаганды своих взглядов -- в печати, в салонных беседах, в проектах, предлагаемых на рассмотрение правительства. Кроме того, они вели довольно широкую филантропическую и просветительскую деятельность. Преобразовательные устремления "Союза" не встретили отклика со стороны правительства. Разочарование во власти становилось все сильнее и в 1821 г. Радикально "Союза благоденствия" организуют его роспуск, с тем чтобы избавиться от "миролюбиво" настроенных, колеблющихся, случайных людей и вернуться на путь революционной борьбы. В том же году в Петербурге возникает Северное общество, а. на Украине, где была расквартирована значительная часть русской армии, -- Южное общество. Руководителями этих обществ -- Н. М. Муравьевым и П. И. Пестелем -- впервые в декабристском движении были разработаны четкие и обстоятельные программы реформ.

Н. М. Муравьев в своей "Конституции" предлагал ввести в России конституционную монархию. Царя оставить главой исполнительной власти, в качестве высшего органа законодательной власти учредить "Народное вече", избираемое на основе довольно высокого имущественного ценза; крепостное право отменить, наделить каждого выходящего на волю крестьянина двумя десятинами земли.

"Русская правда" П. И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Россия должна была быть преобразована в республику, все органы которой -- и законодательный, "Народное вече", и исполнительный, "Державная дума", -- формировались бы путем всеобщих выборов без всякого имущественного ценза. Крепостное право, декларирует "Русская правда", отменяется, причем из казенных, монастырских и частично конфискованных у помещиков земель создается общественный фонд, из которого каждый земледелец должен получить в пользование надел, обеспечивающий минимум его потребностей. Эту землю нельзя ни продавать, ни закладывать. Остальная земля составляет частный фонд и может переходить из рук в руки, служа "доставлению изобилия" тем, кто успешно ведет свое хозяйство.

Программные документы декабристов носили в целом умозрительный, абстрактный характер, основываясь не столько на знании реальных условий русской жизни, сколько на отвлеченных теоретических рассуждениях.

Новые организации вернулись на путь заговора и подготовки вооруженного переворота. 14 декабря 1825 г., после смерти Александра I, Северное общество вывело на Сенатскую площадь в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу новому царю -- Николаю I. 29 декабря на Украине вспыхнуло инспирированное Южным обществом восстание Черниговского полка. Оба восстания были подавлены властью, которая затем беспощадно расправилась с их участниками.

В 1998 году В. В. Путин возглавлял Федеративную службу безопасности РФ. С марта по август 1999 г. выполнял обязанности секретаря Совета безопасности России. 16 августа был утвержден на пост премьер-министра Российской Федерации. А уже 31 декабря того же года стал выполнять обязанности президента РФ.

В. В. Путин 26 марта 2000 года был избран главой государства и приступил к выполнению своих обязанностей 7 мая 2000 г. На второй срок Владимир Владимирович был избран 14 марта 2004 года (до 2008 года). 7 мая 2008 года перестал выполнять обязанности президента и стал председателем партии «Единая Россия». А уже на следующий день новый глава государства Дмитрий Медведев подписал заявление о назначении Путина премьер-министром. Но уже в 2012 году политик снова вернулся на пост президента державы.

Кратко о внешней политике Владимира Путина

Как только Путин пришел к власти в 2000 году, он утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации. Основное направление внешней политики Путина, согласно этому договору, звучит так: «РФ должна быть активным игроком на международной арене, что необходимо для поддержания должного имиджа государства». На протяжении семи лет президент принимал участие в саммитах «Большой восьмерки». Политик выступал в Окинаве (Япония), в Генуе (Италия), Хайлигендамме (Германия) и Кананаскисе (Канада).

В 2004 году внешняя политика Путина все так же активно развивалась. Президент официально побывал в Китае, где подписал соглашение о передаче и Президент часто заявляет общественности и журналистам, что разрушение СССР считает геополитической катастрофой и призывает к возврату РФ статуса самого могущественного государства в мире.

Правда, до 2004 года внешняя политика Путина мало интересовала, глава государства был занят внутренней политикой страны. В том же году он отменил ельцинский закон о разделе продукции. После этой отмены огромные денежные суммы от нефти и газа начали поступать в государственную казну РФ. Многие ученные считают, что именно эта отмена привела Российскую Федерацию к настоящей независимости, а также положила начало суверенитету страны. Но такое положение государства не устроило Запад. В 2004 году в России произошла волна терактов с участием чеченских боевиков. Для того чтобы предотвратить теракты, были проведены реформы в милиции и ФСБ, а также усилились контртеррористические меры.

Внешняя политика Путина, кратко изложенная нами в статье, за 2016 год оказалась тяжелой: и неразрешенный конфликт на территории Украины, и отсутствие положительного результата Минских договоренностей, и продление санкций со стороны Европейского Союза.

Новая политика Российской Федерации

В 2007 году внешняя политика президента Путина окончательно отошла от международной стратеги В этом же году на Мюнхенской конференции по безопасности и политическому курсу в Европе президент произнес речь, которую цитировали средства массовой информации по всему миру. Заявление состояло из таких тезисов:

  • В международных отношениях невозможна однополярная модель мирового устройства.
  • Соединенные Штаты навязывают собственную политику всему миру, иногда даже силовыми методами.
  • Вопрос о необходимости военного вмешательства решает только ООН.
  • Политические действия США и самого президента очень агрессивны.
  • НАТО не соблюдает международных договоренностей.
  • ОБСЕ - это удобный инструмент для принесения выгоды Северному Альянсу.
  • РФ будет продолжать вести внешнюю политику исключительно в своих интересах.

Несмотря на такие громкие заявления главы правления РФ, некоторые страны поддержали его речь. Но большинство мировых политиков признали Путина одним из самых агрессивных во всем мире.

Внутренняя политика главы правления РФ

Когда Путин был еще премьером, в он выступил со статьей под названием «Россия на рубеже тысячелетия». После этого выступления его рейтинг обогнал Ельцина и составил 49 %. В январе 2000 года народное доверие к политику уже составляло 55 %.

Когда новый глава правления принял пост президента государства, страна была близка к разрушению. В РФ было большое количество социальных, экономических и политических проблем. Внутренний валовый продукт России был в десять раз меньше, чем у США, и в 5 раз меньше, чем у Китая. Уже 2000 года В. Путин опубликовал «Открытое письмо» к народу, где были четко прописаны шаги для восстановления и дальнейшего развития государства, обозначены планируемые реформы и политический курс.

Четыре основных принципа, которые прозвучали в «Открытом письме» Владимира Владимировича:

  • активная борьба с бедностью населения;
  • защита внутреннего рынка от преступных группировок и местных олигархов;
  • возрождение национального достоинства России и русских;
  • внешняя политика Путина как президента должна быть построена на защите национальных интересов.

С этого момента правительство во главе с президентом начало борьбу с незаконопослушными олигархами и активно поддерживало средний и малый бизнес. В мае 2000 года президент начал проводить федеративное преобразование.

Создание президентом единого правового пространства

Установление и поддержание порядка в стране, укрепление вертикали власти и государственных институтов - это были первые шаги для вывода России из кризиса. В соответствии с федеральным законодательством была обновлена правовая база государства. Восстановилось правовое пространство державы. Было проведено четкое разграничение полномочий между органами местного самоуправления и регионами. В стране произошла децентрализация власти.

Внутренняя политика и социальная направленность действий

Путин пошел по новому пути решения социальных проблем и назвал его «курс на инвестиции в человека, что означает - в будущее самой страны». Политика государства поставила целью улучшение и повышение уровня жизни граждан. Начался процесс восстановления особо запущенных сфер: сельского хозяйства, образования, здравоохранения и жилищной сферы.

Было закуплено около сорока тысяч единиц диагностической техники и тринадцать тысяч автомобилей скорой помощи. Приблизительно 1,3 миллиона нуждающихся женщин из бедных слоев населения и около 300 тысяч детей получили бесплатную медицинскую помощь.

Улучшение прироста населения государства

Благодаря новым реформам в области здравоохранения и материальному поощрению рождаемости значительно улучшилась демографическая отметка страны. В 2010 году первые обладатели сертификатов смогли воспользоваться материальной помощью. Около 314 тысяч молодых мам в 2010 году получили денежные средства от государства. Размер помощи повысился. Также с 2010 года были увеличены пособия на социальную поддержку семьей с детьми.

Укрепление армии и стабилизация ситуации в Чечне

С большими усилиями, но все же удалось президенту РФ остановить войну на Северном Кавказе. Был нанесен серьезный удар терроризму и сепаратизму. Чечня стала полноценным субъектом России. В были проведены выборы президента и парламента, а также была принята Конституция.

Но в тот же момент были обнаружены серьезные проблемы в Вооруженных силах РФ. После решения конфликта на севере Кавказа российские власти улучшили материальное обеспечение военных, закупили современное оружие и провели реформу в армии.

Процветание коррупции в державе

Несмотря на положительное развитие внутренней политики страны, все же президенту не удается побороть и полностью искоренить коррупцию. В 2007 году было возбужденно где-то около тысячи уголовных дел из-за взяток чиновников. На сегодняшний день коррупция в системе госзакупок составляет около 300 млн рублей, это 10 % от общего объема взяток. Несмотря на все это, в законодательстве до сих пор нет статьи о противодействии коррупции. Более того, в законах РФ даже отсутствует само определение коррупции.

Апатия граждан к политике

Около 60 % россиян сегодня не интересуются политикой. Около 94 % граждан признались, что все, что происходит в стране, никак не зависит от них самих. Многие винят в этом правительство во главе с В. Путиным.

Внутренняя и внешняя политика, кратко рассмотренная нами, показывает, что руководство страны так и не создало единого механизма, где бы происходил диалог с народом, были бы услышаны просьбы населения, где жители могли бы принимать активное участие в развитии своей Отчизны. Изменения в избирательном законодательстве все больше отделили «верхи» общества от «низов». Система власти монополизируется.

Политика В. Путина: за и против

Внешняя политика Путина в последние годы по результатам опережает внутреннюю. На мировой арене РФ набирает влиятельную силу. Чтобы уменьшить влияние Владимира Путина на другие страны, Запад пытается ввести РФ в экономическо-политическую изоляцию. В 2014 году были предприняты попытки исключения России из «Большой восьмерки».

Внутренняя и внешняя политика Путина за второй и четвертый президентский срок приобретает неоднозначное значение. С одной стороны, видно успешную внешнюю политику державы, а с другой, коррупция сводит на нет все усилия. Для искоренения этого явления в стране у Путина было больше времени, чем у остальных правителей. Но, к сожалению, коррупция до сих пор существует.

Под внутренней политикой понимается совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной, экологической и других важнейших сферах общественной жизни внутри страны. Государство использует различные средства для реализации своей внутренней политики: налоги, государственный бюджет, судебные и правоохранительные органы, систему социального обеспечения, финансирование науки, образования, здравоохранения. Поскольку управление в государстве осуществляется на трех уровнях – общегосударственном, региональном и местном, то соответственно, и внутренняя государственная политика разделяется на общегосударственную (федеральную), региональную и местную.

Среди основных направлений внутренней политики государства принято выделять экономическую, социальную, промышленную, аграрную, энергетическую политику, а также политику в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка, экологии.

Экономическая политика государства

Экономическая политика призвана играть главную роль в обеспечении стабильности экономической сферы общества, гарантируя свободу предпринимательской деятельности, защиту прав собственников и потребителей.

Для эффективного функционирования рыночной экономики требуются благоприятная социальная, организационная, нормативно-правовая среда, политическая стабильность, которые обеспечиваются силой и авторитетом государства. Именно государство выступает гарантом поддержания конкурентной среды, когда следит за соблюдением антимонопольного законодательства. Одновременно государство регулирует финансовую сферу, обеспечивая гарантии надежности национальной валюты и стабильности денежной системы. Важным регулятором экономической жизни является принятие и распределение государственного бюджета, в котором определяется смета финансирования важнейших государственных программ. В периоды экономических кризисов роль государственного регулирования экономики особенно важна, поскольку именно государство способно в критический момент мобилизовать все ресурсы общества для выхода из кризиса.

На современном этапе экономическая политика России направлена на обеспечение модернизации всей системы социально-экономической сферы общества. Данные, представленные в табл. 5.1, позволяют сравнить основные макроэкономические и научно-технические показатели развития России в 2000-е гг. и наглядно увидеть их рост.

Таблица 5.1

Основные макроэкономические и научно-технические показатели развития России в 2000–2009 гг.

Показатели

ВВП (млрд долл. США, в ценах 2000 г.)

ВВП на душу населения (долл. США, в ценах 2000 г.)

Внутренние затраты на исследования и разработки (ИиР) (в % ВВП),

– включая затраты частного сектора на ИиР (в % ВВП)

Экспорт высокотехнологичной продукции (млрд долл. США, в текущих ценах)

Экспорт высокотехнологичной продукции гражданского назначения (% мирового рынка)

Патентные заявки (резиденты)

Исследователей на млн населения

Число занятых в сфере ИиР, включая:

частный сектор

– госсектор

– сектор высшего образования (например, университеты)

– некоммерческий сектор

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р , в качестве стратегической цели государственной политики определяет достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в. В 2015–2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. Достижение этой цели государственной политики означает формирование качественно нового образа будущего России к концу следующего десятилетия и, в частности, предусматривает:

  • 1) выход России на стандарты благосостояния развитых стран;
  • 2) высокое качество и комфортные условия жизни населения;
  • 3) создание благоприятной среды обитания человека;
  • 4) изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности;
  • 5) инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10% рынка) и интеллектуальных услуг по четырем – шести и более крупным позициям. Предполагается формирование условий для массового появления новых компаний во всех секторах экономики, в первую очередь "экономики знаний";
  • 6) лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков;
  • 7) создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг;
  • 8) лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение нашей страны в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра;
  • 9) формирование новой модели пространственного развития России на основе создания новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства;
  • 10) обеспечение гарантированной реализации конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.

Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в обществе, поскольку выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение национальной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.

Инновационный социально ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Инновационный рост – это рост на основе:

  • а) диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям "экономики знаний" и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и "экономики знаний" в ВВП должна составлять не менее 17–20%, а вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – нс менее двух-трех процентных пунктов;
  • б) повышения эффективности и конкурентоспособности экономики без существенного наращивания производственных ресурсов. К 2020 г. производительность труда должна увеличиться в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам – до 4 раз), а энергоэффективность – в 1,6-1,8 раза;
  • в) высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40–50%, а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25–35%;
  • г) активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. В 2020 г. внутренние затраты на исследования и разработки должны повыситься до 3,5–4% ВВП;
  • д) повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется, в частности, опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике в 2020 г. повысится до 2700 долл. США (для сравнения: в 2007 г. – 526 долл. США);
  • е) опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения. В 2020 г. расходы на образование за счет государственных и частных источников должны составить 5,5–6% ВВП (для сравнения: в 2006 г. – 4,6%), на здравоохранение – 6,5–7% ВВП (в 2006 г. – 3,9%), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.

Такой подход требует реализации взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам комплексных преобразований по основным направлениям перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития.

  • 1. Развитие человеческого потенциала. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, а с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития.
  • 2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
  • 3. Структурная диверсификация экономики па основе инновационного технологического развития, что предполагает формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко реагирующую на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и др.
  • 4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
  • 5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.
  • 6. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, что предполагает формирование новых центров социально-экономического развития в Поволжье и на Урале, на Юге России, в Сибири и на Дальнем

Востоке, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально- производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

В табл. 5.2 представлен индекс конкурентоспособности России в 2012–2013 гг. в сравнении с другими государствами мира по материалам ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В отчете ВЭФ фигурируют два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран:

  • – Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI);
  • – Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 критериев, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся иа разных уровнях экономического развития. Такими критериями выступают: качество институтов; инфраструктура; макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование; высшее образование и профессиональная подготовка; эффективность рынка товаров и услуг; эффективность рынка труда; развитость финансового рынка; уровень технологического развития; размер внутреннего рынка; конкурентоспособность компаний; инновационный потенциал.

Экономика

Индекс глобальной конкурентоспособности

Изменение позиции

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Нидерланды

Германия

Соединенные Штаты Америки

Великобритания

Норвегия

Саудовская Аравия

Южная Корея

Австралия

Люксембург

Новая Зеландия

Объединенные Арабские Эмираты

Малайзия

Ирландия

Исландия

Пуэрто-Рико

Барбадос

Азербайджан

Бразилия

Португалия

Индонезия

Казахстан

Южная Африка

Маврикий

Словения

Коста-Рика

Болгария

Иордания

Филиппины

Шри-Ланка

Колумбия

Словакия

Черногория

Сейшельские Острова

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012– 2013 гг. возглавила Швейцария, которая занимает первое место в рейтинге четвертый год подряд. Второе и третье места занимают соответственно Сингапур и Финляндия.

Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки в нем занимают Швеция (4), Нидерланды (5), Германия (6). Седьмое место занимают Соединенные Штаты Америки: несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места вниз.

Продолжает увеличиваться разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран. В частности, страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008-2009 гг. В то же время страны Юга Европы, такие как Испания (36-е место), Италия (42-е место), Португалия (49-е место) и особенно Греция (96-е место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, среди которых основными являются макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

Крупные развивающиеся рыночные экономики – страны БРИК – демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29-е место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48-е место) переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59-е место) и Россия (67-е место) несколько снизили свои позиции.

Россия потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67-е место. В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение нашей страны ухудшилось по таким слагаемым, как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум показателям: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Кроме того, в этом году существенно усилились проблемы с доступностью финансирования и квалификацией рабочей силы. Все это мешает России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Для того чтобы справиться с негативными тенденциями, в качестве важнейшей задачи экономической политики России на современном этапе названо преодоление технологического отставания страны .

Россия должна занять значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. В противном случае страна будет постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии производства промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые мы не умеем создавать сами. При этом доля мирового валового продукта, принадлежащая таким технологиям, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг – сокращаться. Для возвращения технологического лидерства нужно тщательно выбрать приоритеты. Новая экономическая политика России должна быть сосредоточена вокруг таких отраслей, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные и нанотехнологии. Традиционными секторами, где мы нс потеряли технологических преимуществ, являются атомная промышленность и космос.

Восстановление инновационного характера экономики предполагается начать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность высшей школы становится национальной задачей: к 2020 г. планируется создать несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Для Российской академии наук, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров будут утверждены десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований, планируется увеличить финансирование до 25 млрд руб. (в 2018 г.) государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. В 2012 г. только 47 компаний с государственным участием приняли инновационные программы, однако в перспективе и частные корпорации должны приучиться к тому, чтобы 3–5% своего валового дохода направлять в исследования и разработки.

Вторая сторона технологической модернизации – максимально быстрое освоение импортируемых технологий. Инвестируя в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, Россия одновременно решает глобальную социальную задачу – развитие креативного класса и формирование пространства для его реализации. Предполагается, что новая экономика России станет диверсифицированной: кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные секторы. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в полтора раза, при этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое. Это будет эффективная экономика с низкой энергоемкостью и высокой производительностью труда: предполагается обеспечить рост производительности по экономике в целом в два раза, а в ключевых секторах выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. Это будет экономика постоянно обновляющихся технологий: к концу десятилетия доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза – с нынешних 10,5 до 25%. Иными словами, планируется достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня.

На инвестиционном форуме "Россия-2012" В. В. Путин впервые представил новую экономическую программу. Он отметил, что для России принципиально важно войти в число стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом: "Нужно сделать 100 шагов вперед, чтобы в инвестиционном рейтинге со 120-го места подняться на 20-е" . В. В. Путин обозначил конкретные ориентиры: сроки подключения к электросетям сократятся почти в четыре раза; бухгалтер будет тратить в три раза меньше времени на заполнение бумаг; грузовая фура будет пересекать таможню в семь раз быстрее, чем сейчас; для получения разрешения на строительство объекта понадобится в пять раз меньше времени и в три раза меньше бумаг.

Работа по улучшению инвестиционного климата будет строиться на трех принципах: добросовестности работы бизнеса, широкого внедрения международных практик и сотрудничества бизнеса с государством. Для этого, во-первых, в России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей, в том числе российских, а не только иностранных инвесторов. Новый омбудсмен получит особый юридический статус: он сможет инициировать нормативные акты, отстаивать интересы предпринимателей в суде, приостанавливать действие нормативных актов до решения суда. Во-вторых, будут совмещены административные и имущественные дела в судах на базе арбитражной судебной системы. В-третьих, из уголовного законодательства должны быть убраны все "рудименты советских норм". В частности, предложено ввести запрет на возбуждение уголовного производства о незаконности сделок без соответствующего решения арбитражного суда. Кроме того, будет изменен государственный контроль над предпринимательской деятельностью: должна произойти реорганизация в пользу саморегулирования и страхования ответственности. Наконец, предстоит гармонизировать российское корпоративное законодательство с документами европейских партнеров, и прежде всего ускорить работу по акционерным соглашениям.

Таким образом, предстоит серьезная работа по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики, на что нацелена современная экономическая политика России.

Российской Федерации (2000-2005 гг.)

Приход В.В. Путина к власти ознаменовал новый этап в развитии российской государственности. Главными целями своей политики он провозгласил демократическое развитие России, становление правового государства, социально-ориентированного рынка, повышение уровня жизни народа, обеспечение прав и свобод граждан.

За первые четыре года своего президентского правления В.В. Пути-ну удалось добиться ряда положительных результатов. На первом этапе президентства произошло укрепление правительства и государства. Главное, что сделал В.В. Путин, - остановил развал страны, вернул ей управляемость, восстановил единство закона на всей территории. Когда В.В. Путин пришёл к власти, Конституция страны и федеральные законы утратили во многих регионах качество актов высшей юридической силы. Региональные парламенты принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами. Дело дошло до того, что отдельные регионы требовали создания собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем и т.п.

Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и в конечном итоге выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму - терроризм. Под ударами всех вышеперечисленных негативных факторов к концу 90-х годов Россия стала утрачивать основные признаки единого государства. В.В. Путину удалось поставить решительный заслон на пути попыток оторвать от страны те или иные регионы.

В 2000 г. начался новый этап федеральной реформы. 15 мая 2000 г. президентом подписан Указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». В целях укрепления роли центра было образовано промежуточное звено в системе регионального управления - семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), возглавили которые полномочные представители президента. Во многом благодаря деятельности полномочных представителей в стране началось формирование «единого правового поля», что выразилось в приведении в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. В случае принятия региональными органами власти нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции страны и федеральным законам, грубо нарушающих права человека и ставящих под угрозу территориальную целостность РФ, президент РФ может распустить законодательный (представительный) орган субъекта РФ и снять с занимаемой должности руководителя исполнительной власти.

Создание округов способствовало также экономической интеграции, так как границы большинства федеральных округов совпадали с границами экономических районов и межрегиональных ассоциаций. Например, в состав Сибирского округа входят регионы Западно- и Восточно-Сибирс-кого районов и ассоциации «Сибирское соглашение».

Были внесены дополнения в федеральные законы, определяющие, что главы исполнительной власти субъектов РФ не могут занимать свои посты более двух раз с момента принятия закона (2001 г.). Устранено противоречие, когда в Совет Федерации, который является законодательным органом, входили руководители исполнительной власти субъектов РФ (2001 г.).

Вместе с тем с целью повышения степени взаимодействия федерального центра и органов региональной власти президентом РФ был образован Государственный Совет - консультативный и совещательный орган, действующий при главе государства.

Важнейший этап деятельности президента, президентской администрации, правительства и Федерального собрания - это принятие жизненно важных документов - Земельного, Трудового, Гражданского, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, пакетов по пенсионной и судебной реформам, попытки дебюрократизации экономики, совершенствование налоговой системы.

Одним из главных условий достижения тех целей, которые реализует президент, являлась консолидация общественных сил. Это было возможно только при мощной политической поддержке правительственных мероприятий. Поэтому 1 декабря 2001 г. была образована политическая партия «Единая Россия», отстаивавшая внутренний и внешнеполитический курс президента. Поддерживая президента и его действия, «Единая Россия» смогла добиться и значительного политического веса, что подтвердили результаты выборов в IV Государственную Думу, состоявшихся 7 декабря 2003 г., где партия «Единая Россия» получила наибольшее количество голосов избирателей - 37,57 %. Другие партии, преодолевшие 5 %-й барьер, набрали существенно меньше: КПРФ - 12,61 %, ЛДПР - 11,43 %, «Родина» (народно-патриотический союз) - 9,02 %. Таким образом, президент В. Путин получил прочную опору для дальнейшего реформирования.

В итоге к новым президентским выборам в 2004 г. в стране был восстановлен конституционный правопорядок, укреплена, а по сути, отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны. Пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. Ослаблено влияние олигархов на власть. Произошли кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия.

В лучшую сторону изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП с 1999 г. составил почти 30 %. Темпы роста выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики составили 5-7 % в год, производительность труда только за 2000-2002 гг. выросла на 14 %. Особенно увеличились инвестиции в основной капитал, возрос транспортный грузооборот. Его динамику определил рост услуг железнодорожного транспорта. На динамике последнего благоприятно сказался рост промышленного производства. Эффективно работающих предприятий в стране появилось многие тысячи. На рынке начали побеждать те, кто работал более эффективно, а не те, кто наживался на экономически неоправданных льготах и преференциях. Это свидетельствовало о том, что в экономике начались структурные преобразования. Они проявлялись в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего потребления. Продолжалось наращивание оборота розничной торговли - в 2001-2003 гг. он увеличился на 8-9 %.

Увеличились объёмы экспорта и импорта товаров, что способствовало наполнению бюджета страны. Одним из фундаментальных достижений этого периода явилось обретение Россией финансовой независимости и стабильности курса национальной валюты - рубля. К 2004 г. проблема выплаты внешнего долга была практически решена. Только в 2003 г. Россия выплатила 17 млрд. долл., что не сказалось кардинальным образом на экономике государства. Всего же за 2000-2003 гг. Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 млрд. долл. И в то же время золотовалютные резервы Центробанка за 4 года увеличились более чем в 6 раз и достигли к 1 февраля 2004 г. 85 млрд. долл. - рекордного уровня за всю историю страны, включая и её советский период. Стал укрепляться рубль по отношению к доллару, увеличилось доверие к рублю со стороны большинства населения страны. Реальным результатом политики, проводимой президентом и правительством РФ в экономической области, явилось сокращение оттока российских капиталов за рубеж, с 25 млрд. долл. в 2000 г. до 6-7 млрд. долл. в 2003 г.

Главным фактором роста экономики были высокие цены на российский экспорт сырья, в основном нефти и газа. Увеличение ВВП в 2003 г. в России произошло также за счёт увеличения объёмов добычи сырья. В 2003 г. было добыто 420 млн. тонн нефти, против 220 млн. тонн - в 1990-е годы. И дело даже не в том, что рост экономики носил конъюнктурный характер и его обеспечивали высокие цены, в частности, на нефть. Подниматься России пришлось с впечатляющей глубины провала, отсюда и столь эффективные показатели. Однако они недостаточны для качественного скачка, настоящего экономического прорыва. Поэтому президент поставил задачу сменить сырьевой имидж страны на инновационный.

Положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня россиян. Инфляция сократилась в 3 раза, бюджет верстался с профицитом. Средняя месячная начисленная зарплата в стране выросла в 4 раза - с 1523 руб. в 1999 г. до 5868 руб. на начало 2003 г. В ряде отраслей экономики (горнодобывающая, нефтяная, газовая, энергетика, транспорт, связь и др.) этот показатель был значительно выше - от 10 до 20 тыс. руб. Суммарный объём вкладов населения на счетах российских банков, которые являлись важнейшим показателем роста доходов россиян и инвестиционным ресурсом отечественной экономики, составил 1,5 трлн. руб.

Росту денежных доходов способствовало повышение оплаты труда бюджетникам. С 1 октября 2003 г. их зарплата увеличилась в 1,33 раза. В 2 раза повышены стипендии студентам. Более чем в 7 раз вырос минимальный размер оплаты труда - с 83,5 руб. в 1997-1999 гг. до 600 руб. в конце 2003 г. В 2003 г. пенсии выросли на 19,7 %, средняя пенсия составляла 1749 руб. Значительно, почти на треть, сократилась безработица. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума также сократилось на одну треть. Более чем в 3 раза увеличились размеры пособий семьям по рождению ребенка (с 1252 руб. в 1999 г. до 4500 руб. в 2003 г.). В какой-то мере это способствовало повышению рождаемости в 2003-2004 гг. В 2003 г. в 82 регионах из 89 отмечался рост рождаемости, в 17 регионах она превысила смертность. В целом по стране уменьшилась детская и материнская смертность. Это важнейшие показатели качества жизни в целом.

Такие позитивные изменения обеспечили успех В.В. Путину на выборах 2004 г. Новый президентский срок В. Путин начал со смены правительства, которое возглавил М. Фрадков. В правительстве были сохранены позиции либеральных реформаторов в лице Г. Грефа, М. Зурабова, А. Кудрина и др. Одной из заслуг правительства было создание стабилизационного фонда из профицитной части бюджета. Это позволило более уверено преступить к следующему этапу реформ. Были продолжены реформы в области ЖКХ (в 2005 г. утвержден жилищный кодекс), проведена монетизация льгот, которая, правда, вызвала выступления населения в связи с неготовностью многих регионов финансово обеспечить данную реформу. Однако в целом рожденная еще в Советском Союзе система льгот стала меняться. Многочисленные льготы, появившиеся в 90-х годах, не могли быть обеспечены финансами, проведя монетизацию и законодательно оговорив, какие льготы будут оплачиваться, правительство поступило честно, хотя эта мера и не была популярной. Существенно увеличены расходы на содержание армии, закупку новой техники и др. Дальнейшей централизации управления страной способствовало назначение губернаторов (вместо их выборов) президентом с последующим утверждением местными представительными органами.

Высокая оценка деятельности президента В. Путина и российского правительства не означает, что России удалось решить все основные проблемы. По-прежнему основная часть населения остается бедной, особенно в сравнении с жителями других стран. Так, по данным ООН, Россия занимает лишь 97 % по объему ВВП на душу населения (2610 долл.), соседствуя при этом с Сальвадором и Бразилией. Для сравнения: в Норвегии этот показатель составляет 43 400 долл. Особенно низкими остаются доходы людей, работающих в бюджетной сфере (образование, культура, здравоохранение), в торговле и легкой промышленности. Доходы бюджета, так же как и в 1990-е годы, во многом обеспечивались высокими мировыми ценами на энергоносители (нефть и газ).

Сложной остается демографическая ситуация в России. Ежегодно на 700-800 тыс. человек сокращается российское население. Несмотря на повышение рождаемости, показатели смертности в России все еще очень высокие. Население России стареет, но Россия занимает только 142 (!!!) место в мире по продолжительности жизни (средняя продолжительность составляет 67,7 лет). Причем особенно мало живут мужчины, чья средняя продолжительность жизни меньше на 14 лет продолжительности жизни женщин. Поэтому мужчин и меньше почти на 10 млн. человек. В России уже ощущается нехватка рабочих рук разной квалификации, их востребованные вакансии сейчас во многом занимаются мигрантами из соседних стран.

Тем не менее положительные показатели развития страны в 1999-2005 гг. позволяют более твердо стоять на ногах и надеяться на улучшение жизни в недалеком будущем. В своем послании к Федеральному собранию в 2005 г. президент В. Путин сформулировал несколько приоритетных задач в экономической и социальной сферах на ближайшие годы. Среди них повышение эффективности государственного управления, либерализация предпринимательского пространства и амнистия капиталов, создание условий для внутренних и внешних инвестиций, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, повышение престижа материнства и отцовства, повышение доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, повышение доступности и качества социальных услуг и др.

2.1 Характеристика первого этапа правления Александра. Этот период, оставшийся в памяти у современников как дней Александровых прекрасное начало, был очень многообещающим и по своей сути означал не только возвращение к политике просвещенного абсолютизма, но и придание ей нового качества.

2.2. Первые шаги. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. новый император отменяет те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян:

2.2.1 . Полностью восстановлены все статьи разжалованной Павлом Жалованной грамоты дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия.

2.2.2 . Подтверждена Жалованная грамота городам.

2.2.3. Проведена амнистия 12 тысяч заключенных.

2.2.4. Прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны.

2.2.5 . Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А.А. Чарторыйского . Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета , выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ.

2.3. Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александрупринадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян.

2.3.1 . Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. В итоге, это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли не менее 50% от всего крестьянского населения страны.

2.3.2. Ограничения помещичьего произвола . Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809 г.), публиковать объявления о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, т.к. помещики стали печатать объявления о "сдаче в аренду" крестьян, что в действительности означало ту же продажу.

2.3.3 . В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах , позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться доброй волей своих помещиков. (За время царствования Александра I - 47 тыс. душ мужского пола).

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо