Деревянный ковш своими руками. Резные ковши из дерева

В творчестве русских мастеров-резчиков по дереву традиционно присутствует стилизованное изображение головы коня. Концы охлупня, ковши-скобкари, разливные ковши, ковши-черпаки, а также многие другие предметы различного назначения народные мастера украшали изображением красавца коня.

Резной ковш из дерева вырезан из двух осиновых заготовок - чурбака 0150 мм (для чаши) и обрезка доски 200x150x20 мм(для ручки). При таком раскрое не будет торцевых срезов, а следовательно и трещин на стенках чаши, кроме того облегчается процесс нанесения резного узора Высота стенок чаши - 55 мм, основание чаши имеет 090 мм.

Вся работа выполнена вручную стамесками и ножом, но саму чашу можно выточить на токарном станке перед этим посмотрев hobby-country.ru . При изготовлении чаши и ручки лучше выдерживать приведенные размеры и пропорции, они оказались наиболее удачными как в композиционном плане, так и в технологическом.

Не стоит забывать, что при изготовлении даже декоративного изделия его форма резного ковша из дерева должна соответствовать настоящему ковшу для питья. Рука средних размеров должна плотно охватывать шею-ручку этого ковша для удобства пользования сосудом для питья.

Ковш украшен трехгранно выемчатой резьбой со следующими элементами: змейка из сколышков, сияние в круге, фрагменты сияния и соты. Большой набор элементов резьбы - не желателен.

Разметку элементов резьбы по стенкам резнова ковша следует начинать с сияния в круге Надо подобрать диаметр сияний в орнаментальной ленте так, чтобы окружности (ограничивающие лучи сияний) соприкасались друг с другом в одной точке или, в крайнем случае, между ними оставляют зазор не более 1 мм.

Змейку размечают, используя осевые линии сияний в круге. По средней линии змейки делают резьбу двугранной выемки.

Рисунок будущей резьбы на шее-ручке начинают с разметки элемента змейка по периметру детали. При этом следует отступить от кромки заготовки не менее, чем на 3 мм. Так вы убережетесь от сколов при выполнении резьбы Закончив разметку змейки, вписывают окружности для сияний. Количество их может быть и более четырех, это на вкус резчика.

На кромке шеи-ручки (плоскость «гривы») размечают узор из нескольких соприкасающихся змеек или соприкасающихся ромбовидных сотов. Затем «накладывают» уздечку, выполненную из элемента соты.

Резьбу выполняют до склеивания деталей. Можно разметить весь узор, а затем проводить резьбу или, разметив и вырезав элемент, переходить к следующему.

После того, как выполнена вся резьба, детали ковша тонируют морилкой, дают высохнуть и шлифовальной бумагой «проявляют» рельефность резьбы.

Склеив чашу и ручку, готовый ковш устанавливают на приготовленное для него место.

С. Дементьев
По материалам журнала «САМ»

Каждая баня для проведения банных процедур должна быть оснащена необходимыми аксессуарами. Но не все знают, на чем остановить свой выбор — металлический, пластмассовый или ковш для бани из дерева будет лучше всего? Этот вопрос мы и рассмотрим подробно.

Зависимость выбора

Выбор предметов оснащения широк, но он продиктован различными потребностями ().

На процесс выбора влияют следующие факторы:

  1. площадь самой бани;
  2. наличие в ней моечного отделения;
  3. наличие водопровода;
  4. вид котла.

Выбор по назначению

Для чего нужны ковшики и черпаки в парной и моечном отделении? Естественно, для того, чтобы черпать ими воду.

По назначению они разделяются следующим образом:

  1. черпак объемом от 1 литра и выше с длинной вертикальной ручкой, применяется для набора горячей воды из котла в тазы и бадейки;
  2. аналогичный банный ковш, но для набора холодной воды из бочки;
  3. ковшики для обливания с короткой ручкой, объема примерно 0,4 – 1 л, их должно быть несколько, не меньше, чем число одновременно моющихся в бане людей;
  4. емкость для подачи пара объемом примерно 0,2-0,3 л, с длинной ручкой.

Первый и второй варианты актуальны только, если отсутствует водопровод. При наличии кранов горячей и холодной воды, а также смесителей, необходимость в таких изделиях отпадает.

Выбор по материалам

Предложений на рынке по аксессуарам для парной великое множество. Каждый производитель хвалит свое изделие. Но необходимо понимать, из каких материалов должны быть изготовлены эти аксессуары, ведь они должны выдерживать достаточно высокие температурные нагрузки ().

Хорошим черпакам не страшен постоянный контакт с холодной и горячей водой, а также значительные перепады температур. Не каждый материал способен справиться с такими нагрузками.

Дерево

Традиционные аксессуары для использования в бане издавна изготавливались из дерева. Русские крестьяне даже после появления металлической утвари предпочитали пользоваться деревянной, которую часто и изготавливали своими руками, особенно резную или долбленую.

Деревянные аксессуары для бани могли быть трех видов, разделяемых по принципу изготовления:

  1. бондарные , когда сама емкость состоит из отдельных дощечек, которые скреплены между собой металлическими обручами;
  2. резные , когда изделие вырезается полностью из куска дерева;
  3. долбленые , чаши выдалбливались из цельного куска дерева.

Изготавливались различные деревянные предметы для осуществления банных процедур:

  1. черпаки и ковши;
  2. ведра;
  3. шайки;
  4. лохани;
  5. ушата;
  6. корыта;
  7. бочки.

Большинство этих предметов производилось в бондарных мастерских. Сегодня, когда в обиходе присутствует множество изделий из металла и пластмассы, изделия из дерева так и не потеряли свою привлекательность.

Произведения старинных народных промыслов не утратили актуальности и в наши дни. Всемерное поддержание традиций производства национальной русской утвари продолжается на небольших предприятиях и в частных мастерских.

Преимущество деревянных изделий состоит в их экологической чистоте.

Сегодня можно приобрести весь набор для оборудования бани из разных видов древесины:

  1. алтайского кедра;
  2. дуба;
  3. осины;
  4. лиственницы;
  5. липы.

Цена на бондарный ковш из липы будет в два раза меньше, чем на аналогичный ковш из кедра. Но изделия из кедра более долговечны. Однако, при правильном уходе за бондарными изделиями, можно значительно продлить их срок службы.

Инструкция по уходу за бондарными черпаками для бани:

  1. перед первым применением опустите ковшик в бочку с водой и подержите так в течение часа;
  2. помните, что изделие должно все время находиться во влажном состоянии;
  3. черпаки нельзя держать без воды на солнце или рядом с обогревательными приборами;
  4. не допускается чистка ковшиков химическими средствами.

Металл

Еще один подходящий материал для изготовления ковшей – это металл. Главное достоинство металлических изделий заключается в длительном сроке службы.

Но есть один минус. Металлические ковшики сильно нагреваются.

Избежать ожогов можно в том случае, если этот аксессуар будет комбинированным:

  1. металлическая емкость с деревянной ручкой;
  2. деревянный черпак со вставкой из металла.

Для изготовления банных аксессуаров выбирают металл, который не подвержен коррозии:

  1. латунь;
  2. медь;
  3. оцинкованная сталь;
  4. алюминий.

Самым удобным, практичным и эстетичным считается вариант сочетания деревянного бондарного ковша с металлической вставкой. Такой черпак не протекает, ведь металл не рассыхается. Нет опасности, прикоснувшись к нему, получить ожог.

Пластик

Емкости из пластмассы используются в бане только в отделении для мытья. Обычно, они выпускаются с небольшой ручкой и служат для обливания теплой или холодной водой.

Важно. Применение пластмассовых ковшиков в парной нежелательно, так как от высоких температур изделие может расплавиться. Помимо этого, в условиях повышенной температуры пластмассой могут выделяться вредные вещества.

Современные технологии не стоят на месте, появляются виды пластмасс, которые обладают термостойкостью и не выделяют вредных веществ. Одним из таких новых материалов является поликарбонат, который сочетает в себе уникальную прочность с высокой термостойкостью.

На фото — шайка и ковшик из поликарбоната с березовыми ручками.

Важно. Хранить ковшики и другие изделия из поликарбоната необходимо при комнатной температуре без воды, насухо протерев полотенцем.

Резюме

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Красивый резной ковш для бани деревянный издавна используется человеком во время принятия излюбленных водных процедур. Он нередко входил в комплект с деревянными ведрами, всячески способствуя оздоровлению всего организма от хронических и опасных недугов. Как правило, данный банный аксессуар использовался нашими предками, да и современными поклонниками сауны и русской бани,
после нескольких минут нахождения в парилке. С его помощью вода выливалась на раскаленные камни, носящие название электрокаменки. Вследствие чего образовывался горячий пар, который не должен попасть на поверхность тела человека. Причем цена ковша для бани деревянного во многом зависит от мастерства и опыта, используемого во время его создания, особенно это касается моделей, отличающихся неповторимой художественной мыслью и наличием оригинальных декоративных резных элементов.

Традиционное изготовление деревянных резных ковшей для бани

Довольно часто резной ковш деревянный изготавливается из заранее заготовленных шаблонов, а также обработанного бруска древесины. Изначально происходит черновая обработка, которая позволит мастеру обозначить главные детали и контуры будущего шедевра. Нередко изготовление ковшей резных, выполняемых специалистами компании «Деревянных дел мастер», предусматривает использование огромного количества строительных инструментов. Именно они позволяют создавать неповторимые образцы художественного столярного искусства, которые не только отличаются своей функциональностью и продолжительным сроком эксплуатации, но и превосходным внешним видом, радующим глаз во время водных процедур. Причем ничто так не украшает данное изделие, как , которая позволяет сделать четкие линии и обозначить контур каждого элемента. А дополнительный орнамент традиционных русских изображений в виде цветов или узоров, лишний раз напоминает о богатстве и живописной красоте народного искусства.

Наши опытные мастера резьбы по дереву, выполнившие огромное количество заказов в данном направлении, смогут воплотить в реальность любой художественный замысел, в независимости от сложности и объема предстоящей работы. Мы сможем качественно и оперативно оказать такие услуги, как резьба по дереву домовая художественная, начиная от банных аксессуаров и заканчивая деревянными скамейками и беседками, которые отличаются своей грациозностью и непревзойденным искусством исполнения мастера. А благодаря оригинальным и неповторимым отделочным рисункам резьбы, возможно создание настоящих эксклюзивных шедевров, которые будут украшать только Ваш дом!

В бане важны даже самые незначительные мелочи. Часто в парной нужны ковши для воды. Их размеры и форма обычно зависят от размеров парной и личных предпочтений, но существуют общие рекомендации по их выбору.

Материал для ковша в баню

Выбирая любые аксессуары и предметы в баню, исходить нужно из нескольких критериев. Учитывать нужно безопасность, практичность, долговечность, и эстетическую составляющую. Ну, и от материальной стороны тоже никуда не деться: во многих случаях решающим фактором в выборе является цена.

Деревянные ковши

Дерево - самый традиционный из всех возможных материалов для банных аксессуаров. Обычно для банных ковшиков используют древесину липы, осины, кедра или дуба. Для того, чтобы продлить срок эксплуатации, деревянные ковши покрывают слоем воска или пропитывают льняным маслом. Но даже в таком варианте срок службы у них небольшой: они темнеют или растрескиваются, могут просто потерять эстетический вид.

Деревянные ковши для бани тоже бывают нескольких видов:


Металлические

Более практичны металлические ковши для бани, но для того чтобы не обжечься, ручка такого аксессуара обязательно должна быть выполнена из дерева или термостойкого пластика. Материалом для изготовления служат медь, латунь или нержавейка.

Латунный или медный ковш для бани - удовольствие не из дешевых, но зато и срок эксплуатации у них значительный. Ковш из нержавейки в этой группе наиболее дешевый, но отнюдь не самый плохой: эксплуатационные характеристики у него ничуть не хуже, а пожалуй, еще и лучше. Латунный и медный ковш со временем окислятся, потемнеют. Периодически их нужно натирать, возвращая пристойный вид. Не всем эта процедура понравится: сидеть шлифовать поверхность мягкой тряпкой. С нержавейкой никаких проблем. Они как елка: зимой и летом одним цветом. В том смысле, что никак не изменяются.

С точки зрения безопасности банные ковши и черпаки из металла не самый лучший выбор: они могут накалиться и обжечь. В русской парной с ее не очень высокими температурами полноценный ожог получите, если ковш полежит возле печки, а вот в саунах они нагреются даже от воздуха. В суховоздушках температуры 90-100° C — не предел. А металлом с такой температурой обжечься можно запросто. ТАк что металлические ковши в сауны лучше не брать.

Есть еще ковши-гибриды: внутрь деревянного ковша вставлена металлическая емкость. Такой ковш удобен, долговечен и практичен. Им сложно обжечься, он не будет пропускать воду, даже если древесина пересохнет. Стоимость, правда, приличная.

Внутрь деревянного ковша вставлена емкость из металла

Пластиковые

Самый бюджетный вариант - ковш из термостойкого пластика. Соответствующие современные материалы можно смело окунать в кипящую воду. Единственный вопрос — вопрос эстетики, который компенсируется невысокой ценой и приличным запасом прочности.

У каждого из этих вариантов есть свои достоинства и недостатки, но любой из них пригоден для использования в бане, а вот стеклянных аксессуаров в парилке (да и в бане) быть не должно.

Какие ковши нужны в бане

Если ваша печь имеет выносной бак для воды , или в навесном/встроенном баке есть кран, то набирать воду можно в таз или ведро. Если кран не предусмотрен, нужно будет набирать воду сверху, через специальное отверстие в крышке бака. Вам понадобится довольно объемный ковш с длинной вертикальной ручкой. Их еще называют черпаками — из-за того, что ими зачерпывают воду.

Длина ручки зависит от конфигурации и размеров бака: чем больше глубина, тем длиннее должна быть ручка, чтобы иметь возможность доставать воду со дна. Таких черпаков удобно иметь несколько: если обычно парятся более двух человек, то одного черпака явно недостаточно.

Нужен в бане и специальный ковш для полива каменки. Такие ковши имеют длинную горизонтальную ручку. Даже небольшая порция воды, попавшая на раскаленные камни , вызывает выброс разогретого пара. Если рука окажется в «зоне поражения», можно получить ощутимый ожог, который очень сложно лечится. Некоторые модели ковшиков имеют дырочки. Такие ковшики способствуют равномерному распределению воды по поверхности камней, если используется открытая каменка. Насколько удобно пользоваться ими - вопрос спорный.

Нужен в бане еще ковш для обливания. Делать это при помощи емкости на длинной ручке неудобно. Объем ковша для обливания не менее 0,4-0,5 литра. Их тоже удобно иметь несколько штук - по количеству парильщиков. Это намного удобнее, чем ждать своей очереди… Если в бане будут париться дети, можно приобрести несколько штук меньшего объема, чтобы ребятня могла с комфортом наслаждаться процедурой.

Дорогой ковш в бане вряд ли необходим, но для тех, кому очень важна эстетическая составляющая, можно посоветовать подбирать одновременно шайку и ковш. Если вы приобрели и ведро и шайки составные — бондарные, логично будет заказать и ковши такого же вида.

Для тех, у кого в оформлении бани присутствует и дерево, и металл, стоит подумать о ковшах металлических с деревянными ручками - они прекрасно «впишутся» в такой вариант оформления. Если же ресурсы ограничены, можно выбрать очень неплохие пластиковые аксессуары, которые будут неплохо смотреться в бане, но, поддавая таким ковшом воду на каменку, нужно быть осторожным и не задеть им сильно разогретые элементы. Для каменки лучше использовать металлический или деревянный ковш.

Как сделать ковш своими руками: видео-уроки

Для тех, кто любит все делать своими руками, нашлось видео того, как изготовить резной ковш. Используется тут специальная фреза с разными насадками, но при желании все можно сделать ручными инструментами. Времени уйдет, несомненно, больше, но покупать оборудование ради пары ковшей вряд ли стоит.

Выставки русской деревянной ложки в ВМДПНИ. Посмотрим же на эти изделия подробнее. Далее — фото и тексты непосредственно с самой выставки.

Ложки-черпаки
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, начало XX в.
Дерево, кап берёзы, долбление, резьба

Ложка — один из тех предметов, который сопровождает человека практически с самого рождения и до конца дней. Сколько пословиц, поверий с ней связано! Однако так ли часто мы задумываемся, всегда ли она была такой, какой мы привыкли её видеть?..



Ложка шаманская
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, конец XIX в.
Дерево, долбление, резьба

Мы рады представить Вам выставочный проект, в котором постарались показать всё многообразие привычной нам деревянной ложки . И действительно, сложно порой представить, что ковш-черпак может достигать в длину полутора метров, а некоторые ложки становятся поистине магическими предметами, являясь верными спутниками шамана.



Сверху вниз: Ковш

Кап, долбление, резьба. Коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Хабаровский край, мастера-нивхи, 2006 г.
Дерево (грецкий орех), резьба, тонировка. Коллекция В. Б. Карпова
Детские нанайские ложки
В. Донкан, 1974 г.
Хабаровский край, с. Сикачи-алян
Дерево, резьба, цветная гравировка

Представленные на выставке ложки из музейного собрания — от ковшей XIX века до авторских ложек конца 1960-х годов — органично дополняет коллекция современных резных ложек Виктора Борисовича Карпова, собранная им в разных уголках нашей страны. Предметы из неё, выполненные из разных пород древесины, необыкновенно передают красоту текстуры натурального дерева.



Слева: Черпак для медвежьего мяса
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма. Дерево, резьба
Справа: Лоток
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма
Дерево, долбление, резьба, подкраска
Ложки нивхские для медвежьего праздника
Хабаровский край, дер. Ухта, с. Романовка, первая четверть XX
Дерево, резьба, подкраска
Ниже: Ложка
2013 г., приобретена в Москве
Дерево (орех), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

История изготовления ложки насчитывает не одно тысячелетие. Так, по свидетельствам археологических раскопок, уже пять тысяч лет назад в Древнем Египте пользовались ложками из камня и дерева, а в Греции — особыми ракушками.



Ложка нанайского шамана
Хабаровский край, 2006 г.
Дерево (ольха), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

В повседневный обиход в Европе ложки вошли в Средние века и были в основном деревянными и роговыми. А на Руси ложка была известна уже в X веке, во времена князя Владимира — упоминания об этом можно найти в «Повести временных лет». Знакомая нам овальная форма ложки с длинным черенком получила особое распространение к середине XVIII века.



Композиция из трёх ложек 2015 г., приобретена в Москве
Кап ореха, резьба, тонировка. Коллекция В.Б. Карпова

Для простого крестьянина ложка была одной из немногих личных вещей, и «свою» ложку часто помечали особым образом. Но, как многие предметы традиционной культуры, ложка была не просто частью повседневного быта. Она играла важную роль в обрядах, олицетворяя члена семьи; молодожёнам на свадьбу обязательно дарили деревянную расписную ложку; она была также необходимым атрибутом некоторых святочных гаданий.



Ложка удегейская (юга) . Дерево, резьба

Кроме того, ложка стала одним из любимых русских народных музыкальных инструментов. Ложку украшали искусной резьбой, красочной росписью, а иногда даже инкрустировали перламутром или металлом.


На нашей выставке представлено более 120 ложек из самых разных регионов России — от Архангельска до Якутии. Многообразный предметный ряд дополняют графические зарисовки из экспедиций НИИХП 1960-х годов, а также редкие фотографии и эскизы из архивов В.М. Вишневской, В.А. Барадулина и других.



Справа вверху: Сувенирные черпаки
Карачаево-Черкесское объединение художественных промыслов и производства сувениров, 1977 г.

Справа внизу: Ковш
Ессентуки, 2001 г.
Красное дерево (тис, топляк), долбление, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Дерево (грецкий орех), резьба Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Слева внизу: Композиция из ковша и трёх ложек
Ессентуки, 2001 г.
Софора (кавказская акация), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева внизу в углу: Ложка-змейка 2004 г., приобретена в Москве
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева вверху снизу вверх: Ложечка декоративная 2000 г., приобретена в Москве
Красное дерево, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка-совок
Дерево (розовая акация), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Ложка-черпачок
Дерево (корень вишни), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В.Б. Карпова

Самые ранние из представленных предметов — ковши, изготовленные в XIX веке на Русском Севере и в Поволжье. Среди других — ложки Сергиево-Посадского региона рубежа XIX-XX веков, в том числе ложки И.С. Хрустачева со сценами из жития Сергия Радонежского, поражающие своей тончайшей миниатюрной резьбой.



Зарисовки ковша и ложки . Из альбома «Художественная обработка дерева в Западной Сибири».
А. Артемов, г. Москва, НИИХП, 1972 г. Картон, акварель, карандаш.

Особое место на выставке занимают декоративные ковши, выполненные в русском стиле выдающимся мастером В.П. Ворносковым в мастерских села Кудрина и А.П. Зиновьевым в Талашкине.



Ложки . Казахстан. Дерево, резьба, выжигание.

Ну и, конечно, на выставке невозможно было обойтись без знаменитых хохломских ложек, изготовленных в нижегородских селе Сёмине и городе Семёнове, который нередко называют «ложкарной столицей».



Слева ниже: Ложка разливная
Дагестан, с. Кумух, начало XX в.
Дерево (акация), долбление, резьба
Слева в центре: Черпак «Гель»
Г.Г. Газимагомедов, 1990 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), мельхиор, резьба, насечка, лак
Слева вверху: Поставец для столовых приборов с ложками
Г.Г. Газимагомедов, 1989 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), металл, резьба, точение, насечка, лак; дерево (абрикос), резьба, лак


Слева: Ложки ладьеобразные
Дагестан, начало XX в.
Дерево (самшит; горный дуб), резьба, тонировка, графическая вязь
Справа: Ложка на длинном черенке для размешивания праздничной халвы — бяхух
Дагестан, с. Куяд, первая треть XX в.
Дерево (дуб), резьба
Привезена из экспедиции Е.М. Шиллинга 1944 г.

Уже в конце XIX века изделия местных мастеров пользовались заслуженным успехом на Нижегородской ярмарке. Мы же представляем в этом разделе выставки наиболее ценные образцы 1920-х — 1960-х годов, которые редко покидают музейные фонды.


Среди ложек из других регионов — привезённые из экспедиций в Дагестан 1944-1946 гг. знаменитым этнографом-кавказоведом Е.М. Шиллингом, а также необыкновенные работы из аварского села Унцукуль. Оно знаменито своим промыслом насечки по дереву, который соединяет различные виды декоративно-прикладного искусства — резьбу по дереву и ювелирное дело. В комплексе, посвящённом Дальнему Востоку и Якутии, вы увидите нивхские ложки для медвежьего праздника и редкую шаманскую ложку.


Эскиз ложки и совка с хохломской росписью .
1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель


Рисунок. Ложки из собрания ГИМ. 1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель

В коллекции представлены декоративные неокрашенные ложки, изготовленные из различных пород деревьев.



Ложки и черпаки с росписью хохломского типа
Нижегородская обл., 1920-е — 1960-е гг., Дерево, резьба, роспись

Для изготовления декоративных ложек мастера используют древесину почти всех пород, кроме сосны и ели. Заготовка для будущей ложки называется «баклуша». Она должна быть предварительно хорошо просушена, чтобы ложку не «повело» при изготовлении. Естественная сушка занимает до полугода, но сейчас мастера всё чаще используют для этого специальные печи.



Художницы артели «Хохломская роспись» М.М. Артамонова и Ф.Ф. Сиротина, 1959

Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянных ложек — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, раньше проводились не мастером, а помощником-подмастерьем. Первоначально выражение имело смысл «делать очень несложное дело», а позже приобрело иной смысл — «бездельничать, праздно проводить время».



Ложки
Горьковская обл., с.Полховский Майдан, 1960—1970-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак

При работе над ложкой мастер учитывает тип и фактуру дерева. Самая мягкая и податливая для обработки древесина у липы, ольхи, осины, поэтому эти породы пользуются у мастеров наибольшей популярностью. Структура древесины у таких ложек однотонная и не яркая.


Н.Г.Подогов и Ф.А.Бедин

Берёза и дуб более твёрдые и имеют выраженную красивую структуру.


Ковши
Архангельская губ., XIX в.; Вологодская губ., дер. Шевелевская, конец XIX — начало XX вв.
Дерево, долбление, резьба



У плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, черешня, персик) древесина ещё более твёрдая и красочная, с узорной структурой. Наиболее интересные рисунки на ложках даёт груша, причем вид узоров в сильной степени зависит от грунта, на котором росло дерево. Используют мастера и «тёмную» древесину, например, хурму, ореховые породы.



Ковш
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, вощение

Умение мастера состоит в том, чтобы «угадать» внутреннюю красоту узора дерева и наиболее интересно показать её в форме готового изделия, что хорошо видно в представленных экспонатах.



Ковш; ковш-черпак
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино, Талашкинские художественные мастерские
Дерево, медь, речной камень, монеты; долбление, резьба, выжигание, тонировка, подкраска, вощение, чеканка


Миниатюрные ковшики
В.П. Ворносков, 1902-1910 гг.
Московская губ., Дмитровский у. , дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, лак


Ковш декоративный
В.П. Ворносков, 1905-1910 гг.

Дерево, резьба, тонировка, лак



Ковш

Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино

Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1900-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1902-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.




Вверху: Ложки
г. Загорск, 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак
Внизу: Ложка с черенком в виде дракона
Россия (?), начало XX в.
Дерево, резьба, тонировка






Слева: Ложка для сметаны (для правой руки)
Нижегородская губ., дер. Медведево, 1930-е гг.
Дерево, резьба
Справа: Черпаки и ложки с костяными, перламутровыми и бисерными вставками
Нижегородская губ. и г. Сергиевский Посад, первая треть XX в.



Ложки-рыбки
Приобретены в Москве, 2000 г.
Дерево (дуб), резьба коллекция В. Б. Карпова



Ложки со сценами жития св. Сергия Радонежского
Московская губерния, г. Сергиевский посад, 2 пол. XIX в. — нач. XX вв.
Дерево (кипарис), резьба
«св. Сергий Радонежский»
«Явление Богоматери св. Сергию»
«св. Сергий Радонежский и медведь» (резчик И. С. Хрустачев)
«св. Сергий перед усопшими родителями»



Ложки с жестом благословения
Нижегородская губ., дер. Медведево, начало XX в.
Дерево, резьба, инкрустация (бисер, перламутр), тонировка



Жест благословения с ложек вблизи


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».


Зарисовки ковшей
Из альбома «Народная резьба по дереву Ярославской области XVII-XX вв.»
Л.Б. Музалевский, 1971 г. Картон, бумага, гуашь, карандаш
Из альбома «Народное декоративное искусство по коллекциям музеев Новгорода, Пскова, Углича».
В.М. Вишневская, г. Москва, НИИХП, 1962 г. Картон, бумага, акварель



Вблизи: Ковши-черпаки козьмодемьянского типа
Вологодская губ. (?), Поволжье XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства
Вдали: Ковшик
г. Вологда, 2005 г.
Дерево (ольха), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова
Ковш
г. Углич, 2009 г.
Дерево (осина), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова



Рисунок. Две ложки и солонка
1950-е — 1980-е гг.
Бумага, акварель


Слева: Ковш-налевка
Вологодская губ. (?), XVIII в. (?)
Дерево, долбление, резьба
Справа: Ковш-налевка
Вологодская губ., XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства



Ковш
Русский Север (?), начало XX в.
Дерево, долбление, резьба, раскраска
Происходит из собрания МО



Ковш
Северная Двина, вторая половина XIX в.
Дерево, долбление, резьба, роспись



Внизу: Ложка «Валаам» , 2004 г.
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В. Б. Карпова
Вверху: Ложка
Нижегородская губ. (?), 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись



Ложки с росписью пижемского типа
М.Т. Чупров, П.Я. Мяндин, 1960-е гг.
Респ. Коми, Усть-Цилемский p-н. с. Пижма, дер. Замежная
Дерево, резьба, роспись


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».

В статье использованы материалы с выставки «Ложка деревянная» в ВМДПНИ .

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва