Философские взгляды пифагора кратко. Философия пифагора - отражение мудрости древних

Философская школа Пифагора

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы первыми поставили вопрос о роли количественной стороны явлений природы.

Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства.

Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское делится на 2). Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон (мужское). Четверка – образ четырех элементов природы и т. д. Числам 1, 2, 3, 4 соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10 – священная декада, основа мира. Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводит к возникновению мира живого и человека.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

256. ШКОЛА Школа есть наиболее оригинальный институт, созданный библейским иудаизмом.Гинзберг - Студенты, ученые и святыеСинагогу дозволяется превращать в школу.Иошуа б. Леей - Талмуд, Мегилла, 27аМир сей выстоял ради школы для детей. Посещение ее не может быть отменено

Из книги Образование и смысл жизни автора Джидду Кришнамурти

V. Школа Правильное образование направлено на воспитание в человеке внутренней свободы, ибо только с ее помощью возможно истинное воссоединение с целым, со всеми. Но свобода эта достигается отнюдь не при помощи доминирования над другими или успеха. Она приходит с

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

Философская навигация Согласно одному из взглядов, философия - это форма терапии, цель которой - освобождение от тревожности, возникающей в результате вовлечения в жизненные ситуации. Мне близка другая аналогия: идея философии как концептуальной навигации. Все самые

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Древнегреческий идеализм. Религиозно-мистический характер идеализма Пифагора Пифагор – самый загадочный мыслитель античной Греции. Все, что мы знаем о нем сегодня, от биографии до учения, является крайне условным, приблизительным, пришедшим из вторых и третьих рук, но

Из книги Код Майя--MMXII автора Романов Роман Романович

23. Философская тройка Дальнейшее углубление в психоисторическую ретроспективу на основе майянской символической разметки эпох имеет смысл, если каждый шаг будет углублять также наше понимание взаимосвязей, образующих для каждой эпохи уникальный «дух

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

Философская вера

Из книги Эрос и цивилизация. Одномерный человек автора Маркузе Герберт

5. Философская интерлюдия Теория цивилизации Фрейда вырастает из его психологической теории: истоки его понимания исторических процессов - в анализе психического аппарата индивидов, которые представляют собой живую материю истории. Такой подход легко преодолевает

Из книги Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века автора Деррида Жак

Философская интуиция Интуиция, которую мы до сих пор рассматривали, - это акт, имеющий место в установке, которую Гуссерль назвал «естественной»1 или, обобщенно, «догматической»2 установкой.В «естественной установке» человек обращен к миру и полагает его как

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

Их философская ценность

Из книги Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии автора Холл Мэнли Палмер

Из книги Гипноз разумности [Мышление и цивилизация] автора Цаплин Владимир Сергеевич

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

4. Философская антропология Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной философии к человеку. Множество философских концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую философской антропологией. Основной смысл

Из книги Мирология. Том I. Введение в мирологию автора Бэттлер Алекс

3. Философская школа «толковательного диалога» Такой школы не существует. Однако чтение монографии «Теория международных отношений и философия» с подзаголовком «Толковательные диалоги» подтолкнуло меня назвать этот параграф именно таким образом. Вообще-то такой

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Философская дружба Нам так недостает ее, и мы хотим ее вернуть – ведь мы знаем, что она никогда не переставала существовать. Философская дружба – это то, в чем заключена любовь к познанию и передаче его от одного человека к другому, то, что преодолевает все испытания

Из книги Духовные сокровища. Философские очерки и эссе автора Рерих Николай Константинович

Философская лирика Наконец, еще одна ипостась литературного наследия великого художника и мыслителя – это философская лирика. Сказки, притчи, легенды, белые стихи Николая Рериха выделены в отдельный раздел в данном сборнике.В своей исследовательской работе в странах

Одним из основателей многих наук, учений и понятий является Пифагор. Биография его полна тайн, и известна даже профессиональным историкам не досконально. Ясно только, что основные факты его жизни были закреплены на бумаге его же учениками, которые находились в разных концах света. Биография Пифагора кратко изложена нами в данной статье.

Начало жизненного пути

Биография Пифагора начинается в 570 году (дата приблизительная), в городе Сидоне (ныне Сайда, Ливан). Он родился в семье зажиточного ювелира, который смог дать самое лучшее воспитание и знания своему сыну. Интересным фактом является происхождение имени будущего мудреца. Его отец, Мнесарх, назвал сына в честь одной из жриц Аполлона, Пифии. Также в честь нее он назвал и свою жену - Пифазис. А все так сложилось потому, что именно эта жрица предсказала Мнесарху, что у него родится сын, который превзойдет каждого другого человека и по красоте, и по своему уму.

Первые знания и учителя

Ранние годы ученого, как повествует биография Пифагора, проходили в стенах лучших храмов Греции. Еще в подростковом возрасте он пытался узнать как можно больше, читая работы других мудрецов, а также беседуя с духовными учителями. Среди них стоит выделить Ферекида Сиросского - величайшего древнегреческого космолога. Он помогает молодому Пифагору изучить математику, физику, астрономию. Также на долю Пифагора выпало общение с Гермодамантом, который научил его любить поэзию и все, что связано с искусством.

Познавательные путешествия

В дальнейшие годы биография Пифагора складывается из его жизненного опыта уже на чужих землях. Сначала он отправляется в Египет, где погружается в местную мистерию. Позже в этой стране он открывает свою школу, где можно было обучиться математике и философии. За те 20 лет, которые он провел в Египте, у него собралось множество учеников-сторонников, которые именовали себя пифагорейцами. Стоит также отметить, что в этот период он вводит такое понятие, как философ, и именует себя этим словом. Дело в том, что ранее все великие люди звали себя мудрецами, что означало «знает». Пифагор же ввел термин «философ», который переводился как «пытается узнать».

После своих научных открытий, которые были сделаны в Египте, Пифагор отправляется в Вавилон, где проводит 12 лет. Там он изучает восточные религии, их особенности, сопоставляет развитие науки и искусств в странах Месопотамии и Греции. После этого он возвращается в Восточное Средиземноморье, только теперь - на берега Финикии и Сирии. Он проводит там совсем немного времени, и после этого заново пускается в путешествие, только уже более далекое. Пересекая страну Ахименидов и Мидию, философ попадает в Индостан. Получая знания о совсем иной религии и быте, он еще больше расширяет свой кругозор, что дает ему возможность совершать новые открытия в науке.

Биография Пифагора: его последние годы

В 530 году до н.э. Пифагор оказывается в Италии, где открывает новую школу под названием «Пифагорейский союз». Учиться там может лишь тот, кто имеет за спиной достаточный багаж знаний. На уроках в этом заведении Пифагор рассказывает своим ученикам о тайнах астрономии, обучает математике, геометрии, гармонии. В 60-ти летнем возрасте он женится на одной из своих учениц, и у них рождается трое детей.

Приблизительно в 500 году до н.э. по отношению к пифагорейцам начинаются гонения. Как гласит история, они были связаны с тем, что сам философ предпочел не брать в ряды своих учеников сына одного уважаемого гражданина. После многочисленных бунтов он исчез.

«Пифагоровы штаны во все стороны равны» - без преувеличения можно сказать, что 97% людей знакомы с этим выражением. Примерно столько же людей знают о теореме Пифагора. На этом знания большинства о великом мыслителе заканчиваются, а ведь он был не только математиком, но и выдающимся философом. Пифагор и пифагорейцы оставили свой след в мировой истории, и об этом стоит знать.

Так писал Гераклит

Пифагор был сыном Мнезарха, родился в Самосе во времена тирании Поликрата. Доподлинно не известно, в каком именно году родился мыслитель. Историки сходятся на двух датах: 532 год или 529 год до н. э. В италийском городе Кротоне, который был тесно связан с Сомосом, основал общество своих последователей.

Гераклит писал, что Пифагор был ученее своих современников, но в то же время Гераклит говорил, что его учение - это «худое искусство», своего рода знахарство, но не более того.

Все закончилось трагедией

Никто не знает, как долго Пифагор и пифагорейцы были в Кротоне, но известно, что мыслитель умер в другом месте: в Метапонте. Именно в этот город он переселился, когда кротонцы подняли мятеж против его учения. После смерти Пифагора враждебное отношение к пифагорейцам усилилось не только в Кротоне, но и во всех городах Великой Греции. Во второй половине V века до н. э. противостояние превратилось в настоящую катастрофу. В Кротоне многих пифагорейцев убили и сожгли в том же доме, где они собирались. Такой разгром провели и в других городах, те, кто смог уцелеть, бежали в Грецию.

Сам Пифагор никогда не записывал своих мыслей и результатов исследований, единственное, чем может пользоваться современное общество - малочисленные записи его учеников и последователей. После смерти Пифагора его учение утратило свое прежнее политическое и философское значение, но пифагорейцы продолжили свое существование. Они стали принимать активное участие в создании орфической литературы и уже к концу V века до н. э. усилили свое политическое влияние в Греции. Но уже в следующем столетии на смену учению Пифагора пришел платонизм, а от старого учения осталась только мистическая секта.

От Платона и Аристотеля

Об учении раннего пифагореизма известно только со слов Аристотеля и Платона и по некоторым фрагментам Филолая, которые признаны подлинными. Поскольку сам Пифагор после себя не оставил никаких записей, то в таких условиях сложно определить истинную суть первоначального пифагорейского учения. Даже свидетельства Аристотеля противоречивые и нуждаются в критике.

Есть предпосылки считать Пифагора учредителем своеобразного мистического союза, который учил своих последователей проводить обряды очищения. Эти обряды были связаны с учениями о загробной жизни, бессмертии и переселении душ. Об этом говорится в записях Геродота, Ксенофана и Эмпедокла.

Также, согласно преданиям, Пифагор был первым мыслителем, который назвал себя «философом». Именно Пифагор был первым, кто назвал Вселенную космосом. Именно космос, цельный мир в котором царит порядок и который подчинен «гармонии чисел», был предметом его философии.

Считается, что та философская система, которую сегодня принято называть пифагорейской, была создана его учениками, хотя основные мысли все же принадлежат ученому.

Числа и фигуры

Пифагор видел таинственный смысл в числах и фигурах, он свято верил, что числа и есть сущность вещей. Гармония у него выступала основным законом мира и нравственности. Пифагор и пифагорейцы смело, но достаточно своеобразно пытались объяснить устройство Вселенной. Они считали, что Земля и любая другая шарообразная планета движутся вокруг центрального огня, от которого получают жизнь и тепло. Они были первыми, кто указал на то, что планеты соблюдают пропорции в расстоянии между друг другом. И только благодаря этому вращению и расстоянию образуется гармония.

Пифагор и пифагорейцы считали, что основной целью человеческой жизни является гармония души. Только та душа, которая смогла достичь гармонии, может вернуться к вечному порядку.

Классовое деление

Пифагор и ранние пифагорейцы считались религиозно-политическим обществом, которое делилось на несколько классов. К высшему классу относились эзотерики. Их число не должно было превышать 300 человек. Эти люди были посвящены в тайные учения и знали конечные цели ифагора и союза пифагорейцев. Низший класс тоже состоял из эзотериков, но не посвященных в таинства сообщества.

Чтобы вступить в ряды эзотериков-пифагорейцев, нужно было пройти строгое испытание. Во время этого испытания ученик должен был хранить молчание, во всем повиноваться наставникам, приучать себя к аскетизму и отречься от житейской суеты. Все, кто состоял в этом союзе, вели нравственную жизнь, следовали правилам и во многих вещах себя ограничивали. Можно даже сказать, что пифагорейский союз чем-то напоминал монастырскую жизнь.

Они собирались вместе, чтобы заниматься физическими упражнениями, умственной деятельностью, вместе обедали, совершали разные очищающие обряды. Каждому, кто состоял в пифагорейском союзе, Пифагор присвоил отличительные знаки и символы, по которым его ученики могли узнавать друг друга.

Нравственные заповеди были изложены в «Золотых изречениях» Пифагора. Те, кто не следовал правилам, исключался из союза. Но это происходило крайне редко, участники этого сообщества были настолько преданы своему предводителю, что слова «он сам так сказал», считались нерушимыми истинами. Все пифагорейцы были воодушевленные любовью к добродетели и состояли в братстве, где человеческая личность была подчинена целям общества.

Философия и власть

Пифагореизм в философии - это размышления о числе и гармонии, понятия, что совпадали с понятиями закона и порядка. Каждая из заповедей союза должна была принести в жизнь каждого человека закон и гармонию. Поэтому пифагорейцы усиленно занимались музыкой и математикой. Они считали, что это лучшие средства для достижения спокойствия. Также они занимались гимнастикой и медициной, чтобы улучшить здоровье и придать телу сил. Проще говоря, гармония, которую пытались достичь пифагорейцы, не была исключительно духовным предписанием. Учение такого рода не могло быть односторонним: укреплять нужно и тело, и дух.

Стоит отметить, что в союзе состояли не только простые граждане, но и весьма влиятельные персоны того времени, поэтому он оказывал значительное влияние на общественную и политическую жизнь. Если говорить кратко, Пифагор и пифагорейцы создали союз, который был не только религиозно-нравственным сообществом, но и политическим клубом. Это была строго аристократическая партия. Но аристократическая по Пифагору. Он хотел, чтобы в обществе правила аристократия образованности, а не знати. Стремясь внедрить в политику свои идеи, которые противоречили существовавшему государственному устройству, пифагорейцы и навлекли на свои головы немилость.

Учение о числах

Философия, математика и религия в пифагореизме гармонично сплетались в одно целое. Их представления о мире базировались на представлениях о мере и числе, которыми они пытались объяснить формы предметов и их место в первобытном мире. В учении Пифагора единица была точкой, двойка - линией, тройка - плоскостью, а четверка - отдельным предметом. Даже окружающие предметы, а не только геометрические фигуры, представлялись пифагорейцам числами. Было принято считать, что частицы землянистых тел имеют форму куба, молекулы огня похожи на пирамиды или тетраэдры, а частицы воздуха являются восьмигранниками. Только зная форму, можно познать истинную сущность предмета, именно это в философии пифагореизма было основным учением.

Сравнивая материю с формой, принимая числа за сущность самих предметов, а не за пропорции, пифагорейцы приходили к достаточно странным выводам.

Семейная пара - это две единицы, двое. На деле их два, но они составляют одно. Если ударить одного, то боль ощущают двое. Но если бьют одного, а другому все равно - это никакая не пара. Да, они рядом, совместно живут, но не составляют одно целое. Если такие люди разойдутся, то в их отношениях расставание ничего не изменит, равно как и последующее соединение.

Согласно их учению, все числа, которые идут после десяти, являются повторением ряда от 0 до 9. В числе 10 заключены все силы чисел - это совершенная цифра, которая считается началом и правителем земной и небесной жизни. На числа пифагорейцы раскладывали весь физический нравственный мир. К примеру, они говорили, что справедливость - это умножение равных чисел, справедливостью они называли число 4, так как это первое квадратное число, после него идет 9. Число 5 было символом брака, так как оно образовалось от соединения мужской цифры 3 и женской 2. Здоровьем выступало число 7, а любовь и дружбу символизировала восьмерка. Единица была разумом, а двойка - мнением.

Гармония

Учение Пифагора и пифагорейцев о гармонии заключалось в следующем. Все числа можно поделить на четные и нечетные. Но только четные числа считаются неограниченными. Нечетное число - это власть над противоположностями, поэтому оно намного лучше четного числа. В четном числе нет противоположностей, поэтому и нет совершенства.

Каждый предмет, взятый отдельно, является несовершенным, только соединив воедино несовершенные объекты, можно достичь гармонии.

Учение о Вселенной

Пифагор пытался объяснить происхождение и устройство Вселенной. Благодаря постоянным занятиям математикой и созерцанию звезд пифагорейцы дали описание Вселенной, которое было наиболее близко к истине. Хотя их идеи о том, как появился мир, были на удивление фантастическими.

Пифагорейцы считали, что сначала в центре образовался огонь, он породил богов, и пифагорейцы назвали его монадой, то есть первым. Пифагор считал, что этот огонь породил и другие небесные тела. Он был центром Вселенной, той силой, что сохраняла порядок.

Размышления о переселении душ

Философия Пифагора и пифагорейцев была направлена и на создание религиозного учения о переселении душ. Во Вселенной присутствует гармония, она должна быть и в человеке, и в государстве. Поэтому человек должен стремиться именно к гармонии, подводить под нее все противоречивые стремления своей души, брать верх над инстинктами и животной страстью.

Пифагор считал, что душа, соединенная с телом, несет таким образом наказание за свои прошлые прегрешения. Она погребена в теле, словно в темнице, и не может его сбросить. Но и не хочет, она любит тело по определению. Ведь только благодаря телу душа получает впечатления, а освободившись, будет вести бестелесную жизнь в лучшем мире. В мире порядка и гармонии. Но попасть в него душа сможет только в том случае, когда обретет гармонию в себе, достигнет благодетели и чистоты.

Нечистая и негармоничная душа не попадет в это царство, она вернется в землю для последующих перерождений, для странствий в телах людей и животных.

В чем-то учения Пифагора и школы пифагореизма были схожи с восточными идеями, где считалось, что земная жизнь - это время очищения и подготовки к будущей жизни. Считалось, что Пифагор умел узнавать в телах души, с которыми был знаком ранее и он помнил свои прежние воплощения. Он говорил, что сейчас проживает свое пятое воплощение.

Согласно учениям пифагорейцев, бестелесные души были духами, так называемыми демонами, которые существовали в воздухе и под землей. Именно от них пифагорейцы получали откровения и пророчества.

Милетская школа

Часто упоминается о Пифагоре и пифагорейцах в Милетской школе. Это философская школа, которую основал Фалес в Милете (греческая колония в Малой Азии). Философы, которые входили в состав Милетской школы, были родоначальниками становления и развития греческой науки. Здесь были созданы базовые основы астрономии, географии, математики и физики. Они были первыми, кто ввел в обиход научную терминологию, первыми стали писать прозой.

Представители Милетской школы рассматривали мир как единое воодушевленное целое. Они не видели принципиального различия между психическим и физическим, живым и мертвым. Считалось, что неодушевленные предметы просто имеют меньшую степень одушевленности.

К этим идеям причислили и наработки Платона - мыслителя, который создал первую в мире философскую школу. Учеников Пифагора легко можно было узнать по внешнему облику и благородному поведению. Но это было только для вида, так сказать, результат взглядов философских учений. Пифагорейцы хотели очистить свою душу, чтобы попасть в мир вечной гармонии, а своим благодетельным намерениям нужно было соответствовать и внешне.

Он не был мудр

Однажды Пифагор сказал, что он ни капли не мудр, поскольку мудрым является только Бог, он просто человек, который любит мудрость и стремится к ней. Мыслитель часто задавался вопросом о том, что такое человек. Неужели это тот, кто много спит, много ест и мало думает? Достойно ли это человека? Вовсе нет.

Пифагорейцы создали математику как науку. Добавить к арбузу арбуз могли еще вавилоняне, пифагорейцы выделили числа и отношения между ними как самостоятельный предмет. Они отбросили арбузы, добавили философию и немного живого воображения.

1. Первоосновой мира является число. Оно управляет материальной и духовной сферами, нравственностью . “Бог – это число чисел”, – говорил философ. Он является создателем нумерологии. Он известен как выдающийся математик. Каждая цифра несет сакральный смысл . Единица – это символ единства бытия и мира. Двойка олицетворяет полярность (свет и тьма, жизнь и смерть и т. д.). Тройка – самое совершенное число – олицетворяет полноту, гармонию. Семерка – символ божественного, сила свершения, судьбы, которая правит миром.

2. Пифагор учил о переселении душ (метемпсихоз ). Рассказывал ближайшим ученикам о своих воплощениях.

3. Учил не причинять зло . Был вегетарианцем.

4. Землю считал центром Космоса (геоцентризм ).

5. Счастье – в приобщении к Божественному, т.е. в занятии числами.

6. Музыку считал путем к пониманию Божественного. Ввел термин “музыка сфер”.

Гераклит Эфесский (535 –475 гг. до н. э.) - выходец из Малой Азии, отпрыск царского рода. За сложность изложения своих мыслей был назван “темным”. Иногда его называли плачущим философом, т. к. он считал, что все деяния людей достойны слез. Его раздражала примитивность и нежелание людей жить только текущими нуждами. Но эфесцы все же почитали его мудрецом. Однажды они пришли к нему с просьбой составить для них законы, по которым они согласятся жить. Гераклит обозвал их негодяями и продолжил игру в кости, говоря, что это лучше, чем управлять их государством. Разуверившись в людях, он удалился в горы, где и жил отшельником.

Основные идеи Гераклита изложены в труде “О природе”.

1. Огонь – первоначало, которое управляется Логосом (Логос – верховный разум, закон ). В “Авесте”, влияние которой ощутимо в учении философа, огонь – сын Ахура – Мазда имеет 4 формы:

Первая форма – огонь из скал и других естественных источников. Вторая форма – огонь в телах людей, животных. Третья форма – огонь в земле, растениях (он есть причина произрастания). Четвертая форма – огонь в облаках, огонь, который мы употребляем в повседневной жизни. Гераклит первым использовал термин “космос” – “порядок”. Первоначально он использовался при государственных делах, а также обозначал убранство женщины (косметика). Гераклит использует этот термин в философском ключе.

2. Философ выдвигает диалектическую идею о мировых процессах как борьбе противоположностей . Борьба, по его мнению – это способ достижения гармонии, способ существования всего : “Война – отец всего”. Движение, изменение, борьба не прекращаются ни на мгновение: “В ту же реку дважды не войдешь”, “Все течет, все изменяется”. Сторонники гераклитовой диалектики получили название “текучих”, а противников стали называть “неподвижными” .


3. Говоря о познании , Гераклит выделял 2 вида: чувственное и логическое.

4. Речь философа многозначительна. Он часто использует игру слов, каламбуры: “Присутствуя, отсутствует” (о тех, кто слушает, но не понимает). “Человеческие мысли – детские игры”. “Один по мне 1000, если он наилучший”.

В 6 – 5 веках до н. э в Малой Азии прославился Анаксагор . Он организовал школу, где преподавал свое учение.

1. Выдвинул идею превращения одних вещей в другие .

2. Мельчайшие частицы гомеомерии приводятся в движение Нусом (Ум). Нус созидает из хаоса космос, дает начало познанию.

Выдающимся мыслителем древности является Демокрит (5 век до н. э.) – смеющийся философ.

1. Бытие состоит из мельчайших частиц атомов (“неделимый”) и из пустоты . Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все процессы и явления . Постичь атомы чувственно невозможно, но они осознаются разумом.

2. Души людей и богов состоят из атомов. Боги и люди смертны.

3. Существует множество различных миров .

4. Познание бывает 2 видов: чувственное (темное) и рассудочное (истинное).

5. Цель жизни – достижение счастья , а оно возможно при разумном удовлетворении потребностей.

Известно, что философ специально притупил свое зрение, т. к. считал, что оно мешает истинному видению.

Пифагор, родившийся около 580-570 до Р. Х. на острове Самосе, сын резчика драгоценных камней или купца Мнесарха, был человек, одаренный замечательною физическою красотою и великою силою ума.

В дошедших до нас известиях его жизнь облечена мифическим и мистическим туманом. В молодости Пифагор усердно занимался математикой, геометрией и музыкой; по словам Гераклита , не было человека, который столько и с таким успехом трудился для исследования истины и приобрел такие обширные знания. Есть известие, что он учился философии у Ферекида. Для расширения своих знаний, Пифагор долго путешествовал: жил в европейской Греции, на Крите, в Египте; предание говорит, что жрецы египетского религиозного центра, Гелиополя, посвятили его в таинства своей мудрости.

Пифагор. Бюст в Капитолийском музее, Рим. Автор фото - Galilea

Когда Пифагору было около 50 лет, он переселился с Самоса в южноиталийский город Кротон , чтобы заняться там практическою деятельностью, для которой не было простора на Самосе, подпавшем под владычество тирана Поликрата . Граждане Кротона были мужественные люди, не поддававшиеся соблазнам роскоши и сладострастной изнеженности, любившие заниматься гимнастикой, крепкие телом, деятельные, стремившиеся прославлять себя храбрыми подвигами. Их образ жизни был простой, нравы их были строги. Пифагор скоро приобрел между ними много слушателей, друзей, приверженцев своим учением, проповедовавшим самообладание, направленным к стройному развитию душевных и физических сил человека, своею величественною наружностью, импонирующими манерами, чистотою своей жизни, своею воздержностью: он ел только мед, овощи, фрукты, хлеб. Подобно ионийским философам (Фалесу , Анаксимандру и Анаксимену), Пифагор занимался исследованиями о природе, об устройстве вселенной, но шел в своих исследованиях другим путем, изучал количественные отношения между предметами, старался формулировать их цифрами. Поселившись в дорийском городе, Пифагор дал своей деятельности дорийское, практическое направление. Та система философии, которая называется пифагорейской , была выработана, по всей вероятности, не им самим, а его учениками – пифагорейцами. Но основные её мысли принадлежат ему. Уже сам Пифагор находил таинственный смысл в числах и фигурах, говорил, что «число составляет сущность вещей; сущность предмета – число его », ставил гармонию верховным законом физического мира и нравственного порядка. Есть легенда, что он принес гекатомбу богам, когда открыл геометрическую теорему, которая называется его именем: «в прямоугольном, треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».

Пифагор и школа пифагорейцев делали смелые, хотя во многом фантастические попытки объяснить устройство вселенной. Они полагали, что все небесные тела и в том числе сама земля, имеющая шарообразную форму, и другая планета, которую они называли противоположною земле, движутся по круговым орбитам около центрального огня, от которого получают жизнь, свет и теплоту. Пифагорейцы считали, что орбиты планет находятся между собою в пропорциях, соответствующих интервалам тонов семиструнной кифары и что из этой пропорциональности расстояний и времен обращения планет возникает гармония вселенной; целью жизни человека они ставили то, чтобы душа приобретала гармоническое настроение, посредством которого она делается достойной возвратиться в область вечного порядка, к богу света и гармонии.

Философия Пифагора скоро получила в Кротоне практическое направление. Слава его мудрости привлекла к нему много учеников, и он образовал из них пи фагорейский союз , члены которого были возводимы к чистоте жизни и к соблюдению всех нравственных законов» религиозными обрядами посвящения, нравственными заповедями и принятием особенных обычаев.

По дошедшим до нас преданиям о союзе пифагорейцев, он был религиозно-политическим обществом, состоявшим из двух классов. Высшим классом пифагорейского союза были Эзотерики, число которых не могло превышать 300; они были посвящены в тайные учения союза и знали окончательные цели его стремлений; низший класс союза составляли Экзотерики, непосвященные в таинства. Принятию в разряд пифагорейцев-Эзотериков предшествовало строгое испытание жизни и характера ученика; во время этого испытания он должен был хранить молчание, исследовать свое сердце, трудиться, повиноваться; должен был приучать себя к отречению от житейской суеты, к аскетизму. Все члены пифагорейского союза вели умеренный, нравственно-строгий образ жизни по установленным правилам. Они собирались заниматься гимнастическими упражнениями и умственными трудами; обедали вместе, не ели мяса, не пили вина, совершали особенные богослужебные обряды; имели символические изречения и знаки, но которым узнавали друг друга; носили льняную одежду особенного покроя. Есть предание, что в школе пифагорейцев была введена общность имущества, но, кажется, что это – вымысел позднейших времен. Баснословные прикрасы, которыми затуманены известия о жизни Пифагора, распространяются и на союз, основанный им. Недостойные члены были позорным образом исключаемы из союза. Нравственные заповеди союза и правила жизни для его членов были изложены в «Золотых изречениях» Пифагора, имевших, вероятно, символический и загадочный характер. Члены пифагорейского союза были преданы своему учителю с таким благоговением, что слова: «он сам сказал» считались несомненным доказательством истины. Одушевленные любовью к добродетели, пифагорейцы составляли братство, в котором личность человека была совершенно подчинена целям общества.

Основаниями пифагорейской философии были число и гармония , понятия о которых совпадали для пифагорейцев с идеями закона и порядка. Нравственные заповеди их союза имели своею целью водворить в жизни закон и гармонию, потому они усиленно занимались математикой и музыкой, как наилучшими средствами для доставления душе спокойного, гармонического настроения, которое было для них высшею целью воспитания и развития; усердно занимались гимнастикой и медициной, чтобы доставлять телу силу и здоровье. Эти правила Пифагора и торжественное служение Аполлону , богу чистоты и гармонии, соответствовали общим понятиям греческого народа, идеалом которого был «красивый и добрый человек», а в частности они соответствовали господствующему направлению граждан Кротона, которые издавна славились как атлеты и врачи. Пифагорейские нравственные и религиозные учения имели в себе много подробностей, странно противоречивших претензии пифагоровой системы на математическую основательность; но энергичное, глубокое стремление пифагорейцев найти «объединяющую связь», «закон вселенной», привести жизнь человека в гармонию с жизнью вселенной, имело в практическом отношении благотворные результаты.

Члены школы пифагорейцев строго исполняли обязанности, которые были предписаны им «золотыми изречениями» учителя; они не только проповедовали, но и на деле соблюдали благочестие, почтительность и признательность к родителям и благодетелям, покорность закону и начальству, верность дружбе и браку, верность данному слову, воздержность в наслаждениях, умеренность во всем, кротость, справедливость и другие добродетели. Пифагорейцы всеми силами старались обуздывать свои страсти, подавлять в себе все нечистые побуждения, «охранять в душе гармоническое спокойствие; они были друзьями порядка и закона. Они держали себя миролюбиво, рассудительно, старались избегать всяких поступков и слов, нарушающих общественную тишину; по их манерам, по тону разговора было видно, что они люди, пользующиеся невозмутимым душевным миром. Блаженное сознание ненарушимости душевного спокойствия составляло счастье, к которому стремился пифагореец. В конце вечера, готовясь лечь спать, пифагореец был обязан играть на кифаре, чтобы звуки её дали душе гармоническое настроение.

Гимн пифагорейцев солнцу. Художник Ф. Бронников, 1869

Само собою разумеется, союз, к которому принадлежали благороднейшие и влиятельнейшие люди Кротона и других греческих городов южной Италии, не мог не иметь влияния на общественную жизнь, на государственные дела; по понятиям греков, достоинство человека состояло в его гражданской деятельности. И действительно мы находим, что не только в Кротоне, но и в Локрах , Метапонте, Таренте и в других городах члены школы пифагорейцев приобрели влияние на управление государственными делами, что в собраниях правительственного совета они обыкновенно имели преобладание благодаря тому, что действовали единодушно. Пифагорейский союз, будучи религиозно-нравственным обществом, был вместе с тем политическим клубом (гетерией ); у них был систематический образ мыслей по вопросам внутренней политики; они образовали полную политическую партию. По характеру учения Пифагора, эта партия была строго аристократическая; они хотели, чтобы владычествовала аристократия , но аристократия образованности, а не знатности. Стремясь преобразовать государственные учреждения по своим понятиям, оттеснить от управления старинные знатные фамилии и не допустить до участия в управлении демократию , требовавшую политических нрав, они навлекли на себя вражду и знатных родов и демократов. Кажется, впрочем, что сопротивление со стороны аристократов было не очень упорно, отчасти потому, что учение пифагорейцев само имело аристократическое направление, отчасти потому, что почти все пифагорейцы принадлежали к аристократическим фамилиям; впрочем Килон, ставший вождем их противников, был аристократ.

Демократическая партия сильно ненавидела пифагорейцев за их надменность. Гордясь своей образованностью, своей новой философией, показывавшею им небесные и земные дела не в том свете, в каком представлялись они по народному верованию. Гордясь своими добродетелями и своим саном посвященных в таинства, они презирали толпу, принимающую «призрак» за истину, раздражали народ тем, что чуждались его и говорили на таинственном языке, непонятном ему. До нас дошли изречения, приписываемые Пифагору; быть может, они и не принадлежат ему самому, но в них высказывается дух пифагорейского союза: «Делай то, что считаешь хорошим, хотя бы это подвергало тебя опасности изгнания; толпа не способна правильно судить о благородных людях; презирай же её похвалу, презирай её порицание. Уважай своих братьев как богов, а других людей считай презренной чернью. Непримиримо веди борьбу с демократами».

При таком образе мыслей пифагорейцев неизбежна была их гибель как политической партии. Разрушение города Сибариса имело последствием катастрофу, уничтожившую пифагорейский союз . Дома их общественных собраний повсюду были сожжены, сами они были убиты, или изгнаны. Но учение Пифагора сохранилось. Отчасти по своему внутреннему достоинству, отчасти по склонности людей к таинственному и чудесному, оно имело приверженцев и в позднейшие времена. Знаменитейшие из пифагорейцев следующих столетий были Филолай и Архит , современники Сократа , и Лисис, учитель великого фиванского полководца Эпаминонда .

Пифагор умер около 500 года; предание говорит, что он дожил до 84 лет. Приверженцы его учения считали его святым человеком, чудотворцем. Фантастичность мыслей пифагорейцев, их символический язык и странные выражения подавали повод аттическим комикам смеяться над ними; вообще они доводили до крайности щегольство ученостью, за которое Гераклит осуждал Пифагора. Их чудесные рассказы о Пифагоре облекли его жизнь мифическим туманом; все известия о его личности и деятельности искажены баснословными преувеличениями.

Религиозные верования пифагорейцев не более, как нити, которые связывают это учение с Востоком. Нити эти начинаются и кончаются узлами и узлы эти распутать трудно, если только не невозможно. Действительно ли Пифагор проник в тайны египетских жрецов и оттуда ли вынес он свое убеждение, что тело – могила души, а такжеверу в бессмертие душ, в суд над ними и их переселение? Был ли основатель великого греческого учения в Вавилоне и не под влиянием ли Зенд-Авесты перенес в Грецию совершение бескровных жертв? Проник ли он в Индию и ни заимствовал ли теорию зрения у брахманов ? Путешествия Пифагора один из коньков исследователей Востока и предмет нападок для всех тех, которые отрицают самобытность греческой философии. Желая отрицать заимствования, исследователи эти отрицают обыкновенно и сами путешествия.

Нет ничего невозможного в том, что торговые дела отца могли заставить Пифагора предпринять путешествия в Египет, Вавилон и даже Индию, однако он мог вынести свои религиозные верования и из иного источника. А именно: приписываемое Пифагору учение о бессмертии души встречается уже у Гесиода , и другими чертами, характеризующими его верования, запечатлены орфические теогонии . Геродот упоминает о египетском происхождении орфических и пифагорейских мистерий (II, 49, 81, 123). Но были ли эти элементы занесены в пифагорейство непосредственно или же через посредство орфиков, решить и трудно и несущественно. Одинаково труден и несущественен вопрос, был ли Пифагор учеником Ферекида – автора одной из теогоний, и не оттуда ли заимствовал он учение о переселении душ в демонов. Невероятно то, что он был учеником милетского философа Анаксимандра , хотя между этими учениями и существует известная связь.

Но важность учения Пифагора заключается не в религиозных верованиях. Смысл его составляет глубокое философское мировоззрение.

Пифагору в числе других (чуть ли не 20-ти) сочинений приписываются и Золотые стихи, где встречается немало мыслей, вошедших в поговорку, и других более глубоких, но менее известных вроде того, что «помогай тому, кто несет свою ношу, а не тому, кто сбирается ее сбросить», «ценность статуи заключается в её форме, достоинство человека в его поступках». Идеалом Пифагора и было богоподобие и, согласно его учению, для того, чтобы сделаться Богом, надо было стать сначала человеком. Учение Пифагора обладало всеми чертами яркой этической теории.

Обаятельна личность Кротонского мудреца. В рассказах о нём Пифагор окружен ореолом красоты, красноречия и глубокомыслия. По словам источников, «он никогда не смеялся». Его биография покрыта туманной дымкою: рождение между 580 и 570 гг. до Р. Х., переселение с острова Самоса (у берегов Малой Азии) в южноиталийскую колонию Кротон между 540 и 530 гг., потом бегство в соседний Метапонт и смерть в преклонных годах. Это все, что мы знаем о Пифагоре положительного.

Пифагорейское учение о вселенной

Подобно ионийским мудрецам , пифагорейская школа старалась объяснить происхождение и устройство вселенной. Благодаря своим усердным занятиям математикою, философы-пифагорейцы составили себе об устройстве мира понятия, более близкие к истине, чем у других древнегреческих астрономов. Понятия их о происхождении вселенной были фантастичны. Пифагорейцы говорили о нем так: в центре вселенной образовался «центральный огонь»; они называли его монадой, «единицею», потому что он – «первое небесное тело». Он – «мать богов» (небесных тел), Гестия , очаг вселенной, жертвенник вселенной, страж её, жилище Зевса , престол его. Действием этого огня, согласно мнению пифагорейской школы, созданы другие небесные тела; он – центр силы, сохраняющей порядок вселенной. Он притягивал к себе ближайшие части «беспредельного», то есть ближайшие части вещества, находящегося в беспредельном пространстве; постепенно расширяясь, действие этой силы его, вводившей беспредельное в пределы, дало устройство вселенной.

Около центрального огня вращаются, по направлению с запада на восток, десять небесных тел; самое отдаленное из них – сфера неподвижных звезд, которую пифагорейская школа считала одним сплошным целым. Ближайшие к центральному огню небесные тела – это планеты; их пять. Далее их от него расположены, по пифагорейской космогонии, солнце, луна, земля и небесное тело, составляющее противоположность земле, антихтон, «противоземля». Оболочку вселенной составляет «огонь окружности», который надобен был пифагорейцам для того, чтобы окружность вселенной гармонировала с центром её. Центральный огонь пифагорейцев, центр вселенной, составляет основание порядка в ней; он норма всего, связь всего в ней. Земля вращается около центрального огня; форма её шарообразна; жить можно только на верхней половине её окружности. Пифагорейцы полагали, что и она и другие тела движутся по круговым путям. Солнце и луна, шары, состоящие из вещества, подобного стеклу, получают свет и теплоту от центрального огня и передают земле. Она вращается ближе к нему, чем они, но между ним и нею вращается противоземля, имеющая тот же путь и такой же период своего круговращения, как она; потому-то центральный огонь постоянно закрыт этим телом от земли и не может давать свет и теплоту прямо ей. Когда земля в своем дневном круговращении находится на той же стороне от центрального огня, как солнце, то на земле день, а когда солнце и она на разных сторонах, то на земле ночь. Путь земли находится в наклонном положении относительно пути солнца; этим правильным своим сведением пифагорейская школа объясняла смену времен года; кроме того, если бы путь солнца не был наклонным относительно пути земли, то земля при каждом своем ежедневном круговращении проходила бы прямо между солнцем и центральным огнем и каждый день производила бы солнечное затмение. Но при наклонности её пути относительно путей солнца и луны, она лишь изредка бывает на прямой линии между центральным огнем и этими телами, и закрывая их своею тенью, производит их затмения.

В пифагорейской философии считалось, что небесные тела подобны земле, и как она, окружены воздухом. На луне есть и растения и животные; они гораздо больше ростом и прекраснее, чем на земле. Время обращения небесных тел около центрального огня определяется величиною проходимых ими кругов. Земля и противоземля обходят свои круговые пути в сутки, а луне нужно на это 30 дней, солнцу, Венере и Меркурию нужен целый год, и т. д., а звездное небо совершает свой круговой оборот в период, продолжительность которого не определялась пифагорейской школой точно, но составляла тысячи лет, и который назывался «великим годом». Неизменная правильность этих движений обусловливается действием чисел; потому число – верховный закон устройства вселенной, сила, правящая ею. А пропорциональность чисел – гармония; потому правильное движение небесных тел должно создавать гармонию звуков.

Гармония сфер

На этом было основано учение пифагорейской философии о гармонии сфер; оно говорило, что «небесные тела своим вращением около центра производят ряд тонов, сочетание которых составляет октаву, гармонию»; но человеческое ухо не слышит этой гармонии, как и человеческий глаз не видит центрального огня. Гармонию сфер слышал только один из всех смертных, Пифагор. При всей фантастичности своих подробностей, учение пифагорейской школы об устройстве вселенной составляет, по сравнению с понятиями прежних философов, большой астрономический прогресс. Прежде, суточный ход перемен объясняли движением солнца около земли; пифагорейцы стали объяснять его движением самой земли; от их понятия о характере её суточного круговращения легко было перейти к понятию, что она вращается около своей оси. Надо было только отбросить фантастический элемент, и получалась истина: противоземля оказывалась западным полушарием земного шара, центральный огонь оказывался находящимся в центре земного шара, вращение земли около центрального огня превращалось в круговращение земли около оси.

Пифагорейское учение о переселении душ

Учение о числах, о сочетании противоположностей, заменяющем беспорядок гармонией, служило в пифагорейской школе философии основанием и для системы нравственных и религиозных обязанностей. Как во вселенной владычествует гармония, так должна владычествовать она в индивидуальной и в государственной жизни людей: единство и тут должно господствовать над всеми разнородностями, нечетный, мужской элемент, над четным, женским, спокойствие над движением. Потому первая обязанность человека – подводить под гармонию все противоположные одни другим влечения души, подчинять инстинкты и страсти владычеству разума. По пифагорейской философии, душа соединена с телом и наказание за грехи, погребена в нём, как в темнице. Потому она не должна самовластно освобождаться от него. Она и любит его, пока соединена с ним, потому что получает впечатления только посредством чувств тела. Освободившись от него, она ведет бестелесную жизнь в лучшем мире.

Но в этот лучший мир порядка и гармонии душа, согласно учению пифагорейской школы, вступает лишь в том случае, если она установила в себе гармонию, если сделала себя достойной блаженства добродетелью и чистотою. Негармоничная и нечистая душа не может быть принята в царство света и вечной гармонии, которым правит Аполлон ; она должна возвратиться на землю для нового странствования по телам животных и людей. Итак, пифагорейская школа философии имела понятия, сходные с восточными. Она считала, что земная жизнь – время очищения и подготовки и будущей жизни; нечистые души удлиняют для себя этот период наказания, должны подвергаться возрождениям. Средствами приготовить душу к возвращению в лучший мир служат, согласно пифагорейцам, такие же правила очищения и воздержания, как в индийской , персидской и египетской религиях . У них, как и у восточных жрецов, необходимыми пособиями дли человека на пути земной жизни были заповеди о том, какие формальности нужно исполнять в разных житейских случаях, какую пищу можно есть, от какой следует воздерживаться. По взглядам пифагорейской школы, человек должен молиться богам в белой льняной одежде, и хоронить его надо тоже в такой одежде. Подобных правил у пифагорейцев было много.

Давая такие заповеди, Пифагор сообразовался с народными верованиями и обычаями. Греческий народ не был чужд религиозной формалистики. Греки имели обряды очищения, и у их простолюдинов было много суеверных правил. Вообще Пифагор и его философская школа не противоречили народной религии так резко, как другие философы. Они только старались очистить народные понятия и говорили о единстве божественной силы. Аполлон, бог чистого света, дающий миру теплоту и жизнь, бог чистой жизни и вечных гармонии, был единственным богом, которому пифагорейцы молились и приносили свои бескровные жертвы. Они служили ему, одевшись в чистое платье, омыв тело и озаботившись очистить свои помышления; во славу ему пели они свои песни с аккомпанементом музыки и совершали торжественные процессии.

Из пифагорейского царства Аполлона было исключено все нечистое, негармоническое, беспорядочное; человек, который был на земле безнравственным, несправедливым, нечестивым, не получит доступа в это царство; он будет возрождаться в телах разных животных и людей, пока этим процессом очищения достигнет непорочности и гармонии. Чтобы сократить странствования души по разным телам, пифагорейская философия изобрела священные, таинственные обряды («оргии»), которыми улучшается судьба души по смерти человека, доставляется ей вечное спокойствие в царстве гармонии.

Последователи Пифагора говорили, что он сам был одарен способностью узнавать в новых телах те души, которые знал прежде, и что он помнил все свое прошедшее существование в разных телах. Однажды в Аргосском арсенале, взглянув на один из находившихся там щитов, Пифагор заплакал: он вспомнил, что он носил этот щит, когда сражался против осаждавших Трою ахейцев ; он был тогда тем Эвфорбом, которого убил Менелай в бое между троянцами и ахейцами за тело Патрокла . Та жизнь, в которой он был философом Пифагором, была пятая жизнь его на земле. Бестелесные души, по учению пифагорейской философии, – духи («демоны»), живущие или под землею, или в воздушном пространстве и довольно часто вступающие в сношения с людьми. От них получали пифагорейская школа свои откровения и пророчества. Однажды Пифагор, при своем посещении царства Аида , видел, что души Гомера и Гесиода подвергаются там тяжким мучениям за свои обидные вымыслы о богах.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва