Физика список научных статей. Физика – настоящая и ненастоящая Статья по физике

    Задача о волнах малой амплитуды в канале переменной глубины

    В работе рассматриваются две частные задачи гидродинамики и теории волн непотенциальное движение идеальной несжимаемой неоднородной жидкости над твердым и деформируемым дном. Представленная математическая модель аналитически реализована в линейной аппроксимации. Полученное решение позволяет...

    2005 / Перегудин Сергей Иванович
  • Конструирование баргмановских гамильтонианов матричного уравнения Шредингера

    Предложен способ построения баргмановских гамильтонианов матричного уравнения Шредингера и решения этого уравнения, основанный на свойствах характеристической функции. Его можно использовать для решения многих задач квантовой физики и теории солитонов.

    2008 / Зайцев А. А., Каргаполов Д. А.
  • Определение потенциальной функции молекулы AsH3 на основе экспериментальных данных

    Рассматривается задача определения внутримолекулярной потенциальной функции молекулы типа симметричного волчка на примере молекулы арсина AsH3. Для решения данной задачи разработан пакет программ на аналитическом языке MAPLE, позволяющий связывать между собой параметры потенциальной функции,...

    2006 / Юхник Ю. Б., Бехтерева Е. С., Синицын Е. А., Булавенкова А. С.
  • Акустическая неустойчивость в камерах с усреднённым потоком и выделением тепла

    Acoustic instability appearing in chambers with isothermal or reacting mean flow is an important engineering problem. The subject of this work is the instability that is coupled with vortex shedding and impingement, which can also be accompanied by heat release. A reduced-order theory is formulated ...

    2004 / Matveev Konstantin I.
  • Дифракционные эффекты при измерении скорости звука в жидкостях

    Рассмотрены абсолютная и относительная дифракционные погрешности измерителей скорости звука в жидкостях. Показано, что в режиме постоянной длины звуковой волны могут быть введены дифракционные поправки во всем диапазоне измерения скорости звука по независимым данным в реперной точке при температуре...

    2009 / Бабий Владлен Иванович
  • Профессор Г. А. Иванов и его научная школа

    Статья посвящена памяти профессора Г. А. Иванова известного ученого, специалиста в области физики твердого тела, педагога, заведующего кафедрой общей и экспериментальной физики РГПУ им. А. И. Герцена, организатора научного направления и научной школы в области физики полуметаллов и узкозонных...

    2002 / Грабов Владимир Минович
  • Двойной ядерный квадрупольный резонанс 14N некоторых азотсодержащих соединений

    Рассмотрены особенности наблюдения сигналов ЯКР азота косвенными методами. Определены условия повышения эффективности контакта спиновых подсистем в статических магнитных полях. Это позволяет регистрировать спектры 14N в диапазоне частот менее 1 МГц при комнатной температуре. Метод может...

    2009 / Гречишкин В. С., Шпилевой А. А.
  • СПЕКТРАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ УРАНОВЫХ КОМПЛЕКСОВ В КРИСТАЛЛАХ LiF

    Представлены результаты исследований с наносекундным временным разрешением спектрально-кинетических параметров импульсной фотолюминесценции при 300 К кристаллов LiF, содержащих уран-гидроксильные комплексы. Показано, что облучение кристалла электронами приводит к разрушению этих комплексов, к...

    2008 / Лисицына Л. А., Путинцева С. Н., Олешко В. И., Лисицын В. М.
  • VIII международная конференция «Физика в системе современного образования (ФССО-05)»

    2005 /
  • Энергия границ зерен наклона в металлах и сплавах с ГЦК решеткой

    Рассчитаны зависимости энергии границ зерен от угла разориентации соседних зерен в ГЦК-металлах и упорядоченных сплавах со сверхструктурой L12. На зависимостях зернограничной энергии от угла разориентации в металлах и упорядоченных сплавах обнаружен скачок энергии при 42°, связанный со сменой типа...

    2008 / Векман Анатолий Валериевич
  • Исследование нелинейного взаимодействия сходящихся звуковых пучков в воздухе

    2004 / Воронин В. А., Лавердо И. Н.
  • Приближённое аналитическое решение линеаризованного по скорости уравнения Навье-Стокса в сфероидальной системе координат

    2010 / Миронова Н. Н.
  • Моделирование распределения атомов фоновой примеси вблизи краевой дислокации в кремнии

    2006 / Какурин Ю. Б.
  • Исследование экологического состояния мелководья с использованием параметрической антенны

    2001 / Аббасов И. Б.
  • Метод аппроксимации для определения числовых характеристик некоторых низкочастотных звуков человеческой речи

    2008 / Митянок В. В.
  • Развитие электровзрывной технологии получения нанопорошков в НИИ высоких напряжений при Томском политехническом университете

    Представление данные о работах, выполненных в НИИ высоких напряжений и связанных с электрическим взрывом проводников и получением нанопорошков.

1. Лобанов Игорь Евгеньевич. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛООБМЕНА И ПОТОКА В КРУГЛЫХ ТРУБАХ С ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКИМИ ВЫСТУПАМИ ПОЛУКРУГЛОГО ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ПРИ ТЕЧЕНИИ ВОЗДУХА ПРИ БОЛЬШИХ ЧИСЛАХ РЕЙНОЛЬДСА Есть рецензия .
Осуществлено математическое моделирование теплообмена в трубах с турбулизаторами, а также в шероховатых трубах, при больших числах Рейнольдса. Рассматривалось решение задачи о теплообмене для турбулизаторов потока полукруглого поперечного сечения на основе многоблочных вычислительных технологий, основанных на решении факторизованным конечно-объёмным методом (ФКОМ) уравнений Рейнольдса (замыкаемых с помощью модели переноса сдвиговых напряжений Ментера) и уравнения энергии (на разномасштабных пересекающихся структурированных сетках). Данный метод ранее был успешно применен и верифицирован экспериментом в для более низких чисел Рейнольдса.

2. Утешев Игорь Петрович. Управляемые землетрясения и вулканы (гипотеза). Часть 1 Есть рецензия .

3. Утешев Игорь Петрович. Управляемые землетрясения и вулканы (гипотеза). Часть 2 Есть рецензия .
В настоящей статье, на основе существующих представлений о природе землетрясений и вулканической активности, а также собственных представлений автора настоящей статьи, сделана попытка обосновать предлагаемый метод снижения тектонической активности на определенных территориях Земли, включающих материковые и океанические. В основе предлагаемого метода заложено использование геоэлектричества, как энергетического фактора влияния. В контексте настоящей статьи затронут вопрос возможности влияния на тектоническую активность предыдущей цивилизации, отрывочные сведения о которой дошли до нашего времени, с одной стороны благодаря записанным воспоминаниям, а с другой стороны от выдающегося провидца Эдгара Кейси, оставившего после себя записанные «чтения жизней» об Атлантиде.

4. Стёпочкин Евгений Анатольевич. О существовании эфира Есть рецензия .
В статье изложена нетрадиционная интерпретация опыта Морли-Майкельсона.

5. Серебряный Григорий Зиновьевич. АНАЛИЗ МОЩНОСТИ НЕЙТРОННОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА РЕАКТОРА ВВЭР-1200 В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫГОРАНИЯ И ВРЕМЕНИ ВЫДЕРЖКИ Есть рецензия .
Соавторы: Жемжуров Михаил Леонидович, доктор технических наук, заведующий лабораторией, Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны НАН Беларуси
Проведен анализ мощности нейтронного излучения для различных источников облученного ядерного топлива реактора ВВЭР-1200 для высоких выгораний и времени выдержки до 100 лет. Предложены аппроксимационные зависимости для расчета мощности нейтронного излучения.

6. Виноградова Ирина Владимировна. Высоколегированные стали в условиях ПАО «ММК» Есть рецензия .
Соавторы: Гульков Юрий Владимирович, кандидат технических наук, Санкт-Петербургский горный университет
В данной статье обозревается ситуация на российском и мировом рынке металлургической промышленности. Обосновывается необходимость использования новых видов сталей. Проводится оценка химических и физических свойств высоколегированных сталей российских и зарубежных производителей. Предлагается технические решения, обеспечивающие выпуск сталей специализированных характеристик.

7. Лобанов Игорь Евгеньевич. Математическое моделирование предельного теплообмена в круглых прямых трубах с турбулизаторами для теплоносителей в виде капельных жидкостей с переменными монотонно изменяющимися теплофизическими свойствами Статья опубликована в №69 (май) 2019
B данной статье была разработана численная теоретическая модель для расчёта предельных значений интенсифицированного теплообмена в условиях интенсификации теплообмена в трубах перспективных теплообменных аппаратов строительной индустрии за счёт турбулизации потока для жидких теплоносителей с переменными теплофизическими свойствами. Математическая модель описывает соответствующие процессы для широкого диапазона чисел Рейнольдса и Прандтля, что позволяет ещё точнее прогнозировать резервы интенсификации неизотермического теплообмена. Важнейшим выводом относительно полученных в рамках данного исследования результатов теоретического расчёта предельного интенсифицированного теплообмена следует признать относительную практическую ощутимость влияния неизотермичности на гидравлическое сопротивление, несмотря на то, что применяемые в современных теплообменных аппаратах современного строительного производства температурные перепады, как правило, относительно невелики.

8. Утешев Игорь Петрович. Отдельные мегалитические комплексы как инструменты селекции человеческого социума (гипотеза). Часть 3

9. Утешев Игорь Петрович. Отдельные мегалитические комплексы как инструменты селекции человеческого социума (гипотеза). Часть 2 Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
В данной статье сделана попытка объяснить назначение существующих на Земле отдельных мегалитических комплексов, около которых нередко присутствуют массовые человеческие захоронения. При рассмотрении пирамид Бру-на-Бойн, кромлеха Стоунхендж, храма Таршиен на острове Мальта с загадочным и жутким Храмом смерти Хал-Сафлиени – гипогей (мегалитическое подземное святилище), мегалитического комплекса Гебекли-Тепе, расположенного на юге Турции и каменных лабиринтов на Соловецких островах было высказано предположение, что эти мегалитические комплексы являются инструментами селекции человеческого социума. Этой цели служили все мегалитические комплексы на острове Мальта и, вероятно, многие на территории Земли, объединенные в единую систему.

10. Утешев Игорь Петрович. Отдельные мегалитические комплексы как инструменты селекции человеческого социума (гипотеза). Часть 1 Есть рецензия . Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
В данной статье сделана попытка объяснить назначение существующих на Земле отдельных мегалитических комплексов, около которых нередко присутствуют массовые человеческие захоронения. При рассмотрении пирамид Бру-на-Бойн, кромлеха Стоунхендж, храма Таршиен на острове Мальта с загадочным и жутким Храмом смерти Хал-Сафлиени – гипогей (мегалитическое подземное святилище), мегалитического комплекса Гебекли-Тепе, расположенного на юге Турции и каменных лабиринтов на Соловецких островах было высказано предположение, что эти мегалитические комплексы являются инструментами селекции человеческого социума. Этой цели служили все мегалитические комплексы на острове Мальта и, вероятно, многие на территории Земли, объединенные в единую систему.

11. Трутнев Анатолий Федорович. Новый подход к понятию заряда в физике (гипотеза) Есть рецензия .
.В статье представлен новый подход к понятию заряда в физике. По новому изложены принципы взаимодействия электрических зарядов, действия сил гравитации, описан механизм образования магнитного поля постоянных магнитов.

12. Лобанов Игорь Евгеньевич. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В ТРУБАХ С ТУРБУЛИЗАТОРАМИ ДЛЯ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ В ВИДЕ КАПЕЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ С ПЕРЕМЕННЫМИ ИЗМЕНЯЮЩИМИСЯ МОНОТОННЫМ ОБРАЗОМ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ
B данной статье была разработана теоретическая модель для расчёта предельного гидравлического сопротивления в условиях интенсификации теплообмена в трубах перспективных теплообменных трубчатых аппаратов за счёт турбулизации потока для жидких теплоносителей с переменными теплофизическими свойствами. Важнейшим выводом относительно полученных в рамках данной статьи результатов теоретического расчёта предельного гидравлического сопротивления следует признать относительную практическую ощутимость влияния неизотермичности на гидравлическое сопротивление, несмотря на то, что применяемые в современных теплообменных аппаратах современного производства температурные перепады, как правило, относительно невелики.

13. Лобанов Игорь Евгеньевич. ЗАМКНУТАЯ РЕКУРРЕНТНАЯ ФОРМА ТОЧНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НЕСТАЦИОНАРНОЙ ЛИНЕЙНОЙ ОБРАТНОЙ ЗАДАЧИ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ДЛЯ ТЕЛ ОДНОМЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ С ГРАНИЧНЫМИ УСЛОВИЯМИ НА ОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Есть рецензия .
В данной работе получены точные аналитические решения для нестационарной линейной обратной задачи теплопроводности для тел одномерной геометрии с граничными условиями на одной поверхности, полученные в замкнутой рекуррентной форме. Приведённая в статье рекуррентная форма записи решения нестационарной линейной обратной задачи теплопроводности для тел одномерной геометрии с граничными условиями на одной поверхности - решение в замкнутой форме с единых позиций, что не всегда возможно в явной форме.

14. Утешев Игорь Петрович. Геоэлектричество как фактор влияния на биоту Земли (гипотеза) Есть рецензия . Статья опубликована в №66 (февраль) 2019
В данной статье сделана попытка объяснить присутствием в земной коре геоэлектричества биологические особенности Восточно-Африканской рифтовой системы, а также значимость места для многих миллионов верующих, на котором воздвигнут храм Гроба Господня в Иерусалиме, в котором на Пасху происходит Схождение Благодатного огня. Высказано предположение о геоэлектричестве, как энергетическом источнике для микроорганизмов, находящихся в земной коре, а также изложено предположение о природе образования нефти и газа.

15. Еременко Владимир Михайлович. Изменение климата. Другой взгляд Есть рецензия . Статья опубликована в №66 (февраль) 2019
В статье анализируется влияние роста мирового населения и сжигания человеком природных углеводородов на климат Земли.

16. Акованцев Пётр Иванович. Альтернативное объяснение причины Космологического красного смещения Статья опубликована в №67 (март) 2019
Космологическое красное смещение связали с расширением Вселенной, упустив из виду то, что свойства водорода, как среды распространения электромагнитного излучения (ЭМИ) на всём протяжении движения различны и зависят от температуры водорода. Доказано, что водород излучает (и поглощает) ЭМИ разной длины в зависимости от собственной температуры. Тем самым фраунгоферовы линии поглощения водорода могут находиться в любой части непрерывного спектра видимого излучения далёких галактик, и это зависит от температуры водорода, как среды окружения этих галактик. Непрерывный спектр излучения теряет часть волн спектра и чем дальше, тем в более длинноволновой зоне спектра находятся эти потери. Космологическое смещение не связано с изменением длины волны, а связано с температурой Вселенной, которая, по мере эволюционного развития, разогревается.

17. Лобанов Игорь Евгеньевич. Теория гидросопротивления в прямых круглых трубах с турбулизаторами для теплоносителей в виде капельной жидкости при переменных свойствах Есть рецензия .
B данной статье была разработана аналитическая теоретическая модель для расчёта значений гидравлического сопротивления в условиях интенсификации теплообмена в трубах перспективных теплообменных аппаратов за счёт турбулизации потока для теплоносителей в виде капельных жидкостей с переменными теплофизическими свойствами. Аналитическая модель справедлива для теплоносителей в виде капельных жидкостей с монотонно изменяющимися теплофизическими характеристиками. Аналитическая модель описывает соответствующие процессы для широкого диапазона чисел Рейнольдса и Прандтля, что позволяет ещё точнее прогнозировать резервы интенсификации неизотермического теплообмена. Важнейшим выводом относительно полученных в рамках данной статьи результатов теоретического расчёта предельного гидравлического сопротивления для теплоносителей в виде капельных жидкостей следует признать относительно практически небольшое влияние неизотермичности на гидравлическое сопротивление, поскольку применяемые в современных теп

18. Ильина Ирина Игоревна. Числа правят миром. Ч.1. Кватернионы Есть рецензия . Статья опубликована в №64 (декабрь) 2018

19. Ильина Ирина Игоревна. Числа правят миром. Ч.2. Октонионы Есть рецензия . Статья опубликована в №64 (декабрь) 2018
Когда и как образовалось пространство Вселенной в результате или после Большого взрыва? Ведь изначально полагалось, что пространства как такового не было. Образование пространства в настоящей работе рассматривается за счет распространения энергии Большого взрыва и самоорганизации потоков энергии в пространстве в материю. Материя также рассматривается как сложная форма пространства, обладающая структурой. В основе такой самоорганизации лежат четыре исключительные алгебры – действительных чисел, комплексных чисел, кватернионов и октонионов.

20. Утешев Игорь Петрович. Древние пирамиды и их аналоги как инструменты влияния на климат Земли (гипотеза) Есть рецензия . Статья опубликована в №64 (декабрь) 2018
В данной статье сделана попытка объяснить причину появления на поверхности Земли, за исторически небольшой период, огромного количества мегалитических комплексов, включая пирамиды, каменные круги на земле и другие масштабные мегалитические сооружения. В данной статье показана взаимосвязь строительство мегалитических объектов с надвигающимся очередным оледенением и сделана попытка связать строительство пирамид и иных мегалитических комплексов с возможностью влиять на климат Земли.

Если вы считаете, что физика - это скучно, то эта статья для вас. Мы расскажем нескучные факты, которые помогут по-новому взглянуть на нелюбимый предмет.

Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм .

№1: почему Солнце по вечерам красное?

Вообще-то свет Солнца белый. Белый свет при его спектральном разложении представляет собой сумму всех цветов радуги. В вечернее и утреннее время лучи проходят через низкие приземные и плотные слои атмосферы. Частицы пыли и молекулы воздуха, таким образом, работают как красный фильтр, лучше всего пропуская красную составляющую спектра.

№2: откуда взялись атомы?

Когда Вселенная образовалась, атомов не было. Были только элементарные частицы, да и то не все. Атомы элементов практически всей таблицы Менделеева образовались в ходе ядерных реакций в недрах звезд, когда более легкие ядра превращаются в более тяжелые. Мы и сами состоим из атомов, образовавшихся в далеком космосе.

№3: сколько в мире «темной» материи?

Мы живем в материальном мире и все, что есть вокруг, – материя. Ее можно потрогать, продать, купить, можно что-то построить. Но в мире есть не только материя, а еще и темная материя. Она не излучает электромагнитного излучения и не взаимодействует с ним.

Темную материю, по понятным причинам, никто не трогал и не видел. Ученые решили, что она существует, наблюдая некоторые косвенные признаки. Считается, что темная материя занимает около 22% в составе Вселенной. Для сравнения: привычная нам старая добрая материя занимает лишь 5%.

№4: какая температура у молнии?

И так понятно, что очень высокая. По данным науки она может достигать 25000 градусов Цельсия. Это во много раз больше, чем на поверхности Солнца (там всего около 5000). Настоятельно не рекомендуем пытаться проверять, какая температура у молнии . Для этого в мире есть специально обученные люди.

Есть! Учитывая масштабы Вселенной, вероятность этого и ранее оценивалась достаточно высоко. Но лишь относительно недавно люди начали открывать экзопланеты.

Экзопланеты вращаются вокруг своих звезд в так называемой «зоне жизни». Сейчас известно более 3500 экзопланет, и открывают их все чаще.

№6: сколько лет Земле?

Земле около четырех миллиардов лет. В контексте с этим интересен один факт: самой большой единицей измерения времени является кальпа. Кальпа (иначе - день Брахмы) – это понятие из индуизма. Согласно ему день сменяется ночью, равной ему по продолжительности. При этом, продолжительность дня Брахмы с точностью до 5% совпадает с возрастом Земли.

Кстати! Если времени на учебу катастрофически не хватает, обратите внимание. Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на


№7: откуда берется полярное сияние?

Полярное или северное сияние – это результат взаимодействия солнечного ветра (космического излучения) с верхними слоями атмосферы Земли.

Заряженные частицы, прилетевшие из космоса, сталкиваются с атомами в атмосфере, в результате чего те возбуждаются и излучают свет. Это явление наблюдается на полюсах, так как магнитное поле Земли «захватывает» частицы, защищая планету от «бомбардировки» космическими лучами.

№8: правда ли, что вода в раковине закручивается в разные стороны на северном и южном полушариях?

На самом деле это не так. Действительно, существует сила Кориолиса, действующая на поток жидкости во вращающейся системе отсчета. В масштабах Земли действие этой силы настолько мало, что наблюдать закручивание воды при стоке в разные стороны можно только в очень тщательно подобранных условиях.

№9: чем вода отличается от других веществ?

Одно из фундаментальных свойств воды – это ее плотность в твердом и жидком состояниях. Так, лед всегда легче жидкой воды, поэтому всегда находится на поверхности и не тонет. А еще, горячая вода замерзает быстрее холодной. Этому парадоксу, названному эффектом Мпембы, до сих пор не нашли точного объяснения.

№10: как скорость влияет на время?

Чем быстрее движется объект, тем медленнее будет идти для него время. Здесь можно вспомнить парадокс близнецов, один из которых путешествовал на сверхбыстром космическом корабле, а второй оставался на земле. Когда космический путешественник вернулся домой, он застал своего брата стариком. Ответ на вопрос, почему так происходит, дает теория относительности и релятивистская механика .


Надеемся, наши 10 фактов о физике помогли убедиться в том, что это не только скучные формулы, а целый мир вокруг нас.

Тем не менее, формулы и задачи могут доставить массу хлопот. Чтобы сэкономить время мы собрали самые популярные формулы и подготовили памятку по решению физических задач .

А если вы устали от строгих преподавателей и бесконечных контрольных, обратитесь в , который поможет быстро решить даже задания повышенной сложности.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «vernier» НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физические теории. И чем раньше человек приучается проводить физические эксперименты, тем раньше он может надеяться стать искусным физиком экспериментатором.

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать.

Особенно эффективными методами работы являются элементы современных образовательных технологий, такие как экспериментальная и проектная деятельность, проблемное обучение, использование новых информационных технологий . Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся, содержанию обучения различной сложности, создают предпосылки для того, чтобы ребенок участвовал в регуляции собственной учебной деятельности.

Повысить уровень мотивации школьника можно только, вовлекая его в процесс научного познания в сфере учебной физики. Одним из важных способов повышения мотивации обучающегося является экспериментальная работа. Ведь умение экспериментировать – это самое важное умение. Это вершина физического образования.

Физический эксперимент позволяет связать в единое целое практические и теоретические проблемы курса. При прослушивании учебного материала школьники начинают уставать, и их интерес к рассказу снижается. Физический эксперимент, особенно самостоятельный, хорошо снимает тормозное состояние головного мозга у ребят. В ходе эксперимента обучающиеся принимают в работе активное участие. Это способствует развитию у школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Ученический физический эксперимент - это метод общеобразовательной и политехнической подготовки школьников. Он должен быть краток по времени, легок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала.

Эксперимент позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, а также развивать практические умения и навыки. В моей методической копилке содержится 43 фронтальных экспериментальных задания только для седьмого класса, не считая программных лабораторных работ.

В течение одного урока абсолютное большинство обучающихся успевают выполнить и оформить только одно экспериментальное задание. Поэтому мною были подобраны небольшие экспериментальные задания, которые по времени занимают не более 5 – 10 минут.

Опыт показывает, что проведение фронтальных лабораторных работ, решение экспериментальных задач, выполнение кратковременного физического эксперимента в несколько раз эффективнее, чем ответы на вопросы или работа над упражнениями учебника.

Но, к сожалению, многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в лаборатории. В результате обучающиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. В этом случае на помощь приходит компьютер, который может не только создать модель таких явлений, но также позволяет

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. В проектной работе целью обучения становится развитие у обучающихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. Именно вовлечение детей в исследовательский процесс активизирует их познавательную деятельность.

Качественное рассмотрение явлений и законов – важная черта изучения физики. Ни для кого не секрет, что не все способны математически мыслить. Когда новое физическое понятие предъявляется ребенку сначала как результат математических преобразований, а потом происходит поиск ее физического смысла, у многих детей возникает и элементарное непонимание, и причудливое «мировоззрение», будто в действительности существуют именно формулы, а явления нужны лишь для их иллюстрации.

Изучение физики с помощью эксперимента дает возможность познавать мир физических явлений, наблюдать явления, получать экспериментальные данные для анализа наблюдаемого, устанавливать связь данного явления с ранее изученным явлением, вводить физические величины, измерять их.

Новой задачей школа стало формирование у школьников системы универсальных действий, а также опыта экспериментальной, исследовательской, организаторской самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, принятие целей обучения как личностно значимых, т. е. компетенций, которые определяют новое содержание образования.

Целью статьи является исследование возможности применения цифровой лаборатории Vernier для развития исследовательских навыков у школьников.

Исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов, начиная от постановки цели и задач исследования, выдвижения гипотезы, заканчивая, проведением эксперимента и его презентацией.

Исследование может быть как кратковременным, так и долгосрочным. Но в любом случае, его проведение мобилизует ряд навыков у учащихся и позволяет формировать и развивать следующие универсальные учебные действия:

  • систематизация и обобщение опыта по применению ИКТ в процессе обучения;
  • оценка (измерение) влияния отдельных факторов на результат деятельности;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов деятельности.
  • коммуникативные умения при работе в группе;
  • умения представлять аудитории результаты своей деятельности;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. .

Цифровые лаборатории «Vernier» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся. В состав лаборатории водит:

  • Датчик расстояния Vernier Go! Motion
  • Датчик температурыVernier Go! Temp
  • Адаптер Vernier Go! Link
  • Датчика частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр) Vernier Hand-Grip Heart Rate Monitor
  • Датчик светаVernier TI/TI Light Probe
  • Комплекс учебно-методических материалов
  • Интерактивный USB-микроскоп CosView.

С помощью программного обеспечения Logger Lite 1.6.1 можно:

  • собирать данные и отображать их в ходе эксперимента
  • выбирать различные способы отображения данных – в виде графиков, таблиц, табло измерительных приборов
  • обрабатывать и анализировать данные
  • импортировать/экспортировать данные текстового формата.
  • просматривать видеозаписи предварительно записанных экспериментов.

Лаборатория обладает рядом достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов. Мобильность цифровой лаборатории позволяет проводить исследования за рамками учебного класса. Применение лаборатории позволяет реализовать системно - деятельсностный подход на уроках и занятиях. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Vernier» наглядны и эффективны, что дает возможность более глубокого понимания темя учащимися.

Применяя исследовательский подход к обучению, возможно создать условия для приобретения учащимися навыков научного экспериментирования и анализа. Кроме того, повышается мотивация учения посредством активного участия в процессе урока или занятия. Каждый ученик получает возможность провести собственный эксперимент, получить результат, рассказать о нем другим.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках цифровой лаборатории Vernier позволяет формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, что повышает эффективность обучения и способствует достижению современных образовательных целей.

Перечень компонентов:
интерфейс для обработки и регистрации данных;
специальное программное обеспечение на CD-диске для работы с данными на компьютере;
специальное программное обеспечение на CD-диске для работы в режиме Wi-Fi всего оборудования лаборатории;
датчики для проведения экспериментов;
дополнительные аксессуары для датчиков;

Назначение лаборатории:
создание условий для более глубокого изучения физики, химии и биологии с применением современных технических средств;
повышение активности учащихся в познавательной деятельности и повышение интереса к изучаемым дисциплинам;
развитие творческих и личностных качеств;
создание условий при ограниченности бюджета одновременной работы всех учащихся над изучаемой темой с использованием современных технических средств;
исследовательская и научная работа.

Возможности лаборатории:
работа в одной беспроводной сети всех компонентов предлагаемой лаборатории, интерактивной доски, проектора, документ-камеры, личных планшетов и мобильных устройств учащихся;
возможность использования в обучении планшетов разных операционных систем;
проведение более 200 экспериментов по всему курсу основной и средней школы;
создание и демонстрация собственных экспериментов;
тестирование учащихся;
возможность передачи данных для домашнего задания на мобильное устройство учащегося;
возможность просмотра на интерактивной доске любого планшета учащегося для демонстрации выполненного задания;
возможность работы отдельно с каждым из компонентов лаборатории;
возможность сбора данных и проведения экспериментов за пределами учебного класса.
лабораторное оборудование для опытов с датчиками;
методические рекомендации с подробным описанием опытов для учителя;
пластиковые контейнеры для упаковки и хранения лаборатории.

Цифровые лаборатории - это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они предоставляют возможность:

  • сократить время, которое затрачивается на подготовку и проведение фронтального или демонстрационного эксперимента;
  • повысить наглядность эксперимента и визуализацию его результатов, расширить список экспериментов;
  • проводить измерения в полевых условиях;
  • модернизировать уже привычные эксперименты.
  • С помощью цифровог омикроскопа можно погрузить каждого ученика в таинственный и увлекательный мир, где они узнают много нового и интересного. Ребята, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету. Цифровой микроскоп позволяет видеть различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший предмет, но и сделать его цифровое фото. Также можно использовать микроскоп для видеозаписи объектов и создания коротких фильмов.
  • В комплект цифровой лаборатории входит набор датчиков, с помощью которых провожу несложные наглядные эксперименты и опыты (датчик температуры, датчик содержания CO2, датчик света, датчик расстояния, Датчик частоты сердечных сокращений). Учащиеся выдвигают гипотезы, собирают данные при помощи датчиков, анализируют полученные данные для определения правильности гипотезы. Использование при проведении научных экспериментов в классе компьютера и датчиков обеспечивает точность измерений и позволяет непрерывно контролировать процесс, а также сохранять, отображать, анализировать и воспроизводить данные и строить на их основе графики. Применение датчиков Vernier способствует безопасности при проведении занятий по естественным наукам. Датчики температуры, подключаемые к компьютерам, дают возможность избежать использования учащимися ртутных или других стеклянных термометров, которые могут разбиться. Оборудование использую как на уроках физики, химии, биологии, информатики, так и внеурочной деятельности при работе над проектами. Обучающиеся овладевают способами следующих видов деятельности: познавательной, практической, организационной, оценочной и деятельностью самоконтроля. При использовании цифровых лабораторий наблюдаются следующие положительные эффекты: повышение интеллектуального потенциалашкольников;увеличивается процент обучающихся, участвующих в различных предметных, творческих конкурсах, проектно-исследовательской деятельности и повышается их результативность.
  • Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие , инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся , основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения , в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся .
  • Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход , согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
  • Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
  • Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.
 
Статьи по теме:
Чего не будет в будущем? Что будет в будущем? Что станет миром в будущем
Человеку всегда было и будет интересно, что будет в будущем. На этом интересе были основаны древние ритуалы гадания. Кстати, гадалки были популярны не только в прошлом, они популярны и сейчас. Человек всегда хотел приоткрыть тайную завесу над тем, что про
Физика – настоящая и ненастоящая Статья по физике
Задача о волнах малой амплитуды в канале переменной глубины В работе рассматриваются две частные задачи гидродинамики и теории волн непотенциальное движение идеальной несжимаемой неоднородной жидкости над твердым и деформируемым дном. Представленная мате
Протон - это элементарная частица
До начала 20 века ученые считали атом мельчайшей неделимой частицей вещества, но это оказалось не так. На самом деле, в центра атома располагается его ядро с заряженными положительно протонами и нейтральными нейтронами, вокруг ядра по орбиталям вращаются
К чему снится, что мужчина готовит, что символизирует сон?
Готовить - символизирует вашу организационную деятельность и ожидание результата. Современный cовмещенный сонник Готовить во сне пищу - означает, что какие-то приятные обязанности лягут на Ваши плечи . Кроме того, в ближайшее время ожидайте визита дру