Индийский океан географическое положение карта.  Индийский океан описание, интересные факты

Он имеет наименьшее количество морей. Обладает своеобразным рельефом дна, а в северной части - особой системой ветров и морских течений.

Большей частью расположен в Южном полушарии между , и . Его береговая линия слабо изрезана, за исключением северной и северо-восточной частей, где находятся почти все моря и крупные заливы.

В отличие от других океанов, срединно-океанические хребты Индийского океана состоят из трех ветвей, расходящихся из его центральной части. Хребты расчленены глубокими и узкими продольными впадинами - грабенами. Один из таких огромных грабенов - впадина Красного моря, являющаяся продолжением разломов осевой части Аравийско-Индийского срединно-океанического хребта.

Срединно-океанические хребты разделяют ложе на 3 крупных участка, входящих в состав трёх разных . Переход от ложа океана к материкам везде постепенный, только в северо-восточной части океана располагается дуга Зондских островов, под которую погружается Индо-Австралийская литосферная плита. Поэтому вдоль этих островов протягивается глубоководный жёлоб длиной около 4000 км. Здесь более ста действующих вулканов, среди которых известный - Кракатау, часто происходят землетрясения.

У поверхности Индийского океана зависит от географической широты. Северная часть Индийского океана намного теплее, чем южная.

В северной части Индийского океана (севернее 10 ю.ш.) формируются муссоны. Летом здесь дует юго-западный летний муссон, несущий с моря на сушу влажный экваториальный воздух, зимой - северо-восточный зимний муссон, несущий с континента сухой тропический воздух.

Система поверхностных течений в южной половине Индийского океана похожа на систему течений в соответствующих широтах Тихого и Атлантического океанов. Однако к северу от 10°с.ш. возникает особый режим движения вод: появляются муссонные сезонные течения, меняющие направление на противоположное два раза в год.

Органический мир Индийского океана имеет много общего с органическим миром Тихого и Атлантического океанов в соответствующих широтах. На мелководьях жарких поясов распространены коралловые полипы, создающие многочисленные рифовые постройки, в том числе острова. Среди рыб наиболее многочисленны анчоусы, тунцы, летучие рыбы, рыбы-парусники, акулы. Тропические побережья материков часто заняты мангровыми зарослями. Для них характерны своеобразные растения с наземными дыхательными корнями и особые сообщества животных (устрицы, крабы, креветки, рыба илистый прыгун). Основная масса животных океана - беспозвоночные планктонные организмы. В тропических прибрежных районах распространены морские черепахи, ядовитые морские змеи, исчезающие млекопитающие - дюгони. В холодных водах южной части океана обитают киты, кашалоты, дельфины, тюлени. Среди птиц наиболее интересны пингвины, населяющие побережья Южной Африки, Антарктиды и острова умеренного пояса океана.

Природные богатства и хозяйственное освоение

Индийский океан обладает большими биологическими богатствами, но промысел в основном ограничен прибрежными зонами, где, кроме рыбы, вылавливаются лангусты, креветки, моллюски. В открытых водах жарких поясов ведётся лов тунца, а в холодных - китов, криля.

Из наиболее важны месторождения нефти и природного газа. Особенно выделяется Персидский залив с прилегающей к нему сушей, где добывается 1/3 нефти зарубежного мира.

В последние десятилетия побережья тёплых морей и острова северной части океана становятся всё более привлекательными для отдыха людей, и здесь бурно развивается туристический бизнес. Через Индийский океан объём перевозок значительно меньше, чем через Атлантический и Тихий океаны. Однако он играет важную роль в развитии стран Южной и Юго-Восточной Азии.

Научно – исследовательская конференция

Тема: «Природные, социальные и экологические проблемы развития Индийского океана».

Цель: Углубить и систематизировать знания об особенностях природы Индийского океана; продолжать совершенствовать практические умения характеризовать климатические условия океана, свойства водных масс, природные богатства, приводить примеры представителей органического мира, устанавливать источники загрязнения вод океана; развивать коммуникативные навыки, умение работать в малых группах.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  • приветствие учащихся;
  • поверка присутствующих (слайд № 1)
  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности:

Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет

попутным.

(слайд № 2)

Сенека

Каждый человек имеет такое место в жизни, где он счастлив, где реализовываются главные мечты, место, куда постоянно стремится душа.

Где так спокойно и чисто. К берегам нашего государства доставлена бутылочная почта. В

1560 году на берегу Англии бедный лодочник нашёл запечатанную бутылку с неизвестным посланием. Поскольку читать он не умел, то отнёс её местному судье. Как выяснилось, это было чрезвычайно важное военное сообщение.

Чтобы предотвратить раскрытие военных тайн, английская королева назначила специальную должность Королевского Открывателя Бутылок. Только это официальное лицо имело право вскрывать «бутылочную почту». Я назначаю Королевским Открывателем Бутылок (секретарь).

Письмо намокло, и часть его утеряна, но мы постараемся его прочитать.

Письмо: В декабре 2004 года произошло катастрофическое землетрясение, эпицентр которого находится в … океане за 250 км от … острова. Помогитенам выяснить, по какой причиненачалось землетрясение, и как долго мы будем терпеть бедствия?

— Ребята определите, на каком материке или острове это произошло, на берегу какого океана. Местные жители оставили нам также координаты того места

(0 о ш, 100 о в.д.)

На каком острове? А на берегу, какого океана? (слайд № 3)

Сегодня наша «творческая лаборатория» состоит из учёных разных специализаций: историков, статистов, климатологов, зоологов, местного населения, экологов, секретаря.

Они собрались на конференцию с целью (слайд №4) обговорить современное состояние природы Индийского океана, использование его природных ресурсов и проблем, возникающих вследствие интенсивной хозяйственной деятельности в акватории океана.

К нам на конференцию пожаловали гости – представитель организации «Гринпис», представитель школьной экологической организации «Зелёный росток»

  1. Изучение нового материала:

Секции конференции: (слайд №5)

1 секция – историки

2 секция – статисты

3 секция – климатологи

4 секция – зоологи

5 секция – местные жители

6 секция — экологи

I секция – историки (2 человека)

С какой целью проводятся исследования в Индийском океане.

(слайд № 6)

1 докладчик.

Берега Индийского океана – один из районов древней цивилизаций. Освоение океана началась с севера индийскими, египетскими и финикийскими мореплавателями, которые за 3 тыс. лет до н.э.

совершали плавания по Аравийскому и Красному морям, по Персидскому заливу. Первые описания маршрутов плаваний по Индийскому океану составили арабы. Для европейской географической науки сведения об океане начали накапливаться со времени плавания Васко да Гамы (1497 – 1499).Когда Васко да Гама впервые проплывал водами Индийского океана к берегам Индии, он даже не представлял его размеры.

В северном полушарии океан больше похож на большое море, глубоко врезанное в сушу. Однако некоторое время Индийский океан оставался менее исследуемой акваторией Земли. В конце 18в. первые промеры глубин провел здесь Дж. Кук. (Работа с картой)

2 докладчик.

По сравнению с другими океанами Индийскому учёные уделяли меньше внимания. Поэтому в 1960 году по инициативе ООН начала работу Международная индоокеанская экспедиция, длившаяся 6 лет.

В ней принимало участие свыше 20 стран. Учёные завершили исследование срединно – океанического хребта океана, благодаря чему подтвердилось существование в Мировом океане единой системы срединных хребтов.

Вопрос: С какой целью была организована эта экспедиция?

Ответ: Зона разломов срединно – океанического хребта Индийского океана является «живым» участком земной коры.

Об этом свидетельствуют наличие здесь горячих источников и частые землетрясения. Зондские острова – 100 действующих вулканов. В декабре 2004 года произошло катастрофическое землетрясение, эпицентр которого находился в Индийском за 250 км. от северной окраины Суматры. Пострадали люди в Индонезии, в Шри – Ланке, Индии, Таиланде, в Малайзии, Бирме, Бангладеш и на Мальдивских островах.

Бедствие коснулось и некоторых стран Африки – Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Кении.

II секция – статисты (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Сравнить статистические данные океанов и определить значимость Индийского океана.

(слайд № 7)

1 докладчик. (слайд № 8 – 10)

Схема № 1. Размеры Индийского океана относительно других океанов

Схема № 2. Максимальные глубины Мирового океана

Схема № 3. Максимальное количество осадков

Схема № 4. Солёность Мирового океана
Схема № 5. Температура вод Мирового океана

Проанализировав статистические данные, можно сделать вывод, что более всего признаков подобия у Индийский океана и Тихого.

2 докладчик

Проанализировав статистические данные, мы предлагаем вам выполнить раскодировку информации.

Задание №1: выполняется в бланках.

(слайд № 11)

«Цифровой диктант»

– Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Тихий океан – 1
Индийский океан – 2

(Разъяснение задания)

1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф.

Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

IIIсекция – климатологи (3 человек)

Что исследуют, главная проблема: Почему Индийский океан является самым тёплым.

(слайд № 12)

Метод «Микрофон»

  1. Я думаю, что особенности климатических условий Индийского океана определяются положением его большей части в экваториальных и тропических широтах. На климат также влияет огромный массив суши (материк Евразия) с севера, а также муссонная циркуляция. (Работа у карты)
  2. Поэтому, я считаю, что муссонная циркуляция формирует здесь муссонные круговороты течений (Южное Пассатное течение, Сомалийское, Муссонное). Такое явление наблюдается только в этом океане.

    Они меняют своё направление 2 раза в год.

  3. Вследствие этого вода прогревается на экваторе до + 27 0С +320С, на севере + 40 0С (Бенгальский залив).
  4. Зональность проявляется и в распределении атмосферных осадков: экватор 2000 – 3000 мм. в год, тропики 100 мм.

    в год (Персидский залив).

  5. Осадки влияют на солёность

Экватор – 34%0

тропики – 37 %о

Красное море – 40-42 %0

Задание №2: на контурную карту нанести географическую номенклатуру.

(слайд № 12)

IV секция – зоологи (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Что обусловило своеобразность и уникальность животного и растительного мира. (слайд № 13)

1 докладчик. (слайд № 14)

Мы исследовали животный мир Индийского океана и выяснили, что в первой половине ХХ века недалеко от тропических берегов Африки была поймана рыба, ставшая настоящей сенсацией.

Речь идёт о доисторической рыбе целакант (латимерия), вымершей, как считалось, ещё 70 млн. лет назад. Однако в 1938 году в африканских водах целакант был впервые выловлен живым.Современные целаканты являются одними из редчайших живых существ, которые практически не изменились на протяжении 400 миллионов лет. Имеют особую форму черепа, напоминающую мозговую коробку.Например, вместо характерного для всех позвоночных твердого позвоночника у целакантов имеется толстостенная эластичная трубка.

2 докладчик. (слайд № 15)

Органический мир чрезвычайно богат в северной части тропической области океана (Красное и Аравийское моря, Персидский и Бенгальский заливы).Здесь водятся многочисленные виды рыб – сардинелла, разные акулы, скумбрия, летучие рыбы. Такое богатство связано с поступлением вместе с речными водами материков в океан большого количества питательных веществ.

В умеренных и полярных широтах Индийского океана обитает множество кальмаров, млекопитающие: киты, ластоногие, дельфины. Среди птиц встречаются альбатросы, фрегаты, пингвины.

Задание № 3: выполнить задание в бланке на соответствие логических пар. Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку жюри. (слайд № 16)

V секция – местное население (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Какие социальные иэкономические проблемы существуют у местного населения.

Почему так притягивает сюда туристов. (слайд № 17)

  1. (Танец индийский). (слайд № 18)

Учитель: Уважаемые учёные, вы конечно же узнали какое государство представило нам свою культуру?

Докладчик: Уголок храмов, пляжи Гоа и съёмка индийского кино может развернуться прямо перед вашими глазами.

Острова Бали, Сейшелы, Красное море, Мальдивы – одно из самых популярных круглогодичных направлений мирового туризма.

Это неудивительно: стабильно высокая температура воздуха и воды круглый год и красивая природа обеспечивают отличный пляжный отдых, а экскурсионная программа в Индонезии экзотична и разнообразна.

Сюда едут в основном семейные пары в свадебные путешествия.

  1. Доклад. Индийский океан в настоящее время - самый опасный в мире. И не из-за акул, хотя они здесь водятся во множестве, а из-за морских разбойников - пиратов.

    Современные пираты - это не старые вояки с повязкой на глазу и деревянной ногой. Это преступники на быстроходных судах, вооруженные по последнему слову техники. Они нападают на яхты, грузовые суда и танкеры, грабят их, убивая экипажи и пассажиров.
    Первые сведения о пиратах, начавших действовать у берегов Сомали, появились еще в 90-е годы прошлого столетия.

    Однако тогда их действия были разрозненными и несистемными. В начале нового века активность сомалийских пиратов усилилась. Только с марта 2005 г. по июнь 2006 г. они атаковали десятки торговых судов в Индийском океане.

    Уже тогда переходное правительство Сомали неоднократно обращалось к странам Восточной Африки с просьбой об оказании помощи в обуздании пиратов.
    20 мая 2007 г.

    ООН призвала к принятию международных мер против «бича пиратства» у берегов Сомали.
    В настоящее время пиратам в той или иной мере противостоит несколько корабельных групп и отдельных кораблей.

В целом, проблема пиратства у берегов Сомали чревата для мирового сообщества, по меньшей мере, тремя последствиями:

Во — первых, она создала реальную угрозу безопасности морского судоходства в этой зоне и уже негативно повлияла на ряд экономических процессов.

Так, пираты сорвали сезон ловли тунца, вынудив уйти в близлежащие порты свыше 50 рыбопромысловых судов.

Во — вторых, доходы от пиратства, которые поступают за счет выкупов за захваченные суда и их экипажи, могут частично идти для подпитки многочисленных вооруженных конфликтов в Сомали. Кроме того, сами по себе отдельные захваченные суда могут стать источником получения оружия для различных группировок
В — третьих, действия пиратов могут в любой момент вылиться в крупную экологическую катастрофу, как это едва не произошло с танкером «Такаяма».

Однако в настоящее время Индийский океан стал опасным для исследования, в связи с пиратами, которые все чаще стали нападать на мирные суда.

VI секция – экологи (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Какие экологические проблемы и почему возникают в Индийском океане.

(слайд № 19)

Экологические проблемы.

1 докладчик.

  1. Загрязнение нефтепродуктами
  2. Социальный уровень населения (нечистоты сбрасывают в реки, Бедные государства, уровень жизни)
  3. Выбросы с/хоз. отходов, химических отходов. Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.

    Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Есть ли выход?

Учащиеся делятся своими мнениями.

Всемирный день океанов — памятный день ООН. Отмечается ежегодно,

2 докладчик.

Перед вами влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на природу Индийского океана.

Составьте причинно – следственную цепочку.

(Проводит ученик с классом.)

«Экологический тренинг»

  1. Добыча полезных ископаемых из шельфа
  2. Загрязнение вод океана и побережья вредными веществами
  3. Обеднение органического мира
  4. Ухудшение состава и качества воздуха
  5. Ухудшается здоровье человека

— В любом природном сообществе все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.

Океан играет огромную роль в формировании климата Земли.

IV. Закрепление изученного материала:

Секретарь: В конференции рассматривалось 6 проблемных вопросов, все они запротоколированы мною. (Решение проблемы протоколируется секретарём, и корабли одевают паруса определённого цвета по ходу принятия решений.)

(слайд № 20)

По первой секции — с какой целью проводятся исследования в Индийском океане.

Принятие решения: Экспедиции проводятсяс целью изучения«живых» участков земной коры, чтобы избежать тяжёлых последствий, предупредить население.

По второй секции — сравнить статистические данные океанов и определить значимость Индийского океана.

Принятие решения: Статистика даёт нам возможность сравнивать, сопоставлять.

Проанализировав диаграммы, мы приняли решения о том, что индийский океан самый тёплый, самый солёный и занимает 3 место по площади относительно других океанов.

По третьей секции — почему Индийский океан является самым тёплым.

Принятие решения: Исследовав климатические условия Индийского океана можно смело сказать, что он по праву является самым тёплым, так как большая его часть расположена в экваториальном и тропическом поясах.

По четвёртой секции — что обусловило своеобразность и уникальность животного и растительного мира.

Принятие решения: Так как этот океан самый тёплый, то это обусловило уникальность и разнообразие органического мира, наличие эндемиков, реликтов.

По пятой секции — какие социальные иэкономические проблемы существуют у местного населения.

Почему так притягивает сюда туристов.

Принятие решения: Проанализировав ситуацию социальных и экономических проблем, мы выяснили, что в Индийском океане появилось такое явление как пираты. Как устранить эту проблему? Нужно наладить уровень экономического развития в прилегающих к акватории странах, дать работу.

По шестой секции — какие экологические проблемы и почему возникают в И.о.

Принятие решения:

— Поставить очистные сооружения на нефтедобывающих установках

— Следить за составом и качеством воды и воздуха

— Ввести и контролировать штрафные санкции

— Прививать экологическое воспитание у местного населения

Среди молодёжи проводить экологические акции, мероприятия

Ребята, мы составили коллективное обращение к представителю организации «Гринпис» с радикальными мерами решения экологических, социальных и экономических проблем.

А второе письмо мы бы хотели передать представителю школьной экологической организации «Зелёный росток», как обращение ко всем школьникам. Рекомендуем Вам использовать разработанный материал на школьных экологических конференциях.

Итог урока:

Члены конференции проверяют бланки и выставляют оценки за работу на уроке.

Учитель:

Ты можешь сильным быть на деле,

И могут мчать тебя ветра.

Но если ты не видишь цели,

Не доберёшься никогда. (слайд № 21)

Итак, ребята, попрошу представить себе те эмоции, которые вы получили на уроке. Если та информация, которую вы сегодня услышали и увидели, была интересной, новой – наполните паруса ветром и отправьте их в путешествия по другим океанам, чтобы узнать ещё много нового (зелёный).

Если урок был обычным, и вы ничего нового для себя не вынесли, то поднимите синие паруса. А если вы просто наблюдали за нашей конференцией с берега, поднимите красные паруса.

Объявляю заседание секций научно – исследовательской конференции закрытой.

VI. Домашнее задание:

— Изучить § 11 – 12 (слайд № 22)

Урок окончен, всем спасибо.


Физическая география материков и океанов

ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Индийский океан - третий по величине океан Земли (после Тихого и Атлантического), большей частью находится в южном полушарии. На севере и северо-востоке ограничен Евразией, на западе - Африкой, на юго-востоке - антарктической зоной конвергенции (если признать существование Южного океана). Площадь океана (до берегов Антарктиды) равна 76,2 млн км 2 , объем его вод - 282,6 млн км 3 (рис. 3).

Рис. 3. Границы океанов.

На северо-западе и севере, т. е. со стороны Африки и Евразии, в Индийский океан врезаются крупные полуострова , обособляющие ряд морей и заливов, имеющих различное происхождение, различную глубину и строение дна. Это полуострова Сомали и Аравийский, ограничивающие Красное море и Аденский залив, соединенные между собой Баб-эль-Мандебским проливом. Далее к востоку между Аравийским морем и Бенгальским заливом, который фактически также представляет собой окраинное море, далеко в океан вдается треугольная глыба полуострова Индостан. Аравийское море через Оманский залив и Ормузский пролив соединяется с Персидским заливом, который фактически является внутренним морем Индийского океана.

Подобно Красному морю, Персидский залив вытянут с юго-востока на северо-запад. Это наиболее продвинутые к северу части Индийского океана. Только в противоположность узкому и глубокому грабену Красного моря Персидский залив целиком расположен в пределах шельфа, занимая часть Месопотамского краевого прогиба. В остальных районах шельф Индийского океана имеет ширину не более 100 км. Исключение составляет еще шельф Северной, Северо-Западной и Западной Австралии, включая также шельф Большого Австралийского залива.

К востоку и юго-востоку от Бенгальского залива к Индийскому океану относят Андаманское море между Андаманскими и Никобарскими островами, Суматрой и полуостровами Индокитай и Малакка, а также Арафурское и Тиморское моря, расположенные в основном в пределах Сахульского (северного) шельфа Австралии. На юге Индийский океан свободно соединяется с Тихим и Атлантическим океанами. Условные границы между ними проводятся соответственно по 147° в.д. и 20° в.д. (см. рис. 3).

Крупных материковых островов в Индийском океане немного. Они находятся на небольших расстояниях от континентов, частями которых являются. Только наибольший среди них - Мадагаскар (четвертый по площади остров Земли) - отделяется от Африки Мозамбикским проливом шириной 400 км. К Индийскому океану относят также часть островов Зондского архипелага - Суматру, Яву и др. К юго-востоку в непосредственной близости от Индостана находится остров Шри-Ланка .

В открытой части Индийского океана разбросаны многочисленные острова и архипелаги вулканического происхождения . В северной части океана многие из них увенчаны коралловыми постройками.

  • Тихий океан
  • Индийский океан
    • Ложе океана, срединно-океанические хребты и переходные зоны

Географическое положение . – третий по площади и глубине океан Земли, покрывающий около 20% её водной поверхности. Его площадь – 76 млн км2 . Он простирается от берегов Восточной Африки до Индонезии и Австралии и от берегов Индии до Антарктиды. Большая его часть расположена в Южном полушарии. Береговая линия океана слабо изрезана. Крупными островами в океане являются: Шри-Ланка, Мадагаскар, Калимантан и др. К нему относятся 6 морей, среди них: Красное и Аравийское моря, также заливы: Бенгальский, Персидский, Большой Австралийский.

Рельеф . Средняя глубина океана – около 3700 м , а максимальная достигает 7729 м в Яванском желобе. На дне Индийского океана находятся огромные участки земной коры – Африканская, Индо-Австралийская и Антарктическая плиты. В западной части океана простирается система срединно-океанических хребтов. К ним приурочены глубинные разломы, области землетрясений и вулканизма. Между хребтами расположены многочисленные котловины. Шельф океана развит слабо, лишь в Персидском заливе он увеличивается.

Полезные ископаемые . В шельфовой зоне в отложениях пород обнаружены оловянные руды, фосфориты, золото. В Персидском заливе и прилегающих к нему шельфах находятся крупнейшие в мире месторождения нефти и газа. На дне котловин Индийского океана в большом количестве обнаружены железомарганцевые конкреции.

Климат . Индийский океан расположен в экваториальном, субэкваториальном и тропическом климатических поясах. Северная часть подвержена влиянию суши. Здесь образуются сезонные ветры – муссоны . Летом муссоны несут огромное количество влаги на сушу (до 3000 мм) в районе Бенгальского залива. Южнее – от 10° до 30° ю. ш. образуется область высокого давления, где господствует юго-восточный пассат, в умеренных широтах – сильные устойчивые западные ветры. Юг Индийского океана испытывает значительное охлаждающее влияние Антарктиды – это наиболее суровые районы океана.

Течения и свойства вод океана . Течения в северной части зависят от муссонных ветров, и направление их меняется в зависимости от направления летнего и зимнего муссонов. Муссонное, Сомалийское и Пассатное течения формируют сильный круговорот в экваториальных широтах Индийского океана. В южной части океана течения входят в единое кольцеобразное движение вод Мирового океана.

Индийский океан имеет большую соленость вод , чем другие океаны. Здесь наблюдается ярко выраженная зональность в распределении солености: самая высокая соленость, до 42‰, – в Красном море и Персидском заливе, средняя соленость составляет 35‰, а в приантарктических водах она понижается до 33‰.

Для Индийского океана также характерна зональность в распределении температуры поверхностных вод . Между экватором и 10° с. ш. она составляет 30 °С, а к северу и к югу она понижается до 24 °С. Чем ближе к Антарктиде температура, воды понижается от 15 °С до –1 °С.

Органический мир . Воды Индийского океана служат местом обитания различных представителей животного мира – акул, китов, медуз, морских черепах, тюленей, морских слонов. Богат видовой состав рыб – сардинелла, анчоус, скумбрия и др. Тропическая область океана – это один из районов широкого распространения коралловых полипов и развития рифовых построек. Характерным компонентом ландшафта тропических побережий океана являются мангровые заросли, где водится множество устриц, креветок, крабов. Издавна в океане добывают жемчуг.

Конспект урока по географии на тему

«Индийский океан»

Класс: 7

Цели:

1. сформировать представление об особенностях природы Индийского океана, познакомить учащихся с климатом, хозяйственным использованием Индийского океана

2. развивать умения работать с картографическим материалом, умение составлять характеристику географического объекта

3. воспитывать экологическую культуру.

Оборудование:

карта полушарий, карточки.

План

I . Организация класса

II . Актуализация знаний в форме фронтального опроса

III . Изучение новой темы

1. характеристика географического положения Индийского океана

2. рассказ учителя о границах Индийского океана

3. первичное закрепление

4. работа по карточкам

5. заполнение таблицы

IV . Закрепление

V . Итог

Ход урока

    Организация класса

II . Актуализация знаний в форме фронтального опроса

Определите, что означают эти цифры:

а) 178,6 млн. кв. км – площадь Тихого океана

б) 710 млн. кв. км – объем воды в океане

в) 3980 м – средняя глубина

г) 11022 м – наибольшая глубина

д) 13 – морей в океане

е) 36,5 ‰ – средняя соленость

ж) +18,1 – средняя температура поверхностного слоя.

- Скажите, какую площадь занимает Тихий океан от общей площади Мирового океана?

Это значительная цифра. Тихий – это самый глубокий и самый большой по площади океан (показ по карте).

-Кто первым из европейцев увидел Тихий океан?

- Почему он назвал его Тихим?

- Как называются опустошительные тропические ураганы?

Показ на карте Тихого океана и его морей.

III .

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями природы Индийского океана, узнаем о климате Индийского океана и его хозяйственном использовании.

1.

План описания географического положения океана.

1. Какими материками ограничен океан.

2. Как океан расположен относительно экватора, тропиков и полярных кругов.

3. С какими океанами сообщается и где проходит граница между ними.

Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади лежит в Южном полушарии. Он не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

- Назовите материки, ограничивающие Индийский океан (показ по карте).

2. Индийский океан расположен между материками Африкой, Австралией, Антарктидой и Азией.

Западной границей Индийского океана служит меридиан 20º в.д. на отрезке между Антарктидой и Африкой.

На С-В океан ограничен северным входом в Малаккский пролив, Ю-З и Ю берегами больших и Малых Зондских островов, Ю-З побережьем Новой Гвинеи до устья р. Бенебек, отсюда по воде до м. Йорк. На востоке граница проходит по берегу Австралии до м. Юго-Восточный, затем пересекает Басов пролив до С-З оконечности Тасмании, далее по ее западному берегу до м. Южный, до которого она идет по меридиану 147º в.д. (показ на карте).

- Где проходит Южный тропик?

Южный тропик проходит приблизительно на равном удалении от северных и южных границ океана. Индийский океан в северной части значительно обособлен от материков и архипелагов. Лишь в южной части он сообщается с Атлантическим и Тихим океанами.

3.

- Скажите, по средством чего Индийский океан сообщается с Тихим и Атлантическим?

- К Индийскому океану относят 6 морей. Назовите эти моря и запишите их в тетрадь.

Общая площадь Индийского океана равна 76,2 млн. кв. км.

Откройте атласы на странице 18-19-й и определите среднюю и наибольшую глубину в океане.

Средняя глубина 3711 м, а наибольшая – 7729 м.

Средняя температура поверхностного слоя составляет +17º С.

Средняя соленость равна 36,5‰.

Работа по карте атласа.

- Покажите на карте Индийский океан и его границы.

- Найдите на карте проливы Индийского океана.

- Покажите острова Индийского океана.

- Найдите и покажите на карте моря Индийского океана.

- Покажите на карте заливы Индийского океана.

4. Работа в группах.

Сейчас я вам раздам карточки с набором текста и вопросами. Вы должны внимательно прочитать текст и ответить на вопросы. Затем вы познакомите класс со своей работой, все остальные заполняют таблицу.

Карточка №1. Климатические условия Индийского океана.

Особенности климатических условий Индийского океана определяется его географическим положением и конфигурацией материков. Индийский океан – самый теплый и самый соленый. Наиболее значительное влияние оказывает высокогорная и теплая в этих широтах, Азия и гористая, и очень холодная Антарктида. Широкое сообщение с Атлантическим и Тихим океаном, атмосферная и океаническая циркуляция также существенно влияют на климат океана.

Северная часть сильно подвержена континентальному воздействию. Крайние южные районы подвержены влиянию Антарктиды. В результате в Индийском океане наблюдается заметное различие климатических условий. Зимой над северной частью океана господствует С-В муссон. В полосе между 10-30º ю.ш. в течение всего года господствуют пассаты Ю-В направления, скорость которых не превышает 5 м/с.

Южнее, между 40º и 60º ю.ш. находится зона постоянных сильных западных ветров, скорость которых равна 10 м/с.

Над Индийским океаном атмосфера хорошо прогрета. Температура воздуха в декабре – феврале изменяется от +20 на севере до +27 на экваторе. Южнее она изменяется до +15 на 30º ю.ш. и до 0…+5 на 50º ю.ш. а в приантарктических районах до -5…0. Температура воздуха в июне – августе достигает +27…+26, у экватора +30..+31. Наблюдается понижение температуры в направлении Антарктиды до -18…-20. В районах, где протекают холодные течения, температура на несколько градусов ниже. Над Персидским заливом температура более высокая, чем над прилегающими территориями океана. Крайняя, С-В часть океана – один из переувлажненных районов Индийского океана, а С-З часть, наоборот, самая засушливая.

1. Рассмотрите климатическую карту Индийского океана и определите в каких климатических поясах он находится.

2. Назовите средние температуры января и июля, ГКО.

3. Какие факторы оказали наибольшее влияние на климат Индийского океана.

Карточка №2. Гидрологические условия.

В северной части океана высота волн зависит от времени года: зимой образуются волны высотой до 1 м. а летом при смене направлений ветра, дующего к берегу, высота волн достигает 2 м. В окраинных морях штормовые волны достигают 10-12 м. в зоне пассатов высота волн равна 2 м, штормовые волны – 3,5 м. При этом высота волн достигает 2-6 м, к З и В встречаются исключительно высокие волны в 15 и даже 20 м, но их повторяемость невелика.

В Индийском океане льды встречаются только на его южной окраине. Средняя кромка льдов в конце зимы проходит около параллели 60º ю.ш., но айсберги могут встречаться и севернее 40º ю.ш. Льдообразование начинается обычно в марте и к сентябрю достигают максимального положения. В октябре начинается таяние и разрушение льда, а в феврале его кромка занимает самое южное положение.

1. Работая с картой, назовите основные течения, господствующие в Индийском океане.

2. Волнения в океане.

3. Льды в океане.

Карточка №3. Виды хозяйственной деятельности.

Морская вода служит для получения пресной воды и химических веществ. В основном опреснение воды ведется в странах Аравийского полуострова и стран Персидского залива, где пресная вода очень ценна. Мощными опреснительными установками обладают Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Катар, Израиль. Химические вещества получают в меньшей степени, чем пресную воду, и в меньших объемах, чем в Тихом океане.

В отношении добычи морских организмов индийский океан уступает Тихому. Основные промысловые ресурсы располагаются в Аравийском море, Аденском заливе, в прибрежных зонах Индостана и Шри-Ланки. Значительную долю добычи занимают окуневые, морские угри, сардинелла, креветки. В относительно небольших объемах добывают лангустов, крабов.

В Индийском океане ведется добыча твердых полезных ископаемых: циркон – вдоль побережья Австралии. Индии; олово – вдоль берега Таиланда, Индонезии. Нефтегазоносные месторождения обнаружены на шельфе Южной Азии, западного берега Австралии.

1. Назовите основные виды хозяйственной деятельности.

2. Добыча каких полезных ископаемых ведется в Индийском океане? Каковы последствия?

5. Характеристика природы Индийского океана.

1. Большая часть океана находится в экваториальном и тропическом климатическом поясе.

2. Средняя температура января +20…+27…+15.

Средняя температура июля +27…+30…+18.

ГКО 3000 – 200 мм.

3. Географическое положение; атмосферная и океаническая циркуляция воздушных масс.

1. Летом господствуют С-В и В течения, зимой: Ю-З и З.

2. Высота волн зависит от времени года. Средняя высота волн 2-5 м, максимальная: 15-20 м.

3. льды встречаются только на его южной окраине. Льдообразование начинается в марте. В октябре начинается таяние льдов. Встречаются айсберги.

1. Морская вода служит для получения пресной воды. Добыча морских организмов.

2. Ведется добыча циркона – Индия; олово – Таиланд, Индонезия. Обнаружены нефтегазоносные месторождения. Добыча нефти и газа приводит к загрязнению океана, морей; погибают организмы в Индийском океане.

IV .

Я вам буду зачитывать особенности двух океанов, 1-й вариант записывает особенности Тихого океана, а 2-й – Индийского.

1. Этот океан занимает 1/3 поверхность Земли.

2. Большая часть этого океана лежит в Южном полушарии.

3. Этот океан самый большой и теплый.

4. В этом океане часто бывают тайфуны.

5. Береговая линия этого океана расчленена слабо.

6. Этот океан расположен во всех полушариях Земли.

7. Особенность климата этого океана – сезонные ветры муссоны.

8. В этом океане часто бывают ураганы.

9. Это самый глубокий из всех океанов.

10. Этот океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

11. Береговая линия этого океана то прямолинейна, то сильно расчленена.

12. Большая часть этого океана лежит в экваториальном, субэкваториальном и тропическом климатических поясах.

V .

домашнее задание: § 34.

Сегодня за работу на уроке оценки получают (фамилии учеников и оценки ).

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва