Что есть красота и почему ее обожествляют люди. Николай Заболоцкий — Некрасивая девочка: Стих

“…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?”

(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть… и будет вечно. Никто, ничто не устоит перед ее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила – красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, – всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному – к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, – природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека идея замятинского романа “Мы”… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги “нумеров”, слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, – все это насилие над природой некрасиво! Уродливо – при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны, – а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота не обязательно и не только совершенство. Красота – это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, – сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота – самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, появляется в высшем обществе, – и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний “гадкий утенок”, с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа – одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой – духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она – воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота – шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! И любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в “Войне и мире” показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов – грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве – и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что “пополнела”, “подурнела”… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых – тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле – любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота – красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь – гимн ей!

Александр Блок. “Стихи о Прекрасной Даме”… Прекрасной! – вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал. не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, – нет, его идеал женской красоты был иным… Времена “гениев чистой красоты” ушли! – провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою –

Накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах – столько! Он тоже “короновал” и “душу цветущую любовью выжег”, – но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои – радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в “Облаке в штанах”, – этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное – даже тогда, когда ранит. Сергеи Есенин в “Персидских мотивах” заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары

Льет по каштанам в пролечь…

Лале склонясь на шальвары,

Я под чадрою укроюсь…

Но “рязанских раздолий” Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает “край свой милый” – красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю – весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина – мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота – это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое.

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое –

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.

(О. Мандельштам)

(No Ratings Yet)

  1. КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА 1 вариант Когда читаешь стихотворения замечательных поэтов XIX века И. С. Никитина, А. К. Толстого, А....
  2. КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА Каждый человек любит свою родину, но лишь великим поэтам дано так ясно и просто рассказать о дорогих сердцу местах, что их любовь...
  3. Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве...
  4. ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) 1 вариант М. Ю. Лермонтов – выдающийся поэт-лирик, посвятивший множество своих произведений воспеванию гармонии и красоты природы. Одним из...
  5. Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изображать внутренний мир человека в его развитии – как...
  6. После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил...
  7. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…” 1 вариант Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи...
  8. Я считаю, что Внутренний мир человека важнее, чем его внешность. Ведь со временем, то, как мы выглядим внешне, будет далеко от слова красиво. А внутренний мир человека, если он красив,...
  9. ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина “Осень”) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно, – Так нелюбимое дитя в...
  10. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного,...
  11. КЛАССИКА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ “НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало и...
  12. В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А. Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: “Платонов – удивительно однообразный писатель”. Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того,...
  13. Печорин – Онегин нашего времени. В. Г. Белинский Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но...
  14. “ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой) Мысль Л. Н. Толстого о том, что “простота есть необходимое условие прекрасного”, становится особенно близкой и понятной, когда любуешься красотой природы. Окружающий...
  15. Каждый человек индивидуален и неповторим – это бесспорное утверждение. Но по разным причинам люди испытывают различные чувства и эмоции. При одной и той же ситуации один будет нервничать, расстраиваться и...
  16. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ БЕДНЫЕ ЛЮДИ Повесть в письмах предваряет эпиграф: Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать Что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то Всю подноготную в земле вырывают!.. Вот...
  17. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  18. А. Н. ОСТРОВСКИЙ СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: “То ли дело отличаться с...
  19. Александр Николаевич Островский Свои люди – сочтемся Комедия (1850) Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, “какое приятное занятие эти танцы”,...
  20. Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова о том, что Максим Горький был настоящим “человеком из народа”. Действительно, пролетарский писатель отлично знал жизнь низов русского общества, быт “дна”. Рассказы...
  21. Пьеса А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения... Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина... С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии....
  22. Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,...
“…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?”

Это понятие все представляют себе по-разному. Однако в сознании человека оно остается неизменным: услышав его, он вспоминает нечто прекрасное. Можно бесконечно давать объяснение этому понятию. Это что-то неповторимое, заставляющее приходить в восторг.

Что такое красота? Почему ее обожествляют люди?

Красота - величина вселенского масштаба. Ее влияние на все сферы жизни человека велико. Потребность в ней есть у всех людей.

Красота дарит гармонию, окрыляет душу, поселяет в ней надежду. Она становится главной музой для творческих людей. Как только она касается разума гениального человека, у него рождается нечто прекрасное. Так создавались шедевры мирового искусства.

Она идет рука об руку с искусством. Под ее влиянием создается музыка, способная будоражить кровь. Она вдохновляет художника, создающего полотно, к которому выстраиваются очереди желающих посмотреть. Нежные аккорды стихов сочиняются поэтами в момент столкновения с прекрасным.

Источник натуральной красоты - природа. Она повсюду. Люди ее видят друг в друге и даже себе самих. Что испытывает при этом каждый из нас? Чаще всего это ощущение умиротворения и восхищения.

Красота и природа могли бы стать словами-синонимами. Красота природы - вспомните стихи авторов, которые посвящали их красотам Земли.

Рассматривая это понятие, имеют в виду два понятия: внешняя и внутренняя красота. Они касаются людей. Если первое понятие предполагает характеристику человеческого тела, то второе - более глубокое.

Человеческая красота неразрывно связана с таким великим чувством, как любовь. Внутренние особенности людей это и есть духовный мир.

Внешняя красота может создаваться самим человеком. Но не каждый способен раскрыть в своей душе внутреннюю красоту. При наличии богатой духовной культуры внешняя привлекательность выступает всего лишь оболочкой.

Это понятие становилось темой для высказывания великих людей. Шекспир говорил, что настоящая драгоценность - это книга с золотыми застежками, прикрывающая золотое содержание. Писатель считал человека, соответствующего этому описанию, заслуживающим уважения. Суть красоты это поиск великих философов, поиск всей жизни человека.

Красота необходима в повседневности, чтобы разнообразить быт человека. Она дает силы жить, и с этим трудно поспорить.

Красота, то к чему стремится каждый человек, сознательно или бессознательно. Восприятие прекрасного заложено у нас внутри, как путеводная звезда.

Человек ищет спутника жизни, способного стать для него источником вдохновения. В современных домах тоже полно красивых вещей. Мы приобретаем их, чтобы создать в доме уют.

Даже работу люди выбирают по принципу вдохновения. Если она вызывает у нас чувство прекрасного, мы ощущаем себя «в своей тарелке». Если наоборот, то такой труд направлен на выживание и не может быть источником наслаждения.

Эталоны красоты на разных континентах

Представители разных народов имеют свое мнение красивого. Вот почему то, что в одних странах считается прекрасным, может вызывать неприязнь в других.

Латинская Америка

Если говорить о человеческой красоте, идеалом здесь считается женщина с пышными формами и длинными волосами. Латиноамериканцы поощряют методы совершенствования внешности. Также им нравятся представительницы прекрасного пола с ярким макияжем и откровенными костюмами. По статистике, 40 тыс женщин каждый год ложатся под нож пластического хирурга только в Венесуэле.

Африка

Если в Европе восхищаются высокими и худыми женщинами, в Африке все обстоит наоборот. На них смотрят как на больных и, следовательно, неспособных выносить здорового ребенка.

Полнота в странах Африки воспринимается как свидетельство здоровья и богатства семьи. Мелкие детали зависят от особенностей тех или иных племен. Кому-то по душе длинные шеи, другие предпочитают вытянутые лица...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

с углублённым изучением отдельных предметов

Что такое красота и почему её обожествляют люди?

Выполнила учитель музыки и МХК

МОУ СОШ №10

С углублённым изучением отдельных предметов

Евдокимова М.В.

г.о. Жуковский 2015

«…Что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

(Н.Заболоцкий)

Что такое красота? Мы часто, увидев что-то, восклицаем: «Прекрасно!» Что же такое красота? О ней много написано, ею восхищались во все времена. Может это привлекательная внешность, может душа, может природа или любовь?

Вот об этом мы часто размышляем с моими учениками на уроках музыки и мировой художественной культуры.

За многовековым «вопрошанием» человечества: «Что есть Прекрасное?», «Как познать Как приобщиться к Красоте?»… - глубокая духовная потребность в Реальности бытия.

Я – УЧИТЕЛЬ с многолетним стажем, на своих уроках мы поём красивые песни, слушаем красивую музыку, смотрим красивые картины, и вообще, говорим о красоте .

Как же почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира?

Мы с ребятами выходим на красоту через произведения искусства.

Я – УЧИТЕЛЬ. А что такое работа учителя?Подвиг во имя будущего, растянутый в десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь… Вернее ЛЮБОВЬ и КРАСОТА! Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий учитель.

Именно в школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлечённого мышления, но слишком мало развивает духовные функции: воображение, наблюдательность, чуткость и находчивость, наконец, - духопонимание, человеколюбие и т.п., всё то, что в богатой мере даётся искусством и красотой.

Говоря о красоте, мы заполняем наши души любовью, счастьем. Я стараюсь, чтобы дети уходили с моих уроков счастливые, красивые духовно, со светлыми мыслями, с хорошим настроением, всегда с вопросом: « А почему во все времена красоту обожествляли люди?»

Красота – не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове о них.

В прекрасном мы видим некий духовный отблеск. Красота есть гармония, и в этом разгадка её всеобщности. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе.

Красивым» люди всегда восхищались, боготворили. Символом красоты, гармонии и грации издревле считают Мадонну, Богоматерь. В ней воплощён образ женщины-матери. На протяжении всей истории человечества женщину воспевали поэты, изображали художники, ей посвящали музыку и песни композиторы.

Одна из моих тем уроков «Женский образ в искусстве». Тема проходит через уроки музыки и мировой художественной культуры с 1 по 11 классы. И здесь говорим о красоте, слушаем красоту, видим её, поём о ней.

Идя на работу, на урок, мы снова будем говорить о прекрасном, о красоте, петь красивые песни, слушать чудесную музыку.

Вспомним и другое назначение музыки – очистительное, что она должна заставить сердце ребёнка вострепетать к благу.

На уроках музыки я обращаю особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и вникание в смысл гармонии, на развитие в ребёнке чувства ритма и цельности.

Мы говорим о том, что помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной , духовной красоте. Это категория применима к людям, независимо от их возраста и пола, и определяет отношение к мудрости, честности,порядочности человека.

На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасёт мир», произносим мы вслед за Ф.М. Достоевским.

Порой мы слышим о том, что красота – это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов, что никто не может устоять перед её загадочным притяжением.

В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (М. Сервантес)

Я учу своих учеников видеть красоту и находить её во всём, даже в малом.

С 1995 года в этот день в мире особенно приветствуется всё красивое, прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Поэтому во многих городах и странах именно 9 сентября повсеместно проводятся конкурсы красоты.

Красота, точнее, мода на определённый тип красоты, как и всё на земле, подвержена изменениям. Возможно, это одна из причин, по которой никто до сего дня не смог дать всеобъемлющее понятие красоты.

Для обычного человека красота – то, на что хочется смотреть и смотреть, будь это необычных красок закат над морем, Миланский собор, устремлённый в небо, произведение искусства, цветок или женское лицо.

Возможно пройдёт ещё несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единому определению красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Задача и роль эстетического воспитания заключается в формировании такой личности, которая по своим эстетическим способностям была бы органично вписана в неувядаемую красоту мира, выступающую неотъемлемым условием осуществления морального выбора человека в обществе.

Истинная красота растёт из любви и страданий. Истинной красотой является только та, которая увеличивает любовь и жажду красоты вечной. Перед нами простая формула красоты в человеке: «Люби – и раскроешь красоту в себе и в других».

Когда поёт душа?

Когда её не душат.

Когда за слово каждое не отдерут за уши,

Когда она летит от края и до края,

Свободна и вольна, от счастья замирая.

Тогда она живёт, творит, не умирает…

Е. Победимская

Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне)

Ход урока

Ученик: Борис Пастернак

иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин.
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин .
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл , как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость.

Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные?

Учитель литературы: Любовь, красота, здоровье,…. Что для вас самое главное в жизни?

Работа с тестом (проводит психолог)

Учитель литературы: “Секрет прелести”, секрет красоты.

“…то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”

Строчками стихотворения “Некрасивая девочка” Николая Заболоцкого мы озаглавили наш урок.

Учитель химии: О проблеме, поставленной на уроке. О форме проведения урока.

Мы не раз задумывались над тем, а красивы ли мы, и что можно сделать, чтобы выглядеть лучше. Эта проблема не возникла сама собой. Сегодня мы совместно попытаемся ее решить, но для начала исследуем и определим пути решения, затем определим план действий, соблюдая который сможем добиться положительного результата.

Перед тем, как зайти в кабинет, каждый из вас выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль, которую он будет выполнять в своей группе.

Итак, кто получил КРУГ - будет руководителем. Его обязанности: следить за деятельностью группы, выделять главное, озвучивать мнение всей группы;

КВАДРАТ – помощник руководителя, содокладчик. Помогает руководителю, следит за выполнением обязанностей в группе, может поменять роли в группе по своему усмотрению;

ТРЕУГОЛЬНИК – редактор, секретарь. Записывает идеи при дискуссии, оформляет лепесток, записывая только выводы команды, озвученные руководителем;

ПРЯМОУГОЛЬНИК – лаборант. Работает над лабораторным экспериментом, с литературой, раздаточным материалом.

ТРАПЕЦИЯ – наблюдатель. Следит за временем, делает вывод о работе группы в целом.

Мы определили проблему, теперь приступим к её исследованию.

Учитель литературы: “…Что есть красота?..” - вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении 1955 года и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший – с самого начала – в построение художественного мира.

Собственный идеал, идеал красоты Заболоцкий выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо, упорно, страстно искал его. Ведь и в мире природы этот идеал оказалось найти непросто.

Ученик: Николай Заболоцкий “Всё, что было в душе..”

Заболоцкий “устроил” встречу живого цветка и его “подобья” - изображения в книге, встречу “сознательного и бессознательного” начал, чтобы “примирить” их в своём сердце. Для поэта важнее всего – созидающее, рождающее, живое начало в природе.

Красота природы – это духовность, целомудрие.

Учитель литературы: “Что есть красота?” В этом размышлении самое важное для поэта. Красота человеческого лица, красота души человека, красота первозданной и укрощённой природы, красота любви, красота искусства…

Излюбленным жанром поэта становится портрет, в котором он обнаруживает редкие, во многом не использованные ещё в 20 веке возможности пластического искусства, способного глубоко проникать не только во внешний, но и во внутренний, духовный мир.

Он “вспомнил” строки из “Войны и мира” Л.Н.Толстого:

Ученик: “И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…”

Учитель литературы: …и написал лицо любимой, с неожиданной силой открывшееся при встрече, залитое “целым снопом живых лучей” света, “целым ворохом весны и радости”.

Ученик: Николай Заболоцкий “Встреча” из цикла “Последняя любовь”.

Учитель литературы: Возможно, что поэтический толстовский образ навёл его на мысль написать человеческие лица в виде разных жилищ, каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим характером и пониманием красоты.

Ученик: Николай Заболоцкий “О красоте человеческих лиц”

Учитель литературы: Это стихотворение – обобщённый портрет человека. Какого человека?

Ученик: Человека, страдающего манией величия, надменного и недоступного (“Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.”)

Замкнувшегося в самом себе, отгородившегося от жизни

(“Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.”)

“Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.” – Это символический портрет внешне непривлекательного человека, но наделённого внутренним душевным даром. Это подлинный идеал красоты, по мнению Заболоцкого.

Учитель литературы: Портрет девочки из стихотворения “Некрасивая девочка” - это портрет её внешности и одновременно внутренний “слепок” с души.

Ученик: Николай Заболоцкий “Некрасивая девочка”.

Ученик: Заболоцкий – реалист, трезво видящий суровую реальность жизни, которой не миновать, - поэт возлагает надежду не на утешение, ложь: внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твёрдость человеческого сердца, на то, что оно – не хрупкая игрушка, которую можно сломать.

“Мне верить хочется”, - повторяет он, вкладывая в эти слова именно традиционную веру, народные представления о том, как перенести беду. “Под лежачий камень вода не течёт”, - говорит народная пословица, значит, надо “перетопить” камень, “переболеть” боль.

Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление.

Образ-символ “огня, мерцающего в сосуде”, восходит к античности. В.Хогарт, автор известной работы “Анализ красоты”, приводит слова Ломаццо о том, что греки, подражая древним, исследовали знаменитые пропорции, в которых проявлялось совершенство самой утончённой красоты и прелести, посвящая их сосуде, образующем форму треугольника, Венере, от которой проистекает красота всех низших вещей.

Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других. “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.

Мир для Заболоцкого един в своих ближних и дальних планах: “ кусочком божественного огня” - Прометеева дара – отмечены и цветы, и девочка. Внешне красивые цветы и некрасивая внешне девочка сближены по своей внутренней природе – дару человечности.

Учитель литературы: По словам немецкого философа Шопенгауэра, “уста выражают мысль, а лицо – это мысль природы”. Девочка из стихотворения Заболоцкого некрасива. А каковы черты её лица?

Ученик: “рот длинен”, “черты лица остры”.

Учитель литературы: О чём же говорят черты её лица? Давайте обратимся к книге Петленко В.П. “Валеология человека. “Здоровье – любовь – красота.”

Ученик: Худое, угловатое лицо говорит о мудрости, проницательности, свидетельствует о смелости как в словах, так и в поступках. Большой рот – признак сильной воли. На такого человека трудно оказать влияние.

Учитель литературы:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

Героиня стихотворения, действительно, справится с любыми трудностями, в её силе – её красота.

В характерологических особенностях личности большую роль играют глаза. Именно глаза считают окнами души, по ним определяют переживания людей.

“За ореховой рамой, в светлой пустоте стояла невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место во множестве женских обликов, но их совокупность, стиль был совершенно оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное не подвластно словам, кроме слова “очарование”.

Ученик: “ …тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль бала выразительно легка, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.

Ученик: Круглая форма лица – это признак добродушия, мягкости, миролюбия. Маленький рот говорит о сдержанности, спокойствии, надёжности.

Чёрные глаза служат признаком энергичной натуры, человека действия.

Учитель литературы: А какой вы представляете Ассоль?

Обращение к рисункам учащихся. Приложение № 5

Учитель литературы: Удивительно и имя героини. Ассоль.

Ученик: “Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок” путешествующий пешком Эгль сказал: “ Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины..”.

Учитель литературы: “Ассоль – соло…”,- прозвучало и из уст Грэя.

Ученик: “ Не угостите ли винцом, а? Виолончель – это моя Кармен, а скрипка…

Ассоль, сказал Грэй.

Циммер не расслышал.

Да, - кивнул он, соло на тарелках или медных трубочках – другое дело…. Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи.”

Учитель литературы: Грин не говорит о красоте героини. Что по-настоящему красиво у Ассоль?

Ученик: Её душа.

Учитель литературы: Прекрасна и душа Грэя, который сотворил чудо своими руками. Эпитеты.

Ученик: “звонкая душа Грэя”, “летящая душа”

Учитель литературы: Обращение к словам Кастильоне.

Ученик: “ Красота как бы круг, середина которого добро, а так как не может быть круга без середины, не может быть красоты без добра… И если вы всмотритесь во всё, что вас окружает, то увидите, что то, что добро и полезно, обладает и красотой..”

Ученик: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет у него и новая у тебя…Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.”

Учитель литературы: О любви, “что движет солнца и светила” мы говорили с вами на уроке, на котором обращались и к формуле любви. Давайте вспомним формулу любви.

Ученик: О формуле любви.

Вспомним общепринятые в психологии элементы психики человека: Я, ОНО, СВЕРХ-Я.

Я – область сознательного; это посредник между бессознательным (ОНО) и внешней реальностью.

ОНО – область бессознательных влечений, вожделений, источник психической энергии.

СВЕРХ-Я – система установок, запретов, то есть уже сугубо социальное; это опора сознания в борьбе с вожделениями ОНО, а проще говоря, нравственность, совесть.

Позволим себе добавить в выделяемые Фрейдом элементы психики УМ, или интеллект.

Что есть УМ? Это уровень качества сознания, точность его моделей реальности и будущего.

Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами:

Где Л – сила любви,

Я - идеальность объекта (любимого человека), степень его соответствия нашим (вашим) ожиданиям в стремлении к счастью;

ОНО – степень возбуждённости: сила вожделения бессознательного, психической энергии;

Ум – в данном случае коэффициент интеллекта;

СВЕРХ-Я – уровень совестливости субъекта.

Учитель литературы: “Опыт - это единственный источник познания”, - утверждал Леонардо да Винчи. “Нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук”.

Ученики: Ассоль и Грэй. Я=10 баллов. ОНО= 10 баллов. Ум = 4. СВЕРХ-Я = 3. Сила Любви = 22 балла.

Учитель химии:

"Как добр, кто любит, как огромен,

Как зряч к значенью красоты!"

(Б. Ахмадулина, "Дом")

Найдется ли женщина, которая не хотела бы быть красивой, любимой и желанной? Вряд ли (а если и найдется, то женщина ли она?)...
Однако быть красивой в эпоху стрессов и экологических катастроф очень трудно. И здесь приходит на помощь косметика.
В юности все мы выглядим свежо, а в этом уже есть красота. Но с годами большинству из нас приходится прибегать к косметическим процедурам и средствам ухода за внешностью.
В основе практически всех косметических процедур лежат химические процессы. Лицо, руки, зубы, волосы, кожа... С чего начать?
Чтобы выбрать самый правильный путь к красоте, надо немножко разбираться в химии. Итак, приступим?..

У каждой группы на столе лежит пакет, в котором находятся косметические средства.

1 группа: вещества по уходу за ротовой полостью;

2 группа: вещества по уходу за волосами;

3 группа: крема, лосьоны, маски

4 группа: тушь, гели, тени

5 группа: лак для ногтей, мыло, гели для душа

6 группа: дезодоранты, духи.

Вы должны выявить химический состав средств, определить характер среды с помощью индикаторной бумаги, и предположить, какое действие может оказать данное средство на организм человека.

Помимо этого вы должны проанализировать выданные статьи и определить 2-3 альтернативных средства по уходу за телом.

ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП.

2. Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?

3. Почему при пользовании составами для химической завивки волос рекомендуют особенно тщательно защищать ногти, в то время как эти же составы достаточно длительно соприкасаются с кожей головы, не причиняя особого вреда?

4. До сих пор во всем мире широко применяют красители для волос естественного происхождения – хну (порошок из листьев лавсонии) и бисму (порошок из листьев индигоферы). Женщины, которые ими пользуются, знают, что интенсивность и прочность окраски зависят от времени выдерживания их на волосах, от температуры (лучше получается при нагревании), а истинный цвет проявляется только через сутки, под действием воздуха. При работе с хной без перчаток сильно окрашиваются ногти.

К каким красителям по принципу действия можно на основании этих фактов отнести хну и бисму – к химическим или к физическим?

5. Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при этом окраска получается более интенсивной?

6. Почему при окраске волос химическими красителями без перчаток очень сильно окрашиваются ногти, меньше – кожа на ладонях и почти совсем не окрашивается тыльная сторона ладони?

7. Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих отшелушивающиеся частички рогового слоя кожи, обязательно добавляют слабые кислоты?

8.Дезодоранты по принципу действия делят на два типа.

9. Всем известно ощущение оскомины летом, после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксиапатиту Ca 5 OH(PO 4) 3 ?

Учитель химии: исследовав проблему, мы сможем решить ее правильно, определив для себя, что же мы подразумеваем под красотой.

Выступление психолога. (Результаты тестирования).

Учитель литературы: Какими бы разными ни были идеалы красоты, главное условие женской привлекательности, которое выше всех вкусов и мод, - это здоровье. Если его нет, то нет и лёгкой походки, красивой осанки, хорошего цвета лица, жизнерадостности – всего того, что даже девочку с неправильными чертами лица делает привлекательной.

Попробуйте и вы разработать законы красоты.

ДОПОЛНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Законы красоты:

  1. Никакая внешняя красота не может быть полной без красоты… (внутренней)
  2. Женственное начало, как и мужское, всегда…..(прекрасно).
  3. Любовь – это не только чувство, но и искусство…. (ума).
  4. Подлинная красота всегда знает.. (меру).
  5. Красота есть свойство всего ….(здорового), а … (здоровое) – всегда красиво.
  6. У красоты, здоровья и любви много аспектов – много… (света, печали, счастья и надежд).
  7. Прекрасно лицо, отражающее красоту…(души), которая любит, верит, умеет ждать и надеяться.
  8. Нет некрасивого человека, есть только те, которые не умеют сделать себя…(красивым).
  9. будьте мудрыми – если сможете. Будьте добрыми – если захотите. Но …(красивыми) будьте всегда.
  10. Самая великая красота – сердце матери, родившей и вскормившей нас.

Защита проекта. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1.Вы занимаетесь оптовыми поставками парфюмерно-косметической продукции в регион, где большие трудности с пресной водой и для бытовых целей часто приходится пользоваться морской водой (например, г. Шевченко в Казахстане), какой шампунь вы будете закупать для реализации в этом регионе: изготовленный на основе лаурилсульфоната натрия или на основе лаурилтриметиламмония – при условии, что цена их почти одинакова? Какую зубную пасту, мыло?

2. Подготовить статью в школьную газету по итогам урока.

В поэме Гомера «Илиада» красота Елены Прекрасной часто упоминается как сила, способная сдвинуть с места тысячу кораблей. Математики задались вопросом: какое количество женской красоты достаточно, чтобы в путь тронулся один корабль? Единицу измерения решено было назвать «миллиелен» — для одного корабля вполне достаточно. Сама же Елена Прекрасная, ставшая причиной Первой мировой войны древности, разразившейся в XIII—XII веках до нашей эры, обладала красотой, равной 1186 миллиеленам. Именно столько кораблей, пустившихся к берегам Трои, упоминалось Гомером в «Илиаде».

Красота — это всегда что-то необъяснимое. Вот и с Еленой Прекрасной связано множество мифов и легенд, которые обожествляют красавицу и запутывают ее биографию. Если верить одному из популярных мифов, Елена была дочерью богини Немесиды и Зевса, который явился богине в образе лебедя. Царица Леда, прогуливаясь по берегу реки Еврот, нашла в зарослях гиацинтов совершенное по форме лебединое яйцо и принесла его во дворец. Из яйца и «вылупилась» Елена, с детства отличавшаяся необыкновенной красотой. Царь Тиндарей, муж царицы Леды, воспитывал Елену как родную дочь. Но красота Елены была столь притягательна, что ее, едва ли не с самого рождения, то и дело похищали. Пленниками ее красоты становились и герои, и боги: Тесей, Пирифой, хитроумный Одиссей, Парис, Аполлон.

Красота Елены была сравнима с властью и с мудростью — а именно их обещали богини Гера и Афина Парису, когда он раздумывал, кому отдать яблоко с надписью «Прекраснейшей», подкинутое богиням на свадебном пиру обиженной Эринией, которую забыли позвать на праздник. Афродита пообещала Парису Елену Прекрасную, и он, забыв о предложенных мудрости и власти, выбрал Красоту, а Афродита получила призовое яблоко. Парис с помощью Афродиты выкрал Елену Прекрасную у ее супруга Менелая, царя Спарты, привез в Трою, и это стало причиной девятилетней войны. Когда Троя пала, Елене предстояло умереть. Только так Менелай мог вернуть себе утраченную честь. Елена должна была пасть от меча оскорбленного Менелая или быть побитой камнями, пущенными его соратниками. Но когда разгневанные воины увидели Елену, то и меч, и камни сами собой выпали из их рук — столь прекрасна была Елена.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо