Древняя латынь учить. I во всех остальных случаях


Латынь - ключ к высокому интеллекту!
Латынь - ворота в современные языки!

Хотите ли Вы знать:

Как с нуля выучить латынь?
- Как выучить латынь не выходя из дома?
- Как очень быстро выучить латынь?
- Как самостоятельно выучить латынь?
- Чем латынь может помочь в жизни и какие преимущества у людей, знающих латынь?

А может Вы хотите уже через 30 дней говорить, петь, читать на латыни?
Или возможно Вы хотите знать, как выучить латынь без репетиторов и затрат на платные курсы?

Если на эти вопросы Ваш ответ да, то видео курс Ивана Полонейчика ""Быстрый вход в латынь" или как выучить латынь быстро и самостоятельно" предназначен именно для Вас.
Изучив этот видео курс, уже через 30 дней Вы сможете читать, говорить и даже петь на латыни!

Здесь Вы можете просмотреть вступительную часть из видео курса Ивана Полонейчика ""Быстрый вход в латынь" или как выучить латынь быстро и самостоятельно":

На сегодняшний день латынь считается «мёртвым» языком. Однако у людей, знающих латынь есть множество преимуществ перед теми, которые его никогда не изучали.

В процессе записи словарей к этому курсу автор отмечал те латинские слова, которые в той или иной степени ему знакомы, которые в чём-то схожи со словами английского, немецкого, итальянского и других языков. В результате получилось, что из 500 слов курса им было отмечено 80%!

Что это значит? Естественно то, что изучение латинских слов существенно облегчит запоминание слов современных языков.

С точки зрения грамматики латынь проста, и в то же время это не грамматика русского или украинского языков. Грамматика латыни ясна и логична, и в той или иной степени она повлияла на формирование грамматики современных языков.

Вот что Вы получите, изучив латынь:

Даже слабые знания латыни помогут Вам существенно ускорить процесс овладения абсолютно всеми современными европейскими языками.

Изучить латынь можно легко и быстро, что снимет все психологические барьеры и страх перед другими языками, уберёт установку «у меня нет способностей к языкам».

Латынь – очень красивый и благозвучный язык. С точки зрения психолингвистики он положительно влияет на человека.

Ребёнок, который начал изучать иностранные языки с латыни , гораздо быстрее достигает успехов в тех же английском, немецком и т.д. Не зря во многих русских гимназиях изучают латынь.

Латынь резко повысит Вашу конкурентоспособность , так как Вы сможете применять выражения из латыни в лекциях, докладах, статьях, дипломных работах, курсовых, рефератах и т.д.

Если Вы научитесь применять латынь обыденной речи , то станете более интересным собеседником.

Знание латыни говорит о высоком интеллектуальном и культурном уровне человека.

Латынь легла в основу терминологии медицины, химии, биологии, юриспруденции, фармакологии . Знание латыни может в этих дисциплинах вывести Вас на новый уровень. Знание латыни пригодится также психологам, физикам, историкам, лингвистам, литературоведам.

А видео курс «Быстрый вход в латынь» - очень мощный и реально действующий инструмент по изучению латыни. Вы этом Вы сможете убедиться уже через короткое время.

Курс "Быстрый вход в латынь" состоит из 25-ти видео уроков и учебных материалов для изучения латыни. Содержание всех занятий изложено в отдельном файле, который Вы всегда будете иметь под рукой, воспользовавшись меню курса.

В видео курс Ивана Полонейчика
«Быстрый вход в латынь или как выучить латынь быстро и самостоятельно» вошли такие разделы:

Словарь "Мини-лекс" в текстовом и аудио вариантах:

Любой язык состоит из слов. Поэтому и начинать вхождения в язык нужно с них. Поэтому автор подготовил для Вас словарь "мини - лекс" из примерно пятисот слов.

Этого достаточно для получения в свой арсенал такой необходимый и достаточный словарный запас, с которым можно читать простые тексты, а так же оценить красоту латыни и начинать чувствовать и понимать связь латыни с европейскими языками.

Словарь "мини - лекс" – отличная база как для дальнейшего продвижения в латынь, так и для получения чувства уверенности в том, что запоминание слов не такое уж и сложное, как кажется.

Слова из латыни Вы будете запоминать легко, ведь многие слова современного русского языка происходят из латыни.

Данный словарь состоит из текстовых и аудио файлов, причём аудио файлы записаны с музыкальным фоном, который существенно облегчит Вам запоминание.

При создании аудио файлов применён метод записи, который используется только в этом продукте.

Кроме того, Вам предлагаются и проверочные варианты файлов, что позволит очень хорошо закрепить слова в памяти.

Словарь "Мини-фраз" в текстовом и аудио вариантах:

Набор словарного запаса – дело необходимое, но живая стихия языка латынь представлена целыми фразами и выражениями.

скорее всего Вы не будете вести диалоги на латыни (хотя кто знает …), но блеснуть своим высоким культурным уровнем Вы сможете, особенно с помощью фраз, которые приведены в курсе.

Это именно то, что называют «крылатыми латинские изречения».

В видео курсе "Быстрый вход в латынь" приведено 100 фраз. И поверьте, этого вполне достаточно, чтобы почувствовать латынь «на вкус», а так же начать применять латинские фразы как в работе и учёбе, так и просто при общении.

Словарь латинских фраз состоит из текстовых и аудио файлов. Аудио файлы записаны с музыкальным фоном, который существенно облегчит Вам их запоминание.

При создании аудио файлов применён метод записи, который используется только в данном продукте и является уже фирменным стилем.

Мини-грамматика, содержащая основные правила.

Видео лекции, весьма короткие, по несколько минут, текстовый материал, несложные, но очень полезные задания и ключи к ним.

Этот раздел был создан с доцентом Минского Университета, Дмитрием Гомоном.

Видео лекции "Лучшие приёмы овладения языками".
Вообще говоря, все уроки каждой видео части курса состоит из лекции по грамматике, рассказа о «домашнем задании» (всё равно ведь дома занимаетесь) и постепенного знакомства с передовыми методами овладения языками.

Понемногу Вы войдете в курс дела и получите рекомендации инструктивного смысла.

Если кто-то захочет подробно – милости просим, полная версия есть в курсе "Английский, немецкий и другие языки по системе Форсаж".

В «Быстром входе» старт и знакомство, а в полной версии – мощный старт на приличную дистанцию.

Набор текстов для быстрого чтения.
Короткие тексты, которые приведены в курсе в текстовом и аудио вариантах, предназначены для заучивания наизусть и развития навыков уверенного чтения на изучаемом языке.

Эффективность заучивания наизусть доказал великий полиглот Генрих Шлиман. Вообще говоря, краеугольные моменты его системы овладения языками являлось тщательное вслушивание в звучание языка и заучивание текстов наизусть.

Скоростное чтение вслух текстов на латыни вырабатывает такую же лёгкость чтения, как и на русском языке, что очень немаловажно в психологическом плане. Ведь нельзя говорить о владении языком и при этом медленно и натужно читать.

Игра "Волшебный алфавит".
Об этом алфавите автор узнал очень давно от своей учительницы – преподавательницы французского языка. Результаты оказались просто ошеломляющие.

Теперь у неё в группе понятие «неуспевающий студент» исчезло.

Эту игру является важнейшей частью процесса овладения языками, и в частности латынью.

Песни, гимны и молитвы на латинском языке.
Пение песен автор ставит по эффективности и необходимости на второе место среди всех методов и приёмов.

На первом – решение психологических проблем. Об этом в курсе сказано вполне достаточно для серьёзного старта.

Где максимально выражены ритм и душа языка? В песнях. И когда Вы поёте песни на латинском языке, Вы погружаетесь в стихию языка по максимуму.

Просто прослушать песни – недостаточно. Важно их и спеть, и не просто сидеть при этом, а ещё и ощущать песню.

Был такой эксперимент. Несколько человек два часа пели песни.

Сначала дело шло туго, народ малость стеснялся, а потом всё же распелся как следует. Потом пришло раскрепощение, язык вдруг стал не таким чужим и страшным.

И это начало приносить плоды, все участники эксперимента отметили, что овладение языком пошло просто «как по маслу».

Вы получите девять песен, гимнов и молитв на латыни, причём в таком формате, чтобы Вы могли не просто слушать и читать, а овладевать языком.

Кроме самого видео курса
"Быстрый вход в латынь" или как быстро выучить латынь"
Вы получите такие бонусы:

"Аудио книга на латыни"
Аудио книга «Гарри Поттер и философский камень» с текстовым сопровождением (Три первые главы).

Первые три главы – это около трёх часов аудио записи.

Этого вполне достаточно, чтобы выполнять параллельное чтение и хорошо усвоить правила чтения на латыни.

"Молитвы, песни и гимны"
Молитвы, песни и гимны на латыни представлены в аудио и текстовом вариантах.

А три молитвы сделаны в аудио варианте с одновременным показом текста в видео варианте.

Слово «караоке» к молитвам как-то неловко применять, но по сути то это оно и есть.

Для изучения латыни это очень полезная вещь.

"Латинизмы в русском языке"
Латинские слова легли в основу словарного запаса практически всех современных европейских языков, в том числе и русского.

В этой статье приведено 150 слов русского языка и показано, от каких латинских слов они образованы.

На самом деле таких слов очень много. И Вы по мере изучения латыни сможете самостоятельно дополнять этот список.

"Латинские экспрессивные выражения"
«Шьёрт побьери, шьёрт побьери… Крокес кусто бершлаг мордюк!».

Помните? Это и есть одно из экспрессивных выражений.

Экспрессия – латинское слово (expressio). С латинского оно переводится как expressio , то-есть - выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Иначе говоря, - пожелания, клятвы, проклятия, угрозы и т.п.

Согласитесь, что использование экспрессивных выражений гораздо более интересно, чем материться, да и оттенков гораздо ярче.

К тому же эти выражения очень легко запоминаются.

"Латинские приставки и их значение"
Основа современного слова «мультимедийный» - латинская.

Но сейчас обратите внимание на приставку «мульти», которая означает «множественность».

«Супер», «ультра», «пост» - эти приставки Вы, конечно, знаете.

Но их на самом деле гораздо больше.

И все они нашли применение – в обыденной речи, в профессиональном сленге.

Выучив их, Вы и разнообразите свой лексикон, и станете лучше понимать значение многих терминов, и просто улучшите своё понимание латыни.

"Пять классических латинских текстов"
Занятия с трудами Цицерона, Цезаря и других классиков древнеримской литературы очень полезны.

К тому же они позволят Вам насладиться красотой латинского языка и не только...

С пользой их можно применить как для практики перевода, так и для спонтанного чтения.

"Набор фраз на Латыни"
Вряд ли Вы будете вести диалоги на латыни (хотя кто знает …), но блеснуть своим высоким культурным уровнем Вы сможете, особенно с помощью фраз, которые приведены в курсе.

Это, в основном, то, что принято называть «крылатые латинские изречения».

Словарь фраз состоит из текстовых и аудио файлов.

Аудио файлы записаны с музыкальным фоном, который существенно облегчит Вам их запоминание.

Также Вам предлагаются и проверочные варианты файлов, что позволит очень хорошо закрепить материал в памяти.
Порядок изучения файлов большого значения не имеет.

"Персонажи римской мифологии"

Овладение языком предполагает помимо всего прочего ещё и знакомство с элементами культуры, в данном случае – культуры Древнего Рима.

Это очень познавательно и поучительно.

"Короткие латинские изречения"
Знание латинских изречений всегда считалось необходимым атрибутом интеллектуала.

Но не хватайтесь сразу с большой справочник, начните с коротких изречений. В этом небольшом словаре приведено 73 латинских коротких изречений.

Во-первых, с чего-то надо начать.

Во-вторых, выучив эти выражения, у Вас возникнет ощущение завершённости ситуации, то есть совершится гештальт, что, кстати, обычно служит отличным импульсом к продолжению занятий.

В-третьих, словарь с короткими латинскими изречениями учится очень быстро.

В-четвёртых, можно и сразу же применять эти выражения.

Multum, non multa (многое, но не много).

"Наиболее употребимые латинские сокращения"
Одно из них точно знают все – PS.

Правда, в интернете пошла дурацкая мода вместо «PS» ставить «ЗЫ», то есть те же клавиши, но в русской раскладке.

Мне кажется, что, скажем, Филипп Филиппович Преображенский или доктор Борменталь так бы не сделали.

Это, скорее, стиль Шарикова и Швондера.

Использовать сокращения можно не только в переписке, но и при конспектировании, написании курсовых, дипломных и научных работ, что, кстати, косвенно свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне автора и подразумевает (по сути, льстит!) то же самое у читающего.

"Тексты для быстрого чтения на латыни."
Короткие тексты на латыни, которые приведены в курсе в текстовом и аудио вариантах, предназначены для:
1. Заучивания наизусть.
2. Развития навыков уверенного чтения на латыни.

Скоростное чтение вслух текстов на латыни языке вырабатывает такую же лёгкость чтения, как и на русском языке, что очень немаловажно прежде всего в психологическом плане.

Ведь нельзя говорить о владении языком и при этом медленно и натужно читать.

В составе курса приведено несколько текстов для скоростного чтения.

В принципе Вы можете и сами подбирать себе тексты в дальнейшем.


Заказав видео курс «Быстрый вход в Латынь»
Вы гарантированно получаете:

  • Словарь мини-лекс в текстовом и аудио вариантах на 500 слов, вполне достаточных для входа в язык.
  • Словарь «мини-фраз» в текстовом и аудио вариантах на 100 латинских фраз.
  • Набор «мини-грам» - мини-грамматика, содержащая основные правила.
  • Набор из 13-ти коротких текстов в аудио и текстовом форматах для выполнения упражнения «быстрочтение» и «запоминание по Шлиману».
  • 9 песен, гимнов и молитв в аудио и текстовом формате.
  • 3 главы книги «Гарри Поттер и философский камень» на латыни в текстовом и аудио варианте.
  • Игра для развития скорости вхождения в язык.
  • 25 видео уроков, в которых рассказывается о методах овладения языками и основных грамматических правилах.
  • Задания для самостоятельных занятий.

Тема вторая. Латинский глагол (verbum) в настоящем времени (presens)

Тема четвертая. Прошедшее время несовершенного вида (imperfectum) или простое прошедшее

Тема пятая. Будущее время (futurum I)

Тема шестая. Имена существительные третьего, четвертого и пятого склонений

Тема седьмая. Прошедшее время совершенного вида (Perfectum)

Тема восьмая. Причастие и отглагольное существительное

Тема девятая. Склонение и степени сравнения прилагательных и наречий (nomina adiectiva et proverbia)

Тема десятая. Сослагательное наклонение (coniunctivus)

Тема одиннадцатая. Имя числительное, римское летоисчисление и календарь

Тема двенадцатая. Неправильные глаголы

Тема тринадцатая. Более сложные явления латинского синтаксиса (придаточные предложения, инфинитивные и независимые обороты)

Тема четырнадцатая. Латинское стихосложение

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ЛАТИНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ

РУССКО-ЛАТИНСКИЙ СЛОВАРЬ

ц (перед e, i, y, ae, oe), к (в остальных случаях)

к (употребляется только в слове Kalendae)

в сочетании qu – кв

с (з между гласными)

и (в словах греческого происхождения)

Примечание. Сочетание ngu читается [нгв] (или [нгу], перед гласным); ti читается как [ци] перед гласным, [ти] перед согласным; двугласные ae и oe читаются как [э], двугласные au и eu читаются в один слог (с неслоговым у: [ау], [эу]).

Правила ударения. Латинские слоги бывают краткими или долгими (долгота и краткость гласных обычно отмечается в словарях). Кроме того, долгими считаются закрытые слоги. Например, в слове documentum слог men закрыт, поскольку за его гласным следуют два согласных. Открытые слоги, в свою очередь, всегда краткие. Например, в слове ratio слог ti краток, так как он открыт, т. е. за его гласным следует гласная i. Открытым, следовательно, кратким считается также слог, за гласным которого следует одна согласная, например, слог bi в слове mobilis. Ударение в латинских словах ставится регулярным образом. Оно стоит на предпоследнем слоге, или на третьем от конца, если предпоследний краток, т. е. ударение, образно говоря, тяготеет к середине слова и никогда не ставится на последний слог (за исключением, разумеется, случая, когда слово состоит из одного слога).

Тема первая. Имя существительное (nomen substantivum)

Латинское существительное, как и русское, склоняется по падежам, однако количество падежей и их функции в латинском языке несколько отличаются от русского. Латинские существительные делятся на пять типов склонения, которые мы последовательно рассмотрим. Сейчас же начнем с двух самых простых и регулярных типов склонения – первого и второго.

Практическими признаками этих склонений являются: окончание -а в именительном и -ае в родительном падежах единственного числа для первого склонения, и окончания -us, -er, -um в именительном и -i в родительном для второго склонения.

Таким образом, к первому склонению относятся существительные с основой на -а. Например, culpa, culpae (вина). В основном они женского рода, за исключением немногочисленных существительных мужского рода, обозначающих профессии, например, poeta, poetae (поэт), nauta, nautae (моряк), agricola, agricolae (земледелец).

Второе склонение сложнее и включает в себя имена мужского и среднего рода. При этом к среднему роду принадлежат существительные, оканчивающиеся на -um. По общему правилу (для всех склонений), именительный, винительный и звательный падежи имен среднего рода всегда совпадают, а во множественном числе всегда оканчиваются на -а. Для имен на -us второго склонения – единственный раз во всей системе латинского склонения – звательный падеж не совпадает с именительным: meus amicus verus, мой верный друг, но – mi amice vere, о мой верный друг! Большинство имен на -us оканчиваются в звательном падеже на -е, за некоторым исключением – nulla regula sine exceptionibus: имена собственные на -ius, такие как Publius – Publi, а также местоимение meus и существительное filius в звательном падеже оканчиваются на -i: meus – mi, filius – fili.

Дательный падеж во множественном числе всегда совпадает с отложительным (ablativus – отложительный падеж, который может означать отделение, орудие действия, место и время и переводится на русский язык с помощью различных падежей).

Просклоняем, например, такие существительные: familia, ae, f (семья), locus, i m (место), ager, i m (поле), damnum, i n (ущерб).

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Остальные клеточки заполните самостоятельно!

Nota bene: слова, для того чтобы они имели смысл, должны согласоваться в роде, числе и падеже. Не забудьте также, что существительные и прилагательные второго склонения на -er при склонении имеют чередование, e.g. (exempli gratia): nom. ager, gen. agri, etc. (et cetera). За исключением – как будет по-латыни «Правил нет без исключений»? – нескольких прилагательных, которые следует запомнить:

liber, liberi; miser, miseri; asper, asperi; tener, teneri.

Латинские предлоги употребляются с двумя падежами – винительным и отложительным, причем большинство из них согласуется с тем или другим падежом, за исключением предлогов in (в, на) и sub (под). Например, in silva (в лесу), in silvam (в лес). Список предлогов см. в грамматическом справочнике.

Теперь просклоняйте такие словосочетания:

tua prima cura magna, poeta clarus, meus et noster amicus verus, bellum domesticum, collega bonus, nauta miser, agricola liber, tutela legitima, titulus iustus, culpa lata, causa privata, dolus malus, edictum perpetuum, iustae nuptiae, aeterna historia, terra incognita, persona suspecta, pia desideria.

Переведите и запомните.

Ad gloriam. Ab hoc et ab hac. Ab origine. Lapsus calami. Lapsus linguae. Nomina sunt odiosa. Non multa, sed multum. Per se. Sine ira et studio. Status quo. Ultima ratio. Ex iusta causa. Ex aequo et bono. Ad hoc. Ad memorandum. Ad usum. Ex libris. In aeternum. Ubi bene, ibi patria. Sine loco, anno vel nomine. Ante Christum natum. Anno Domini. Vide supra. In dubio pro reo. Sine causa. Ex delicto. Contra tabulas. Pro forma. Curriculum vitae. Cum Deo. Ex cathedra. Nemo est iudex in propria causa. Non est philosophia populare artificium. Via antiqua est via tuta.

NB. Если вы что-то забыли, таблицу склонения существительных, прилагательных и местоимений вы найдете в грамматическом справочнике в конце вашего учебника. В словаре же вы сможете найти значение незнакомых вам латинских слов.

Тема вторая. Латинский глагол (verbum)

в настоящем времени (presens)

Выделяют четыре типа латинского спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с основой, оканчивающейся на –а, ко второму – с основой на долгое –е, к третьему – с основой на согласный звук, к четвертому – с основой на –i. Глаголы третьего спряжения, оканчивающиеся на согласную, нуждаются в соединительной (так называемой тематической) гласной.

Глаголы третьего спряжения к основе добавляют соединительную гласную

I во всех остальных случаях

NB. Таблицу спряжения глаголов вы найдете в грамматическом справочнике.

Глаголы могут употребляться в различных временах, залогах и наклонениях. Начнем с самого простого – настоящего времени изъявительного наклонения. Образуется оно довольно просто: к основе глагола (не забудьте о соединительной гласной!) добавляются личные окончания действительного или страдательного залога, которые следует запомнить:

действительный залог

страдательный залог

Запомнив это, вы сможете сказать по-латыни все что угодно. Не верите? Попробуйте! Как сказать, например, брать, хватать? – capere, если забыли, то посмотрите в словаре. А как сказать я беру кошку? – Felem capio. О, меня захватывают в рабство! – наверное, думает кошка, или же: O, heu, in servitutem capior! – если это римская кошка, – и пытается убежать. Но скрыться от вас не так-то просто. Как результат, кошка взята – capta est. Но как сказать: «Я схватил кошку»? Этого вы еще не знаете. Хотя, наверное, кто-то уже знает, если посмотрел из любопытства один из последующих уроков учебника.

Нам только что встретились четыре формы глагола брать, хватать. Найдите их: capio – capta – capĕre – capior.

Capĕre – это неопределенная форма (третьего, как вы знаете, спряжения) глагола брать.

Capio – это первое лицо настоящего времени, я беру. Соответственно, capis, capit, capimus, capitis, capiunt – ты берешь, он или она берет, мы берем, вы берете, они берут.

Capta – это страдательное причастие прошедшего времени. Здесь оно женского рода (поскольку речь идет о кошке). Полная форма: captus, capta, captum – взят, взята, взято.

Теперь если вы посмотрите в словарь, то обнаружите, что все глаголы даны там примерно в таком виде: capio, cepi, captum, capĕre. Мы знаем все эти формы, кроме второй, которая выражает законченное действие и о которой речь впереди.

Наконец, capior – это форма настоящего времени страдательного залога. Напомню: тебя берут будет caperis, его или ее берут – capitur, нас берут – capimur, вас берут – capimini, их берут – capiuntur.

Повелительное наклонение образуется очень просто:

Сначала вы находите основу глагола, с тематической гласной, если это третье спряжение (т. е. то, что остается, если отбросить окончание -re от неопределенной формы), например: cape/re. Затем, если вы хотите сказать своему псу: ХВАТАЙ! – задача уже решена, так как CAPE! и будет означать указание взять. Если же у вас целая свора, то употребите вместо окончания -e другое, -TE (с тематическим гласным), и вы получите CAPITE!, что значит ЦАПАЙТЕ, ХВАТАЙТЕ!

Если вам, напротив, нужно сказать ФУ, НЕ СМЕЙ (или НЕ СМЕЙТЕ) ХВАТАТЬ! вы скажете NOLI (NOLITE) CAPERE!

Глагол esse быть, как и следовало ожидать, склоняется не вполне регулярным образом: sum, es, est, sumus, estis, sunt (я есть, вы есть, он есть и т.д.).

Переведите теперь и запомните несколько выражений! В каких формах употреблены здесь глаголы?

Noli accusare! Mittite! Es! Este! Noli esse captus! Nec tecum vivere possum, nec sine te. Rogo te, Luci Titi, petoque ad te! Credite mihi. Non credimus tibi. Isti libri tibi a me mittuntur. Noli dicere, si tacere debis. Divide et impera. Noli dicere quod nescis. Cognosce te ipsum. Da mihi veniam, si erro. Ne varietur. Probatum est. Ira non excusat delictum. Tantum scimus, quantum memoria tenemus. Commodium ex iniuria sua nemo habere debet. Credo. Veto. Absolvo. Condemno. In dubio abstine. Non licet. Dare, facere, praestare. Respondere, cavere, agere.

Думаю, вы теперь без труда переведете следующие тексты. Прочитайте и определите основные формы существительных и глаголов, которые встречаются в тексте. Имена существительные, которые вы встретите (за исключением mulier) принадлежат к первым двум склонениям.

Для облегчения перевода тексты нескольких первых разделов сопровождаются небольшим глоссарием. При переводе остальных текстов значение незнакомых латинских слов необходимо проверять по словарю. Долготу и краткость гласных, которую необходимо знать для правильного произношения слов, также уточняйте по словарю.

Puĕri Romāni cum paedagōgis in scholam propĕrant. Paedagōgi viri docti, sed servi erant.

Puellae domi manent et mater eas domi laborāre, coquere, sed etiam cantāre, saltāre, legere, scribere et recitāre docet. Multae matrōnae et mulieres Romānae doctae erant.

Puĕros magister in schola legĕre, scribĕre et recitāre docet. Magister librum habet, puĕri tabŭlas et stilos tenent. Puĕri in tabŭlis sententias scribunt, deinde recǐtant.

Magister bonus pulchre recǐtare potest, puĕri libenter audiunt; magister malus male recǐtat: pueri dormiunt. Sed magister virgam habet et puĕras verbĕrat. Orbilium, Horatii poetae clari magistrum, sevērum esse dicunt. Ita Horatius Orbilium per iocum "plagōsum" dicit, nam saepe puĕris plagas dat. Discipŭli magistri verba memoriā tenent: "Discite, pueri! Non scholae, sed vitae discǐmus."

domi – дома

stilus, i – палочка для письма, стиль

teneo, tenui, tentum, tenēre – держать

coquo, coxi, coctum, cocere – готовить, стряпать

mulier, mulieris, f. – женщина

virga, ae, f. – прут, розга

verbĕro, verberavi, verberatum, verberāre – бить

iocus, i – шутка

plaga, ae – удар

De servis Romanōrum

Latium in Italia est. Incŏlae Latii Latīni erant. Latium patria linguae Latīnae erat. Multae et pulchrae villae virōrum Romanōrum in Italia erant.

Romāni magnum numerum servōrum habent. Familia romāna ex dominis, liberis et servis constat. Servos Romani bellis sibi parant. Servi liberi non sunt, etiam filii servōrum servi esse debent. In villa opulenti viri multi servi laborant. Multi domini severi sunt, servos saepe vituperant et puniunt. Servi severos dominos non amant, sed timent. Recte etiam dictum est, inter dominum et servum nulla amicitia est. Cato, orator Romanōrum clarus, legere solet: Servus instrumentum vivum est.

Sed Graeci viri docti, qui servi Romanōrum erant, non in agri vel latifundiis laborāre debent. Multi servi docti paedagōgi, servi a libellis, bibliothecarii, librarii et etiam vestiplici vestiplicaeque et ornartrices erant. Alii servi Graeci morbos curant, alii liberos Romanôrum educant et pueros grammāticam, philosophiam, litteras docent. Magistri Graeci de claris poetis Graecōrum, ut de Homēro et Hesiōdo, et de philosophis, ut de Platone et Democrito et Pythagore et aliis viris doctis narrant. Liberi libros poetārum Graecōrum amant et saepe tragoedias et comoedias clarōrum poetārum legunt.

vitupero, -are, 1

soleo, solitus sum, solere, 2

servus a libellis

ornartrix, icis f

был, были

состоять

доставлять, добывать

иметь обыкновение

переписчик книг

раб или рабыня, которые следили за одеждой их господ

рабыня-парикмахер

Тема третья. Особенности латинского синтаксиса (простое предложение, место прилагательного и сказуемого, пассивные конструкции, падежи, предлоги и др.)

Построение латинского предложения отличается от русского некоторыми особенностями. Для того чтобы читать и писать по-латыни без ошибок, нужно помнить несколько простых правил.

Прежде всего, глагол-сказуемое, как правило, стоит в самом конце пусть даже очень длинного предложения. Всегда ищите его там! Подлежащее же, как правило, стоит в начале или ближе к началу. Для того чтобы убедиться в этом, просмотрите, пожалуйста, еще раз тексты, которые мы уже читали.

Далее, личные местоимения в латинском языке употребляются редко, поэтому предложение может состоять только из одного слова: lego означает я говорю. Так что будьте внимательны (audire debetis). В случае если глагол-сказуемое стоит в первом или во втором лице, подлежащее не ищите. Его нет. Если глагол стоит в третьем лице, то скорее всего вы найдете подлежащее в виде существительного в именительном падеже, если же его нет, то употребите местоимение третьего лица.

Прилагательные и местоимения ставятся (как во французском) после существительного к которому они относятся: amicus meus, vir doctus.

Очень многие вещи можно выразить по-латыни замечательно кратко. Не случайно латинские сентенции столь знамениты. Правда, русский язык почти не уступает латинскому. Например, клин вышибают клином будет clavus clavo pellitur, или лагерь укреплен валом – castra vallo munitur. Попробуете сказать это по-немецки или по-английски. Приведенные примеры – это так называемый страдательный оборот. Орудие действия (клин, вал) употреблены здесь в отложительном падеже (аблятиве) без предлога. Действующее лицо употребляется также в аблятиве, инструментальном падеже (который соответствует здесь русскому творительному), но с предлогом -a / -ab: castra a militibus vallo munitur лагерь укреплен воинами валом.

Очень интересным явлением латинского синтаксиса является так называемый двойной винительный падеж. Мы уже встречались с этим оборотом. Помните?

Медики, адвокаты, лингвисты и ученые из различных областей в процессе получения образования и работы сталкиваются с необходимостью освоить латинский язык. Несмотря на то, что его называют мертвым, он является той необходимой базой, без которой невозможно успешное продвижение в ряде профессий. Как выучить латынь с нуля? Необходимо придерживаться трех основных рекомендаций в следующей последовательности: освоение теории, практика, закрепление знаний. Рассмотрим, как возможно выучить язык науки в пять базовых этапов.

Выбор подхода к изучению латинского языка

Существует два общепринятых варианта в освоении Это школы, методы которых имеют ряд различий. В зависимости от приоритетных целей в освоении языка, стоит присмотреться к тому или иному подходу. Первая школа больше ориентирована на грамматику и лексику. Вторая делает акцент на словарном запасе и чтении. Первый вариант больше подойдет тем, кто нацелен освоить язык самостоятельно. Как выучить латынь таким способом? Он предполагает высокий уровень мотивации и железную дисциплину. При этом на нём построено большинство современных учебников и программ, что позволит без ограничений выбрать рабочие материалы. Второй способ даёт более быстрые результаты в понимании и употреблении языка. Его минус в том, что необходимо практически постоянное присутствие учителя в процессе работы.

Учебник-практикум

Целый ряд учебных пособий поможет выучить алфавит, грамматику, лексику языка. Как выучить латынь до того уровня, чтобы иметь возможность читать? На это потребуется от нескольких месяцев до полугода. Сначала необходимо выучить алфавит, базовые правила чтения слов, основы грамматики и построения предложений. Параллельно с этим идет постоянное расширение словарного запаса путем заучивания не только отдельных слов, но и целых выражений, цитат и текстов. Они далее станут базой для ускорения процесса освоения. В качестве учебного материала можно использовать как самоучитель, так и методические пособия, рекомендованные для студентов вузов или для конкретной специальности.

Вторым необходимым звеном является словарь Рекомендуется брать издание общей направленности, а также узкоспециализированную версию, например, для лингвистов, юристов, медиков или биологов.

Чтение и перевод

Так как язык является «мёртвым» и его используют исключительно для решения научных задач, навыки чтения и перевода станут приоритетными в освоении. Стоит начинать с небольших легких текстов, адаптированных специально для новичков (из учебников). Затем можно переходить к более сложным трудам. Как выучить латынь с нуля самостоятельно на основании текстов и знаний грамматики? В этом поможет постоянная практика перевода. Необходимо прорабатывать каждое предложение, анализируя его составные части и подбирая соответствия в словах и терминологии родного языка. Для анализа прогресса и обратной связи лучше использовать сообщества единомышленников. Также помогут учебники-практикумы с уже готовым переводом, с которым стоит сверяться после выполнения собственного, чтобы анализировать ошибки.

Эффективный способ расширения словарного запаса

Как и в любом другом языке, словарный запас является залогом успешного его освоения. Наиболее эффективным способом работы с лексикой преподаватели называют картонные или электронные карточки. На одной стороне слово или словосочетание в оригинале, с обратной стороны - перевод. Постоянная работа с карточками поможет быстро выучить глаголы и их спряжение, крылатые пословицы, существительные и прилагательные. Рекомендуется периодически (еженедельно) возвращаться к уже проработанному материалу, чтобы закрепить его в долгосрочной памяти. Как выучить латынь аудиалам? Метод карточек с проговариванием слов и выражений вслух позволит решить поставленную задачу.

Коммуникация и обучение других

Как выучить латынь без постоянной обратной связи? Возможно ли это? В случае с латинским вопрос актуален из-за его официальности и невозможности повсеместной коммуникации. Преподаватели рекомендуются вступать в сообщества изучающих язык, которые помогают друг другу с трудными случаями в грамматике, переводе, понимании словарного запаса. Очень эффективным является метод дальнейшей передачи знаний, когда после освоения базы изучающий берется объяснять основы латыни еще кому-то, таким образом закрепляя усвоенное и разбираясь в выученном в деталях. По результатам исследований, данный подход ускоряет прогресс минимум в два раза.

Знание латинского языка позволит не только успешно учиться, но и читать труды философов древности в оригинале. Процесс увлекательный и познавательный. Выучить латынь самостоятельно возможно, и сообщества единомышленников станут надежным мотивирующим фактором на пути к поставленной цели.

Почему мы говорим «латинский язык», «латынь»? Когда речь заходит о древних языках, прежде всего в памяти возникают греческий и латинский языки. Совершенно очевидно, что на греческом языке , на разных его диалектах, говорили греки, а латынь была языком римлян. И тут возникает вопрос: почему же римляне говорили на латинском языке?

Латинский язык (lingua Latina) - это язык древних жителей Лация (Latium), небольшой области в средней Италии, граничившей с землями сабинян, Этрурией и Кампанией. Жители Лация назывались латинами (Latini), их язык - латинским (lingua Latina). Именно Лацию выпало на долю - согласно традиционной римской легенде - принять Энея, бежавшего из захваченной греками Трои, а его далекому потомку Ромулу суждено было стать основателем и первым царем Рима (в 753 г. до н. э.). И именно Рим, на первых порах всего лишь столица Лация, благодаря своей экспансионистской политике овладел вначале всей Италией, а потом бассейном Средиземного моря и стал столицей целой Римской империи. И хотя власть и политическое влияние римлян распространились далеко за пределы Лация и их язык стал языком всей Римской империи, его по-прежнему называли латинским .

Лингуст очень долгое время не мог найти качественные материалы для самостоятельного изучения латинского языка, к всеобщей радости, наследие Советского Союза, в виде самоучителя латинского языка польского автора Лидии Винничук () , решило эту проблему. На сайте представлен бесплатно не только курс из 60 онлайн уроков , но и тексты римских авторов, таких Цезарь, Цицерон, Гораций, Овидий и др. Для просмотра ответов к упражнениям и переводам латинских текстов наведите мышку на ключ: Искренно советуем учащемуся отрешиться от иждивенческих настроений, выдержать характер и обращаться к «Ключу» в последний момент, когда в грамматических упражнениях и переводах уже сделано все, зависящее от собственных знаний и сообразительности.

Перейти к -› списку уроков ‹- (Нажмите)

Латынь - мертвый язык?

Ответим на это словами Юлиана Тувима: «Какой же это мертвый язык, если, не увядая, он пережил тысячелетия?...» Но как, в какой форме «пережил»? Прежде всего в текстах, в произведениях, которые сохранились до нашего времени и благодаря которым мы можем наблюдать развитие и изменение латинского языка на протяжении веков; в исторических памятниках и документах средневековья, в творениях эпохи Возрождения. И, кроме того, он сохранился в романских языках, в языках тех покоренных Римом народов, которые испытывали его политическое и культурное влияние. Это итальянский , французский , испанский , португальский , и другие иностранные языки.

Наконец - об этом тоже нужно помнить - воздействию латинского подверглись и другие языки, хотя это воздействие проявляется главным образом в том, что их лексика в значительной мере насыщена латинскими словами. Ученые подсчитали, что из 20 000 наиболее употребительных слов английского языка около 10 400 латинского происхождения, около 2 200 - греческого и только 5 400 - англосаксонского.

Немало латинских слов вошло и в русский язык . И это не только научная терминология, которая в большинстве случаев является международной, но и слова разговорной речи. Они так глубоко проникли в наш язык, что, употребляя их с детства, мы уже не воспринимаем их как слова иностранного происхождения. Приведем несколько примеров, относящихся к области образования: «школа», «институт», «студент», «таблица», «директор», «лекция», «аудитория» и др. Поэтому мы советуем сопровождать заучивание латинской лексики поисками заимствованных слов в русском языке. Вы обнаружите при этом, как увлекательна жизнь слова.

Наверняка, вы нашли что-нибудь интересное на этой странице. Посоветуйте ее другу! А лучше разместите ссылку на эту страницу в интернете, вконтакте, блоге, форуме и др. Например:
Изучение латыни

Курс предоставит вам возможность прикоснуться к богатствам латинского языка, который оказал влияние на становление и развитие нескольких европейских, таких как французский, итальянский, испанский, английский и другие. Поэтому изучение латыни облегчит вам в будущем освоение новых иностранных языков или откроет неожиданные грани в уже известных. Так же, как логика и математика, практические навыки лингвистического анализа латинских текстов положительно скажутся на любой научно-исследовательской деятельности.

Латинский язык давно стал основой научной терминологии самых различных отраслей знания, а потому необходим тем, кто изучает юриспруденцию, медицину, биологию, филологию, историю, философию и другие дисциплины.

Поскольку латинский язык в наши дни не является родным ни для одного народа, то есть не относится к «живым», во время занятий мы сконцентрируемся не на разговорной практике, а на переводе и анализе текстов. Составители курса приложили усилия к тому, чтобы в процессе обучения вы научились читать, понимать и переводить со словарем как отдельные предложения, так и адаптированные прозаические тексты. На занятиях вы также овладеете умением переводить на латынь несложные русские предложения, что поможет лучше осознать и закрепить грамматические категории изучаемого языка.

В процессе занятий вы обязательно познакомитесь с крылатыми латинскими выражениями, вошедшими в сокровищницу мировой культуры, а также с судьбой латинских слов в русском и других европейских языках.

Требования

Законченное среднее образование.

Программа курса

Вводная лекция

I. 1. Алфавит. Правила чтения

2. Глагол – общие сведения. Основные формы, основы, личные окончания действительного залога

3. Praesens indicativi activi. Imperativus praesentis activi. Формы запрещения

4. Имя существительное – общие сведения. Падежи. Первое склонение

5. Личные местоимения. Возвратное местоимение

II 1. Второе склонение (мужской род)

  1. 2.Второе склонение (средний род). Правило среднего рода

3. Прилагательные I–II склонения. Притяжательные местоимения

4. Страдательный залог. Личные окончания страдательного залога. Praesens indicativi passivi. Infinitivus praesentis passivi

5. Действительная и страдательная конструкции. Ablativus auctoris. Ablativus instrumenti

III 1. Местоимения ille; iste; ipse

2. Imperfectum indicativi activi et passivi

3. Местоимение is, ea, id. Местоименные прила­гатель­ные

4. Futurum primum indicativi activi et passivi

5. Приставочные глаголы с “esse”

IV 1. Третье склонение: согласный тип

2. Третье склонение: гласный тип

3. Третье склонение: смешанный тип

3. Третье склонение: прилагательные

4. Особенности третьего склонения

5. Participium praesentis activi

V 1. Функции инфинитива. Оборот Accusativus cum infinitivo (начало)

2. Оборот Nominativus cum infinitivo (начало)

3. Perfectum indicativi activi

4. Participium perfecti passivi. Perfectum indicativi passivi

5. Местоимения qui, quae, quod

VI 1. Plusquamperfectum et futu­rum secundum indicativi activi et passivi.

2. Ablativus absolutus

3. Сравнительная степень сравнения прилагательных и наречий. Ablativus comparationis.

4. Превосходная степень сравнения прилагательных. Genetivus partitivus

5. Четвёртое склонение

VII 1. Пятое склонение

2. Местоимение hic, haec, hoc

3. Participium futuri activi. Инфинитивы

4. Оборот Accusativus cum infinitivo (продолжение)

5. Числительные

VIII 1. Gerundium

2. Gerundivum как определение

3. Coniugatio periphrastica. Описательное спряжение.

4. Неправильные глаголы – eo, fero

5. Неправильные глаголы – volo, nolo, malo

IX 1. Modus coniunctivus – образование форм

2. Coniunctivus в независимых предложениях

3. Студенческий гимн «Gaudeamus»

4. Правило постановки времен в придаточных предложениях с конъюнктивом

5. Косвенный вопрос

Результаты обучения

По завершении этого курса учащиеся будут

Уметь:

1. Переводить на русский язык связные адаптированные тексты и отдельные предложения со словарем.

2. Переводить простые предложения на латинский язык со словарем.

3. Пользоваться латинско-русским и русско-латинским словарем.

Знать:

1. Основы латинской морфологии.

2. Основы латинского синтаксиса.

3. Основы грамматической терминологии.

Владеть:

1. Навыками чтения текстов и постановки ударения.

2. Навыками перевода с латинского языка на русский.

3. Навыками перевода с русского языка на латинский.

Формируемые компетенции

ОК-1 – готовность к критическому осмыслению явлений социальной и культурной жизни; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2 – готовность уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

ОК-3 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук

ОК-4 – владение культурой мышления, способность аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-5 – способность использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером

ПК-1 – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы (литератур) и основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии

ПК-3 – владение базовыми навыками сбора и анализа литературных и языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий

ПК-6 – способность применять полученные знания в области теории и истории литературы (литератур) и изучаемого иностранного языка (языков), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности

ПК-13 – владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических) с иностранного языка и на иностранный язык; аннотирование и реферирование научных трудов и художественных произведений на иностранном языке

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва