Бог троица в христианстве. Бог отец, сын и святой дух

ТРОИЦА

Триединство Бога подтверждается следующими фактами из Священного Писания (Библии):

Крещение Иисуса

И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. И вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

(Мф. 3:16, 17)

1. Кто говорил с небес? - Бог Отец.

2. Кто был крещен? - Бог Сын.

3. Кто сошел с небес в виде голубя - Бог Дух Святой.

Эти факты приводят нас к очень важной доктрине - доктрине о Троице, которая учит нас, то Бог един, но Он существует в трех лицах.

Очень важно понимать эту истину:

«Есть один Бог, Который существует в трех лицах.

Бог един и существует в трех лицах. Но мы должны помнить, что три лица Троицы не являются независимыми личностями. Эти три лица представляют одну божественную личность, которую мы называем Богом.

Три лица Троицы не являются отдельными личностями, потому что Бог един. Доктрина о Троице утверждает, что Бог един, но существует в трех лицах, или, иными словами, существует три лица в одном Боге.
УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ
Учение о Троице и Апостольский символ веры

Новозаветная Церковь полностью полагалась на апостольское учение о чистой доктрине Иисуса. В течение трех лет Иисус тщательно учил своих учеников. В этот период Он избрал двенадцать из них «апостолами».

«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Марк 3:14).

Этим христианским мужам было доверено стать лидерами Церкви и хранить истинное учение с того момента, как Иисус вознесся Отцу. Они делали это с помощью Духа Святого, но пришло время, когда все Апостолы умерли и в Церкви появились разные мнения и учения о Боге, о чем Иисус предупреждал: «лжепророки учат лжи и приносят разделения в Церковь».

Кем по национальности были первые ученики Иисуса и будущие Апостолы? - Евреи. Еврейский народ с нетерпением ожидал прихода великого царя, который освободит их от власти Римской империи и установит свое собственное царство. Они называли этого грядущего царя Мессия. Ветхий завет содержал пророчества о приходе этого царя. Евреи знали, что Мессия будет обладать великой сверхъестественной силой, потому что Бог поднимет его и утвердит это царство.

Согласно Ветхому Завету Бог собирался возложить на Мессию Свой Дух.

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис. 42:1)

Когда впервые ученики следовали за Иисусом, они видели чудеса, которые Он сотворил, и слушали Его учение. Они пришли к убеждению, что Он и есть тот Самый обещанный Мессия и что Дух Божий пребывает на Нем.

Воскресение Христа стало тем последним доказательством, которое окончательно убедило учеников в том, что Иисус был воистину Сын Божий.

Незадолго до Своей смерти Иисус учил апостолов о Себе и о Своих взаимоотношениях с Духом Святым.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единороднго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:16)

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Ин. 14:26)

Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю Вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать обо Мне». (Ин. 15:26)

Апостолы Иисуса убедились, что как Иисус, так и Дух Святой пришли непосредственно от Бога Отца.

Апостолы Иисуса убедились, что как Иисус, так и Дух Святой, не только пришли от Бога, но являются одним целым с Богом, имеют одну и ту же сущность. Иными словами, они были убеждены, что как Иисус, так и Дух Святой являются Богом.

Должно быть, для Апостолов и новообращенных христиан было большим потрясением: открыть Бога как Отца, Сына и Святого Духа, троих в одном, потому что все они были верующими евреями, которые твердо знали из Ветхого Завета, что Бог один.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». (Втор. 6:4)

Во времена Ветхого Завета все, соседние с иудеями, народы верили во многих Богов, но каждый еврейский ребенок был научен своими родителями тому, что «Господь един есть»

Новый Завет свидетельствует, что Бог один и един (один в трех лицах):

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Мф. 28:19)

В Деяниях апостолов написаны прощальные слова воскресшего Иисуса. Он сказал их в последнее мгновение перед вознесением на небо. Иисус пообещал, что его ученики (верующие христиане) примут силу после того, как на них сойдет Дух Святой.

«вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли». (Деян. 1:8)

Весть о воскресшем Христе быстро разнеслась от Иерусалима до других стран (регионов) Римской империи.

Новообращенные христиане узнавали от Апостолов, что каждый истинный христианин был сотворен Богом-Отцом, искуплен, от грехов, кровью Бога-Сына, и исполнен Богом-Духом Святым.

Когда лжеучения начали появляться в церкви, стало очень важно, чтобы новообращенные христиане точно знали, чему на самом деле учили Ветхий Завет и Апостолы. В Священном Писании (Второе послание апостола Петра) говорится, что христиане должны помнить:

«чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками и заповедь Господа и Спасителя, переданную апостолами вашими». (2Петр. 3:2)

Все Апостолы умерли до 100 г. н.э. Однако их учение и то, что было написано ими, было вскоре собрано в Новый Завет. До своей смерти Апостолы Матфей, Петр, Павел и Иоанн успели написать несколько книг Нового Завета. Но то, что написали Апостолы, было собрано вместе не сразу. Чтобы полностью составить Новый Завет, потребовались годы.

В связи с возникшей угрозой лжеучений, христианские лидеры решили записать краткое изложение вероучения, то есть «Апостольский символ веры»

Осанна!

Осанна Великому Богу!

Хвала, поклоненье и Слава

И Духу Святому!

Будьте здоровы!

Будьте благословенны!

Выражение: ‘’во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , порой настолько обыденно воспринимается в христианстве, что годами посещая церковь, некоторые даже не пытаются задуматься над тем, что в действительности это означает. Однако, если вникнуть в предысторию и суть выражения: ‘’во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , мы сможем увидеть с вами удивительнейшую картину. Прочтя до конца эту статью и поразмышляв вместе с нами, можно ещё раз убедиться в том, что Библия, может стать для нас намного более интересной и гениальной, если мы вникнем в её мир и поймём суть тайн.

В первую очередь важно понять, что выражение: ""во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , имеет прямое отношение к ветхозаветному выражению: ‘’Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова’’ (Исх.3:15.).

1) ‘’Во имя Отца…’’ или ‘’Бог Авраама…’’

Авраам, являлся пророческим образом Небесного Отца и был назван отцом всех верующих. Апостол Павел писал:

‘’Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог’’ (Евр.11:8-10). ‘’

…что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность’’ (Рим.4:3,10,11).

Будучи образом Всевышнего [‘’Ветхого днями’’ – Дан.7:9,13.], Авраам был стар, когда ему было дано обещание многочисленного потомства (Быт.17:1,2,5-7.). Однако, когда его сын Исаак достиг подросткового возраста, Всевышний Яхве сказал:

‘’возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе’’ (Быт.22:2).

Это являлось пророческим действием [знамением] того, о чём сказал Сын Божий:

‘’так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную’’ (Иоан.3:16).

2) ‘’Во имя Сына…’’ или ‘’Бог Исаака’’

  1. Интересно то, что Исаак был приносим в жертву на горе Мориа (Быт.22:2.).
  2. Впоследствии, на этом же месте, Давидом, праотцом Христа, был устроен жертвенник для искупления грехов Израиля (2Цар.24:1,18,25.).
  3. Далее, Соломон [который был пророческим образом Христа – 2Цар.7:12-17.], построил на этом же месте храм (2Пар.3:1.).
  4. И только там, весь Израиль, с того времени, исполняя пророческое действие, должен был приносить в жертву агнцев [как образ Агнца Христа].

Перед тем, как Израиль вошёл в обетованную землю, Всевышний предупреждал:

‘’Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои…’’ (Втор.12:13,14).

Итак: на этом месте [горе Мориа – впоследствии, часть города Иерусалим] , было совершено знамение с Исааком, которое пророчески указывало на Сына Бога. После чего, Аврааму было сказано:

‘’благословятся в Семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего’’ (Быт.22:18. Галат.3:16.).

3) ‘’Во имя Святого Духа’’ или ‘’Бог Иакова’’

История с Иаковом примечательна тем, что вся его жизнь являлась борьбой. Например, соперничество со своим братом Исавом за первородство (Быт.25:22-33.). Исав, является собирательным образом Израиля по плоти, который оказавшись неверным Богу, впоследствии потерял своё первенство [первородство] перед Всевышним и благословение (Деян.13:46; 28:25-28.).

В том, что Иаков боролся за благословение, есть пример для наследников Небесного Царства, рождённых от Святого Духа (Рим.8:14-17.). Стремление к духовной чистоте, поиск лучшего нового, верность и любовь – это всегда борьба. Апостол Павел писал:

‘’чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом’’ (Евр.12:16,17,28).

То, что Иаков был образом Святого Духа Бога , свидетельствует пророческое знамение:

‘’И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь’’ (Быт.32:24-28).

Спустя две тысячи лет, Христос сказал:

‘’От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его’’ (Матф.11:12).

Почему именно от дней Иоанна Крестителя?

Ответ мы найдём в Евангелии от Иоанна:

‘’ … ибо еще не было на них Духа Святаго , потому что Иисус еще не был прославлен’’ (Иоан.7:39).

Ни Авраам, ни Исаак – но именно Иаков, видел сон:

‘’вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней’’ (Быт.28:12).

И так же, только спустя две тысячи лет, Христос сказал своим апостолам:

‘’ …отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому’’ (Иоан.1:51).


И это ещё раз показывает, что только через крещение в Христа и Святым Духом, открывается путь в небо (Иоан.3:5. 1Кор.15:22,23. Евр.11:32,39,40.).

Итак: перед своим вознесением, Сын Божий сказал: ‘’идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа’’ (Матф.28:19). Что это означает?

1. ‘’Во имя Отца’’ – наше крещение во имя Отца, должно отражать слова: ‘’… Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! ’’ (Мар.12:29,30).

2. ‘’Во имя Сына’’ – так сказал Всевышний: ‘’Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею. Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него’’ (Пс.2:6-8,12). То, что Небесный Отец, поставил Господом, Спасителем и Царём Иисуса Христа, не должно подлежать сомнению (Деян.4:11,12.). Он и есть ‘’Путь, Истина и Жизнь’’ , через Которого мы имеем доступ к Отцу небес.

3. ‘’Во имя Святого Духа’’ – рождённые Святым Духом, или духовные сыновья Иакова (Исаия.29:22,23. Галат.3:28,29.), получают возможность бороться за ‘’первородство’’, т.е. стать собратьями – первенцами Христа (Откр.14:1,4. Откр.20:6.).

И в этом есть великая честь, награда и ответственность. Пророк Исаия писал:

‘’ …тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым’’ (Ис.29:22,23).

С. Иаковлев (Бохан)

Помня о том, что вопрос иерархии небожителей не является спасительным, давайте рассмотрим тексты Библии о Святой Троице.

Святая Троица не упоминается в самой Библии. Это понятие ввела церковь, чтобы одним именем объединить упомянутых в Священном Писании три Божественных личности: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Значение слова “святой” было подробно разобрано в главе " " моей книги. Напомним, вкратце, что святым в Библии именуется все отделенное от обыденного и приближенное к Богу, а также безгрешность. Господь в Священном Писании именуется святым: «Отче Святый» (Ин. 17:11, см. также Ос. 1:9), «Иисус … Святый» (Мар. 1:24, см. также Деян. 4:27), «Дух Святый» (Деян. 13:2, см. также Лук. 12:12). Поэтому и слово Троица приобрело практически слитное прилагательное “Святая”.

Святая Троица упоминается уже в Ветхом завете. Стоит быть справедливым и сказать, что три лица мы видим только в одном тексте ветхозаветнего Писания:

Ис. 48:12 Послушай Меня … Израиль … : Я тот же, Я первый и Я последний . … 13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … 16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня (1 личность) Господь Бог (2 личность) и Дух Его (3 личность).

То, что здесь речь идет о Христе понятно как из контекста, так и из Нового Завета. Книга Откровения нам прямо Иисуса называет“Первым и Последним” :

Откр. 1:17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний , 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков.

Новый завет нам говорит, что Иисус принимал непосредственной участие в сотворении земли и неба:

Кол. 1:16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано (см. также Иоан. 1:3).

А в Евангелие от Матфея подтверждается, что, как показано в книге пророка Исаии, Дух мог посылать Сына. Дух Иисуса послал в пустыню для испытания перед ответственным служением:

Матф. 4:1 Тогда Иисус возведен (в оригинале – приводить, отправлять) был Духом в пустыню, для искушения от диавола.

То есть, в Ис. 48:12 мы видим упоминание Святой Троицы - вместе одновременно трех лиц Божественных небожителей. Также несколько лиц Бога при Его единстве (как мы сегодня воспринимаем Святою Троицу) упоминается всегда, где речь идет о Творце. Начиная с первой страницы Библии, слово Бог в оригинале везде употребляется во множественном числе, а глагол, который описывает Его действия – в единственном числе. Иудейские Богословы до сих пор не находят полного единства в объяснении данного факта, предполагая, что Бог здесь говорит о Себе вместе с Ангелами. Хотя тогда кажется необходимым признать, что Ангелы и Бог имеют одну природу, ведь в Писании сказано, что человека Бог создал “по подобию НАШЕМУ”

Быт.1:26 И сказал Бог (множ. числ.): сотворим (един. числ.) человека по образу Нашему по подобию Нашему

Таким образом, видя в Ветхом завете явную “множественность” Бога при Его единстве, и вникая в весть Нового завета, не трудно прийти к выводу, что Библия учит о Божественной Святой Троице.

В самом тексте Нового Завета тоже неоднократно вместе упоминается Святая Троица. Посмотрите, Иисус просит крестить верующих во имя Отца, Сына и Духа:

Матф. 28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Апостол Павел тоже конкретно указывает на разделение функций в Святой Троице, хотя и не останавливается в своих посланиях на понятии Троицы:

2 Кор. 13:13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Свидетели Иеговы не признают Святую Троицу. Они не считают Святого Духа личностью, а воспринимают Его просто Божественной энергией, что естественно исключает понятие Троицы. О Святом Духе я напишу позже, а сначала мы порассуждаем об Иисусе…


Валерий Татаркин


Иисус Христос Господь Бог >>

Реальное отличие Божественных Лиц

Как следует понимать, что Божественные Лица реально отличаются между Собой ?

Не только три разных имени, но и реальные Лица

Учение Церкви подчеркивает реальность существования Божественных Лиц, отличающихся истинно Друг от Друга. Итак, хотя Бог один, в Нем три Лица, которые реально отличаются между Собой. Значит, "Отец", "Сын", "Дух Святой" - это не только три разных имени, но реальные Лица.

Чем Лица Пресвятой Троицы отличаются между собой?

Если Божественные Лица, как учит Церковь, реально отличаются Друг от Друга, возникает вопрос, что есть основа этого действительного различия.

— Богославская терминология

Чтобы определить единство Бога и Его троичность, Церковь пользуется понятиями:

— Лица различаются не природой, но взаимоотношениями

По учению Церкви, в Боге природа (сущность, существо) одна, а Лица различаются реально между Собой только взаимоотношениями, в которых происходит так называемое противостояние отношения. "Все едино в Боге "там, где речь не идет о противостоянии отношения"." Иначе говоря, все едино и обще в Боге за исключением отношения Отца к Сыну, Сына к Отцу и Духа Святого к Отцу и Сыну. Только в этих трех межличностных отношениях есть противостояние.

— Бог один по Своему существу

Божественные Лица не различаются между Собой по Своей природе. "Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе". "Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество"." Есть только одно общее для всех Лиц Святой Троицы Божественное существо.

Когда Иисус сказал: "Я и Отец - одно" (Ин 10,30), Он имел в виду единую Божественную природу, которая обща и одна для всех Лиц Пресвятой Троицы. "Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом." (Катехизис Католической Церкви, 253)

Бог Отец

Чем Отец отличается от Сына и от Духа Святого?

Отец отличается от Сына и от Духа Святого не Своей Божественной природой, но тем, что Он ни от кого не рождается и не исходит. Только Отец рождает Сына, который ради нашего спасения стал человеком.

Сын Божий

Чем Сын Божий отличается от Отца и от Духа Святого?

— Сын рожденный Отцом

Сын Божий вечно рождается от Бога Отца и тем Он реально отличается от Него и от Духа Святого. Это единое различие. Ни Отец, ни Дух Святой не рождены как Сын.

— Слово

Св. Иоанн называет Сына Божьего Словом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1,1). В этом Слове Отец извечно и полностью высказывает самого Себя, то есть рождает Сына.

— Никео - Константинопольский

Веру Церкви в истинное Божество Сына Божьего, рожденного извечно от Отца, выражает Никео - Константинопольский символ веры:

Верую "и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено."

Дух Святой

Чем Дух Святой отличается от Отца и от Сына Божьего?

— От Отца и Сынаисходящий (католическое учение)

Дух Святой отличается от прочих Божественных Лиц тем, что Он исходит от Отца и Сына. Никео-Константинопольский символ веры выражает это словами: "И в Духа Святого (верую), Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава". Дух Святой есть обладающая Своей личностью Любовь, Которой Отец любит Сына, а Сын - Отца.

Как относится Катехизис Католической Церкви к учению Православной Церкви о исхождении Духа Святого от Отца через Сына?

— От Отца через Сынаисходящий (православное учение)

Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), но от Отца через Сына. По учению Катехизиса Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточный и латинский традиции, не противоречат друг другу, но дополняются.

"Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Духа как Того, Кто "от Отца исходит" (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это "согласно с законом и разумом", ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как "безначальное начало", но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет "единое начало, от которого исходит Святой Дух". Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны. (Катехизис Католической Церкви, 248)

Каким образом Католическая Церковь оправдает свою веру в исхождение Духа от Отца и Сына (Filioque)?

— Единородный Сын все получил от Отца

Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может исходит от Него, как Он исходит от Отца.

"Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит "от Отца и Сына (Filioque)". Флорентийский собор (1438) разъясняет: "Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден"." (Катехизис Католической Церкви, 246)

Неразделимость Божественных Лиц

Почему Лица Пресвятой Троицы неотделимы?

— Божественные Лица - один Бог

Отличаясь реально между Собой, Лица Пресвятой Троицы неразделимы, так как Они обладают одной единственной Божественной природой. Они - один Бог. "По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне"." (Катехизис Католической Церкви, 255)

— "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14,11)

Где Иисус Христос, Сын Божий, там присутствуют также Отец и Дух Святой. Эту тайну о неотделимости Божественных Лиц подразумевал Иисус, когда говорил: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14,11); "Я и Отец - одно" (Ин 10,30); "видящий Меня видит Пославшего Меня" (Ин 12,45).

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва