Генерал полковник павлов армейская авиация. Свет угасшей звезды

2 июля ушел из жизни выпускник Сызранского ВВАУЛ 1965 года Виталий Павлов. Единственный пока среди вертолетчиков, он от лейтенантских погон дошел до звания генерал-полковника России, 13 лет руководил армейской авиацией в составе Сухопутных войск страны, стал заслуженным военным летчиком и Героем советского Союза. «Человек-глыба», как называют его летчики Сызрани, человек государственного масштаба и огромной любви к людям, к своей стране и к сызранскому училищу летчиков.

Коллеги-офицеры, не уменьшая заслуг городских властей, признают, что во многом благодаря авторитету Виталия Павлова удалось сохранить сызранское училище. Несколько лет назад, благодаря «программе оптимизации» министра обороны Сердюкова, СВВАУЛ реально планировали закрыть.

Смерть Виталия Егоровича –огромная потеря для летчиков бывшего Советского Союза. Он один объединял нас всех, - председателю совета ветеранов СВВАУЛ Виктору Рудикову трудно подобрать слова. – Я даже больше скажу: мы еще полностью не осознали масштаба понесенной утраты. Вертолетное содружество России осиротело. Мы, летчики Сызрани, осиротели. Павлов всегда был желанным гостем в своем училище. В последний раз, помнится, он был в Сызрани на 75-летии СВВАУЛ в мае прошлого года. Вы не представляете, КАК люди тянулись к нему. В гостинице в дни его приезда двери его номера не закрывались до поздней ночи. И он для всех находил время, нужные слова и помощь.

В скромном штатском костюме со звездой Героя, рядом с главкомом ВВС России – Виталий Павлов.


Любительское фото одного из последних приездов Виталия Павлова в СВВАУЛ.

Кратко путь Виталия Егоровича Павлова можно описать так: парень из простой сельской семьи Брянщины, учился в школе рабочей молодежи, окончил СВВАУЛ. Был оставлен летчиком-инструктором в Пугачевском полку. Но это были первые шаги будущего Героя Советского Союза и командующего Армейской авиацией Сухопутных войск ВС РФ. Павлов сумел поднять на новую высоту значение вертолетной авиации и объединить разрозненные вертолетные части в единую Армейскую авиацию страны. По сути, Павлов создал новый род войск, поскольку ранее вертолеты рассматривались как «служба спасения» в масштабах Вооруженных Сил, разбросанных по гарнизонам нашей великой страны.

«За речкой», в Афгане

Афганистан доказал жизненную необходимость маломоторной техники. В те годы, когда наши летчики выполняли интернациональный долг в в воюющем Афганистане, никому и в голову не пришло бы закрыть СВВАУЛ. Виталий Павлов полтора года, с июля 1981 по декабрь 1982 года, командовал боевым вертолетным полком, в совершенстве использовал боевые возможности авиационной техники, но главное – он берег летчиков. Никто не сможет упрекнуть Павлова в том, что он разбрасывался жизнями людей: да он скорее свою бы жизнь отдал, чем подставил бы под удар чужую. За полтора года боевой службы «за речкой» комполка совершил 307 боевых вылетов. 307! Через день, а то и чаще, командир полка садился за штурвал боевой машины, если видел, что задание сложное для молодого летчика, что мальчишка может из боя не вернуться.

Я был замкомэска в Багране, - вспоминает свое знакомство с Павловым ветеран афганской войны Александр Силантьев, - а полк Павлова размещался в Кабуле. Совместную операцию мы проводили на нашей авиабазе. Павлов лично вел машину. Он высадил группу захвата. Задача десанта была – выбить с площадки душманов Ахмад-шаха. Это был головорез, каких мало было даже на той войне, и «духи» Ахмад-шаха воевали дерзко. При заходе на площадку был убит штурман Павлова. Почти сразу сбили экипаж замполита. Мы слышали по рации призывы: «Нужно уходить!». Но Павлов без прикрытия сумел грамотно провести операцию. Это был летчик от Бога. И человек такой же. Летчиков он в обиду не давал, не деля на «своих» и «чужих». Уже тогда вся армейская авиация была для него «своя». Рассудительно, грамотно ставил задачи, и люди не боялись его «разноса», хотя он умел строго спросить, люди боялись его подвести, разочаровать. Справедливый был человек.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1983 году Виталию Егоровичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1985 году летчик Павлов был зачислен почетным солдатом в списки сызранской в\части № 15566, где он служил в должности командира эскадрильи; позже Виталий Павлов стал Почетным гражданином двух городов, Сызрани и Трубчевска, почетным ветераном СВВАУЛ. Позже были два высших военных образования, в том числе военная академия Генштаба, и командование ВВС ПриВО. Позже были орден Ленина, «Красной звезды», другие боевые (боевые!) ордена и медали – всего 27 наград. Позже были секретные вылеты в Анголу, Камбоджу, Сьерра-Леоне, военные командировки в Чечню. Новые награды: именное оружие и орден Мужества за операции в Чечне, лично – спасение раненых из-под огня.

«Что за мужик в камуфляже нас прикрывал от огня?»

156 боевых вылетов в Чечне! – рассказывает товарищ юности, Заслуженный военный летчик России, председатель Совета ветеранов Сызрани Владимир Разенков. – Он сам летал в самые опасные точки. Сам грузил в «вертушку» окровавленных раненых. Потом солдаты спрашивали: а что это за мужик в камуфляже нас спасал, старался прикрыть от огня? Это Павлов?! Герой России?

В 1993 году боевому офицеру Павлову было присвоено звание генерал – полковник. А чуть ранее, в 1989 году, выпускник СВВАУЛ Павлов возглавил Армейскую авиацию Сухопутных войск ВС РФ. 13 лет на этом посту изменили отношение к вертолетной авиации. Позже, когда управление Армейской авиацией будет упразднено, генерал-полковник Павлов скажет в интервью «Красной звезде»:

На мой взгляд, необходим единый орган, отвечающий за боевую подготовку армейской авиации. Сегодня общевойсковая армия не имеет своей авиации, и группы наведения в ней тоже нет. Словом, по многим позициям мы вернулись к концу 70-х годов, и проблемы, полагаю, надо безотлагательно решать. Девиз вертолетчиков: «Без нас - никто, никогда и нигде!». – даже по газетным строчкам видно, как переживал Виталий Павлов за странные решения министерства обороны, которые привели к ликвидации единого управления армейской авиацией. - Жизнь подсказывала, что без знания тактики ведения боя подразделениями Сухопутных войск вертолетчикам трудно войти в его ритм и замысел. С другой стороны, плохое знание тактики армейской авиации командирами сухопутных войск и ВДВ приводит к ошибкам во взаимодействии с летчиками. А эти ошибки, особенно в боевой обстановке, оборачиваются потерями.

Потери: вот то, чего не мог допустить этот человек великого государственного ума. Владимир Разенков рассказал, как много сделал для армейской авиации генерал-полковник Павлов; рассказал, что это был за человек:

Все, чего он достиг, осталось в делах его товарищей, - вспоминает Владимир Федорович. – Виталий был человек открытый, прямой, ни перед кем не юлил, за что и получал часто. Он не был каким-то хитрецом, «дипломатом» - нет, он шел вперед, и остановить его было невозможно. Он мог постоять за себя и за своих подчиненных. Он как-то умел сочетать доброжелательность и строгий спрос, чувство собственного достоинства и невероятную простоту в общении с подчиненными.

Он знал о людях то, чего они сами о себе не знают. И он имел СВОЕ мнение, а это, вы знаете, не всегда приветствуется начальством.

Цена своего мнения

Не всегда приветствуется? О, да… В 1993 году, во время «Октябрьского путча», военным было приказано участвовать в разгоне Съезда народных депутатов. «Расстрел Белого дома» вошел в историю России не только как политическое событие, но и как день, сломавший карьеру многих офицеров, не захотевших идти против избранного народом органа власти. Как позже рассказывал друзьям Виталий Егорович, он снял с машины молодого летчика и сам вылетел к Белому дому. Вылететь-то он вылетел, а вот стрелять по нему отказался. Сослался на то, что вокруг было много мирных граждан, переживавших за исход противостояния. Противники генерал-полковника Павлова понимали, что упрекнуть Героя Советского Союза, боевого летчика и храбреца им не в чем, и на время затаились. Но в 2002 году, воспользовавшись тем, что в Чечне был сбит транспортный вертолет со 120 военнослужащими на борту, «доброжелатели» спровоцировали отставку руководителя Армейской авиацией.

– Начальник Генштаба Квашнин и командующий cухопутными войсками Кормильцев не захотели меня видеть на руководящей должности, - рассказал в интервью Виталий Павлов. - Видимо, свои соображения они доложили министру Иванову. Тот, еще не разобравшись с причиной падения вертолета «Ми-26» под Ханкалой, отстранил меня от должности. Это было в Чечне. Иванов сам мне об этом сообщил. Я добровольно подал в отставку.

После отставки Виталий Павлов работал заместителем директора вертолетостроительного завода «Роствертол» (известные «Вертолеты России»). Он демонстрировал крупным партнерам завода преимущества лучшей российской техники и, как он сам говорил, частично способствовал тому, что новая модель российского ударного вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» была поставлена «на поток». Бывший командующий до последнего дня переживал за судьбу российской авиации.

Он один объединял всех вертолетчиков бывшего Союза, - рассказал председатель регионального общественного фонда вертолетчиков Владимир Ерёма, - я не знаю другого человека, который смог бы нам заменить Виталия Егоровича.

Павлов принял участие в судьбе многих людей. Кому-то помог сделать военную карьеру, кому-то – устроить сына, кому-то – получить квартиру для семьи, достать для отца редкое лекарство, просто вовремя сказать нужное слово. Он спасал от позора и отставки оступившихся людей – и их жизнь выправлялась. Его не догнала ни душманская пуля, ни ракета боевика на Северном Кавказе. В 71 год его настигла лейкемия, злокачественное заболевание крови. 2 июля генерал-полковника Виталия Егоровича Павлова не стало.

4 июля в СВВАУЛ состоялся траурный митинг. Семь венков увезли в Москву участники похорон, коллеги и друзья покойного командующего: от личного состава, командования и ветеранов училища, от городских властей, от ветеранов ВВС ПриВО. На похороны собрались летчики от Калининграда до Владивостока, и не только летчики, но и офицеры сухопутных войск. На похоронах, по разным свидетельствам, было более 3000 человек, в том числе представители высшего руководства министерства обороны России, главком воздушно-космических сил страны генерал-полковник Виктор Бондарев, командующий ВВС России генерал-лейтенант Андрей Юдин, генерал – полковник Сергей Маев, Герой Советского Союза, легендарный в Афганистане летчик и коллега Павлова, разделивший с ним отставку, полковник Александр Райлян. Павлова пришли проводить в последний путь люди, чти имена накрепко вписаны в золотые книги военных удач России. Траурный салют, вертолеты в небе над могилой… Но что сейчас ему все почести? Он обсуждает свои полеты с тем, кто неизмеримо выше всех земных руководителей.

Виталий был отличным другом, - рассказал Владимир Разенков. – Мы знали друг друга 50 лет, он очень любил жизнь, небо любил – он вообще ВСЕ любил. И никогда не оставлял в беде тех, кто ему дорог.


Виталий Павлов был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. На траурном митинге на кладбище нач. филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» полковник Асанов предложил присвоить училищу имя Героя Советского союза, выпускника сызранского училища Виталия Павлова. Это самое малое, что мы можем сделать для его памяти.

Место рождения

Белоголовичи, Усохское сельское поселение, Трубчевский район, Брянская область, Россия

Дата смерти Место смерти

Москва, Россия

Принадлежность

СССР СССР → Россия Россия

Род войск

армейская авиация

Звание генерал-полковник Сражения/войны

Афганская война
Вторая чеченская война

Награды и премии
В отставке

Вита́лий Его́рович Па́влов (21 октября 1944 - 2 июля 2016) - советский и российский военачальник, генерал-полковник. Герой Советского Союза.

  • 1 Биография
    • 1.1 Семья
  • 2 Награды
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Родился в деревне Белоголовичи Трубчевского района Брянской области.

Окончил среднюю школу (ШРМ) № 3 города Чапаевска Куйбышевской области. Работал столяром на заводе ЖБИ.

Окончил Сызранское ВАУЛ, где учился в 1962-1965 годах. Как один из лучших выпускников был оставлен лётчиком-инструктором в в/ч 93836 (город Пугачёв). Позже окончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина (1976).

Член КПСС с 1965 года.

С июля 1981 по декабрь 1982 года выполнял интернациональный долг в Афганистане, где командовал боевым вертолётным полком. Лично участвовал во многих опасных операциях, показывая образец мужества, храбрости, умения полностью использовать боевые возможности авиационной техники и вооружения. Совершил 307 боевых вылетов, налетав 567 часов.

Окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К. Е. Ворошилова (1986).

Был назначен заместителем командующего ВВС ПриВО. С 1987 года командующий ВВС ПриВО. 1989-2002 годах - командующий Армейской авиацией Сухопутных войск ВС РФ.

Был освобожден от должности в связи с произошедшей в августе 2002 года катастрофой военно-транспортного вертолета Ми-26 в Чечне, повлёкшей гибель более 120 военнослужащих.

«Начальник Генштаба Квашнин и командующий сухопутными войсками Кормильцев не захотели меня видеть на руководящей должности. Видимо, свои соображения они доложили министру Иванову. Тот, ещё не разобравшись с причиной падения вертолёта „Ми-26“ под Ханкалой, отстранил меня от должности», - объяснял Виталий Павлов причины своей добровольной отставки в ноябре 2002 года.

Работал заместителем директора вертолетостроительного завода «Роствертол».

Генерал-полковник в отставке Павлов В. Е. жил в Москве.

Умер 2 июля 2016 года в Москве после тяжёлой болезни. Похоронен 6 июля на Троекуровском кладбище

Семья

Был женат. Двое детей.

Награды

  • Указом Президиума ВС СССР от 3 марта 1983 года полковнику Павлову Виталию Егоровичу за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи ДРА, проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза.
  • Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и многими медалями; именным оружием и орденом Мужества - за плодотворные операции в Чечне, орденом «За военные заслуги».
  • Заслуженный военный лётчик СССР.
  • Заслуженный специалист Вооружённых Сил СССР (18.08.1989).
  • Лётчик-снайпер.
  • Почётный гражданин города Сызрани.
  • Почётный ветеран Сызранского ВВАУЛ.

Примечания

  1. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2263
  2. В. П. Куницын, В. М. Толкачев. Военный городок: от Усть-Двинского пехотного полка до вертолетного училища. - Сызрань: Ваш Взгляд, 2013. - 256 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-904048-35-8.
  3. Павлов Виталий Егорович.
  4. Командующий армейской авиацией временно отстранён от должности.
  5. Почему падают российские вертолёты в Чечне?
  6. Павлов Виталий Егорович

Ссылки

Павлов, Виталий Егорович. Сайт «Герои Страны».

  • Павлов Виталий Егорович.
  • Павлов Виталий Егорович.
  • Виталий Егорович Павлов.
  • Павлов Виталий Егорович, генерал-половник авиации, Герой Советского Союза.

Павлов, Виталий Егорович Информацию О

Вита́лий Его́рович Па́влов (21 октября - 2 июля ) - советский и российский военачальник, генерал-полковник . Герой Советского Союза .

Биография

Окончил среднюю школу (ШРМ) № 3 города Чапаевска Куйбышевской области. Работал столяром на заводе ЖБИ.

С июля 1981 по декабрь 1982 года выполнял интернациональный долг в Афганистане , где командовал боевым вертолётным полком. Лично участвовал во многих опасных операциях, показывая образец мужества, храбрости, умения полностью использовать боевые возможности авиационной техники и вооружения. Совершил 307 боевых вылетов, налетав 567 часов.

Был назначен заместителем командующего ВВС ПриВО. С 1987 года командующий ВВС ПриВО. В 1989-2002 годах - командующий Армейской авиацией Сухопутных войск ВС РФ.

Был освобожден от должности в связи с произошедшей в августе 2002 года катастрофой военно-транспортного вертолета Ми-26 в Чечне, повлёкшей гибель более 120 военнослужащих .

Работал заместителем директора вертолетостроительного завода «Роствертол».

Генерал-полковник в отставке Павлов В. Е. жил в Москве.

Умер 2 июля 2016 года в Москве после тяжёлой болезни. Похоронен 6 июля на Троекуровском кладбище

Семья

Был женат. Двое детей.

Награды

Напишите отзыв о статье "Павлов, Виталий Егорович"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Павлов, Виталий Егорович

– Белый! белый!
Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
– И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s"en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.

В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.
– Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Всё сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.
– У каждого своя Ахиллесова пятка, – продолжал князь Андрей. – С его огромным умом donner dans ce ridicule! [поддаваться этой мелочности!]
Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.
– Я рад, я рад, – проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. – Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.
Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.
– Го, го! – сказал старик, оглядывая ее округленную талию. – Поторопилась, нехорошо!
Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.

Герои Советского Союза

Павлов Виталий Егорович

Виталий Егорович Павлов - советский и российский военный деятель, генерал-полковник. Герой Советского Союза. Виталий Егорович родился 21 октября 1944 года в д. Беловоловичи Трубчевского района Брянской области. С малых лет познал тяжёлый крестьянский труд. Окончил 10 классов средней школы рабочей молодёжи № 3 города Чапаевска Куйбышевской ныне Самарской области. Работал столяром на заводе железобетонных изделий. В Советской Армии с 1962 года. В этом же году поступил и в 1965 году закончил Сызранское военно-авиационное училище лётчиков. Как один из лучших выпускников был оставлен лётчиком-инструктором в авиационной части города Пугачёва.

В 1972-76 г.г. учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, после окончания которой вернулся в Сызранский полк родного училища на должность командира эскадрильи. Потом назначили заместителем командира вертолетного полка в гарнизон Калинов под городом Самбором за Львовом в Прикарпатском военном округе. А далее в 1979 году получил назначение командиром вновь формирующего вертолетного полка в Бердичев на базе заброшенного после войны старого аэродрома.

Аэродром находился в 8-ми километрах от города, а командир полка жил в другом конце, на Красной горе. Но в 7 часов утра Виталий Егорович уже был в расположении части.

В новом полку его встречали всего 8 военнослужащих в военной форме, а где-то 80 человек вообще были в гражданской одежде. Их призвали на службу из Смоленского политехнического института, и они уже переучивались на различных технических специалистов.

Полк активно формировался, пополнялся людьми, техникой. Только командир и начальник штаба знали, что полк будет дислоцироваться южнее Читы в Забайкальском военном округе в Хатбулаке. Он вылетел туда и был поражен увиденным. В поле одна стометровая казарма барак, у которой уже прогнулась от старости и непогоды крыша.

После завершения формирования и обучения личного состава было приказано провести учения двумя эскадрильями днем, и одной ночью. Техника в полку была просто превосходная – Ми-8Т и более новые Ми-24В. Вскоре маршал авиации Кутахов поблагодарил за сформированную воинскую часть и поставил задачу на ее перебазирование в Хатбулак в далекий ЗабВО. А тут началась война в Афганистане. И Виталий Егоровичу предложили должность командира полка в 40-й армии в Афганистане.

Командование дало два дня на сдачу дел в полку, и вылетать в Ташкент. Жене позвонил и сказал, что получил новое назначение в Средне-Азиатский военный округ.

С июля 1981 года полковник Павлов Виталий Егорович - командир 50-го смешанного ("Кабульского") авиационного полка в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа - ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан. Командуя этим полком, проявил высокие организаторские способности, талант военачальника, исключительное лётное мастерство. Лично участвовал во многих опасных операциях, показывая образец мужества, храбрости, умения полностью использовать боевые возможности авиационной техники. Имеет высшую степень боевой квалификации - летчик-снайпер. Совершил 307 боевых вылетов, налетав 567 часов.

Виталий Егорович вспоминает:

«….меня трижды представляли к званию Героя Советского Союза. Однако только вернувшись на Родину, получил Звезду Героя. Награждали то за боевые дела. Но на войне командование, бывает, пересматривает свое решение о наградах. Так случилось и со мной. В одном случае я сам был на сто процентов виноват. Я был заместителем руководителя операции по авиации. В ней участвовали кроме 140 вертолетов, еще штурмовики, бомбардировщики. Так же мне были подчинены 8 Су-25, а во время самой операции я так же руководил действиями истребительно-бомбардировочного авиаполка полковника Виктора Кота. Первые четыре дня из-за высокой напряженности и большой ответственности я сам вел вертолеты на десантирование личного состава в ущелье. А потом, когда подразделения разместились по площадкам, тропам и десант повел боевые действия, мы с командующим ВВС 40-й армии генералом Шканакиным по очереди летали без посадок на самолете Ан-26 – ретрансляторе и руководили действиями авиации в той операции. Один день он летал часов 8-9, а потом я с нагрузкой 5-6 часов. На второй день мы менялись. Мы прямо с воздуха смотрели за ходом операции, руководили действиями авиации. За это, в общем-то, я и был тогда впервые представлен к званию Героя. Документы уже были рассмотрены в Минобороны СССР. Вскоре завершилась Пандшерская операция. Один подполковник инженер из вышестоящего штаба отдал необдуманный приказ и подставил экипажи вертолетов под противовоздушный огонь. По его вине погибли люди и техника. Не сдержался я и ударил при всех виновника в гибели моих подчиненных, которые отлично показали себя в боях в ущелье...»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1983 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан полковнику Павлову Виталию Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" . После замены из Афганистана в 1982 году назначен командующим авиацией в группу советских войск в Германии.

В 1986 году отважный офицер-вертолётчик окончил академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР имени К.Е. Ворошилова. Присвоено звание генерала и в том же году назначен командующим ВВС Краснознамённого Приволжского военного округа.

С 1989 года по 2002 год генерал-полковник В.Е. Павлов был первым и единственным в истории армейской авиации командующим авиацией Сухопутных войск Вооружённых Сил СССР, а с 1992 года - Российской Федерации. По поручению Правительства СССР, РФ организовывал и обеспечивал участие подразделений Армейской авиации в составе миротворческой миссии ООН в Анголе, Камбодже, Сьерра-Леоне и сам служил там. За эти годы Армейская авиация не потеряла там ни одного летчика, выполняя двойную-тройную норму налета.

Был освобожден от должности в связи с произошедшей в августе 2002 года катастрофой военно-транспортного вертолета Ми-26 в Чечне, повлёкшей гибель более 120 военнослужащих.

За заслуги перед Родиной неоднократно отмечался командованием и правительством. Награждён 8-ю орденами и 20-ю медалями СССР, РФ и других государств, в том числе орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени. Приказом Министра Обороны СССР от 4 апреля 1985 года № 104 В.Е. Павлов зачислен почётным курсантом 2-ой учебно-вертолётной эскадрильи Сызранского полка.

Удостоен звания "Заслуженный военный лётчик СССР". Почётный ветеран Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков имени 60-летия СССР.

Почётный гражданин города Сызрани Самарской области.

Генерал-полковник запаса Павлов В.Е. живёт в городе-герое Москве. Женат, двое детей.

Виталий Егорович внес большой личный вклад в развитие вертолетного спорта в нашей стране и возглавлял Федерацию вертолётного спорта. России в период с 2001 по 2007 год.

На конференции ФВС России в 2007 году Виталий Егорович был единогласно избран Почетным Президентом Федерации.

В настоящее время работает заместителем генерального директора по техническому сотрудничеству на авиационном заводе "Роствертол".

Герой Советского Союза Павлов Виталий Егорович

Павлов Виталий Егорович — командир 50-го смешанного («Кабульского») авиационного полка в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), полковник.
Родился 21 октября 1944 года в деревне Беловоловичи Трубчевского района Брянской области в семье служащего. Русский. Окончил 10 классов средней школы № 3 города Чапаевска Куйбышевской ныне Самарской области. Работал столяром на заводе железобетонных изделий.
В Советской Армии с 1962 года. Член КПСС с 1965 года. В 1965 и 1973 годах окончил Сызранское военно-авиационное училище лётчиков. Как один из лучших выпускников был оставлен лётчиком-инструктором в войсковой части № 93836 города Пугачёва. В 1976 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, вернулся в родное училище на должность командира эскадрильи в Сызранский полк, затем уехал в строевую часть для дальнейшего прохождения службы.
С июля 1981 по декабрь 1982 года выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. Совершил триста семь боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1983 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан полковнику Павлову Виталию Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11492).
В 1986 году отважный офицер-вертолётчик окончил академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР имени К.Е. Ворошилова. В том же году назначен командующим ВВС Краснознамённого Приволжского военного округа.
С 1989 года по 2002 год генерал-полковник В.Е. Павлов был первым и единственным в истории армейской авиации командующм авиацией Сухопутных войск Вооружённых Сил СССР, а с 1992 года — Российской Федерации.
Участник боевых действий в Чечне, Приднестровье, Абхазии, Таджикистане. Служил в Монголии, Сьерра-Леоне, центральной Европе. Организовывал полёты в странах Юго-Восточной Азии по линии ООН.
Генерал-полковник запаса Павлов В.Е. живёт в городе-герое Москве.
Награждён орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.
Приказом Министра Обороны СССР от 4 апреля 1985 года № 104 В.Е. Павлов зачислен почётным курсантом 2-ой учебно-вертолётной эскадрильи Сызранского полка. Удостоен звания «Заслуженный военный лётчик СССР». Почётный ветеран Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков имени 60-летия СССР. Почётный гражданин города Сызрани Самарской области.

ВЗЛЕТАЮ ПЕРВЫМ

С военным вертолётчиком Павловым мы встретились в первые дни после вручения ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К званию Героя Советского Союза Виталий Егорович еще не привык, о недавней службе в Афганистане говорил коротко и не очень охотно. К счастью, увидел на его рабочем столе общую тетрадь в красно-бурой, цвета запекшейся крови, обложке, спросил, не дневник ли.
— Нет, кое-какие записи о полётах...
Не без труда упросил вертолётчика показать мне эту тетрадь, заменившую десятки моих вопросов и его уклончивых ответов. Потому что рассказывать о собственном подвиге для Павлова едва ли не труднее, чем его совершить.
«Таким я его в жизни ни разу не видел и не увижу» — так начал Павлов описание эпизода, в котором участвовал непосредственно. Правда, личное участие Виталия Егоровича я уловил не сразу. Эпиграф рассказывает о возбужденном состоянии инженера Герасимовича, который, как пояснил Павлов, «на земле больше движений делал, чем я в воздухе, чуть не на голову становился».
Да и было от чего инженеру встать на голову: в горах с превышением над уровнем моря почти в два километра пилотируемый Павловым вертолёт Ми-8 впервые в военной истории поднял на внешней подвеске и эвакуировал однотипную винтовую машину.
Однажды, возвращаясь с задания, Павлов услышал в эфире просьбу: снять с гор трех человек и доставить на аэродром. Срочно снять, срочно доставить. Топлива было в обрез, но просил человек, имевший право приказать, и Павлов повернул в горы. Сел, погрузил людей, набрал высоту, еще раз оглядел приборы и понял, что до аэродрома не долетит. Тогда он... выключил один из двух двигателей, удерживающих в небе его Ми-8. В разреженном горном воздухе горизонтальный полёт на одном двигателе практически невозможен, но он успел рассчитать вынужденное снижение, сопоставив его с остатком пути до аэродрома. «Четыре минуты тянулись для меня много часов, и стрелка топливомера, казалось, отклонялась к нулю чуть быстрее, чем обычно...» — единственная запись в тетради о переживаниях лётчика.
Вечером зашел к Павловым домой. Хозяин задерживался на службе. Встретили дочь Лариса, сын Саша, жена Инесса Александровна. Показали альбом с фотографиями, привезенную из Афганистана стенгазету боевых вертолётчиков. В заметке о Павлове рассказывалось, как он, проводя предполетные инструктажи, традиционно завершал их одной и той же фразой: «Сегодня я взлетаю первым...»
Так было в Афганистане, так продолжается на службе и в жизни Виталия Егоровича и здесь, на родной земле. Взлетает первым не только по долгу командира, но и по праву мастера, одного из лучших пилотов отечественной вертолётной авиации.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва