Экологическое богословие церкви. В РПЦ совершат молебен «О сохранении творения Божия Молитва о сохранении творения божия
Сергей Галушкин
В воскресный день 6 сентября в нашем храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» после Божественной Литургии впервые состоялось особое «Молебное пение о сохранении творения Божьего ». Священнослужители возносили молитвы о творении Божием и о человеке, который должен трепетно и ответственно относиться к врученному ему Богом тварному миру. Чин данного молебного пения, который был утвержден на заседании Священного Синода от 13 июля 2015 года, отныне будет ежегодно совершаться во всех храмах в первое воскресенье сентября.
Казалось бы, какое отношение Церковь имеет к вопросам экологии? На самом деле прямое. Цель данного молебна – напомнить верующим о том, что нас с вами окружает не просто природа, которой пользуется человек по своему усмотрению, а творение Божие , к которому мы должны относиться с ответственностью и перед Богом, и перед будущими поколениями.
Русская Православная Церковь не впервые обращается к вопросам экологии. В конце XX начале XXI столетий об этом был принят целый ряд церковных документов. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви », принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей », в котором тема экологии особо освещается. В этом документе, в частности, указывается:
В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее (в Константинопольском Патриархате) день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них.
Господи , Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.
Молитва из Чина молебного пения о сохранении творения Божия.
После молебного пения к прихожанам обратился настоятель храма протоиерей Алексий Гирич . В своей проповеди он призвал задуматься на тем, как и чем мы живем, как относимся друг к другу и наипаче к Богом созданному миру и к природе, окружающей нас. «Сегодня, говорит протоиерей Алексей, с каждым днем все больше заметно, как неразумно мы обращаемся с тем драгоценным Даром, который вручил нам Господь и без которого невозможна наша жизнь. Мир вокруг нас катастрофически меняется. Глобальное потепление, загрязнение атмосферы, почвы и воды, нарушенная экология, исчезающие виды животных и растений, нещадно и неразумно используемые природные ресурсы, опасное воздействие, прямое и косвенное, на генетический код, новые страшные антропогенные заболевания вот далеко не полный список бед, которые человечество навлекает само на себя. И первая причина этих несчастий в забвении Заповедей Божиих, то есть в наших грехах. Первое страшное изменение произошло с Миром в результате грехопадения человека, о котором нам повествует Священное Писание, грехопадение, от которого пострадал не только человек, но и весь окружающий его мир. А сегодня своими грехами и небрежением к Божиим Заповедям мы продолжаем усугублять свое положение. Здесь и пагубное воздействие на природу, и стремление к наживе, ведущее к варварскому истреблению природных ресурсов, войнам, насилию и обману, и потеря ценностных ориентиров, ведущая не только к укоренению безнравственности, распущенности, вседозволенности, но и, в конечном счете, к потере традиционных ценностей, в том числе семейных, и постепенному вымиранию целых народов. И единственное, что может помочь человеку восстановить гармонию в мире и в себе это внимательное отношение к своему внутреннему миру и бережное, разумное, с сыновней благодарностью к Богу пользование природой, которую так премудро и благолепно устроил Господь, призвав нас стать продолжателями Его дела: возделывать этот цветущий сад, благоустраивать и благоукрашать мир вокруг себя: свою семью, свой дом, свою улицу, свое предприятие, свой город, свою страну, природу и весь Мир».
Человек делатель, сотворец в сотворенном Богом мире, он призван сохранять его. Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: « Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих » (Пс. 91:5).
Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, которое состоялось 13 июля 2015 года, определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия , который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию - окружающему миру. В конце XX - начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви к вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».
Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.
Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.
Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата - 1 сентября - в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.
2 Сентября 2018
Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге установил () день особой молитвы о Божием творении, сообщает Патриархия.ru.
Члены Синода утвердили представленный Синодальной богослужебной комиссии чин молебного пения о сохранении творения Божия , который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.
Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября Синод постановил посвящать проповедь заботе о Божием творении.
Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию — окружающему миру. В конце XX — начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви по вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».
Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.
Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.
Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата — 1 сентября — в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божи
Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге установил (журнал № 41) день особой молитвы о Божием творении.
Члены Синода утвердили представленный Синодальной богослужебной комиссии чин молебного пения о сохранении творения Божия , который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.
Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября Синод постановил посвящать проповедь заботе о Божием творении.
Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию - окружающему миру. В конце XX - начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви по вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».
Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.
Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.
Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата - 1 сентября - в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.
Б лагословен Бог наш:
Ц арю Небесный:
Трисвятое по О тче наш:
Псалом 103-й.
Б ог Господь: глас 6:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/ всякаго бо ответа недоумеюще,/ сию Ти молитву, яко Владыце,/ грешнии, приносим, помилуй нас.
Иже древле в Вавилоне гордыя языки поразивый, Господи,/ праведнаго Твоего прещения избави ны./ Пощади грешныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию;/ не предаждь нас погибели от дел рук наших,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови погибающим:/ Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
И ныне, Богородичен:
М илосердия двери отверзи нам,/ Благословенная Богородице,/ надеющиися на Тя, да не погибнем,/ но да избавимся Тобою от бед,/ Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Прокимен, глас 1: Б уди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Г осподи, услыши молитву мою, и вопль мой. Апостол к Римляном, зачало 98 (глава 8, 22-27). А ллилуиа, глас 4: Б оже, ущедри ны и благослови ны. Стих: П росвети лице Твое на ны, и помилуй ны.
Евангелие от Матфеа, зачало 100.
П омилуй нас, Боже:
Е ще молимся о Великом Господине:
Е ще молимся о богохранимей стране нашей:
С отворивый мир и вся, яже в нем, Господи, приими покаяние наше и во время потребно посли земли дождь и благорастворение воздухов, умири стихии, да грех наших ради не мучается и страждет тварь, молимтися, услыши и милостивно помилуй.
Д елом гордых противящийся, Господи, дела рук наших исправи, да не обратятся на главы наша и не погубят ны беды и напасти, но призри на смирение наше и низпосли благодать и мир, молимтися услыши и милостивно помилуй.
Д а не страждет лихоимств и беззаконий ради наших творение Твое, Господи, но да сохранится неврежденно от всех навет вражиих, молимтися, услыши и помилуй.
Е ще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися услыши и помилуй.
У слыши ны, Боже:
Молитва о благостоянии мира
Б лагословен еси, Господи, Боже Вседержителю, сотворивый небо и землю со всею лепотою их, просветивый день светом солнечным и нощь уяснивый зарями огненными, всякия твари Творче, создавый от земли человека, отпавшаго же и предавшаго Тя, наздавый паки Честною Кровию Единороднаго Сына Твоего!
Призри с Небесе, Боже, и виждь, яко сетует земля, и древеса и былие изчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие живущих на ней. Сего ради в покаянии припадаем и вопием Ти, да не погубиши мир Твой и нас со беззаконьми нашими, но даруй обращение безумным сыном человеческим и спасение им и твари им покоренной.
Благословен еси, Господи, потопом омывый при Ное грех человеческий! Даруй нам потоки слезныя и омовение скверн наших, да обратимся от злых дел, хищений и неправд наших, во еже хранити достояние Твое.
Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, при Лоте попаливый мерзости Содомския и Гоморрския и очистивый Землю Обетованную от скверн их! Даруй исправление извращенным и стропотным умам и сердцем человеческим, да познают путь Твой.
Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Иже пришествием Возлюбленнаго Сына Твоего обновивый и очистивый всю тварь! Даруй, да уверуют людие всем сердцем и прославят Тя и Единороднаго Сына Твоего и Утешителя Духа Святаго, да человеки и стихиями и всею тварию славится пречестное и великолепое Имя Святыя Троицы во веки веков. А минь.
Ина молитва
Г осподи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.
Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.
Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. А минь.
П ремудрость.
П ресвятая Богородице, спаси нас.
Ч естнейшую Херувим:
Прочая и обычный (малый) отпуст.
В прошлое воскресенье в храмах Русской Православной Церкви, впервые был совершен Чин молебного пения о сохранении творения Божия. Отныне, согласно решению Священного Синода РПЦ, он будет совершаться ежегодно, каждое первое воскресенье сентября.
В целом ряде фундаментальных церковных документов, таких как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», по сути, сформулированы положения экологического богословия Православия. Утвержденный прошлым летом Чин молебного пения о сохранении творения Божия является молитвенным выражением этого богословия.
В молитвословиях, Апостольском и Евангельском чтениях Чина обращают на себя внимание следующие истины.
Мы живем в прекрасном, удивительном, и одновременно, страшном, уродливом мире. Все прекрасное и удивительное в нем – от Бога-Творца. Все страшное и уродливое – от человека, от нас с вами. Бог создал мир и человека «добрым зело», совершенным, без изъяна и порока. В первозданном творении не было ни страданий, ни тления, ни смерти.
Злоупотребив своей свободной волей, человек осквернил себя грехом, нарушением заповеди Божией, отпал от Творца и ввергнул себя и связанный со своим телом мир в пучину страданий, тления и смерти. Можно сказать, что это была первая экологическая катастрофа, совершенная прародителями человеческого рода. Последующие поколения людей лишь усугубили ее.
Экологические проблемы, муки и страдания твари, являются прямыми следствиями человеческих грехов и страстей. Чем больше человек грешит, тем больше страдает и он сам, и окружающий его мир. Чем сильнее его греховные страсти, тем сложнее, глубже, масштабнее экологические проблемы универсума. Таким образом, между нашими грехами и экологической ситуацией существует отношение прямой пропорциональной зависимости.
Путь решения экологических проблем главным образом лежит в сфере нравственности. Без нравственного изменения человека и общества, даже при наличии самых совершенных технологических средств, экологические проблемы будут лишь усугубляться. В свою очередь нравственное преображение человечества не возможно без религиозного обращения. Таким образом, для преодоления экологических проблем, прежде всего, необходимо обращение к Творцу, покаяние перед Ним, страх Божий. Мы должны изменить свою жизнь – встать на путь исправления и исполнения Его святых, всецело созидательных заповедей.Для сохранения творения Божия нам нужно быть с Богом, веровать, надеяться и любить своего Творца.
Подобное можно сказать и о нашем теле. Его здоровье также напрямую зависит от нравственного здоровья души, от ее греховности или праведности. Это подтверждают современная медицина и психология, подчеркивая, что подавляющее большинство телесных заболеваний коренится в психических проблемах. Таким образом, человек – это душа вселенной. Он занимает то же место в мире, оказывает такое же влияние на природу, как его собственная душа – на его тело.
«Ибо думаю, ‑ рассуждает апостол Павел, ‑ что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она,но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашого» (Рим. 8:18‑23).
Экологические проблемы имеют явное эсхатологическое измерение. Сегодня они, как никогда остро, ставят перед человечеством вопрос: «Быть или не быть?» У современных людей, ослепленных страстью потребительства и стремлением к комфорту, на этот извечный, «проклятый» вопрос нет однозначного ответа.
Христиане же знают, что, согласно Откровению Божию, в конце времен, человек доведет мир до состояния страшнейшей экологической катастрофы. Иначе и быть не может. Ведь, тогда греховность человечества достигнет максимальной степени. Когда люди окончательно отпадут от Творца, тогда творение лишится последних ресурсов существования и станет разрушаться на фундаментальном уровне. Ведь, сотворенный мир не самодостаточен, он поддерживается в своем существовании Богом через людей ‑ посредников между Ним и природой.
«Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены. И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29‑30).
Спасти вселенную от окончательного разрушения и аннигиляции сможет лишь Христос. Господь придет второй раз, во всей Своей Божественной силе и славе, чтобы окончательно спасти не только погибающее человечество, но и природу. Чтобы из обезображенного грехом, тлением и смертью человека и мира сделать нового человека, новое небо и новую землю. Тогда «Бог будет все во всем» (1Кор. 15: 28) ‑ в прекрасном, совершенном мире и праведных, святых людях. И сие буди-буди. Аминь.