Буква ю.docx - Буква «Ю» и звуки, которые она обозначает. План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Конспект урока по обучению грамоте

Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.


Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"

Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.

Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.

"Ю" похожа на юлу,

Что кружилась на полу,

Повертелась как волчок

И упала на бочок.

"Юбка", "люстра" и "люблю", -

Вот словечки с буквой "Ю".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.

Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .

- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.

Обучение чтению. Слова с буквой Ю

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист.

Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.

Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.

Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"

Цель

Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:

Буква "Я" собой гордится:

Всех важнее быть стремится.

Яхта, яблоко, земля, -

Вот словечки с буквой "Я".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.

Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.

Проводим звуковой анализ слова МЯСО.

- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.

Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.

Поделите слова на слоги.

Поставьте в этих словах ударение.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.

Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?

Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.

Материалы : рабочий лист, карандаши.

- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).

Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.

- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).

Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5

Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Давайте правильно заполним домики цифрами.

В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.

Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.

В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.

В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.

Развитие мышления. Скажи наоборот

Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Подберите противоположные слова.

  • Веселый – ... (грустный).
  • Глубокий – ... (мелкий).
  • Острый – ... (тупой).
  • Гладкий – ... (шершавый).
  • Горячий – ... (холодный).
  • Мокрый – ... (сухой).
  • Яркий – ... (тусклый).
  • Сытый – ... (голодный).
  • Тонкий –... (толстый).
  • Широкий – ... (узкий).
  • Ясный – ... (пасмурный, ненастный).
  • Новый – ... (старый).
  • Математика. Примеры. Решение задач

    Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
    - Давайте составим задачу про птиц.
    - Сколько птиц сидит на ветке?
    - Сколько птичек прилетело?
    - Зная, эти данные мы можем составить задачу?
    - Составьте задачу.

    На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?

    - Назовите условие задачи.
    - Какой вопрос в задаче?
    - Решите составленную задачу.
    - Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
    - Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
    - Прочитайте получившийся пример.
    - Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
    - Какая задача у вас получилась?
    - Назовите условие и вопрос задачи?
    - Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.

    Развитие умственных действий. Анализ-синтез

    Цель : развитие анализа-синтеза.

    Материал : мяч.

    Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.

    Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.

  • Человек - сердце, машина - ...
  • Ужин – вечером, завтрак - ...
  • Птица – летает, змея - ...
  • Лето – жаркое, зима - ...
  • Ручка – пишем, ... - рисуем.
  • Хлеб – коричневый, молоко - ...
  • Самолет – ангар, машина - ...
  • Платье – портной, туфли - ...
  • Подготовка руки к письму. Палочки

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист

    Обведите и допишите палочки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Организация: МАДОУ №94

    Населенный пункт: Томская область, г. Томск

    Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».

    Задачи :

    1. развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
    2. продолжать учить детей читать;
    3. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

    Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.

    Ход занятия:

    1. Орг. Момент:

    1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.

    Доброе утро, ребята!

    Заходите дети в группу,

    Прозвенел звонок сейчас,

    Все тихонько, быстро встали,

    Подравнялись и собрались.

    Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!

    1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

    «Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»

    - Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?

    - Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

    Сказка о Веселом Язычке

    Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

    2. Ход занятия:

    И так, первое задание.

    – Отгадайте любимую букву Юры.

    – Это буква «Ю».

    – Почему вы так думаете?

    Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

    Дети : - Гласный

    Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

    Дети: - А, О, У, Е, Я

    Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

    Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

    Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?

    Дети: - Два.

    Воспитатель: - А какие это звуки?

    Дети: - [й] и [у]

    –В ней живут два звука «Й», «У»

    Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю

    Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.

    Пальчиковая гимнастика:

    В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

    Там друзей себе найду.

    Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

    Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

    Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

    Дети: - О

    Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась буква…. Ю.

    Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)

    Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .

    Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку

    Ночь, но если захочу,

    Щелкну раз,-

    И день включу. (Выключатель).

    Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)

    Какой первый звук?

    Какой последний звук?

    Назовите гласные звуки.

    Где стоит буква «Ю»?

    Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:

    Ты Читай – Я читаю

    Где стоит буква «Ю»?

    Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)

    - Ребята, где может находиться звук в слове?

    В начале: юла, Юпитер, юнга

    В середине: ключ, тюль, клюв,

    В конце: рою, дую, жую, грею

    Закрепление материала:

    На карточке раскрасить, соответствующий квадрат

    Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)

    3. Физкультминутка.

    Юрта это домик в тундре (имитация дома)

    Юнга плавает на судне (имитация волны)

    Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

    Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

    Стану я сейчас юлой (руки в бок)

    На ноге крутнусь одной,

    А теперь сменю я ножку.

    И на ней крутнусь немножко,

    Покрутились, а сейчас

    Я прошу садиться вас.

    Задание 7.

    Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:

    Дополнительно:

    Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

    Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

    Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)

    Это - школьные принадлежности.

    4. Итог занятия

    Воспитатель:

    Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

    Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

    5. Рефлексия

    «Солнышко и тучка»

    А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку

    Если у вас все получилось –« солнышко»,

    Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»

    Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».

    И прикрепить на доску.

    Список литературы:

    1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
    2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
    3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
    4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
    5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.

    Урок обучения грамоте

    Тема: «Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [иу]»

    Цели: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука; формировать умение читать выразительно (с соблюдением логического ударения), правильно; понимать текст, ориентироваться по тексту; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; расширять кругозор детей.

    Ход рока

    I . Актуализация знаний. 1. Артикуляционная разминка

      «Хомячок»

      «Конфетка»

      Разучить упражнение «Каретка».

    Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.

    2.Выслушать ответы детей о сказках. (Работа по иллюстрации в «Русской - азбуке» на с. 170.)

      Какое время суток изображено на рисунке? Почему вы так думаете?

      Расскажите, что нарисовано на картинке?

      Можно ли было звать кошку укачивать мышонка? Почему?

    К какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака)

    II . Постановка темы и цели урока

    Какие гласные буквы уже изучили?

    На какие две группы они делятся? (Гласные буквы, которые обозначают твердость согласных звуков, и гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.)

    Сколько пар гласных букв видите на ленте букв? У какой буквы нет пары? (У буквы У.)

    - Сегодня пришла пора познакомиться с новой гласной буквой.
    - Отгадайте загадку:

    Одноногий Ивашка -

    Расписная рубашка.

    Петь-плясать мастак,

    А стоять - никак.

      Проведем слого-звуковой анализ слова-отгадки.

      А теперь составим отгадку из букв разрезной азбуки.

      Что за звуки звучат в начале этого слова? ([й у])

      Если мы рядом слышим звуки [й у], значит, слово пишем с буквой «ю».

      Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить и писать.

    III . Работа над новым материалом

    1.На что похожа буква Ю.

    Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью

    Ой, смотри-ка, что случилось;

    Получилась буква Ю!

      Написание строчной буквы «ю» в «Прописи» на с. 19.

      Буква Ю обозначает два звука в нескольких случаях. Проведём слого-звуковой анализ слов:

    На Юлию лью твою воду.

      Сколько звуков обозначает буква «ю» во всех этих словах?

      Обратите внимание на позиционное положение буквы «ю» в словах. (В начале слова, после гласной и после мягкого знака.)

    Вывод о том, когда буква Ю обозначает два звука.

    4. Игра «Услышь звуки».

    Если вы усльшите в словах звуки [йу], хлопнете в ладоши.

    Юра, полью, Дарья, юбилей, ёжик, юность, читаю.

    5. Чтение с доски.

    юг пою рисую играю

    Юра поют рисуют играют

    6. Работа с учебником.

    Чтение прибаутки на с. 170.
    Чтение стихотворения на с. 171.
    Рассказ о профессии модельера портного.

    7. Чтение скороговорки по карточке.

    Юлил -юлил и выюлил.

    IV Итог урока.

    С какой новой гласной буквой вы познакомились?

    Какую особенность она имеет?

    Кому понравилось выполнять различные задания с новой буквой?

    Надежда Штанько

    Конспект открытого занятия.

    для детей подготовительной к школе группы

    воспитателя Штанько Н. А.

    Тема: Буква «Ю», звук «Ю»

    Цель: познакомить с буквой и звуком «ю».

    Задачи : развивать фонематический слух; учить выделять звук «ю» в словах; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

    Оборудование: проектор

    Ход занятия :

    Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

    Дети: - Здравствуйте!

    Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

    Дети : - Гласный

    Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

    Дети: - А, О, У, Е, Я

    Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

    Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

    Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю

    Дети: - Два.

    Воспитатель: - А какие это звуки?

    Дети: - [й] и [у]

    Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите на экран, (слайд № 1) звук Ю обозначается гласной буквой Ю. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

    Дети: - О

    Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась буква…. Ю.

    Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю.

    Дети каждый составляет букву Ю .

    Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем игра «Угадай, как нас зовут?». Карточки, а к ним вот такое задание: Отгадайте имена этих ребят по первым буквам слов. (Слайд № 2,3)

    (Юбка, лук, яблоко – ЮЛЯ

    Юла, рак, арбуз - Юра).

    Давайте прохлопаем слово ЮЛЯ сколько здесь слогов? (2, а в слове ЮРА? тоже 2, а с какой же буквы начинаются эти имена?

    Дети: С буквы Ю.

    Воспитатель : Ребята, что это за звук? (слайд № 4)

    Дети : Поезд.

    Воспитатель: - Ребята, он нам тоже привез какое-то задание.

    Паровозик хочет с вами поиграть. Ему очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ю]. Определите место звука [ю] в этих словах. Если звук в начале слова - положите картинку в главный вагончик, если в середине - во второй вагон, в конце - в последний.

    (Юла, юбка, утюг, ключ, клюква, клюшка, мою, дую, лаю, вою)

    Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием справились. А теперь немного отдохнем: Осенью на небе очень много туч и облаков, я вам предлагаю сыграть в игру Беленькое облако.

    Беленькое облако поднялось над крышей

    Устремилось облако выше, выше, выше

    Ветер это облако зацепил за кручу.

    Превратилось облако в грозовую тучу.

    Встаем в круг. Сравнение на слух:

    Лук – люк.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, я вам предлагаю прочитать по очереди слова: (Слайд № 5)

    ПО Ю

    Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю вернуться за столы, а в моем волшебном сундучке еще что-то для вас есть.

    Составление отгадок на загадки:

    Я красна, я кисла,

    На болоте я росла.

    Дозревала под снежком,

    Ну-ка, кто со мной знаком?

    (Клюква) (Слайд № 6)

    Составляем слово клюква.

    Костыль кривой

    Так и рвется в бой.

    (Клюшка) (Слайд № 7)

    Из меня берут порою

    А в руках твоих открою

    Я любой замок.

    (Ключ ) (Слайд № 8)

    Воспитатель : - Объясните значение слова ключ. Давайте составим предложения с этим словом.

    Дети: - Я могу ключом открыть замок.

    Воспитатель: - Молодцы. Итак, с какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

    (Ответы детей )



    Ю, ю (называется: ю) является буквой в большинстве кириллических славянских алфавитов (в болгарском - 29-я, в белорусском - 31-я, в русском и украинском - 32-я; исключена из сербского в сер. XIX в., не введена в македонский, созданный по новому образцу сербского). Имеется также в некоторых неславянских письменностях.

    Обычно в кириллице считается по порядку 33-й (), 34-я по счету в глаголице (). Не имеет числового значения. В славянской азбуке название аналогично современному — «ю»; в церковно- и старославянском языках таким образом выглядит форма винительного падежа от краткой формы ст.-сл. местоимения она (рус. её), хотя совпадение данного слова с именем буквы, возможно, случайное.

    Кириллическая буква произошла от греческой лигатуры IǑ, ιǒ (ΙΟΥ, ιου); общепринятой теории для глаголической формы нет, хотя чаще всего она соотносится с диграфом латиницы IU (iu).
    В кириллическом письме имелось немного вариаций, в основном отличавшихся расположением соединительной черты (её могли рисовать посредине (так, как в современных шрифтах), сверху или делать наклонной).

    Применяли варианты и с различными размерами элементов буквы: что-то наподобие ГО с наличием соединения по верхнему краю окружности o (подобная форма может говорить о северных истоках рукописи). Такая форма, порой, могла проникать и в шрифты печатные, например, в издания Ф. Скорины.

    Йотирующий штрих в старорусской скорописи иногда вырождается в подобие с-образного штриха вверху над буквой о, т. о. буква получала вид дельты δ (греч.). Ещё одна вариация буквы — «Ю оборотное», с тем же значением, встречается в ряде старославянских памятников XII—XV вв.

    В начале слов, находясь после разделительных знаков и гласных, отвечает звуковой паре /ју/, а после согласных дает их смягчение (при возможности) и звук /у/. Правда, после согласных в русском языке ставится не слишком свободно (без учета заимствований).

    После м, в, б, ф, п практически всегда требует отделения при помощи мягкого знака (пью, вью, бью) или буквы л (коплю, люблю, графлю, ловлю, кормлю), но изредка могут и исключения встречаться (к голубю). Находясь после гортанных к, г, х, шипящих ш, ч, ж, щ, а также в позиции после ц не применяется.

    После с, з, т, д, имеет также ряд исторически обусловленных ограничений, позволяющих проставлять ю после данных согласных в ряде окончаний существительных (гвоздю, карасю, гостю, князю), но только не в глаголах (поскольку формы сляпсю, слямзю, постю, бдю - просторечные, а в языке литературном должно наблюдаться изменение согласных, напр. как в скольжу, снабжу, вакшу, пощусь).

    Из вышеописанных правил исключениями являются лишь заимствования (бюст, пюпитр, бюгель, дежавю, мюрид, курфюрст; брошюра, жюри, Чюрлёнис; кювет, Хюэ, гюрза; Цюрих и т. д.), в основном, это иноязычные названия и имена.

    В отличие от русского, в украинском языке традиционно мягкое буквосочетание цю: Цюрупа, цюкати, пацюк, по пальцю и пр.
    Сейчас буква ю в церковнославянской орфографии встречается только после согласных л, н, р и (изредка) после т, д, с, з, но некогда в старо-московском (а теперь старообрядческом) изводе церк.-сл. языка активно применялась после мягких шипящих: чюти (чуять), чюдо, ѿвращю и т. д.

     
    Статьи по теме:
    Притяжательные местоимения в русском языке
    Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
    Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
    Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
    Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
    Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
    Полтавское высшее военное командное училище связи
    ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва