Дни когда можно ходить на кладбище. Почему нельзя ходить на кладбище в воскресенье

После похорон человека родные стараются как можно чаще навещать могилу усопшего. Некоторые делают это на девятый и сороковой день, а кто-то - практически ежедневно. Есть ли в этом нужда? Как часто ходят на кладбище ?

Как часто можно ходить на кладбище

Вряд ли кто-то усомнится в том, что нужно посещать могилы умерших родственников. В этом не только состоит дань уважения к памяти покойного. Посещение кладбища помогает справиться с утратой любимого человека, свыкнуться с мыслью, что его больше нет, а иногда - пережить боль от страшной потери.

Некоторые считают, что чем чаще ходить на могилу к усопшему до наступления 40-го дня со дня смерти, тем легче душа адаптируется к загробному миру. Это вовсе не так. Посещение могилы вряд ли сможет помочь душе умершего человека и обрести покой в загробном мире. На самом деле лучшей помощью душе покойного является молитва. Верующие должны усердно молиться об упокоении души.

Как часто ходят кладбище по православным канонам

Навещать усопшего часто не нужно. Согласно православным канонам, существуют определенные дни для этого. Не стоит ежедневно ходить на кладбище, лучше лишний раз зайти в церковь, поставить свечку и помолиться об упокоении души покойного. Православная вера обязывает посещать усопшего на кладбище на третий (это обычно день похорон), на девятый и на сороковой день после смерти. Если по каким-то причинам навестить могилу не получается, можно зайти в ближайший храм и поставить свечку за упокой души.

Посетить могилу покойного можно и через год после смерти. Существует еще несколько дней в году, которые церковь посвящает поминовению усопших. Это , наступающая на девятый день после праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), родительская неделя (после пасхальной).

В эти дни родные и близкие несут на могилу живые цветы, пасхальные куличи и крашенные яйца, поздравляя умершего с самым главным православным праздником, делятся радостью по случаю воскрешения Христа.

Если родственники желают помянуть усопшего в другие дни, это не возбраняется. Скорее наоборот, каждая молитва, прочитанная усопшему, будет способствовать легкому переходу души в загробный мир.

Почему не нужно часто ходить на кладбище

Скорбя по ушедшему в мир иной родственнику или другу, не стоит ежедневно ходить на кладбище. В православии не случайно сформировались такие правила. Следует понимать, что от этих визитов легче никому не станет. Умершему нужна молитва за его душу, а скорбящим создание ситуации психологического равновесия, которое не позволит впасть в затяжную депрессию. Визит на кладбище - это всегда сложная моральная атмосфера для родных и близких покойного.

Справиться с тревожным состоянием самостоятельно может не каждый. Успокоиться и понять, что умерший человек всегда будет рядом, ведь его душа бессмертна.

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

* См., в частности, «Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них Литургии и раздаваемые милостыни» преподобного Иоанна Дамаскина.

Являлись священными местами, а любое нарушение спокойствия, не говоря уже про разрушение могил, считалось кощунством, осквернением памяти похороненных и неуважением к своим предкам. Такие правила поведения сохранились и сегодня.

По христианским обычаям, место захоронение человека отмечается небольшим холмиком, на котором установлен крест. Этот религиозный символ может быть начертан на надгробной плите, а может быть установлен над памятником.

Церковь не называет покойных «умершими», а предпочитает употреблять слово «усопшие», подразумевая то, что наступит время, когда Всевышний оживит верующих, а могила и станет местом воскрешения. Именно по этой причине ее необходимо держать в чистоте и порядке.

Навещая место захоронение близкого, вы должны зажечь свечу и совершить литию – то есть осмысленно помолчать некоторое время. В это время ваши добрые мысли и воспоминания об ушедшем будут гораздо лучше любых слов. Если вы хотите совершить чин литии, то вы можете пригласить священника.

Сами вы можете прочесть акафист об упокоении усопших или обычную молитву. Многие священники говорят о том, что молитва лучше слез и рыданий по умершему. После этого приведите могилу в порядок: почистите памятник , подрежьте цветочные кусты. Ни в коем случае не накрывайте стол и не пейте на могиле близкого – этим вы оскорбите его память. Обычай оставлять еду на кладбище является языческим – гораздо лучше, если вы отдадите ее нуждающимся.

Перед тем, как отправиться на кладбище, необходимо посетить храм для того, чтобы подать записку с именем умершего близкого – тогда не только вы, а вся церковь будет просить высшие силы за дорогого вам человека. Хорошо, если вы сможете не только присутствовать на службе, но и причаститься.

В какие дни нужно ходить на кладбище?

В году есть определенные дни, когда Церковь поминает всех покойных. К таким дням относятся вселенские родительские субботы. Назвать точную дату этих дней нельзя, так как они исчисляются, исходя из пасхального цикла. Вот самые значимые из них:

  1. За восемь дней до наступления Великого Поста православные верующие отмечают субботу мясопустную.
  2. Вторая, третья и четвертая суббота во время Великого поста носит название родительской.
  3. Троицкая родительская суббота – девятый день после Вознесения, перед днем Святой Троицы.

Перед каждым этим днем в церковных храмах проходят заупокойные всенощные бдения, которые вы можете посетить. Однако это не все дни, установленные Русской Православной Церковью. Ходить на кладбище и поминать своих предков принято в следующие дни:

  1. Радуница – отмечается во вторник после Пасхи.
  2. Дмитриевская родительская суббота. Первоначально этот день был установлен в память о Куликовской битве, но сейчас в эту субботу поминают всех погибших воинов. Дмитриевской считается суббота перед восьмым ноября.
  3. 9 мая – поминовение усопших воинов.

В эти дни, помимо молитвы, полезно жертвовать церкви и нуждающимся. Помните о том, что ходить на кладбище и поминать умерших близких можно не только в вышеперечисленные дни, но и в Дни их рождения, смерти и именин. Также вы можете посещать кладбище тогда, когда сами захотите пообщаться с близким человеком, принести ему цветы или помолиться на месте захоронения.

Кладбище является одним из тех мест, где человек зачастую ощущает себя неуютно, как минимум у него пропадает настроение. Плюс ко всему, само место заставляет относиться к нему настороженно и с некоторой опаской. Каждый год на определенные праздники принято посещать могилу усопшего.

Причины для этого могут быть разные. Например, на могилу к любимому дедушки хочет попасть его внук, но школьные занятия пропускать нельзя. Или взрослые люди находятся на работе и имеют свободное время только вечером. Причин может быть несколько.

Не малое количество людей верят в приметы и посещают кладбище исключительно в первой половине дня. Но точного объяснения, почему не ходят на кладбище после обеда, нет. Помимо этой приметы существует множество других.

Всем всегда говорили, что посещать кладбище ночью нельзя. Детей пугали мертвецами, а взрослые просто следовали приметам и не возмущались. Представляя ночное кладбище, у большинства людей зарождается в душе чувство страха. Это не удивительно, ведь с самого раннего детства всех детей пугают нечестью, которую можно найти в ночное время на кладбище. Даже просто проходя ночью неподалеку от кладбища, многие люди часто испытывают чувство страха и незамедлительно ускоряют свою ходьбу. Если человек не верит в мертвецов и привидений, то все равно на кладбище ночью он может кого-нибудь, будь то бомжи или хулиганы. Даже обычный сторож способен напугать человека до потери сознания. Именно поэтому не нужно ходить на кладбище ночью.

Если с посещением кладбища ночью все понятно, то почему нельзя ходить на кладбище после обеда? Вроде бы бомжи и сторож не смогут напугать человека в светлое время суток. Виной тому приметы. Издавна принято считать, что души умерших людей ждут своих родственников в первой половине дня. Однако эта примета ошибочна, ведь ее опровергают практически все священники. Плюс к этому, многие люди отошли от этой приметы и предпочитают посещать кладбище во второй половине дня.

Вообще, православные христиане молятся в любое время суток. Это подтверждает то, что Господь находится свыше времени и слышит каждую молитву, которую произносит человек вне зависимости от времени суток. Также, вне времени находятся и души умерших родных и близких. Именно поэтому они не ожидают родственников в первой половине дня, а всегда видят и надеются на молитвы родственников. Соответственно, посещение храма разрешено в любое время дня и ночи. Главное, чтобы храм был открыт. Многие христиане посещают храм исключительно во второй половине дня, так как в это время там находится наименьшее количество людей, нет утренней суеты и отвлекающих от чтения молитв очередей.

Для понимания возникновения приметы следует знать причину. Бытует мнение, что это поверье появилось из-за длительности посещения могил усопших. Придя на могилу, родственники должны совершить молитву об усопших. Если поблизости есть священник, то необходимо попросить его провести панихиду. Если священник занят или отсутствует, то необходимо молится по молитвослову. Только после молитвы можно было приступать к уборке могилы. Процесс молитвы и уборки могилы занимает достаточно много времени. Именно поэтому людям удобно прийти на кладбище в первой половине дня, чтобы успеть помолиться и провести уборку могилы. По этой причине и возникла примета о том, что нельзя посещать кладбище после обеда.

Обратившись ко многим священникам с вопросом о том, можно ли ходить на кладбище после обеда, прозвучит утвердительный ответ «Да». Также, можно попросить небольшую консультацию в качестве доказательства. Однако для большинства людей доказательством будет служить просто одобрительный ответ священника.

Из всего этого можно сделать вывод, что посещение кладбища утром зависит от длительности пребывания на нем. Если посещение кладбища включает обычную уборку могилы или просто было решено навестить могилу усопшего, то можно прийти туда во второй половине дня или даже вечером.

Существует множество народных примет, которые известны с давних времён. Многие из них связаны с поведением птиц. Синичка считается хорошей и доброй птичкой, поэтому и приметы, связанные с ней сулят бл...

Уважаемая Ольга! В православной традиции главное значение придается молитвенному поминовению умершего человека. По сравнению с вознесением молитвы Господу об упокоении души, все остальные проявления нашей памяти о покойном - поминальная трапеза с близкими покойного, посещение его могилы, являются вторичными, хотя и важными, и назидательными для оставшихся родственников. Этим руководствуется верующий человек, когда планирует посещение могилы близкого человека: сначала совершается молитвенное поминовение в храме, зажигаются свечи, в алтарь передается записка с указанием имени покойного, чтобы священники, совершая храмовые богослужения, могли вознести молитвы о близком человеке. Возможны приношения продуктов на поминальный стол в храме, пожертвования в алтарь необходимых для совершения служб предметов и веществ: большие алтарные свечи, лампадное масло, вино, уголь для кадила, ладан и др. В память о покойном также может быть подана милостыня просящим (у храма ее просят разные люди, поэтому деньгами стоит подавать милостыню далеко не всегда, т.к. возможны злоупотребления доверием прихожан. Это более хлопотно для нас самих, но все-таки лучше во многих случаях просящим "на хлеб" людям подать именно то, что они сами ставят причиной своего обращения за милостыней. Пусть это будет не только хлеб, можно передать просящим на пропитание и другие продукты). Только после молитвы в храме можно отправляться к могилам родственников, если такое посещение кладбища планируется. У могил, где до Второго пришествия Христова, покоятся тела усопших родственников, вновь возносится молитва об их упокоении. Возможны необходимые работы по наведению порядка на могильных холмиках, поновление и покраска памятников - работ, которые направлены на сохранение могил в подобающем достойном виде. Для верующего человека исключены "поминовения" усопших спиртными напитками. Субботние дни посвящены поминовению усопших - это отражено в составе субботнего богослужения в храмах. Поэтому, после храмовой молитвы, возможно также и посещение могил на кладбищах. Воскресенье - называется малой Пасхой, поскольку каждый воскресный день (он так и назван) напоминает нам о том дне, когда воскрес Спаситель - о Пасхе Христовой. Это день нашего общего участия в главном богослужении - Божественной Литургии. Только какая-либо крайняя ситуация, очень веская причина может отменить участие христианина в общей молитве общины на Литургии. Лучше будет перенести посещение кладбища на другой, будний день. Ну разве только именно на этот день выпадет памятная дата, связанная с умершим человеком. или все Ваши родственники соберутся посетить кладбище именно в этот день и никак нельзя будет перенести этот визит. Тогда, после Вашего участия в Литургии, вам придется поддержать своих родственников. Отменяется посещение кладбищ в Пасхальный и день, в дни Светлой седмицы вплоть до Радоницы, когда в храмах совершается заупокойная молитва и впервые, после Пасхального дня, навещаются могилы умерших родственников.
 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва