Что означает не создай себе кумира. Объяснение заповеди — не сотвори себе кумира

Инструкция

Определите, насколько вам нравится тот или иной человек. Если вы просто восхищаетесь его успехами и хотели бы видеть такое же упорство в себе, перенять его лучшие качества, то не стоит беспокоиться. Это стремление вполне обосновано и может вас только подтолкнуть к достижению поставленных целей.

Если же вы не пропускаете ни одной программы с участием вашего кумира, читаете все публикации о нем, стараетесь полностью копировать его внешность, манеры поведения, стиль речи, то стоит задуматься над тем, не перешли ли вы границы, за которой начинается слепое восхищение чужой жизнью.

Спросите себя, чем именно вас привлекает ваш кумир. Будьте предельно честны с самим собой. Если вам нравится его состояние или популярность, признайтесь себе в этом. Подумайте, готовы ли вы всю жизнь восхищаться чужими достижениями вместо того, чтобы добиваться собственных высот.

Рассмотрите своего кумира со всех сторон. Практически невозможно встретить человека без недостатков. Обратите внимание на негативные стороны вашего героя. Как только вы поймете, что он такой же обычный человек, как и вы, относиться к нему вы будете значительно проще.

Ограничьте количество времени, которое вы тратите на просмотр телепередач и чтение информации о любимой звезде. Найдите себе новое увлечение. Займитесь чем-нибудь, что будет доставлять вам удовольствие. Вы должны понять, что ваша жизнь намного интереснее и объемнее, чем просто копирование другого человека.

Каждый раз, когда вы будете замечать в себе излишний, переходящий за рамки нормального интерес к той или иной персоне, спросите себя, действительно ли этот человек настолько хорош, чтобы жертвовать собой и своим временем на бессмысленное поклонение ему.

Мыслите критически. Это позволит вам более трезво смотреть на знаменитостей и окружающий вас мир в целом.

Кумирами в соцсети «ВКонтакте» в настоящее время называют знаменитостей, имеющих собственные странички, а также пользователей с большим числом подписчиков. При желании вы можете добавить ссылки на них на свою страницу.

Инструкция

Зайдите в соцсеть под логином и паролем. Выберите пункт «Люди» в верхнем меню главной страницы. Укажите в параметрах поиска пол – мужской или женский. В результате вы увидите ссылки на страницы знаменитых людей, которые будут отмечены галочками. Это означает, что страницы являются подлинными и были лично подтверждены их владельцами.

Кликните по ссылке на страницу человека, которого вы считаете своим кумиром. Нажмите кнопку «Добавить в друзья», расположенную под аватаром. После этого вы будете незамедлительно подписаны на обновления кумира, и ссылка на его профиль будет добавлена на вашу страницу, где появится в специальном разделе «Интересные люди». Последние новости и обновления профиля кумира будут появляться в разделе «Мои новости» на вашей странице.

В раздел «Интересные люди» можно добавлять не только знаменитостей, но и обычных пользователей «ВКонтакте», однако для этого они должны иметь более 1000 подписчиков. Подпишитесь на обновления одного из таких людей, и он сразу появится в «Интересных людях».

Выражение "не сотвори себе кумира" - означает быть собой, не создавать себе идола, иметь своё суждение и мнение, не придерживаться сегодняшней моды, не поклоняться безосновательно кому-либо или какой-то идее.
Господь предоставил своему избранному народу десять заповедей. Это произошло в момент, когда заключалось соглашение, следуя которому евреи должны распространять божьи законы во всём мире (не совсем ясно почему Бог сам не мог распространить это учение, а предоставил сделать это дикарям). Моисей, который являлся основоположником иудаизма, а по совместительству ещё вождём и пророком, решил объединить все разрозненные дикие племена евреев и сплотить их в один народ. Моисей осознав важность этих заповедей, самолично вырезал их на Скрижалях Завета.

Христианский вариант Заповеди Завета

"...Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли..."
(стих 4-5, глава 20, книга Исхода)

Иудейский вариант Заповеди завета

"...Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею..."
(Второзаконие 5:7–10; книга Исхода 20:3–6)

Ветхий завет - это первый вариант Библии христиан, который является общим, как для христианства, так и для иудаизма. В него тринадцать исторических книг - книга Екклесиаста (Проповедника), книга Соломоновых притчей, семь книг мудрецов, первая книга Езиды, книги Судей Изралиевых, книга Иисуса Навина; Пятикнижья (Второзаконие, Исход, Числа, Бытие, Исход); девятнадцати книг пророков - послание Иеремии, Плач Иеремии, книга пророка Иезекиля и т. д.; и ещё восьми разных книг в числе которых Первая, Вторая, Третья книга Маккавея, книга Есфири.

Новый завет - это вторая часть Библии христиан, в состав которой входят двадцать семь книг. В числе которых - Откровения Иоанна Богослова; Первого, Второго, Третьего послания Иоанна, двадцать одного послания в числе которых Послание Иакова, а также Первого и Второго послания Петра; Деяния святых Апостолов; четырёх Евангелия (от Луки, от Матфея, от Иоанна, от Марка)

Использование выражения "не сотвори себе кумира" в литературе


"Не сотвори себе кумира
в долине идолов,
не сотвори.
Не повтори ошибок мира,
что наспех выдуман,
не повтори..."

("Не сотвори" Рогова Ирина Валерьевна)

"Я никогда не понимал фразы "Не сотвори себе кумира". Благодаря кумирам я жил, к чему-то стремился, ставил и добавился цели"
("Не сотвори себе..." Стальская Софья Станиславовна)

"Можно ли считать Вас первооткрывательницей? Откуда Вы черпаете идеи для своего творчества, исследований? Есть ли у Вас кумиры? Как Вы вообще относитесь к принципу: "Не сотвори себе кумира"? Ваш путь "наверх" был сложным?
- Да, Я - Женщина-Первопроходец, которая в Эпоху оголтелого патриархата Первой с открытым Лицом восстала против существующих догм, ветхих канонов, невежества и полного уничижения Женского Начала"

(Из интервью с Викторией Преображенской)

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Не убивай.
  2. Не прелюбодействуй.
  3. Не кради.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это - благодаря Богу. Способность семени расти, травы - дышать, человека - жить - суть способности Божии. Все эти способности - собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, - имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой - вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того - на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, - лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание - это семя греха. Греховный поступок - это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Хотел написать, что заповедь "Не сотвори себе кумира" - слова Иисуса Христа, но оказалось что это заповеди Моисея:) Христианство не разделяет эти книги после какого то там по счету Вселенского Собора. А Учение Христа и так называемый Старый Завет все же немного разные вещи. Дальше вы поймете почему.
Вот почему так важно перепроверять информацию из разных источников, а не просто писать что попало:)

Итак, продолжим - это было лирическое отступление.

Библия, Моисей, Исход 20 гл.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.


Это была вторая заповедь, данная Моисею.

Что же мы видим в современном обществе? У нас культ машин, денег, алкоголя, наркотиков, порно, разврата и т.д. и т.п. Это все вещается по телевизору и интернету, излучается вай-фаем и течет по проводам. Это - в том, что вам изначально навязывают чувство собственной ущербности. Простите - но Вы же не Ваши любимые Ким Кардашьян, Софи Лорен или же Чак Норрис список можно продолжать вечно...

В общем, думаю Вы поняли о чем я? Нам навязывают культ кумира, чтобы мы следовали за кем то, пытались его скопировать. Чтобы мы перестали быть собой...

Леди гага и мясо Думаю, Бората представлять не надо? :)

Итак - кто же ВЫ и кто Ваши кумиры?

Выше я писал, что Учение Христа и так называемый Старый Завет все же немного разные вещи.
Для сравнения заповеди, данные Моисею и данные Христом, чтобы каждый смог прочувствовать, что стоит на первом месте.

Данные Моисею:

Десять Заповедей были зафиксированы в Библии, в книгах Исход 20:2-17 и Второзаконие 5:6-21, и заключаются в следующем:

1.«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Это - повеление против поклонения любым богам, кроме одного истинного Бога. Все другие боги - ложные боги.

2.«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Данная заповедь запрещает создание идолов, визуального отображения Бога. Мы не в состоянии сделать такое изображение, которое могло бы точно изобразить Бога.

3.«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Это - указание против использования имени Господа напрасно. Мы не должны говорить о Нём легкомысленно. Мы должны оказывать почтение Богу, упоминая Его с уважением.

4.«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему». Заповедь выделять субботу как день покоя, посвященный Господу.

5.«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Это - повеление всегда относиться к своим родителям с честью и уважением.

6.«Не убивай». Это - указание против умышленного убийства другого человека.

7.«Не прелюбодействуй». Нам запрещено вступать в половые отношения с кем-либо, кроме своего супруга/супруги.

8.«Не кради». Мы не должны брать что-либо, не принадлежащее нам, без разрешения человека, которому оно принадлежит.

9.«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Это - повеление против дачи ложных показаний. По сути, это заповедь против лжи.

10.«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Это - повеление, запрещающее желать что-либо, не принадлежащее нам. Зависть может привести к нарушению одной из вышеперечисленных заповедей: к убийству, прелюбодеянию или краже. Если что-то является неправильным, то неправильным является и желание это сделать.

Многие люди ошибочно рассматривают Десять Заповедей как набор правил, соблюдение которых гарантирует вход в Рай после смерти. На самом деле, целью Десяти Заповедей было показать людям, что они не могут безупречно исполнить Закон (Римлянам 7:7-11) и, таким образом, нуждаются в Божьей милости и благодати. Несмотря на утверждения богатого юноши, упомянутого в Евангелии от Матфея 19:16, никто не может идеально исполнить Десять Заповедей (Экклезиаст 7:20). Десять Заповедей демонстрируют, что мы все согрешили (Римлянам 3:23) и нуждаемся в Божественном прощении и искуплении, возможном только через веру в Иисуса Христа.

А ниже привожу заповеди, данные Иисусом Христом:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая же подобная ей : Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

3) Блаженны [Μακάριοι - счастливы] нищие духом [πτωχοὶ τῷ πνεύματι — нуждающиеся в Духе (побирающиеся Духом)], ибо их есть Царство Небесное.

4) Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12) Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Перед вами две почти одинаковые картины, автор которых - великий итальянский художник Рафаель Санчо (Raphael Sanzio/Santi)
Прочитать больше о картине можно

Прочувствовали?

---
P.S.: Навеяно постом блоггера тут
Вдохновение - великая СИЛА:)))

Наставление старца Серафима мирскому ученику Мотовилову "Цель христианской жизни"

Лучше наверное об этом пока никто не сказал. Ну и я не буду) Старец раскрыл тему не в двух словах, поэтому наберитесь терпения. Не сможете сегодня - перечтите завтра. Уж больно красиво, просто и правдива речь Серафима...

Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.
- Господь открыл мне, - сказал великий Старец, - что в ребячестве вашем усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей Христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...

Я должен сказать тут, что с двенадцатилетнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

Но никто, - продолжал отец Серафим, - не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни Христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты неБогоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало.

Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела Христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей Христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей Христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго.

Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: "Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает".

Доброе дело иначе нельзя назвать, как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: "Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть". И как видим из последовательности священного повествования, этот "делаяй правду" до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился Ангел Господень во время молитвы его и сказал: "Пошли в Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой".

Итак, Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, пришедшего в мир грешныя спасти, и приобретением себе благодати Духа Святаго, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века.

Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал Евреям: "Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете - видим, и грех ваш пребывает на вас". Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанного и только за веру в Него.

В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святаго и притом, как сказано: "Не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его".

Так-то, ваше Боголюбие. Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель. нашей жизни Христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьяго.

Как же стяжания? - спросил я батюшку Серафима. - Я что-то не понимаю.

Стяжание все равно что приоберетение, - отвечал мне он, - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги.

Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: "Купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть", то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары.

Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: "Шедши купите на торжищи". Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него.

Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божьяго недоставало.

Творя добродетели, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том-то и дело лишь Христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божьяго, и говорится в отеческих книгах: "Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его - во дно адово". (Суть путие мнящиеся прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово (Притч 16, 25). Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти.)

Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья бесовская - вполне пагубная".

И вот эта-то третья вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая - собственная воля наша - научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то, и как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же - воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святаго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же Тройческим Единством священнотайне".

Сам Дух Святый; селяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывания с духом нашим Его Тройческаго Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божеству всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: "Вселюся в них и похожу, и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои". Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости.

Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище - жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и недопустившие к Жениху, - смерть человеческая; девы мудрые и юродивые - души Христианские; елей - не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа cyщества нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, - в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших.

Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: "Се стою при дверях и толку", разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! "В чем застану, в том и сужду", - говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечениями и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его станет!

Вот почему сказано: "Бдите и молитеся, да не внидете в напасть", то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и Богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.

Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: "Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ея!" - воскресил его Господь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божияго, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь бдящими, в полноте даров Духа Его Святаго. Тогда мы можем благодерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех во сретение Господа на воздусе,
Грядущаго со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати коемуждо по делам его.

Вот, ваше Боголюбие, за великое счастье считать изволите с уБогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати Господней. То, что речем о Самом Господе, Источнике приснонеоскудевающем всякия благостыни и небесныя и земныя? А ведь молитвою мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостоиваемся.

Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: "Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша", когда уже пришел Он к нам во еже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его святое во истине, то есть с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его пришествия.

Я вашему Боголюбию поясню это примером: вот хоть бы вы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы побеседовать с вами. А вы бы всё стали меня приглашать: милости-де просим, пожалуйте, дескать, ко мне. То я поневоле должен был бы сказать: что это он, из ума, что ли, выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет! Так-то и до Господа Бога Духа Святаго относится. Потому-то и сказано: "Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог, вознесуся во языцех, вознесуся на земли", то есть явлюся и буду являться всякому верующему в Меня и призывающему Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и Иаковом и со другими рабами Моими, с Моисеем, Иовом и им подобными.

Многие толкуют, что это упразднение относится только до дел мирских, то есть что при молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от мирских дел. Но я вам по Бозе скажу, что хотя и от них при молитве необходимо упраздниться, но когда при всемогущей силе веры и молитвы соизволит Господь Бог Дух Святый посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться.

Молвит душа и в молве находится, когда молитву творишь, а при нашествии Духа Святаго надлежит быть в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все, глаголы живота вечного, которые Он тогда возвестить соизволит. Надлежит притом быть в полном трезвении и души и духа и в целомудренной чистоте плоти. Так было при горе Хориве, когда израильтянам было сказано, чтобы они до явления Божьяго на Синае за три дня не прикасались бы и к женам, ибо Бог наш есть "огнь поядаяй все нечистое", и в общение с Ним не может войти никто же от скверны плоти и духа.

Господь предоставил своим творениям – людям свободу воли. Таким образом, человек сам может выбирать и в малом, и в большом, и в этом и свобода и трудность пути. Ведь человек может и вознестись до святости, и обречь себя на адские муки, особенно в современную эпоху, когда так много соблазнов. Более чем актуально рассмотреть слова не сотвори себе кумира: эта заповедь изначально дана Господом через Моисея.

Как известно, Библия включает в себя две части: Новый и Ветхий Завет, а Ветхий Завет является в свою очередь частью Талмуда, в частности представляет собой так называемое Пятикнижие Моисея, которое было записано пророком от Господа.

Свои заповеди на скрижалях Моисей излагает именно там. Православная традиция также использует эти заповеди, но, конечно, не зацикливается только на этом, они не являются пределом духовного развития, ведь православный также имеет и Новый Завет.

Интересно! Адрес и расписание богослужений в Божией Матери

История о том, как Моисей приносил скрижали, является довольно известной: по сути, скрижали, которыми сейчас пользуются и на которые ссылаются, являются вторыми, так как первые пророк разбил. К слову говоря, разбил во многом по причине рассматриваемой тут заповеди.

В период странствий по пустыне пророк взошел на гору Синай, а когда вернулся, увидел, как остальные сотворили себе золотого тельца и поклоняются ему. Собственно, в чем-то благодаря этому и появился запрет на то, чтобы создавать себе различных идолов для поклонения. Смысл в нем действительно нетрудно обнаружить, ведь евреи, о которых идет речь, имели пророка, который общался с Господом, но поддались искушению и пошли (в метафорическом смысле) совсем не той дорогой.

Важно! Чтобы людей уберечь, заповедь зафиксирована на скрижалях и теперь является частью кодекса поведения христианина. Конечно, нужно более подробно рассмотреть этот запрет.

Смысл запрета создания кумира

Сначала нужно рассмотреть более детально фразу, о которой идет речь. Ведь «не сотвори себе кумира» является кратким вариантом этой словесной формулы, а полная звучит вот так.

Эта заповедь дана в книге Исход, но также следует обратить внимание и на Второзаконие, где видим.

В христианстве также действует запрет на иконописное изображение Бога-Отца на иконах. Во многом этот запрет обуславливается указанными заповедями, а также простыми выводами формальной логики. Ведь если Господь, по сути, является сугубо духовным, то и изобразить нечто такое просто не представляется возможным, оперируя инструментами материального мира.

Итак, изначально значение этого запрета подразумевало собой стремление к отсутствию заблуждений у верующих. Невыразимое (Господь) является также неизобразимым, поэтому Его никак не нарисовать, не описать, хотя и возможно использовать какие-то сравнения и другие способы. Тем не менее, любые эти способы будут только вспомогательными, а самого Господа возможно только ощущать особым образом и приближаться к Нему взращиванием веры.

Интересным фактом являются слова из Ветхого Завета, где Господь все-таки описывается и даже Сам повелевает людям создавать собственные образы или образы ангелов, которые тоже невыразимы. К примеру, дает указания по созданию образов херувимов в храме.

Участвуют в этом деле и пророки. Иезекиль видит херувимов с лицами, подобными львиным и человеческим.

Пророк Даниил описывает тот самый образ старца, который до сих пор активно эксплуатируется в культуре и формально может быть описан как «бородатый старец на небе».

Обратите внимание! Касательно видений пророков есть весьма любопытное и, главное, согласующееся с каноном мнение о явлении ветхозаветным пророкам в антропоморфном (человекоподобном) облике именно ипостаси Бога-Сына, которому и предстояло явиться в дальнейшем в мир.

Пророки и сами говорили о дальнейшем явлении Христа и могли взаимодействовать именно с Ним на тонком уровне, тогда как природа Бога-Отца оставалась невыразимой. Кстати, в связи с этим на иконах, где показан Господь Саваоф, используют краткие буквенные обозначения Иисуса Христа над этим изображением.

Конечно, эти образы являются в большей степени аллегорическими, и если и являлись пророкам именно таковыми, то представляли собой просто доступный способ выражения невыразимого.

К примеру, существует планетарная модель атома Нильса Бора, которая используется для восприятия этого феномена.

В действительности, конечно, атомы не выглядят как шарики, которые вращаются друг около друга по орбитальной траектории (ученые говорят о чем-то подобном облачным сферам и вообще трудным для восприятия структурах), но для простоты понимая, чтобы хотя бы как-то выразить этот феномен для усвоения человеческим умом, используется такая модель.

Современная эпоха запретов

Середина 17 века ознаменовалось в русском православии Никоновским расколом. Патриарх-реформатор ввел абсолютный запрет на изображение Бога-Отца, объяснив, почему нельзя представить Дух, которого никто не видел, в рисунке. Запрет действует до сих пор, и иконы с этим изображением не считаются каноническими, но отношение к ним довольно мягкое, так как они могут использоваться не для того, чтобы вводить верующего в заблуждение, но для того, чтобы рассказывать о вере и укреплять таковую.

В нынешнюю эпоху для православного нужно ясно понять, что значит отказ от создания кумиров не только в контексте предыдущих времен, но и в смысле работы по очищению собственной души.

Как рассмотрено ранее, в библейском смысле поклонение кумирам является созданием образа чего-то невыразимого или подменой поклонения Господу поклонением чему-то другому.

Из актуальных сейчас аспектов этой заповеди для верующих нужно отметить следующие:

  • чудотворение – многие православные начинают восхищаться различными чудесами, в том числе полученными от реликвий или святых подвижников, и поклоняются в итоге этому чуду или реликвии, но забывают об изначальном источнике, который только и заслуживает поклонения;
  • иконопочитание – является частью традиции, но нужно всегда помнить о главном: икона является только окошком, через которое смотрят в иной мир, через которое свет иного мира проникает на верующих, но никто разумный не станет поклоняться окну, просто куску древесины;
  • заблуждение – именно современная информационная эпоха предлагает массу объектов для поклонения от людей разной степени популярности до увлечений и хобби; конечно, никто не запрещает заняться чем-то негреховным и интересным, более того, полезно получать от таких дел радость, но нужно снова помнить об изначальном источнике этой радости и всей радости в мире вообще.

    Полезно! Как и когда можно попасть в храм Кизических

Важно! Духовный труд православного и предельная разборчивость требуются в религиозной практике. Даже из благостной иконы может быть сотворен кумир. Поэтому нужно всегда помнить значение этой заповеди, ставшей основной для распространенного фразеологизма, который активно используется и в повседневной речи.

Борьба с почитанием кумиров

Для православного существенная часть религиозного делания и духовной борьбы ведется во внутренней плоскости:

  • одержание верха над бесами, пороками и страстями;
  • преодоление собственной греховной природы, возвышение духа;
  • развитие веры, добродетелей, стяжание Святого Духа.

Эти аспекты (а также и другие) духовной практики не видны внешне. Сколько не создавай оптимальных условий для развития веры, всегда будут требоваться внутренние усилия и внутреннее развитие, для того чтобы достичь подлинных результатов. Поэтому изначально православному нужно поразмыслить даже не о том, как избавиться от поклонения кумирам собственной душою, но о том, почему следует избавиться от такой наклонности.

Полезное видео

Подведем итоги

Размышления о Господе, Его величии и неизмеримой благости являются великолепным инструментом в этом трудном деле. Ведь по большей части в кумире ищут какой-то идеал, источник радости и счастья, а большего идеала, чем Господь, не существует. Именно Он являет собой истину и тотальное блаженство. Именно Он есть источник всей радости, которую может ощутить человек, поэтому Единственный и заслуживает поклонения. К Нему и следует устремить движения и намерения собственной души.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва