Блинников Л. В

Западная Сибирь входит в состав Восточного макро региона наряду с такими районами как Восточносибирский и Дальневосточный. В течении многих столетий коренное население Восточного макро региона занималось оленеводством (на севере), охотой и рыболовством в тайге, разведением овец и коневодства в степных районах юга. После присоединения к России начинается освоение этой территории. Менее чем за 100 лет за Российским государством закрепились обширные территории от Урала до берегов Тихого океана.

После отмены крепостного права и особенно поле проведения Транссибирской магистрали в этих районах сильно увеличилось население. Западная Сибирь стала крупным зерновым и животноводческим районам.

Большую роль в развитии района сыграла открытие нефти и газа. В результате чего Западносибирский район стал выделяться мощной экономикой. В Советские годы Западная Сибирь давала 70% добычи нефти и природного газа около 30% каменного угля около 20% заготавливаемой в стране древесины. На долю района приходилось около 20% зерна в стране, основное поголовье оленей. Не смотря на то, что этот район по площади является самым маленьким в восточном макро регионе, здесь проживает население больше, чем в двух других районах.

В настоящий момент наше государство испытывает большие экономические трудности и более менее стабильное положение на мировом рынке ему оказывает экспорт нефти и газа добываемого в Западной Сибири. Благодаря этому Западная Сибирь стала спонсором страны валютных поступлений, вырученных от продажи нефти и газа в другие страны. Познакомившись с освоением территории, с природной базой и особенностями развития района я решил выяснить каково современное положение экономики, хозяйства и промышленности этого района, определить основные проблемы и перспективы развития района

Состав территорий. Экономико-географическое положение и физико-географическое положение

Западносибирский район занимает третье место по площади в стране среди других районов после Восточносибирского района и Дальневосточного района его площадь около 3 миллионов км квадратных. В состав Западносибирского района входят: два автономных округа (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский), пять областей (Омская, Томская, Кемеровская, Новосибирская, Тюменская), республика Алтай, Алтайский край..

Западносибирский район находится между Уральским регионом и Восточносибирским районом с запада и востока и от Карского моря до границы с Казахстаном. Особенность экономико-географического положения (далее ЭГП) Западносибирского района в соседстве с Уралом и Казахстаном. Западносибирский район расположен в северных и умеренных широтах. Южная часть находится в непосредственной близости от центра зарождения сибирского антициклона.

ЭГП внутри района резко дифференцированно к югу. Климатические условия почти всюду, кроме высокогорий, благоприятны для выращивания сельскохозяйственных культур северной и средней полосы. Зимой на большей части территории маловетреная, и сухая погода. Западная Сибирь в целом получает достаточное для сельского хозяйства количества атмосферной влаги (900-600мм в год – в тайге), но на юге её обычно не достаточно (300мм в год) Интенсивность солнечной радиации в южных районах на 20-25% больше, чем в Москве, поэтому почвы весной прогреваются быстро, что также способствует росту сельскохозяйственных культур. Западная Сибирь имеет обширную гидрографическую сеть (в основном Обь-Иртышскую системы) Весной реки сильно разливаются и имеют продолжительное половодье, что благоприятствует судоходству и сплаву леса. Но в северных районах судоходство затруднено сравнительно небольшим периодом навигации. В горах реки очень порожисты, что затрудняет судоходство и сплав леса, но благоприятствует строительству гидроэлектростанций. Плодородные почвы Западной Сибири представлены черноземами и (на крайнем юге) тёмно-каштановыми почвами.

Природные ресурсы и природные условия

Западная Сибирь один из богатейших природными ресурсами регионов страны. Здесь открыта уникальная нефтегазаносная провинция. На территории района сконцентрированы огромные запасы каменного и бурого угля, железных руд и руд цветных металлов. В районе имеются крупные запасы торфа, так же сконцентрированы большие запасы древесины, преимущественно хвойных пород. По запасам рыбы Западную Сибирь относят к богатейшим районам страны. Западная Сибирь обладает значительными запасами пушнины. Лесная и лесостепная зоны располагают большими массивами плодородных земель, что создаёт благоприятные условия для развития сельского хозяйства. К числу крупнейших нефтегазоносных провинций относят Самотлорское, Фёдоровское, Варыганское, Ватинское, Покуровское, Усть-Булыкское, Салымское, Советско-Соснытское - нефтяные, Уренгойское, Заполярное, Медвежье, Ямбургское - газовые месторождения. Нефть и газ здесь имеют высокое качество. Нефть отличается легкостью, малосернистостью имеет большой выход лёгких фракций, в ее состав входит попутный газ являющийся ценным химическим сырьём. Газ содержит 97% метана, редкие газы и вместе с тем в нём отсутствует сера, мало азота и углекислоты. Залежи нефти и газа на глубинах до 3-х тысяч метров в мягких, но устойчивых, легко буримых породах отличаются значительной концентрацией запасов. На территории комплекса выявлено более 60 газовых месторождений. Одним из наиболее эффективных является Уренгойское, которое обеспечивает ежегодно добычу газа в 280 миллиардов кубических метров. Затраты на добычу 1 тонны условного топлива природного газа являются самыми низкими по сравнению со всеми другими видами топлива. Добыча нефти сосредоточена в основном в Среднем Приобье. В перспективе возрастёт значение северных месторождений. В настоящее время на территории Западной Сибири добывается 68% российской нефти. Природный газ добывают преимущественно в северных районах. Здесь находятся наиболее значительные месторождения – Ямбургское и полуострова Ямал. Заводы по переработке нефтегазового сырья находятся в Омском, Тобольском и Томском промышленных узлах. Омский нефтегазохимический комплекс включает нефтеперерабатывающий завод, синтетического каучука, сажевый, шинный, резинотехнических изделий, пластмасс, а также кордную фабрику и другие. Крупные комплексы по переработке нефти и газа создаются в Тобольске и Томске. Топливные ресурсы комплекса представлены Обь - Иртышским и Северо-Сосьвинским буроугольными бассейнами. Обь - Иртышский угольный бассейн расположен в южной и средней части Западано Сибирской равнины. Он относится к категории закрытых, так как его угленосные пласты, достигающие 85метров, перекрыты мощным чехлом более молодых осадков. Угольный бассейн изучен слабо и его ориентировочные запасы оцениваются в 1600 миллиардов тон, глубина залегания колеблется от 5 до 4000 м. В перспективе эти угли могут иметь промышленное значение лишь при их подземной газификации. Северо-Сосьвинский бассейн расположен на севере Тюменской области, его запасы составляют15 миллиардов тонн. К числу разведанных месторождений относятся Оторьинское, Тольинское, Ложинское и Усть-Маньинское.

Западно-Сибирский ТПК располагает значительными водными ресурсами. Суммарный сток рек оценивается в 404 куб.км. При этом реки обладают гидроэнергетическим потенциалом 79 млрд.кВт.ч. Однако равнинный характер поверхности делает неэффективным использование гидроэнергетических ресурсов Оби, Иртыша и их крупных притоков. Сооружение на этих реках плотин приведет к созданию крупных водохранилищ, и ущерб от затопления обширных лесных массивов, а возможно месторождений нефти и газа перекроет энергетический эффект от ГЭС. Существенный интерес представляют подземные термальные воды. Они могут быть использованы для обогрева теплиц и парников, теплофикации сельскохозяйственных объектов, городов и рабочих поселков, а также в лечебных целях.

Население

Общее число жителей Западно-Сибирского района составляет 15141.3 тысячи человек, прирост положителен и составляет 2.7 человек на 100 жителей, велика роль миграционного притока населения. Доля городского населения свыше 70%. В целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах. Если допустить развитие в будущем транспорта, то плотность населения Западной Сибири значительно вырастет.

На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей). Западная Сибирь это многонациональный район. На его территории проживает около десяти основных национальностей: (русские, селькупы, ханты, манси, алтайцы, казахи, шорцы, немцы, коми, татары и украинцы).

Омская область 2175 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.

Алтайский край 2654 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.

Республика Алтай 201.6 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.

Новосибирская область 2803 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.

Томская область 1008 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.

Тюменская область 3120 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.

Ханты-Мансийский автономный округ 1301 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.

Ямало-ненецкий автономный округ 465 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.

Кемеровская область 3177 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.

Историко-экономические условия

Гипотеза о нефтегазоносности Западно-Сибирской равнины впервые была выдвинута в 1932 году академиком И. М. Губкиным. Долгие годы у сторонников этой идеи было много авторитетных противников.

В 1953 году было открыто первое - Берёзовское газовое месторождение. В 1960 году, около посёлка Шаим было открыто первое в Сибири нефтяное месторождение.

Поначалу геологоразведочные работы производились только в южных районах Западно-Сибирской равнины, но потом исследования распространились на всю территорию, до подзоны средней и южной тайги.

В 1961 году была открыта группа нефтяных месторождений в среднем Приобье и газовых месторождений в Березовском газоносном районе. В 1965 году открыто Самотлорское месторождение нефти. Этими открытиями было положено начало разработки крупнейшей нефтегазоносной провинции мирового значения. После сооружения Сибирской железной дороги (1891-1916гг) началось широкое аграрное заселение края. В годы развития капитализма в России район превратился в крупнейшего поставщика в европейскую часть и на экспорт, пшеницы и животного масла. Имелись в Западной Сибири и центры горнорудной, угольной и пищевой промышленности, но размеры их были очень малы. В 1924 году первый кузнецкий кокс пошёл на уральские заводы. ЗС край образован в результате разделения Сибири в 1930 году в состав была включена Тюменская область. В годы войны сюда было эвакуировано 210 предприятий, что в дальнейшем дало существенный толчок к развитию экономики всего региона.

Промышленность

Развитие Западной Сибири многие годы определялось потребностями государства. Благодаря широкомасштабному освоению природных ресурсов, финансировавшемуся государством, район стал главной энергетической и сырьевой базой и основой финансовой устойчивости страны. В реформенные годы Западно-Сибирский район продолжал выполнять роль финансового «спонсора» страны. Мало того, роль его усилилась: за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки обеспечиваются более двух третей валютных поступлений страны. Сырьевая ориентация района обусловила существенно меньшую по сравнению с европейскими районами потерю индустриального потенциала в реформенные годы. Почти 35% Западно-Сибирской равнины занято болотами. Более 22% всей территории равнины - торфяники. В настоящее время в Томской и Тюменской областях расположено 3900 торфяных месторождений с общими запасами торфа в 75 миллиардов тонн. На базе Тарманского месторождения работает Тюменская ТЭЦ.

Топливно-Энергетический комплекс представлен не только предприятиями по производству энергетического топлива, но и достаточно крупной системой тепловых электростанций на средней Оби и отдельных энергетических узлов в районах добычи нефти и газа. Энергосистема существенно укреплена новыми ГРЭС - Сургутской, Нижневартовской, Уренгойской.

В настоящее время Томская и Тюменская области вырабатывают немногим более 2% общероссийского объема электроэнергии. Энергетическое хозяйство представлено значительным числом мелких не экономичных электростанций. Средняя установленная мощность одной электростанции составляет менее 500 кВт. Дальнейшее развитие электроэнергетики на территории комплекса неразрывно связано с дешевым попутным газом, который после отбензинивания на газоперерабатывающих заводах будет использоваться в энергетических целях. Электроэнергия Сургутской ГРЭС поступает на нефтепромыслы, стройки Широтного Приобья и в Уральскую энергосистему. На территории комплекса строятся две крупнейшие ТЭЦ в системе нефтехимических комплексов и две ГРЭС на попутных газах в Нижневартовске и Новом Уренгое. Особенно остро стоит проблема снабжения электроэнергией северных газоносных районов Тюменской области, где действуют мелкие, разрозненные электростанции.

Лесохимический комплекс представлен в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями. Значительную часть древесины вывозят в необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова). Недостаточно развиты стадии глубокой переработки древесины (гидролизная, целлюлозно-бумажная и др.) В перспективе значительный рост заготовок леса намечается в Тюменской и Томской областях. Наличие огромных запасов древесины, дешевого топлива и воды позволит сформировать на территории региона крупные предприятия по химической и механической переработке древесного сырья и отходов. На территории Западно-Сибирского комплекса предполагается создать несколько лесопромышленных комплексов и лесопильные и деревообрабатывающие комбинаты. Строительство их предполагается в городах Асино, Тобольск, Сургут, Колпашево, в поселках Каменный и Белый Яр.

Машиностроительный комплекс сформирован главным образом в Омске, Томске, Тюмени, Ишиме и Зладоуковске. Машиностроительные предприятия выпускают оборудование и машины для нефтегазодобывающей и лесной отраслей, транспорта, строительства, сельского хозяйства. Многие предприятия еще недостаточно ориентированы на обеспечение нужд подрайона. В ближайшее время необходимо усилить роль Омска, Тюмени, Томска как опорных баз освоения нефтегазоносных районов Западной Сибири и углубить специализацию машиностроения этих центров на производстве разнообразной техники в "северном исполнении". Формирование машиностроительного комплекса на территории Томской и Тюменской областей должно быть подчинено, в первую очередь, задачам обеспечения необходимым, особенно малотраспортабельным и специальным оборудованием предприятий и строек ведущих отраслей народного хозяйства восточной зоны страны и прежде всего ее северных районов.

В перспективе на территории комплекса может получить развитие черная металлургия. На базе бакчарских руд на юге Томской области возможен вариант строительства металлургического завода. Бакчарское месторождение может стать основной сырьевой базой для развития черной металлургии восточной зоны страны.

Индустриально-строительный комплекс ориентирован на обеспечение реконструкции и нового строительства нефтегазохимических и лесопромышленных предприятий. Ряд строительных материалов поставляет Кузнецко-Алтайский подрайон. Ощущается определенный дефицит в строительной базе для создания гражданских сооружений.

Основные строительные организации сосредоточены в крупных промышленных центрах, главным образом юга подрайона. В период освоения нефтегазовых ресурсов здесь получил распространение метод комплектно-блочного, полносборного строительства, который позволяет значительно снизить затраты живого труда, ускорить сооружение объектов. При этом базовые предприятия строительных материалов создаются в Томске, Тюмени. В настоящее время на территории Томской и Тюменской областей функционирует 17 узлов сосредоточенного строительства: Томский, Тюменский, Нжневартовский, Сургутский, Усть-Балыкский, Стрежевской, Мегионский, Нефтюганский, Надымский, Тобольский, Асиновский, Березовский, Уренгойский, Ямбургский, Харасавейский, Белоярский, Туганский и другие.

Контакты предприятий с внешним миром не ограничиваются экспортом и импортом товаров. В Западносибирском регионе зарегистрировано более 100 совместных предприятий. Экспорт этих предприятий составил на 1995 год 240 млн. $. За первое полугодие 1996 года этими предприятиями было добыто 4млн тонн нефти. Среди крупнейших инвесторов совместных предприятий такие страны, как США, Канада, Германия. А наиболее значительные по масштабам деятельности совместные предприятия: «Юганскфракмастер», «Югранефть». Приоритетной задачей в сфере контактов с иностранными капиталами является привлечение масштабных кредиторов в топливную отрасль региона. Среди проектов, кредитуемых Европейским банком реконструкции и развития, - восстановление нефтегазовых месторождений Западной Сибири, поставка оборудования в Самотлор. Всемирный банк в 1995 году предоставил целевой кредит в 610 млн. $ П/О «Когалымнефтегаз».

Говоря об экономическом развитии Западносибирского региона в 1999 г. и первом полугодии 2000 года, использованы данные Госкомстата Российской Федерации по основным экономическим показателям.

Согласно этим данным Западная Сибирь на сегодняшний день входит в десятку регионов-лидеров, которые дают в общую государственную казну 63,6% налогов, из них на долю Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов приходится в 1999г. – 9,3%, а в первом полугодии 2000 г. – 11,9%.

Транспорт

Возрастание межрайонного грузооборота и внутрирайонных перевозок способствовало расширению транспортной сети. На территории региона построены нефтепроводы Шаим-Тюмень, Усть-Балык-Омск, Александровское-Анжеро-Судженск-Красноярск-Иркутск, Самотлор-Тюмень-Альметьевск, Усть-Балык-Курган-Самара, Омск-Павлодар и газопроводы на участках Медвежье-Надым-Урал (две очереди), Надым-Пунга-Центр, Уренгой-Надым-Ухта-Торжок, Вэнгапур-Сургут-Тобольск-Тюмень, Ямбург-Центр, Нижневартовск-Мыльджино-Томск-Новокузнецк, Ямбург-Западная граница России. Этот мощный трубопроводный транспорт обеспечивает доставку потребителям почти 400млн.т нефти и 450 миллиардов кубических метров газа. В настоящее время для выхода тюменской нефти построены трубопроводы протяженностью свыше 10 тысяч километров. Газовые магистрали протянулись более чем на 12 тысяч километров. Здесь впервые применены трубы диаметром 1420мм. Особую роль при промышленном освоении новых районов играет железнодорожный транспорт. От Тюмени через Широтное Приобье проложена железнодорожная линия Тобольск-Сургутск-Нижневартовск. Имеются различные варианты продолжения этой магистрали. Она может через Томск соединиться с Транссибирской магистралью или выйти на Абалаково, вдоль реки Кеты. На территории комплекса были построены лесовозные дороги Ивдель-Обь, Тавда-Сотник, Асино-Белый Яр. Большое значение для решения локальных задач имеет автодорожный транспорт. В настоящее время вокруг Самотлора построены внешнее и внутреннее автодорожное кольцо с твердым покрытием, создаются подъездные автодороги к железнодорожной магистрали Тюмень-Тобольск-Сургут. Однако транспортная сеть еще не достаточно развита. В расчете на один квадратный километр территории протяженность железных дорог здесь почти в 3 раза и автомобильных дорог с твердым покрытием в 2 раза меньше, чем в целом по стране. Большое значение имеет речной транспорт, значение которого существенно возрастет в связи со строительством речных портов вТомске, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске и Колпашево, улучшением судоходства на реках Томи, Кети, Туре и Тоболе.

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс комплекса в целом специализируется на выращивании и переработке зерна. В небольших размерах в местах выращивания технических культур - льна, конопли, подсолнечника - имеются первичная переработка льна - кудряша и конопли, маслобойное производство. Животноводческая ветвь АПК включает масломолочные, молочно-консервные заводы и производства по переработке мяса, кожи, шерсти, овчины.

Ковроделие - старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске - механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья - Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.

Рыбопромышленный комплекс - добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Моя работа напрямую связана с нефтегазодобывающими комплексами в России, поэтому часто приходится совершать перелеты на восток от Центрального Федерального округа. Конечно же, я бывал и в Западной Сибири, скажем так, объездил вдоль и поперек:) В Западной Сибири также кипит жизнь, там есть большие, известные города, и там своя, традиционная для Центральной России. Также довелось побывать в Кузбассе.

Города в Западной Сибири

На территории Западной Сибири (занимает район 15% от площади Российской Федерации) располагается одиннадцать крупных городов, таких как:

  • Курган;
  • Усть-Каменогорск;
  • Сургут.

Все они представляют собой крупные центры, с относительно большой численностью населения (14,6 миллионов человек на всей территории Западной Сибири). Несомненно, данные города образовались благодаря разработки месторождений угля, нефти и газа. Плотность населения района 6 человек на квадратный километр.


Другие населенные пункты в Западной Сибири

На территории Западной Сибири также есть города, края, автономные округа, частично располагающиеся на территории данного географического района России, такие как:


Также, на территории географического района находятся реки, принадлежащие бассейну Карского моря:

  • Обь;
  • Иртыш;
  • Томь;
  • Таз;
  • Пур;
  • Тобол;
  • и другие.

Западно-Сибирская равнина на юго-востоке сменяется предгорьями расположенных поблизости регионов: Горной Шории, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау.

Надеюсь, я помог расширить ваши знания в области географии. Необходимо знать про страну, в которой живешь как можно больше, особенно о России, поскольку это огромнейшая, малоизученная страна, знаю по опыту. Западная Сибирь является источником достояния и природного богатства нашей страны;)

Включает Западно-Сибирскую низменность (90% территории) и горы Алтая. Состав: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Алтайский край, Республика Алтай, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

ЭГП Западной Сибири по сравнению с другими восточными регионами достаточно выгодное. Она граничит с индустриальным Уралом, сырьевой базой Восточной Сибири и Казахстаном, находится на пересечении речных и железнодорожных дорог.

Территория района делится на две неравные части. Большую часть занимает Западно-Сибирская равнина, расположенная на молодой палеозойской платформе. Это одна из крупнейших аккумулятивных равнин мира с высотами до 200 м, однообразным слабопересеченным , значительно заболоченная. На юге лежит страна, принадлежащая каледонской и герцинской складчатости. Это самая высокая часть района. Наивысшая точка - г. Белуха (4506 м).

Машиностроение выпускает продукцию, используемую во всех районах Сибири. В делают металлоемкое горное и металлургическое оборудование, станки. В выпускают тяжелые станки, прессы и турбогенераторы. В Рубцовске - Алтайский тракторный завод. Приборостроение и электротехника представлены в Новосибирске и Томске.

Выпускает азотные удобрения, красители, медикаменты, пластмассы, шины. Развивается нефтехимия. Сосредоточена химия и нефтехимия в промышленных узлах Новокузнецка, Кемерово, Омска, Томска и других городов.

Добыча нефти и газа и нефтепереработка обостряют экологическую ситуацию в районе.

Агропромышленный комплекс. На севере развиты оленеводство, рыболовство и пушной промысел. Юг района - один из основных зерновых районов страны. Кроме того, здесь развиваются молочно-мясное животноводство, овцеводство, птицеводство.

Электроэнергетика района представлена многочисленными ТЭС (работают на мазуте и газе), крупнейшие из них - Сургутские ГРХ, Нижневартовская и Уренгойская ГРЭС. ТЭС Кузбасса работают на угле.

Транспорт. Основой транспортной сети стала ( - Новосибирск - ), проложенная в лос конце XIX - начале XX века. Позже была проложена Южно-Сибирская магистраль (Магнитогорск - Новокузнецк - Тайшет), а также меридиональные железные дороги в северном направлении.

Трубопроводный транспорт развивается сейчас быстрее остальных видов . Основные нефтепроводы:

  • Усть-Балык - Омск - Павлодар - - Чимкент - Казахстан;
  • Шаим - Тюмень;
  • Александровское - Нижневартовск;
  • Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск;
  • Нижневартовск - Курган - Самара и другие.

Построены также десятки газопроводов, идущих в основном на запад, в и в .
Освоение ресурсов Западной Сибири повлекло за собой много проблем: нарушение экологического равновесия в тундре, загрязнение и отходами металлургии, создание трудностей для традиционных занятий коренного населения.


Абеляр
Августин
Авенариус
Аверроэс
Авиценна
Аль-Кинди
Аль-Фараби
Анаксагор
Анаксимандр
Анаксимен
Ансельм Кентерберийский
Аристотель
Бергсон
Бердяев
Беркли
Боэций
Бруно
Булгаков
Бэкон
Виндельбанд
Витгенштейн
Вольтер
Гадамер
Гассенди
Гегель
Гельвеций
Гераклит
Герцен
Гоббс
Гольбах
Горгий
Гуссерль
Декарт
Демокрит
Джемс
Дидро
Дунс Скот
Дьюи
Зенон из Китиона
Зенон из Элеи
Ильин
Иоанн Скот Эриугена
Кант
Карнап
Карсавин
Киреевский
Коген
Кондильяк
Конт
Конфуций
Ксенофан
Кьеркегор
Лавров
Ламетри
Лао-цзы
Левкипп
Лейбниц
Локк
Лосский
Лукреций
Маймонид
Макиавелли
Мальбранш
Мандевиль
Марк Аврелий
Маркс
Мах
Милль
Монтескье
Наторп
Николай Кузанский
Ницше
Оккам
Парменид
Пико делла Мирандола
Пиррон из Элиды
Пирс
Пифагор
Платон
Плеснер
Плотин
Плутарх
Порфирий
Посидоний
Прокл
Протагор
Рид
Риккерт
Росцелин
Ротхакер
Руссо
Сартр
Сенека
Сократ
Спиноза
Фалес
Фейербах
Филон Александрийский
Фихте
Фичино
Флоренский
Фома Аквинский
Франк
Хайдеггер
Хомяков
Цицерон
Чаадаев
Чернышевский
Шеллинг
Шефтсбери
Шопенгауэр
Эмпедокл
Эпиктет
Эпикур
Юм
Ямвлих
Ясперс

Вернемся в 1950-е годы. Наша местная община была готова голосовать по вопросу о том, следует ли фторировать водопроводную воду в качестве средства от разрушения зубов. Сторонники фторирования начали информационную кампанию, которая выглядела весьма логичной и разумной. Она в значительной мере состояла из утверждений известных дантистов, описывающих преимущества фторидов и обсуждавших данные об уменьшении количества случаев кариеса в местностях с фторированной водой, а также из заявлений врачей и других авторитетных представителей службы здравоохранения, сводившихся к тому, что фторирование не оказывает никакого вредного воздействия.

* Первая фраза использовалась компанией «Wendy"s hamburgers» в 80-е годы прошлого века - в клипе изображалась пожилая женщина, которая подъезжала в автомобиле к окошку кафе конкурирующей фирмы, покупала гамбургер, заглядывала в него и с недоумением спрашивала: «А где мясо?». Во втором случае цитируется песенка из рекламы сигарет «Salem» тех времен, когда в США реклама табачных изделий еще была разрешена на телевидении. - Прим. перев.

Противники использовали обращение, которое по своим особенностям было гораздо более ярким и эмоциональным. Под ярким обращением мы подразумеваем сообщение, которое является (1) эмоционально затрагивающим (оно привлекает наши чувства), (2) конкретным и провоцирующим образные представления, (3) действующим прямо и быстро (рассматриваются вопросы, нам лично близкие). Например, на одной из направленных против фторирования листовок была изображена довольно уродливая крыса с надписью «Не позволяйте им добавлять крысиный яд в вашу питьевую воду». Референдум о фторировании водопроводной воды полностью провалился.

Конечно, этот инцидент не способен убедительно продемонстрировать, что яркие обращения превосходят другие методы, главным образом потому, что с научной точки зрения он не был контролируемым исследованием. Мы понятия не имеем, как бы люди голосовали по поводу фторирования, если бы не распространялись никакие рекламные материалы, и при этом не знаем, многим ли людям достался проспект, направленный против фторирования, легче ли было его читать, чем литературу сторонников фторирования, и т. д. Но это поднимает интересный вопрос: действительно ли яркие обращения более убедительны, чем другие, менее интересные, бледные сообщения? Накапливаются исследовательские материалы, свидетельствующие, что ответом будет «да» - но лишь при определенных условиях.

Великолепная иллюстрация способности ярких аргументов убеждать исходит из сферы экономии энергии. Если бы можно было склонить домовладельцев сделать жилища более эффективными с точки зрения теплосбережения (добавив изоляцию, прокладки для окон и дверей и т. п.), это могло бы в результате привести к экономии приблизительно 40% энергии, - именно такое количество сейчас растрачивается впустую. Это соответствовало бы и интересам государства, сокращая зависимость от ближневосточной нефти, и сберегло бы значительные суммы каждому отдельному домовладельцу.

В 1978 году правительство начало требовать, чтобы компании, работающие в сфере коммунальных услуг, предлагали потребителям бесплатную проверку домов, в ходе которой подготовленные ревизоры тщательно обследовали помещения и рекомендовали, что следует сделать, чтобы дом стал более энергосберегающим, одновременно предлагая потребителю беспроцентную ссуду на проведение необходимой работы. Какая великолепная сделка1 Проблема заключается в том, что хотя очень многие владельцы обратились с просьбой о ревизии домов, только 15% последовали рекомендации ревизоров - несмотря на то, что было очевидно, что поступить таким образом - в их интересах.

Почему? Чтобы ответить на этот ставящий в тупик вопрос, мы с нашими студентами Марти Хоупом Гонзалесом и Марком Костанзо опросили нескольких домовладельцев и выяснили, что большинству из них трудно поверить, что такая малость, как щель под дверью или нечто столь же «незаметное», вроде недостатка изоляции на чердаке, может быть очень важным1. Вооруженные этой информацией, мы провели семинар, где научили нескольких ревизоров общаться более выразительно, ярко. Например, вместо того чтобы просто сказать: «Вы сэкономите деньги, если сделаете прокладки в дверях и добавите изоляцию на чердаке», ревизоров учили говорить что-нибудь в таком роде:

«Посмотрите на все трещины вокруг этой двери! Вам кажется, что это немного, но если сложить все щели вокруг каждой из этих дверей, вы получите отверстие диаметром с баскетбольный мяч. Предположим, что кто-то проделал в стене вашей гостиной подобную брешь. Задумайтесь лишь на мгновение о тепле, которое уйдет через дыру такого размера. Вам захочется залатать это отверстие в стене, не так ли? Вот именно это и делают прокладки в дверях и окнах, А на вашем чердаке полностью отсутствует изоляция. Мы, профессионалы, называем это «голым» чердаком. Это равносильно тому, что ваш дом встречает зиму не только без пальто, но и вообще без одежды! Вы не разрешили бы своим маленьким детям бегать зимой на улице без одежды, не так ли? То же самое и с вашим чердаком».

Психологически щели вокруг двери могут рассматриваться как пустяк, но дыра размером с баскетбольный мяч воспринимается как нечто катастрофическое. Точно так же люди редко думают об изоляции, - но мысль о том, чтобы ходить голышом зимой, захватывает внимание и повышает вероятность действия.

Результаты были поразительными. Ревизоры, обученные использовать неотразимые образы, четырехкратно увеличили свою эффективность: в то время как до этого лишь 15% потребителей выполняли рекомендуемые процедуры. После того как ревизоры начали пользоваться более яркими способами общения, это число выросло до 61%.

Почему яркие обращения работают? Яркие сообщения затрагивают наши когнитивные реакции по крайней мере четырьмя возможными способами. Во-первых, яркая информация привлекает внимание. Это помогает данному сообщению выделиться в информационно насыщенной среде. Во-вторых, живость, яркость способна сделать информацию более конкретной и личной. Мы обнаружили ранее убедительную силу порожденных нами самими аргументов и образов. В-третьих, эффективное яркое обращение направляет мысль к тем проблемам и аргументам, которые коммуникатор считает наиболее важными, и фокусирует на них мышление. Наконец, яркое представление может сделать материал более запоминающимся. Это особенно важно, если мы не приходим к немедленному заключению, а опираемся в более поздних суждениях на информацию, которая первой приходит на ум.

Анализ наших когнитивных реакций, однако, наводит на мысль, что яркая информация иногда оказывается неспособной убеждать - и это бывает весьма драматично. Одно лишь то, что сообщение является ярким, не гарантирует, что оно вызовет позитивные мысли и тем самым окажется эффективным. Подходящий пример - завоевавшая дурную славу рекламная афиша с Майклом Дукакисом в танке, которая использовалась в ходе кампании 1988 года по выборам президента США. С помощью этой афиши штаб кампании Дукакиса стремился создать в умах избирателей яркий образ преданности своего кандидата идеям сильной национальной обороны, показывая его сидящим в танке. Реклама привлекала внимание и сумела свести вопрос к одному конкретному, запоминающемуся символу. Однако конечный результат был не слишком положительным. Вместо реакции, на которую рассчитывали организаторы кампании Дукакиса (кандидат жестко выступает за национальную оборону), многие зрители реагировали мысленно примерно так: «Фу ты, как он глупо выглядит в этом танке!». Для Дукакиса яркость обращения все лишь ухудшила2.

Тем не менее яркое преподнесение может сделать сильный аргумент еще более убедительным и заставить сомнительное утверждение звучать правдоподобно. Рассмотрим следующий пример. Предположим, вы ищете новый автомобиль, и единственное, что для вас важно, - это надежность и долговечность. То есть вас не интересует внешний вид, стиль или пробег в милях на единицу расхода горючего. Вас заботит лишь то, как часто придется эту машину ремонтировать. Будучи человеком разумным и здравомыслящим, вы заглядываете в журнал Consumer Reports и узнаете, что автомобиль с наилучшими данными с точки зрения надежности и легкости техобслуживания - это явно «Toyota». Ни один другой автомобиль с этой точки зрения даже близко к ней не стоит. Естественно, вы решаете покупать «Toyota».

Но, предположим, вечером накануне того дня, когда вы собрались делать покупку, вы идете на званый обед и сообщаете о своем намерении одному из друзей. Тот полон скептицизма. «Не может быть, чтобы ты это всерьез, - говорит он, - мой кузен купил «Toyota» в прошлом году, и с тех пор у него сплошные неприятности. Сначала сломалась система подачи топлива; затем вышла из строя коробка передач; потом в двигателе начали появляться странные, не поддающиеся диагностике шумы; наконец, из какого-то неизвестного места стало просачиваться масло. Мой бедный кузен буквально боится ездить на этой машине, боясь того, что еще может случиться».

Давайте предположим, что произведенная Consumer Reports оценка базировалась на выборке в 1000 владельцев « Toyota». Неудачный опыт кузена вашего друга довел эту выборку до 1001. Он добавил к вашему статистическому банку один отрицательный случай. Если рассуждать логически, это не должно повлиять на ваше решение. Но большой комплекс исследований Ричарда Нисбетта и Ли Росса (из работы которых мы извлекли данный пример) показывает, что происшествия такого рода из-за своей яркости оказываются куда более важными, чем можно было бы предположить по их логическому статистическому статусу3. Фактически подобные случайности нередко оказываются решающими. Поэтому было бы очень нелегко броситься покупать «Toyota», когда в сознании неотступно присутствует пример испытаний кузена вашего друга. При всех прочих равных условиях один яркий личный пример влияет на большинство людей гораздо сильнее, чем масса статистических данных.

Яркие примеры и конкретные социологические исследования ис пользуются и политическими деятелями, чтобы заставить нас согласиться с их программами и политикой. В книге Eloquence in an Electronic Age («Красноречие в электронном веке») исследователь коммуникаций Кэтлин Холл Джеймисон рассматривает вопрос, почему Рональда Рейгана и враги, и поклонники считали великим коммуникатором4. В период президентства у Рейгана не было значительных выступлений - никаких речей, столь же выразительных и памятных, как Геттисбергская речь Линкольна, «беседы у камелька» Франклина Д. Рузвельта или речь Кеннеди «Ich bin ein Berliner» (Я - берлинец)". Вместо этого существовал ряд броских фраз типа «Make my day» («Сделай для меня этот день счастливым») или «There you go again» («Опять вы за свое»)**.

Джеймисон доказывает, что стиль общения Рейгана значительно отличался от стиля прежних президентов. Те, отстаивая свою позицию, пользовались приемами классической риторики - хорошо выстроенными доказательствами, сопоставлением возможных вариантов выбора, аргументами, выраженными метафорически. Рейган, добиваясь своих целей, полагался на драматизацию и пересказ историй. Его речи убеждали путем создания зрительных образов, олицетворяя центральные проблемы, которыми занималась его администрация, и включали нас в драматическое повествование об американской жизни.

Блинников Л.В.

Великие философы:

учебный словарь-справочник.

изд. 2.

М., 1997.

432 с.

ГЕРОИ ДУХА

Согласно известному преданию, древнегреческий философ

Диоген Синопский в ответ на расспросы удивленных сограждан, до-

пытывавшихся о том, что он делает с фонарем на залитых солнцем

улицах, невозмутимо отвечал: . Через две тысячи

триста лет российский философ Л.В.Блинников, вооружившись

прожекторами исторического познания, высветил во тьме веков и

представил в своей книге идеи и судьбы 145 мыслителей, каждый

из которых остался в памяти потомков не просто как Человек с

большой буквы, но и снискал себе славу Учителя человечества.

Почему же несмотря на все превратности истории, вопреки тра-

гической и почти бесследной гибели целых народов, культур и ци-

вилизаций и появлению им на смену новых, совсем на них непо-

хожих, почему невзирая на переворот в образе мысли и образе жиз-

ни человечества под воздействием колоссальных достижений на-

уки, техники и производства XX века, - почему нас все также

неодолимо привлекает и волнует наследие столь различных, зача-

стую очень далеких от нас во времени представителей философ-

ской мысли?

Дело в том, что вечные истины и вечные ценности - а имен-

но ими и занимаются подлинные философы - каждому поколе-

нию приходится открывать и осваивать заново. А это можно сде-

лать, только обращаясь к сокровенным размышлениям Учителей

человечества.

Дело еще и в том, что во все времена существования живой фи-

лософии ее почитатели видели в ней - и в этом ее отличие от боль-

шинства других наук - не только и даже не столько логически и

исторически преемственное движение познания, сколько цепь во

многом уникальных свершений духа, каждое из которых неотдели-

мо от личности философа. Когда же живая философия на время за-

мирала, скованная не терпящей инакомыслия идеологией, то имен-

но история философии в лицах, в штудиях трудов конкретных

мыслителей оставалась заповедным оплотом свободомыслия, где лю-

бовь к мудрости сберегала и продолжала мудрость как таковую.

Причина этого понятна. Ведь философия не только наука, но

и мировоззрение, мироощущение, учение. А там, где учение, - там

личность, поступок и деяние, там свершение, там борение, там и

Судьба, нередко предельно трагичная и глубоко символичная.

Вот прообраз всех философов Сократ, учивший афинскую моло-

дежь справедливости, добру и красоте. Мудрость его была обще-

признана. Но однажды столь высоко чтившие Сократа согражда-

не в огромном судебном присутствии из 500 человек по доносу пре-

зираемого большинством Анита осуждают его на смерть за... со-

вращение юношества! Сократ же, побуждаемый к бегству,

отказывается от него, с благодарностью принимает смертный

приговор. И выпитая им чаша яда, которую сам Сократ назвал це-

лительной, предопределила его конечное торжество над своими су-

дьями в суде самой высокой инстанции - суде истории.

А вот, можно сказать, наш современник, один из основополож-

ников логического позитивизма Людвиг Витгенштейн. Его глубо-

ко потрясли и подвигли к прозрениям события мировой войны.

Духовным плодом этих прозрений стал

трактат>, установивший начала новой школы философии - линг-

вистической, вскрывшей демоническую власть над умами людей

стихии обыденного языка. И только сегодня, в полной мере ис-

пытав на себе пагубные последствия массированного воздействия

политически намагниченных словес, мы начинаем сознавать глу-

бинную взаимосвязь морального потрясения и философских про-

зрений великого мыслителя XX века, увидевшего скрытые корни

исторической несвободы и исторического зла...

Итак, представляя собою нечто единое в стремлении к позна-

нию предельных истин и смыслов бытия, философия была и ос-

тается своеобразным пантеоном подвижников и героев духа. Ма-

ло кому из них при жизни удалось превратиться во властителей дум

своих современников. Но каждый из этих мыслителей и поныне

стоит на страже наших душ и умов. Мы не устаем учиться у Кон-

фуция, впервые положившего понятие человечности в основание

морали, нас продолжает поражать масштаб мысли Аристотеля,

охватившей все отрасли наук и искусств, а едва мы забываем сар-

кастическое разоблачение Фрэнсисом Бэконом идолов рынка,

как они тут же завладевают нами...

Словарь-справочник Л.В.Блинникова "Великие философы"

содержит самое важное обо всех или почти обо всех крупнейших

представителях философской мысли с момента ее зарождения до

наших дней. За всю историю человечества их оказалось меньше, чем

воинов в отряде спартанцев, преградивших у Фермопил путь пер-

сидскому нашествию.

Но битва за свободомыслие, которую ведут великие философы

всех времен, еще далека от своего завершения. Тем более важно,

чтобы каждый, кто стремится и способен приобщиться к их иде-

ям, мог располагать удобным и доходчивым пособием. Книга

Л.В.Блинникова прекрасно подходит для этой цели.

Словарь "Великие философы" не имеет аналогов в нашей

учебной и справочной литературе. Его отличают краткость, емкость,

вых оценок, а труд интерпретатора им выполнен ровно в той ме-

ре, которая необходима для понимания воззрений, изложенных по-

рой совершенно непонятным для нас языком и основанных на

очень далеких от нас жизненных реалиях.

Разумеется, это означает, что словарь Л.В. Блинникова носит по-

пулярный характер. Но популярен он в смысле доступности для

читателей без философского или близкого к нему образования и

отнюдь не впадает в вульгаризацию или легковесные историчес-

кие анекдоты о великих. Его самая массовая аудитория - это те

уважающие себя культурные люди, которые, встретившись в кни-

них именем, стремятся пополнить свои знания и выработать соб-

ственные представления о названном мыслителе. Короче, это Вы,

уважаемый читатель, раз уж Вы заглянули в книгу Л. В. Блинни-

кова и предисловие к ней.

Что же касается более специальной аудитории словаря, то это

прежде всего студенты высших учебных заведений. В расчете на них

при отборе персоналий, включенных в словарь, максимально уч-

тены требования государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования. С помощью книги

ликие философы> можно обновить и пополнить свои знания о каж-

дом философе, изучаемом по программе курса исторической и си-

стематической философии и упоминаемом в экзаменационных

Думается, что словарь окажется полезен также и преподавате-

лям. Он поможет без затруднений подобрать материалы к заняти-

ям, уточнить списки литературы (особенно первоисточников),

предлагаемой для внеаудиторной учебной работы.

Наконец, словарь может служить хорошим пособием для аспи-

рантов и всех, кто самостоятельно изучает историю философии ли-

бо привлекает историко-философский материал.

Добротность словаря как учебного и методического пособия

подтверждена положительными откликами на его пробное изда-

ние, которое было распространено в большинстве высших учеб-

ных заведений России. В тем большей мере издательство и автор

будут признательны за замечания и предложения, направленные

на улучшение книги и устранение возможных неточностей.

\Абеляр


Пьер Абеляр (1079-1142) - один

из самых значительных представителей европейской средневеко-

вой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории

философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, ко-

торая изложена им в автобиографическом произведении

моих бедствий>. С малых лет он почувствовал тягу к знаниям, а

потому отказался от наследства в пользу своих родственников.

Получил образование в различных школах, затем обосновался в

Париже, где занимался преподавательской деятельностью, приоб-

рел славу искусного диалектика по всей Европе. Абеляр нежно лю-

бил Элоизу, свою талантливую ученицу. Их роман привел к бра-

ку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы вмешал-

ся в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию

дяди было совершено надругательство (он был оскоплен), Элои-

за ушла в монастырь. Отношения между Абеляром и его женой из-

вестны из их переписки.

Основные произведения Абеляра: ,

И др. Абеляр был широко образованным

человеком, знакомым с произведениями Платона, Аристотеля, Ци-

церона, с другими памятниками античной культуры.

Главная проблема в творчестве Абеляра - соотношение веры

и разума, эта проблема была основной и для всей схоластической

философии. Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед

слепой верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное

обоснование. Абеляр - ревностный сторонник и адепт схоласти-

ческой логики, диалектики, которая в состоянии разоблачить

всевозможные ухищрения, в чем и заключается ее отличие от со-

фистики. По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в

вере, лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики.

Абеляр определял веру как о вещах, недоступ-

ных человеческим чувствам, как то, что имеет дело не с природ-

ными вещами, познаваемыми науками.

В произведении Абеляр анализирует взгляды

цов церкви>, используя выдержки из Библии и их сочинений, и

показывает противоречивость приводимых высказываний. В резуль-

тате этого анализа возникают сомнения в некоторых догматах

церкви, христианского вероучения. С другой стороны, Абеляр не

сомневался в основных положениях христианства, а лишь призы-

вал к осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не по-

нимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь

из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке.

Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы

сти философов, в критическом отношении к теологии.

Взгляды Абеляра осуждены церковью на Суассонском соборе

(1121), по приговору которого он сам бросил свою книгу

ственное единство и троичность> в огонь. В этой книге он дока-

зывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-

сын и Бог-дух святой - лишь проявления его могущества.

В произведении Абеляр излагает свои взгляды

по проблеме универсалий (общих понятий). Он пытается прими-

рить крайне реалистические и крайне номиналистические позиции.

Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин,

а крайнего реализма - тоже учитель Абеляра - Гильом из Шам-

по. Росцелин полагал, что существуют лишь единичные вещи, об-

щего вообще не существует, общее - это лишь названия. Гильом

из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как

неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят инди-

видуальное разнообразие в единую общую сущность.

Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного по-

знания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в сло-

вах, имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются чело-

веком на основе чувственного опыта посредством абстрагирования

в уме свойств вещи, общих для многих предметов. В результате

этого процесса абстрагирования происходит образование универ-

салий, которые существуют лишь в уме человека. Такая позиция,

преодолевающая крайности номинализма и реализма, впоследст-

вии получила название концептуализма. Абеляр выступал против

схоластических умозрительных и идеалистических спекуляций в от-

ношении знания, существовавших в то время.

В произведении

нином> Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что

каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христи-

гия. Только философия может достичь истины; она направляется

естественным законом, свободным от всевозможных священных

ственное познание. Кроме этого естественного закона, люди сле-

дуют еще всевозможным предписаниям, но они - лишь ненуж-

ные добавления к естественному закону, которому следуют все лю-

ди, - совести.

Этические воззрения Абеляра изложены в двух произведени-

ем и христианином>. Они находятся в тесной зависимости от его

теологии. Основной принцип этической концепции Абеляра - ут-

верждение полной моральной ответственности человека за свои по-

ступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение -

продолжение абеляровской позиции в области гносеологии, под-

черкивание субъективной роли человека в познании. Деятель-

ность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один

поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от наме-

рений. Греховный поступок - такой, который совершен в проти-

воречии с убеждениями человека.

В соответствии с этим Абеляр полагал, что язычники, кото-

рые преследовали Христа, не совершали никаких греховных дей-

ствий, так как эти действия не находились в противоречии с их

убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и

не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в

соответствии со своими высокими моральными принципами.

Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной мис-

сии Христа, которая, по его мнению, состояла не в том, что он

снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что он был

примером высокой морали, которой должно следовать все челове-

чество. Абеляр полагал, что человечество унаследовало от Адама и

Евы не способность к греху, а лишь способность раскаиваться в нем.

Согласно Абеляру, божественная благодать нужна человеку не для

осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осу-

ществление. Все это противоречило распространенным тогда рели-

гиозным догматам и было осуждено Санским собором (1140) как

\Августин

Аврелий Августин Блаженный

(354-430) - крупнейший средневековый философ, виднейший

представитель западных. Он оказал сильнейшее

влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья.

Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни Прокла

и даже приходятся на более ранний период, чем жизнь некоторых

неоплатоников. Поэтому некоторые исследователи полагают, что

его творчество лучше рассматривать в русле греческой философии.

Более того, Августин пришел к христианству через манихейство

под воздействием трудов неоплатоников. В философии Августи-

на много от неоплатоников, однако дух его сочинений религиоз-

ный, не совместимый с духом античной философии.

Родина Августина - город Тагаст (Северная Африка) - совре-

менный Алжир. Интерес к философии у него появился под влия-

нием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил после себя бо-

гатое литературное наследство. Им написаны десятки значитель-

ных произведений: ,

ведь>, и др.

По своим философским воззрениям Августин сначала примы-

кал к манихейству - религиозному течению, исповедовавшему

противоположность добра и зла, света и тьмы, - но, разочаровав-

шись в нем, примкнул к скептицизму академиков. После знаком-

ства с Амвросием Медиоланским, оказавшим на него большое

влияние, и чтения трудов неоплатоников Августин стал скло-

няться к христианству, которое принял в 387 г. Он развернул ак-

тивную деятельность по распространению христианского веро-

учения, что дало возможность исследователям его творчества на-

зывать его.

Религиозно-философская система Августина представляет со-

бой соединение библейского мировоззрения с теми положениями

неоплатонизма, которые приемлемы для христианского вероуче-

ния. Центральный пункт философской системы Августина - Бог,

поэтому она исключительно теоцентрична. Согласно Августину,

Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в

мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, все остальное оп-

ределяется божественной волей и зависит от нее. Первенство Бо-

га над всем остальным имеет для Августина большое философско-

теологическое значение, так как в этом случае он выступает при-

чиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотво-

рил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема креацио-

низма раскрывается Августином с различных сторон. Августин сто-

ит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы

Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и приро-

ды никак не зависит.

Идея постоянного творения мира Богом приводит Августина

к концепции фатализма, что является характерной чертой августи-

нианства. Все, что происходит в мире, совершается по воле выс-

шего существа - Бога, поэтому в мире само по себе ничего не ро-

ждается и ничего не умирает. Даже развитие растений и животных

предопределено волей Бога, который трансцендентно определяет

зарождение и развитие индивидуальных существ. Это приводит к

иррационалистическому истолкованию действительности Авгу-

стином, полагавшим, что таинственные, непостижимые челове-

ком явления природы вполне определяет воля Божья.

Креационистская доктрина Августина по-своему трактует при-

роду и человека. Для Августина органический мир не обладает оду-

шевленностью, не говоря уже о неорганическом мире. Душой об-

ладает только человек. Душа человека создается Богом и после это-

го существует вечно. В работе он пишет, что

нение всех этих элементов или также некоторых из них> . Ав-

густин понимает человеческую душу как нематериальную сущность,

как бестелесное образование. При этом он считает, что человече-

ская нематериальная душа находится в материальном теле чело-

века, и здесь возникает проблема их взаимодействия, но решения

этой проблемы Августин не дает. В произведении

ем> он пишет:

становятся живыми существами, в полном смысле слова удивите-

лен и решительно непонятен для человека: а между тем это и есть

человек> . При решении этого вопроса Августин прежде всего обраща-

ется к Богу и полагает, что время не существовало до сотворен-

ных Богом вещей, а возникло вместе с ними по воле Божьей. Рас-

сматривая проблему времени, Августин утверждает, что при ана-

лизе времени мы впадаем в парадоксы. Думая о природе времени,

мы приходим к выводу, что его нельзя измерить, так как прошлое

время не существует, раз оно прошло, будущее время еще не су-

ществует, гак как не наступило, а настоящее время становится про-

шлым, как только осуществляется. В конце концов Августин ре-

шает, что время - это определенный вид протяженности, и то,

что мы измеряем, когда измеряем время, - это впечатления и от-

печатки памяти. Обращаясь к своему сознанию, он говорит:

бе, как я сказал, я измеряю периоды времени. Я измеряю как вре-

мя настоящие впечатления, которые вещи производят на меня в

то время, как они проходят мимо меня. Я не измеряю сами вещи,

а только впечатления, которые оставляют вещи, когда они про-

ходят мимо меня. Это означает, что я измеряю периоды времени>.

Таким образом, Августин разрешает проблему несуществова-

мять и ожидание будущих событий.

Подчеркивая быстротечность и изменяемость окружающих ве-

щей реального мира, Августин указывал на вечность Бога, кото-

рый не изменяем.

Не обошел Августин и проблему соотношения веры и разума.

Как и другие, он превозносит веру за счет разума.

Им провозглашена формула: , которая вы-

ражала требование, чтобы вера предшествовала пониманию. Ве-

ру Августин представлял себе не только как веру в авторитет Свя-

Однако в вопросах познания он больше склоняется к рацио-

нализму. Признавая существование чувственного восприятия пред-

метов, Августин в то же время полагал, что все это происходит в

силу деятельности души, которая постоянно заботится о своем те-

ле. Он считал, что чувственное познание не способно дать досто-

верного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть

скептицизм. Августин утверждал, что человек не может сомневать-

ся в своем мышлении, и это является несомненным фактом.

мнение) как некоторую истину> [Об истинной религии. XXIX, 73].

Это положение часто рассматривают в качестве аналогичного

декартовскому (

ществую>). Конечно, зерно рационалистического подхода к позна-

нию у Августина существует, однако отождествлять эти положе-

ния, разделенные тысячелетием, нельзя, так как Августин не

вкладывал в свое положение того смысла, который вкладывал Де-

карт в свое. Кроме того, это положение следует рассмат-

ривать в системе августинианства, который придавал божествен-

ному творчеству и божественному вмешательству главенствую-

щее значение в познании. Бог у Августина выступает

шего озарения>. Человек лишь пассивно воспринимает божествен-

ные идеи. Познание настоящих истин происходит посредством бо-

жественного озарения.

В своих произведениях Августин много внимания уделял про-

блеме греха и божественного предопределения. Бог, согласно Ав-

густину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, все-

цело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная

воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они впали в грех,

вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою

свободную волю вопреки божественным заповедям, Адам создал

пропасть между человеком и Богом. Свободная воля постоянно тол-

кает человека на путь греха. Грех заключается в том, что челове-

ка влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, вооб-

ражает, что может без помощи Бога жить в мире и овладевать им.

Большинство людей совершают греховные поступки вследствие

того, что это уже предопределено Богом. Только меньшинство со-

вершает морально безупречные деяния, но отнюдь не по своей доб-

рой воле, а потому, что это предопределено свыше. Так что боль-

шинство грешников не могут рассчитывать попасть в Рай, ибо на

них не снизошла божественная благодать. В этом состоит понятие

божественного предопределения: к добру человека направляет во-

ля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.

Свою доктрину Августин развивал в борьбе с пелагианством -

течением, которое отстаивал монах Пелагий. Пелагий отрицал

наследственность первородного греха Адама и испорченность вслед-

ствие этого всего человечества. Он полагал, что человек действи-

тельно обладает свободной волей, которая дает ему возможность

пойти по пути или добра, или зла, и здесь нет божественного пре-

допределения. Благодать Пелагий видел лишь в помощи, которая

оказывалась Богом человеку в соответствии с его заслугами. Все-

го этого не могли принять Августин и церковь, поскольку этим под-

цов осуждено церковью.

Исходный пункт моральной доктрины Августина - безгранич-

ная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю

жизнь человека, вытеснить любовь к человеку. Это Августин про-

демонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обра-

щением в христианство свою любимую жену с единственным ре-

добен дьяволу>, - пишет Августин в . От-

сюда проистекает аскетизм морального учения Августина, соглас-

но которому добродетель состоит в том, чтобы отказаться от боль-

шинства вещей, которыми живет обычный человек. В согласии

с основными положениями эллинистической философии Августин

полагал, что цель человеческой жизни - счастье, которое состо-

ит в познании Бога и испытании души.

Августин защищал концепцию неравенства людей, которое рас-

сматривал как необходимое явление в социальной жизни. Нера-

венство, полагал он, навсегда сохранится в обществе и здесь бес-

смысленно что-либо менять, так как богатство одних и бедность

других обусловлены божественным промыслом.

Августин был одним из первых, кто поставил в своем творче-

стве проблемы философии истории, сделав попытку объяснить ход

истории человечества. В своей он писал, что большин-

ство людей в своей ограниченной жизни

стью проникать в дух предшествующих веков и сопоставлять этот

духе духом настоящего времени> . Интерес Августина

к общим проблемам истории возник в связи с разграблением Ри-

ма готами в 410 г. под руководством короля Алариха. Понимание

истории Августином является провиденциалистским, так как

власть и воля Бога распространяются им не только на жизнь от-

дельного человека, но и на все общество, его историю.

В своей философии истории Августин выделял шесть перио-

дов истории земных обществ по аналогии с шестью днями творе-

ния. Этими шестью возрастами человеческой жизни у Августина

являются: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый

возраст, старость. Первая эпоха начинается с детей Адама и Евы

и продолжается до потопа, а последняя началась с прихода Хри-

ста и возникновения христианства и закончится со вторым при-

шествием Христа и концом человечества.

Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой

двух царств: царства Божьего и царства земного. Этим Августин пе-

реносил дуализм Бога и природы на общественное развитие. Бо-

жье царство состоит из людей избранных, на которых снизошла

божественная благодать к спасению, земное царство состоит из лю-

дей, которые обречены на греховную жизнь. В первом царстве оби-

тают те праведные люди, которые руководствуются в жизни толь-

ко любовью к Богу, во втором - те, которые о нем забывают.

Однако на земле общество состоит и из праведников и из

грешников, так что царства Божье и земное соединены вместе. Ав-

густин подвергает критике все то в обществе, что связано с зем-

ным царством. Он указывает на насильственный характер государ-

ства, которое называет.

Августин осуждает все эгоистические стремления к накоплению бо-

гатств, низменные страсти, попытки господствовать над людьми.

В то же время критика общества и государства ограничена у не-

го теологическими воззрениями, так как, согласно Августину,

любая власть, даже самая плохая, возникает по воле Бога и осу-

ществляет все то, что ей предназначено проведением, т.е. поддер-

живает порядок и скрепляет социальные узы.

Августин противопоставляет государство и церковь. Если го-

сударство - это царство греха и основано на любви только к са-

мому себе, то церковь основана на самоотверженной любви к

Богу. Церковь - это общество Христа, и вне ее нельзя обрести спа-

сение. Церковь - это представитель царства Божьего на земле.

Философия истории Августина при всей своей теологичности

заложила основы теории общественного прогресса. История обще-

ства имеет начало и все время развивается по пути своего совер-

шенствования. Эта история имеет смысл и предназначение - по-

беду христианства во всемирном масштабе. В последующих кон-

цепциях социального прогресса последний стал уже связываться

не с прогрессом в деле христианизации, а с прогрессом в разви-

тии производства и наук.

\Авенариус

Рихард Авенариус (1843-1896) -

швейцарский философ, один из главных представителей эмпири-

окритицизма. Основные произведения:

(1888-1890), (1909),

как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры си-

Термин означает, что

и составляет основное содержание этого философского направ-

ления, которое видит свою задачу в том, чтобы очистить опыт,

них привнесений. Такую операцию по очищению опыта совер-

шает философия, в то время как конкретные науки постоянно

накапливают знания и тем самым примешивают к опыту посто-

ронние элементы. По мнению Авенариуса, опыт обычно смешан

с некоторыми посторонними представлениями - апперцепция-

ми: ценностными (темематологическими) и антропоморфически-

ми. Первые представления связаны с тем, что мы характеризу-

ем предмет как хороший, красивый и т.п., что является лишь на-

шей оценкой предмета, а не отражает его свойств. Ко вторым,

антропоморфическим, апперцепциям относятся мифологиче-

ские представления (представления о некоем, живущем в на-

шем теле), антропатические представления (воздействие

стей душ> на телесные движения человека), интеллектуально-фор-

мальные представления.

Авенариус полагает, что опыт состоит из нейтральных элемен-

тов, которые им понимаются как ощущения. На пути очищения

опыта Авенариус видит препятствие в виде интроекции, под кото-

рой он понимает процесс приписывания другим людям восприятий

окружающих вещей, т.е. опыта и познания, и вкладывания этих

чувств и мышления в других людей.

вообще из "находящегося предо мной" делает "находящимся во

мне", "первоначально находимого" "представляемое", из "состав-

ной части (реальной) среды", "составную часть (идеального) мыш-

ления", из "дерева" с его механической энергией - "явление" из

той материи, из которой сотканы сны> [О предмете психологии. М.,

1911. С. 22]. Таким образом, придуманный внутренний мир проти-

вополагают эмпирическому, миру опыта. Интроекция происходит

тогда, когда мы помещаем местонахождение различных восприятий

внутрь других людей, а тем самым - и в нас самих. Получается, со-

гласно Авенариусу, удвоение мира, при котором возникает иллю-

зия, что, кроме мира вещей, которые непосредственно даны нам

в опыте, существует еще и мир представлений, которые находятся

в душе другого человека. Авенариус выступает против этого поло-

жения, считая, что борется против идеализма. Он полагал, что нель-

зя. Он писал:

ни седалище, ни производитель, ни орудие или орган, ни носитель

или субстрат и т.д. мышления. Мышление не есть ни обитатель, ни

повелитель, ни другая половина или его сторона и т.д., равным об-

разом и не продукт, даже не физиологическая функция, или даже

хотя бы вообще какое-либо состояние мозга>. [Человеческое поня-

тие о мире. М" 1909. С. 69.]

Отвергая теорию интроекции, Авенариус выдвигает концепцию

Суть которой состоит в том, что

признается нерасторжимая связь познающего субъекта и среды, т.е.

Осуществляя процесс очищения опыта, Авенариус выдвинул

принцип. Он писал:

динения новых впечатлений душа сообщает своим представлени-

ям возможно меньшее изменение; или, другими словами: после но-

вой апперцепции содержание наших представлений оказывается

возможно более сходным с их содержанием до этой апперцепции...

На новую апперцепцию душа затрачивает лишь ровно столько

сил, сколько необходимо, а в случае множества апперцепций она

отдает предпочтение той, которая совершает ту же работу с мень-

шей затратой силы> [Философия как мышление о мире согласно

принципу наименьшей меры силы. СПб., 1913. С. 3].

\Аверроэс

Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-

1198)- арабский философ, завершающий развитие арабоязыч-

ного аристотелизма. Он представляет философию, которая полу-

чила развитие на крайнем Западе арабского государства - на тер-

ритории современной Испании и Северной Африки.

Аверроэс родился в Кордове и оставил после себя большое ли-

тературное наследство, прежде всего философское. Это был эн-

циклопедически образованный человек. Прославился он в основ-

ном комментариями к сочинениям Аристотеля, которого ценил

очень высоко. За это получил прозвище. О нем го-

ля>. Наряду с комментированием Аверроэс дал и свое толкование

рассматриваемых вопросов.

Аверроэс написал много произведений, из которых наиболее

известное - . Этот труд - ответ на

Аль-Газали. В нем Аверроэс рассмат-

ривает вопрос о соотношении философии и религии. Он показы-

вает, что философия и религия очень сходны в направленности сво-

их суждений.

лигии,... они спутники по природе, друзья по сущности и врож-

денному предрасположению> Щит. по: СагадеевА.В. Ибн Рушд. М.,

1973. С. 198). И философия, и религия имеют предметом своих изы-

сканий Бога, но рассуждают о нем совершенно по-разному. Ес-

ли религия рассуждает о Боге риторически, используя образность,

которая проявляется в Коране, то философия пользуется доказа-

тельным, т.е. наиболее адекватным способом.

Однако это не означает, что между религией и философией су-

ществуют противоречия. Просто религия познает буквальный смысл,

зафиксированный в Коране, а философия - содержащийся в нем

внутренний смысл. Философия постигает истину путем аллегори-

ческого толкования священных текстов. Для Аверроэса характерен

рационализм; он стремился к философскому обоснованию не всех

религиозных догматов, как это свойственно Абеляру, а только об-

щих положений, имеющих дело с отношением мира и человека.

Аверроэс также рассматривал центральный для всего средне-

векового периода вопрос об истолковании бытия: существует ли

мир вечно или он сотворен Богом. Согласно Аверроэсу, матери-

альный мир вечен, как и Бог, который не сотворил мир. Отвер-

гая креационистскую концепцию возникновения мира, Аверроэс

не отказывается от аристотелевского понятия Бога как перводви-

гателя. Он также признает платоновскую эманацию, которая объ-

ясняет возникновение низших по отношению к Богу сущностей,

двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия - Бог,

находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыс-

лящее само по себе мышление. Материя существует как постоян-

ная возможность форм, которые из нее возникают; материя и

форма, для Аверроэса, нераздельны и образуют единство.

Индивидуальные души не являются бессмертными, они уми-

рают вместе с телом. Этика Аверроэса заключается в учении, что

человек создает добро в соответствии со своими установками, а не

в зависимости от того, что его ожидает на том свете - Ад или Рай.

\Авиценна

Авиценна (Ибн Сина) (980-

1037) - один из крупнейших средневековых ученых-энциклопеди-

стов. По происхождению таджик, он жил в различных городах на

территории Средней Азии и Ирана, занимая должности врача и

визиря при различных правителях Востока. Написал множество тру-

дов, главные из которых-,

Вслед за Аристотелем Авиценна подразделяет знания на тео-

ретические и практические, которые называются так потому, что

их предмет определяется исключительно человеческими дейст-

виями. К практическим наукам относятся этика, экономика, по-

литика.


Проблему сущности и существования Авиценна решает в ду-

хе неоплатонизма: божественное бытие, называемое Авиценной

Необходимо сущим, порождает посредством эманации все мно-

гообразие конкретного мира. В отличие от Платона он рассмат-

ривает материю за пределами эманации.

шествует существованию самой вещи> {Ибн Ста. Данишнамэ. М.,

1957. С. 17]. Авиценна отрицал создание мира Богом и полагал,

что мир существует вечно вместе с Богом. Возникновение мира

обусловлено эманацией из единого, постоянно существующего

Бога множества конкретных форм проявления мира. Здесь он вы-

ступал против монотеистического креационизма в различных

формах.


Авиценна стоит на позициях соотношения материи и формы,

которые защищал Аристотель. Материя и форма не могут суще-

ствовать самостоятельно, они тесно связаны между собой.

При решении проблемы универсалий - одной из основных в

средневековой схоластике - Авиценна, руководствуясь аристоте-

левским пониманием соотношения формы и материи, полагает,

что универсалии существуют и в вещах, и в человеческом уме, ко-

торый извлекает их из вещей, и даже до вещей, и после них.

Авиценна не сомневался в возможности познать мир, прида-

вая большое значение логике и рассматривая ее как введение к лю-

бой науке.

По законам логики осуществляется и божественная деятель-

ность, имеющая тем самым интеллектуальный характер. Однако

Бог не руководствуется при этом какой-либо целью, и это озна-

чает, что развитие мира не носит фатального характера.

В вопросах психологии Авиценна также идет вслед за Аристо-

телем и различает растительную, животную и разумную души.

Особо он рассматривает человеческую душу и не отрицает ее бес-

смертия. Однако бессмертие он понимает не в прямом смысле, а

в философском, отрицая возможность переселения душ - метем-

\Адорно


Теодор Визенгрунд Адорно

(1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед. Пред-

ставитель Франкфуртской школы. Адорно, один из самых слож-

ных мыслителей XX века, родился в богатой семье Визенгрунд во

Франкфурте-на-Майне. В возрасте 21 года защитил докторскую

диссертацию по феноменологии Гуссерля.

В это же время он проявлял незаурядные способности в му-

зыке, которые ему передала, вместе с именем Адорно, его мать,

бывшая оперная певица, по происхождению корсиканка. Адор-

но интенсивно изучал технику игры на фортепьяно в кружке, об-

разованном в Вене вокруг Арнольда Шенберга, создателя атональ-

ной музыки. Но его интерес к теоретическим социальным вопро-

сам никогда не ослабевал, и он стал сотрудничать с Франк-

фуртским институтом социальных исследований, в особенности

после назначения его друга Хоркхаймера директором этого ин-

ститута.


В этот период в Институте начала складываться так называе-

мая Франкфуртская школа, занимавшая позиции неомарксизма.

Для Адорно этого времени также были характерны марксистские

взгляды, сформировавшиеся в основном под влиянием работы

Д.Лукача (1923), в которой раз-

рабатывалось ключевое понятие, означавшее

процесс превращения социальных отношений в качества вещей.

Это как раз то, что Маркс называл и

что впоследствии стало краеугольным камнем всего творчества


 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва